Артикуляционные и дыхательные игры для дошкольников с ЗПР
методическая разработка (старшая группа)

Стратиенко Татьяна Геннадьевна

       Целью артикуляционных игр является формирование правильных

движений и нужных для произношения положений речевых органов,

тренировка умения координировать, изменять их, объединять отдельные

простые движения в сложные в зависимости от произнесения конкретного

звука.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артикуляционные и дыхательные игры

для дошкольников с ЗПР

Артикуляционные игры

         Артикуляционные игры - это упражнения, направленные на развитие

артикуляционных, мимических, глотательных, жевательных и других мышц,

участвующих в процессе речи, на совершенствование силы, подвижности и

координированности движений речевых органов: губ, мягкого неба, нижней

челюсти и особенно языка.

       Целью артикуляционных игр является формирование правильных

движений и нужных для произношения положений речевых органов,

тренировка умения координировать, изменять их, объединять отдельные

простые движения в сложные в зависимости от произнесения конкретного

звука.

       Речевая гимнастика рекомендуется на начальном этапе занятий с ребенком

для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов

речи.

       Проводить гимнастику надо ежедневно, поначалу даже несколько раз в

день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись,

становились более прочными, дифференцированными. Ее можно делать

перед утренней зарядкой или завтраком, а также вечером, в течение 3-5

минут. Следует идти от простых упражнений, доступных для ребенка, к

более сложным, требующим тренировки и определенных усилий с его

стороны. Важно не количество упражнений, а их правильный подбор для

каждого конкретного ребенка и качество выполнения. Упражнения

подбирают, следуя задаче добиться правильного произношения звуков,

нарушенных у ребенка. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально,

в виде игры, используя шуточные названия и сравнения при показе

движений, привлечение картинок, ярких игрушек, забавных сказочных

героев, стихов.

        Упражнения можно выполнять сидя или стоя перед зеркалом, дети

должны видеть лицо взрослого и свое лицо.

Взрослый должен уметь показать правильное выполнение упражнения, а

ребенок, следуя его образцу и словесной инструкции, старается верно

повторить. Постепенно, когда ребенок научится чувствовать движения и

положение речевых органов, зеркало можно убирать и добиваться

правильного выполнения упражнений с помощью наводящих вопросов

взрослого: где находятся его язык, губы, что он(и) делают, какие они и т. д.

       Взрослый следит за качеством выполняемых движений: правильностью

и точностью, плавностью и темпом, устойчивостью и легкой

переключаемостью с одного движения на другое, а также дозирует

выполняемое упражнение, не допуская переутомления. Поначалу количество

повторений ограничивается до 2-3, что связано с повышенной

утомляемостью мышц, а в дальнейшем увеличивается до 8-10-15 с

небольшими паузами.

          Работа над каждым упражнением идет в определенной

последовательности: рассказ о предстоящем упражнении с использованием

игровых приемов, показ упражнения, выполнение упражнения ребенком

перед зеркалом, проверка правильности выполнения, тактичное указание на

ошибки, выполнение упражнения без зеркала. В начале занятий с ребенком

может наблюдаться замедленность, напряженность движений языка, губ. По

мере тренировки мышц напряжение исчезнет, движения станут свободными

и координированными.

          Главная задача взрослого - вызвать у ребенка интерес к упражнениям,

стремление тренироваться в их выполнении, настойчиво добиваться

правильности и точности артикуляционных движений.

В ходе игры можно использовать элемент соревнования между детьми,

предусматривать награды за успешное или лучшее выполнение упражнения,

подбадривать, ценить достижения и усилия ребенка.

        Используются два вида упражнений: статические и динамические, с

образными названиями.

        Статические упражнения направлены на удержание определенного

положения, динамические - требуют ритмического повторения (примерно 6

раз) движений, координации, хорошей переключаемое™.

Упражнения выполняются в определенной последовательности: от

простых, доступных ребенку, к более сложным, требующим определенных

усилий с его стороны. Желательно, особенно на начальном этапе, выполнять

упражнения несколько раз в день.

        Можно поделить их на группы по 3-4-5 упражнений (в зависимости от

возможностей ребенка) и выполнять с перерывами в течение дня.

        В ходе выполнения упражнений, особенно требующих подъема языка, можно

помочь ребенку механически: для этого использовать шпатель, ручку чайной

ложки или зубной щетки или любой другой чистый предмет с округлым

краем, помогая ребенку прогнуть язык посередине, передвинуть его в

нужную сторону, поднять вверх и т. д.

        Статические артикуляционные упражнения

«Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю

губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Подержать язык в этом положении 10-

15 секунд.

  «Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык поднять вверх, стараясь

передний и боковые края языка загнуть вверх, потянуться к верхним зубам,

но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.

  «Иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, сделать его узким

и тонким, удерживать его в этом положении 15 секунд.

  «Горка» - рот приоткрыть, боковые края языка прижать к верхним коренным

зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы, спинку языка выгнуть,

удерживать язык в этом положении 15 секунд.

      «Трубочка» - высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх,

прижать, подуть в получившуюся трубочку, выполнять в медленном темпе

10-15 раз.

           Динамические артикуляционные упражнения

  «Часики» - высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к

правому углу рта, то к левому, двигать языком в медленном темпе под счет,

проделать 15-20 раз.

  «Качели» - высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к носу, то

к подбородку, рот при этом не закрывать, проделать 10-15 раз.

«Вкусное варенье» - высунуть широкий язык, облизать поочередно

верхнюю, затем нижнюю губу и убрать язык вглубь рта, повторить 10-15 раз.

«Змейка» - рот широко открыть, язык сильно высунуть вперед, напрячь,

сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь

рта, двигать языком в медленном темпе 10-15 раз.

«Катушка» - кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края

языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать»

вперед и убирать вглубь рта, проделать 10-15 раз. В отличие от упражнения

«Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад.

«Маляр» - рот открыть, широким кончиком языка, как кисточкой, водить от

верхних резцов до мягкого неба (вперед-назад) и от правых коренных зубов к

левым (влево-вправо), поводить в течение 10-15 секунд.

«Лошадка» - прищелкнуть язык к небу, цокать языком медленно и сильно,

тянуть подъязычную связку, проделать 10-15 раз. Если прищелкивание не

удается, можно положить на язык липкую конфету, пусть ребенок старается

сосать конфету и одновременно почувствовать присасывание языка.

«Грибок» - прищелкнуть язык к небу, подержать в этом положении 5-10

секунд. Когда язык научится принимать и удерживать это положение,

выполнять упражнение пружинящими движениями, потягивая подбородок

вниз.

«Фокус» - научиться направлять воздушную струю посередине языка. Рот

приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, как бы

потянуться к носу. Плавно, но сильно подуть на ватку, лежащую на кончике

носа. Следить за тем, чтобы выдох проводился на язык, а не на губы. Далее

можно усложнить упражнение, отодвигая ватку с кончика носа на спинку.

«Индюк» - приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем

языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы,

добавить голос, пока не послышится: бл-бл (как индюк болбочет).

«Орешек» - рот закрыт, язык с силой упирается попеременно в левую и

правую щеку так, чтобы была видна округлость под щекой. Далее можно

приподнимать и опускать язык вверх-вниз одновременно с упором в щеку.

Игры на развитие физиологического и речевого дыхания

Для занятий с 5-7-летним ребенком родители совместно с ним могут

самостоятельно придумать и изготовить материал для игр: вырезать и

раскрасить необходимые элементы, привязать к ним нитку.

Примерные темы для игр: «Посади бабочку (осу, стрекозу и др. насекомых)

на цветок»; «Обуй сороконожку»; «Расставь мебель в комнате»; «Собери

грибы (овощи) в корзину»; «Посади птичку на ветку»; «Положи фрукты в

вазу (конфеты в коробку)»; «Наряди елку к Новому году»; «С какого дерева

упал лист?»; «Задуй свечку»; «Сдуй одуванчики»; «Расставь посуду»;

«Поймай рыбку». Все эти вырезанные элементы в нужное место

«задуваются», т. е. помещаются туда с помощью выдоха. Совместное со

взрослым придумывание и изготовление элементов игры очень увлекает

ребенка, развивает его фантазию, приучает к старательности, усидчивости,

терпению.

         Перед началом игры взрослый показывает ребенку, как это сделать, и

объясняет, что голос как бы опускается и поднимается по лестнице.

Регулярные дыхательные упражнения и игры учат детей правильно делать

вдох, равномерно распределять воздух в процессе разговора, соблюдать

нормальный темп и разборчивость речи. К концу занятий у детей улучшается

общее звучание и внятность речи, формируется правильное речевое дыхание.

Список использованной литературы.

1. Громова О.Е. Говорю правильно С-З-Ц. Дидактические

материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 64 с.

2. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой

дидактический материал: пособие для логопедов, дефектологов и

воспитателей. – М.: «Мозаика-Синтез», 2006. – 56 с.

3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии

ребенка // Психология развития. – СПб.: Питер, 2001.

4. Дидактические игры в коррекционной педагогике //

Ребенок в детском саду. – 2007. – № 6.

5. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста /

Н.В. Краснощекова. – Изд. 9-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 251 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционные и дыхательные упражнения

Артикуляционные и дыхательные упражнения: Для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.Для губ.Для языка....

Артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей.

Методические реомендации для педагогов и родителей...

"Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников"

Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников Артикуляционная гимнастика.Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым отно...

Артикуляционные и дыхательные игры для дошкольников

Артикуляционные и дыхательные игры для дошкольников...

Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для старших дошкольников

Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей старшего и подготовительного возраста...

Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений э...