Артикуляционные и дыхательные игры для дошкольников с ЗПР
методическая разработка (старшая группа)
Целью артикуляционных игр является формирование правильных
движений и нужных для произношения положений речевых органов,
тренировка умения координировать, изменять их, объединять отдельные
простые движения в сложные в зависимости от произнесения конкретного
звука.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Артикуляционные и дыхательные игры
для дошкольников с ЗПР
Артикуляционные игры
Артикуляционные игры - это упражнения, направленные на развитие
артикуляционных, мимических, глотательных, жевательных и других мышц,
участвующих в процессе речи, на совершенствование силы, подвижности и
координированности движений речевых органов: губ, мягкого неба, нижней
челюсти и особенно языка.
Целью артикуляционных игр является формирование правильных
движений и нужных для произношения положений речевых органов,
тренировка умения координировать, изменять их, объединять отдельные
простые движения в сложные в зависимости от произнесения конкретного
звука.
Речевая гимнастика рекомендуется на начальном этапе занятий с ребенком
для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов
речи.
Проводить гимнастику надо ежедневно, поначалу даже несколько раз в
день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись,
становились более прочными, дифференцированными. Ее можно делать
перед утренней зарядкой или завтраком, а также вечером, в течение 3-5
минут. Следует идти от простых упражнений, доступных для ребенка, к
более сложным, требующим тренировки и определенных усилий с его
стороны. Важно не количество упражнений, а их правильный подбор для
каждого конкретного ребенка и качество выполнения. Упражнения
подбирают, следуя задаче добиться правильного произношения звуков,
нарушенных у ребенка. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально,
в виде игры, используя шуточные названия и сравнения при показе
движений, привлечение картинок, ярких игрушек, забавных сказочных
героев, стихов.
Упражнения можно выполнять сидя или стоя перед зеркалом, дети
должны видеть лицо взрослого и свое лицо.
Взрослый должен уметь показать правильное выполнение упражнения, а
ребенок, следуя его образцу и словесной инструкции, старается верно
повторить. Постепенно, когда ребенок научится чувствовать движения и
положение речевых органов, зеркало можно убирать и добиваться
правильного выполнения упражнений с помощью наводящих вопросов
взрослого: где находятся его язык, губы, что он(и) делают, какие они и т. д.
Взрослый следит за качеством выполняемых движений: правильностью
и точностью, плавностью и темпом, устойчивостью и легкой
переключаемостью с одного движения на другое, а также дозирует
выполняемое упражнение, не допуская переутомления. Поначалу количество
повторений ограничивается до 2-3, что связано с повышенной
утомляемостью мышц, а в дальнейшем увеличивается до 8-10-15 с
небольшими паузами.
Работа над каждым упражнением идет в определенной
последовательности: рассказ о предстоящем упражнении с использованием
игровых приемов, показ упражнения, выполнение упражнения ребенком
перед зеркалом, проверка правильности выполнения, тактичное указание на
ошибки, выполнение упражнения без зеркала. В начале занятий с ребенком
может наблюдаться замедленность, напряженность движений языка, губ. По
мере тренировки мышц напряжение исчезнет, движения станут свободными
и координированными.
Главная задача взрослого - вызвать у ребенка интерес к упражнениям,
стремление тренироваться в их выполнении, настойчиво добиваться
правильности и точности артикуляционных движений.
В ходе игры можно использовать элемент соревнования между детьми,
предусматривать награды за успешное или лучшее выполнение упражнения,
подбадривать, ценить достижения и усилия ребенка.
Используются два вида упражнений: статические и динамические, с
образными названиями.
Статические упражнения направлены на удержание определенного
положения, динамические - требуют ритмического повторения (примерно 6
раз) движений, координации, хорошей переключаемое™.
Упражнения выполняются в определенной последовательности: от
простых, доступных ребенку, к более сложным, требующим определенных
усилий с его стороны. Желательно, особенно на начальном этапе, выполнять
упражнения несколько раз в день.
Можно поделить их на группы по 3-4-5 упражнений (в зависимости от
возможностей ребенка) и выполнять с перерывами в течение дня.
В ходе выполнения упражнений, особенно требующих подъема языка, можно
помочь ребенку механически: для этого использовать шпатель, ручку чайной
ложки или зубной щетки или любой другой чистый предмет с округлым
краем, помогая ребенку прогнуть язык посередине, передвинуть его в
нужную сторону, поднять вверх и т. д.
Статические артикуляционные упражнения
«Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю
губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Подержать язык в этом положении 10-
15 секунд.
«Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык поднять вверх, стараясь
передний и боковые края языка загнуть вверх, потянуться к верхним зубам,
но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.
«Иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, сделать его узким
и тонким, удерживать его в этом положении 15 секунд.
«Горка» - рот приоткрыть, боковые края языка прижать к верхним коренным
зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы, спинку языка выгнуть,
удерживать язык в этом положении 15 секунд.
«Трубочка» - высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх,
прижать, подуть в получившуюся трубочку, выполнять в медленном темпе
10-15 раз.
Динамические артикуляционные упражнения
«Часики» - высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к
правому углу рта, то к левому, двигать языком в медленном темпе под счет,
проделать 15-20 раз.
«Качели» - высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к носу, то
к подбородку, рот при этом не закрывать, проделать 10-15 раз.
«Вкусное варенье» - высунуть широкий язык, облизать поочередно
верхнюю, затем нижнюю губу и убрать язык вглубь рта, повторить 10-15 раз.
«Змейка» - рот широко открыть, язык сильно высунуть вперед, напрячь,
сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь
рта, двигать языком в медленном темпе 10-15 раз.
«Катушка» - кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края
языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать»
вперед и убирать вглубь рта, проделать 10-15 раз. В отличие от упражнения
«Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад.
«Маляр» - рот открыть, широким кончиком языка, как кисточкой, водить от
верхних резцов до мягкого неба (вперед-назад) и от правых коренных зубов к
левым (влево-вправо), поводить в течение 10-15 секунд.
«Лошадка» - прищелкнуть язык к небу, цокать языком медленно и сильно,
тянуть подъязычную связку, проделать 10-15 раз. Если прищелкивание не
удается, можно положить на язык липкую конфету, пусть ребенок старается
сосать конфету и одновременно почувствовать присасывание языка.
«Грибок» - прищелкнуть язык к небу, подержать в этом положении 5-10
секунд. Когда язык научится принимать и удерживать это положение,
выполнять упражнение пружинящими движениями, потягивая подбородок
вниз.
«Фокус» - научиться направлять воздушную струю посередине языка. Рот
приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, как бы
потянуться к носу. Плавно, но сильно подуть на ватку, лежащую на кончике
носа. Следить за тем, чтобы выдох проводился на язык, а не на губы. Далее
можно усложнить упражнение, отодвигая ватку с кончика носа на спинку.
«Индюк» - приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем
языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы,
добавить голос, пока не послышится: бл-бл (как индюк болбочет).
«Орешек» - рот закрыт, язык с силой упирается попеременно в левую и
правую щеку так, чтобы была видна округлость под щекой. Далее можно
приподнимать и опускать язык вверх-вниз одновременно с упором в щеку.
Игры на развитие физиологического и речевого дыхания
Для занятий с 5-7-летним ребенком родители совместно с ним могут
самостоятельно придумать и изготовить материал для игр: вырезать и
раскрасить необходимые элементы, привязать к ним нитку.
Примерные темы для игр: «Посади бабочку (осу, стрекозу и др. насекомых)
на цветок»; «Обуй сороконожку»; «Расставь мебель в комнате»; «Собери
грибы (овощи) в корзину»; «Посади птичку на ветку»; «Положи фрукты в
вазу (конфеты в коробку)»; «Наряди елку к Новому году»; «С какого дерева
упал лист?»; «Задуй свечку»; «Сдуй одуванчики»; «Расставь посуду»;
«Поймай рыбку». Все эти вырезанные элементы в нужное место
«задуваются», т. е. помещаются туда с помощью выдоха. Совместное со
взрослым придумывание и изготовление элементов игры очень увлекает
ребенка, развивает его фантазию, приучает к старательности, усидчивости,
терпению.
Перед началом игры взрослый показывает ребенку, как это сделать, и
объясняет, что голос как бы опускается и поднимается по лестнице.
Регулярные дыхательные упражнения и игры учат детей правильно делать
вдох, равномерно распределять воздух в процессе разговора, соблюдать
нормальный темп и разборчивость речи. К концу занятий у детей улучшается
общее звучание и внятность речи, формируется правильное речевое дыхание.
Список использованной литературы.
1. Громова О.Е. Говорю правильно С-З-Ц. Дидактические
материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 64 с.
2. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой
дидактический материал: пособие для логопедов, дефектологов и
воспитателей. – М.: «Мозаика-Синтез», 2006. – 56 с.
3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии
ребенка // Психология развития. – СПб.: Питер, 2001.
4. Дидактические игры в коррекционной педагогике //
Ребенок в детском саду. – 2007. – № 6.
5. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста /
Н.В. Краснощекова. – Изд. 9-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 251 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционные и дыхательные упражнения
Артикуляционные и дыхательные упражнения: Для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.Для губ.Для языка....
Артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей.
Методические реомендации для педагогов и родителей...
Зарядка для язычка артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей.
_________________...
"Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников"
Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников Артикуляционная гимнастика.Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым отно...
Артикуляционные и дыхательные игры для дошкольников
Артикуляционные и дыхательные игры для дошкольников...
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для старших дошкольников
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей старшего и подготовительного возраста...
Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений э...