Взаимодействие педагогов и родителей в процессе формирования здорового образа жизни и навыков безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта.
статья на тему
Статья посвящена проблеме взаимодействия педагогов специального дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в процессе здорового образа жизни и навыков безопасного поведения воспитанников с нарушением интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
romashkina_statya_obzh.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья, вошедшая в сборник материалов пятой всероссийской научно-практической конференции «Формирование и реализация экологической политики на региональном уровне».
Взаимодействие педагогов и родителей в процессе формирования здорового образа жизни и навыков безопасного поведения у дошкольников
с нарушением интеллекта.
Автор: Ромашкина Е.Н. учитель – дефектолог МДОУ детский сад № 209 компенсирующего вида г. Ярославль
Аннотация: статья посвящена проблеме взаимодействия педагогов специального дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в процессе здорового образа жизни и навыков безопасного поведения воспитанников с нарушением интеллекта.
В современном мире все больше внимания привлекают вопросы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день в России одной из самых актуальных и изучаемых проблем остается проблема безопасности жизнедеятельности и сохранения здоровья дошкольников с нарушением интеллекта. Развитие ребенка с ограниченными возможностями происходит на дефектной основе и отличается нарушением развития подкорковой и корковой структур функционального и органического характера разной степени. Именно поэтому, процесс обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями в ДОУ имеет специфические особенности: социальную направленность обучения, многократное повторение учебного материала и усвоение учебного материала через действия, осуществляемые в наглядно – практическом плане.
В массовых детских садах понятие безопасность жизнедеятельности включает в себя не только охрану жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ, но и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм. В специальном детском саду понятие безопасности жизнедеятельности ограничено сохранением, укреплением здоровья и формированием элементарных навыков безопасного поведения.
Опыт работы в дошкольном учреждении для детей с нарушением интеллекта показывает, что повысить эффективность педагогического воздействия по реализации здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности возможно только при тесном взаимодействии с родителями. Так как известно и научно доказано, что у детей с нарушением интеллекта в дошкольном возрасте знания, умения и навыки должны иметь социальный опыт их применения в реальной жизни, иначе они будут утрачены. Следовательно, родители должны стать активными участниками коррекционно-воспитательного процесса, придерживаться единства требований с педагогами, и понимать, что важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту.
Процесс взаимодействия педагогов с родителями по данному направлению должен проходить поэтапно и начинаться с доверительной беседы, целью которой станет выявление уровня понимания родителями необходимости формирования самостоятельности у ребенка. Данная цель определена нами вследствие того, что в большинстве случаев при поступлении ребенка в детский сад мы обнаруживаем у него полную беспомощность. Именно поэтому первым этапом в деятельности по формированию здорового образа жизни становиться формирование у ребенка образа «Я». Для этого в детском саду проводится организованная образовательная деятельность, где ребенок узнает о частях своего тела, различных анализаторах и их функциональном значении, правилах личной гигиены. Именно на этом этапе основной деятельностью станет формирование навыков самообслуживания и элементарных навыков самостоятельности. Важным компонентом на данном этапе является закрепление полученных знаний и навыков в домашних условиях. Поэтому предлагается провести с родителями консультацию на данную тему. Чаще всего здесь и возникает первая проблема - родители внимательно все слушают, что им говорит педагог, соглашаются с ним, но на деле получается что никакого закрепления дома не происходит. Поэтому, наиболее эффективный результат, как показывает опыт, достигается не просто посредством беседы с родителями, а беседы подкрепленной листовкой, буклетом, памяткой. Буклет или листовка должен нести минимум информации проведенной работы в детском саду на данном этапе, практические рекомендации для выполнения дома в процессе взаимодействия с ребенком. Обязательным условием создания буклета или листовки является наличие ярких понятных не только взрослому, но и ребенку иллюстраций.
На следующем этапе, необходимо формировать у детей умения и навыки сохранения и укрепления здоровья. То есть, элементарные правила безопасного поведения по отношению к собственному телу, для этого необходимо развивать у ребенка чувство безопасности сначала через тактильные ощущения и понимание запрещающих вербальных и невербальных символов. Для этого и педагоги, и родители должны научить ребенка понимать значение таких слов, как «нельзя», «больно», «горячо» и т.п., затем выработать двигательную реакцию на символ или звуковой сигнал. Например: красный цвет – символ запрета, символ – подкрепление к слову «нельзя», и наоборот зеленый цвет – символ доступности, разрешения.
Здесь также необходимо заручиться поддержкой родителей с помощью консультации, подкрепленной ярко иллюстрированной листовкой или буклетом. Кроме бесед и листовок на данном этапе желательно провести совместные развлекательно – обучающие мероприятия для детей и родителей.
Следующий этап формирования навыков здорового образа жизни и безопасного поведения – этап применения полученных навыков и перенос полученных знаний из одной ситуации в другую. То есть, здесь проводиться работа по освоению детьми правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, правил безопасного поведения на железной дороге, правил поведения с незнакомыми людьми на улице и бесхозными предметами, насколько бы привлекательны они не были. На данном этапе роль родителей становиться более значимой для ребенка, чем действия педагога, так как у детей с нарушением интеллекта основным способом усвоения общественного опыта остается подражание действиям взрослого, и тут авторитетом в глазах ребенка выступает родитель. Первостепенная задача взаимодействия педагога с родителями на данном этапе сводиться к убеждению родителей воспитанников в необходимости соблюдения, и выполнения определенных правил безопасности, которые являются неотъемлемой частью основ здорового образа жизни.
Таким образом, эффективность деятельности по формированию здорового образа жизни и безопасного поведения детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, зависит от успешности взаимодействия и взаимопонимания педагогов и родителей воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная адаптация детей дошкольного возраста в процессе формирования здорового образа жизни.
Здоровый стиль жизни дошкольника...
Социальная адаптация детей дошкольного возраста в процессе формирования здорового образа жизни.
Проблемы здоровья детей...
Взаимодействие ДОУ с семьей при формировании здорового образа жизни воспитанников группы общеразвивающей направленности №12 для детей 5-6 лет
Работа с семьей по формированию у дошкольников ЗОЖ...
Консультация "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения"
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения...
"Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию здорового образа жизни"
В докладе рассказывается от принципах взаимодействия с семьями воспитанников и практическом опыте....
"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"
Данная методическая разработка направлена на установление преемственных связей детского сада и родителей в вопросах здоровьесбережения и на повышение родительской компетентности в данных вопросах....
Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей здорового образа жизни"
Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе ...