Нарушением опорно-двигательного аппарата является плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь. Свод стопы начинает формироваться главным образом в период активной ходьбы и должен быть сформирован к трём годам. Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребёнка. При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищёнными от сотрясений. Одним из частных симптомов плоскостопия является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врождённое плоскостопие встречается редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенёсших рахит. Перегрузка, переутомление стопы часто возникает у детей с избыточным весом. Дети не редко страдают плоскостопием по вине родителей. Вредно рано ставить на ноги и обучать ходьбе неокрепших детей, особенно с признаками рахита, так как это ведёт к неправильной установке стопы. Одной из причин является неправильно подобранная обувь, вредно носить не только тесные, но и чересчур свободные туфли, ботинки, которые иногда покупают детям «на вырост», категорически запрещается ношение теплой обуви в помещении, ношение обуви со стоптанными задниками. Обувь без каблука, с мягким непрочным задником (тапочки, сандалии, босоножки без пяток) плохо фиксируют стопу. Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить. Борьба с плоскостопием должна идти по пути улучшения физического развития ребёнка. С раннего возраста необходимо укреплять мышцы и связки ног. Детям первого года жизни очень рекомендуется массаж ног с последующей гимнастикой, влажным обтиранием. Необходимо регулярно проводить утреннюю гимнастику, подвижные игры. Полезны занятия плаванием, ходьба на лыжах (с 4-х лет), езда на велосипеде, Очень полезно побегать ребёнку босиком. Летом рекомендуется чаще ходить и бегать по неровной поверхности босиком (песок, гравий, скошенная трава), - это хорошая гимнастика для стоп. Ходьба без обуви по бревну, рейкам лестницы, ребристой доске, канату, палке (как прямо, так и боком). Хорошее воздействие оказывают ежедневные прохладные ванны, массирующие коврики. Обувь должна быть тщательно подобрана: достаточно гибкая подошва, небольшой (2-4 см.) и широкий каблук, широкий носок. В течение дня обувь полезно менять. Детям с предрасположенностью к плоскостопию целесообразно положить под стельку поролоновую подкладку толщиной 3-4 см. для лучшей амортизации стопы. Многие родители, узнав о плоскостопии детей, увлекаются ношением особых стелек – супинаторов, но они не исправляют плоскостопия, а лишь снимают болезненные ощущения. Длительное ношение их бесполезно и даже вредно детям раннего и дошкольного возраста, так как их жёсткая конструкция не даёт возможности исправлять и тренировать мышцы стопы. Лечение плоскостопия включает в себя ношение правильной обуви, массаж и лечебную гимнастику на фоне общего укрепления организма ребёнка. Основное и самое верное средство – специальная гимнастика, укрепляющая мышцы стопы и голеностопного сустава. Особенно хороший эффект достигается при её сочетании с массажем голени и стопы. Массаж стопы. Сначала подошва разминается с помощью поглаживаний ладонью, затем нажимом больших пальцев. Необходимо сделать 10-12 повторных движений на каждую стопу. Стопа – удобное место лечебного воздействия. Во-первых, она хорошо разминается от естественных упражнений (ходьбы и бега босиком по песку и мелкой гальке), которые нравятся каждому ребёнку, во-вторых, воздействовать на неё можно с помощью массажа, которые не требует больших затрат времени и особых навыков. Для укрепления мышечно – связочного аппарата Голеностопного сустава и стопы рекомендуется: В естественных условиях | Дома | - ходьба в сосновом бору (корневая система расположено на поверхности); - ходьба по гальке; - ходьба по песку; - ходьба по горам. - ходьба по наклонной плоскости. | -Ходьба по ребристым - ходьба в «сухом бассейне» по массажным коврикам; - ходьба по ортопедической дорожке; |
ПРТИВОПОКАЗАНО! - Соскоки, прыжки, бег, особенно по асфальту. - Выполнять упражнения при длительной статической нагрузке. Упражнения для профилактики плоскостопия. 1. Ходьба на носках с различным положением рук (на поясе, в стороны, вверху, за спиной, за головой) (2-3 раза в медленном темпе). Расстояние между ступенями 20-25 см). 2. Ходьба босиком на носках по песку или мелкой гальке по площадке длиной 20-25 см (1-2 раза в медленном темпе) 3. Ходьба на наружном крае стоп. 4. Ходьба по канату (2-3 раза в медленном темпе) 5. Ходьба по гимнастической палке, положенной на пол. 6. Ходьба по обручу, обхватывая его края пальцами ног. 7. Перекаты с пяток на носки, стоя серединой стопы на гимнастической палке. (20 с.) 8. Ходьба боком (левым и правым) по гимнастической скамейке, обхватывая её края сводами стоп. (2-2 раза в медленном темпе). 9. Прыжки на носках со скакалкой (10-15 раз). 10. Сгибание и разгибание пальцев ног в положении сидя. 11. Собирание пальцами ног на полу скакалки. (2-3 раза).
Упражнение для коррекции плоскостопия. 1. Упражнения без предметов. 1. Перекаты с носков на стопы. 2. Потирание одной стопой другой. 3.Сгибание и разгибание пальцев ног (сидя, лёжа). 4. Поворачивание стопы вперёд-назад, вправо-влево. 5. Пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот (тяжесть тела переносить в разные части стопы). 6. Ходьба на носках, на пятках, на наружных сторонах стопы. 7. Широкий шаг с глубоким перекатом с носка на пятку. 8. Поскоки, прыжки на месте с передвижением. 9. Ходьба по песку, по круглому щебню, по дорожке - массажёру. 2.Упражнения с предметами. 1. Захват предметов пальцами ног, удерживание и отбрасывание их. 2. Перекатывание стопой маленького набивного мяча, мешочка с песком и других предметов в различных направлениях. 3. Перекатывание стопой палки, захват её пальцами, стараясь ногами поставить вертикально. 4. Прыжки со скакалкой на одной и обеих ногах. 5. «Каток» - сидя на стуле, катать мяч, скакалку сначала одной, затем другой ногой. 6. «Буксир» - сидя на полу, ноги согнуть, пятки плотно прижать к полу и не отрывать от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги подтащить под пятки разложенную на полу салфетку, на которой лежит какой – небольшой груз. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой. 7. «Маляр» - сидя на полу с вытянутыми ногами (колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги провести по подъёму другой (от большого пальца к колену), повторить 3-4 раза. 8. «Сборщик» - сидя, с согнутыми коленями, собрать пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу и сложить их в кучки. Другой ногой повторить то же самое. Затем без помощи рук переложить эти предметы из одной кучки в другую. 9. «Художник» - сидя на полу с согнутыми коленями, карандашом, зажатыми пальцами ноги, рисовать на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой. 10. «Гусеница» - сидя на полу с согнутыми коленями, сгибая пальцы ног, подтягивать пятки вперёд (пятки прижимать к пальцам) до выпрямления ног. Пальцы расправить и движения повторить (имитация движения гусеницы). Упражнения повторяется обеими ногами одновременно. 11. «Кораблик» - сидя на полу с согнутыми коленями, прижимая подошвы ног друг к другу. Постепенно выпрямить колени. Придать ступням форму кораблика. 12. «Дворник» - сидя на полу с согнутыми коленями, поставить подошвы ног на пол на расстоянии 20 см. Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. 13. «Мельница» - сидя на полу, ноги выпрямить. Описывать ступнями круги в разных направления. 14. «Автоматическая дверь» - стоя на полу, разводить и сводить выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола. 15. «Барабанщик» - сидя на полу, колени согнуть. Стучать по полу только пальцами ног, не касаясь пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются. 16. ходьба на пятках. 17. «Великан» - ходьба на носках, поднимаясь как можно выше, 5-7 мин. 18. «Карлик» - ходьба на согнутых ногах 4-5 мин. 19. «Маленький – большой» - по команде как можно ниже присесть, а затем быстро выпрямиться. (10-12 раз). 20. «Лошадь» - двигаться по кругу, подражая ходу лошади, высоко поднимая колени: шагом, рысью. 21. «Ловкие ноги» - дети сидят на полу, руки в упоре сзади. Между широко расставленными ногами палка. Справа у палки носовой платок. Необходимо взять его пальцами правой ноги и перенести к левой, не задев палки и не уронив платка. Правая нога возвращается в исходное положение. Затем то же самое выполнить левой ногой. Повторить 2-4 раза, последние два раза переносить обе ноги с платком вправо и влево. Я платок возьму ногой, И несу, несу, не сплю. Поднесу его к другой, Палку я не зацеплю.
Комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп. Комплекс «Весёлый зоосад» 1. «Танцующий верблюд». И. п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной. Ходьба на месте с поочерёдным подниманием пятки (носки от пола не отрывать). 2. «Забавный медвежонок». И. п. - стоя на наружных краях стоп руки на поясе. Ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперёд – назад, вправо – влево. Кружась на месте вправо и влево. 3. «Смеющийся сурок». И. п. – стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз кисти направлены пальцами вниз. 1-2 – полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 – и. п. 4. «Тигрёнок потягивается». И. п. – сидя на пятках, руки в упоре впереди. 1-2 – выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись; 3-4 – и. п. 5. «Обезьянки непоседы». И. п. – сидя по-турецки (согнув ноги коленями в стороны, стопы крест-накрест, наружные края стоп одинаково ровно опираются об пол), руки произвольно. 1-2 – встать; 3-4 – стойка: ноги скрещены, опираются на наружные края стоп; 5-6 – сесть; 7-8 – вернуться в исходное положение, сохраняя при этом правильную осанку. 6. «Резвые зайчата». И. п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе. 1-16 – поскоки на носках (пятки вместе). Комплекс «Загадки» Перед выполнением каждого упражнения необходимо загадать загадку, а дети должны «нарисовать» то, что загадано, движениями правой, затем левой стопой. Загадки, а также последовательность упражнений желательно варьировать через каждые одно – два занятия, чтобы стимулировать мыслительные процессы у детей. 1. «Месяц». За домом у дорожки висит пол – лепёшки. И. п. – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Несколько раз нарисовать полукруг правой, левой стопой и двумя стопами одновременно. 2. «Солнце». В дверь, в окно стучать не будет, а взойдёт и всех разбудит. И. п. то же. Несколько раз нарисовать круг и отходящие от него лучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно. 3. «Туча». По небу ходила, солнышко закрыла. Только солнце спряталось – и она расплакалась. И. п. – то же. Несколько раз нарисовать очертания тучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно. 4. «Молния». Летит огненная стрела, никто её не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица. И. п. – то же. Несколько раз зигзагообразными движениями нарисовать молнию правой. Левой стопой и двумя стопами одновременно. 5. «Дождь». Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт. И никуда я не иду, покуда он идёт. И. п. – сидя, согнутые ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади. Постукивать о пол носком одной ноги, другой, затем носками обеих ног одновременно («дождь барабанит по стёклам»), оставляя пятки плотно прижатыми к полу. То же, только постукивать пятками, а носки плотно прижаты к полу. 6. «Радуга». Крашеное коромысло над рекой повисло. И. п. – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Несколько раз нарисовать радугу правой, левой стопой и двумя стопами одновременно. |