Статья «Вспомним забытые игры».
статья
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле…..
Наверное, все помнят эти волшебные слова из игр. Они возвращают нас в детство, в городской двор или на деревенскую улицу. Сколько было веселья и азарта! Сколько радости от побед и сколько огорчений при неудачах…. Игры никогда не надоедали. В случае проигрыша просто старались проявить больше ловкости и смекалки, старались помочь выиграть товарищу, потому что победа зависела от успехов каждого игрока.
Сейчас постепенно эти игры уходят из наших дворов и улиц. Только в детском саду или в школе на перемене дети знакомятся с ними и с удовольствием играют.
Почему люди играют? Есть много разных ответов на этот вопрос: чтобы общаться, тренироваться, проявить себя, реализовать свои способности, выиграть, самоутвердиться, отдохнуть…
«Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать”, – пишет в своей книге "Русские народные игры и их классификация" А.А. Таран.
В народных играх отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. На разных этапах истории, у разных народов они помогают пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, развивать интерес к национальным традициям и обычаям.
Откройте для своего ребенка мир народной игры!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_vspomnim_igry_detstva.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29
Колпинского района Санкт - Петербурга
Консультация для родителей
«Вспомним забытые игры».
Подготовила и провела
инструктор физической культуры
Советникова Анна Борисовна.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле…..
Наверное, все помнят эти волшебные слова из игр. Они возвращают нас в детство, в городской двор или на деревенскую улицу. Сколько было веселья и азарта! Сколько радости от побед и сколько огорчений при неудачах…. Игры никогда не надоедали. В случае проигрыша просто старались проявить больше ловкости и смекалки, старались помочь выиграть товарищу, потому что победа зависела от успехов каждого игрока.
Сейчас постепенно эти игры уходят из наших дворов и улиц. Только в детском саду или в школе на перемене дети знакомятся с ними и с удовольствием играют.
Почему люди играют? Есть много разных ответов на этот вопрос: чтобы общаться, тренироваться, проявить себя, реализовать свои способности, выиграть, самоутвердиться, отдохнуть…
«Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать”, – пишет в своей книге "Русские народные игры и их классификация" А.А. Таран.
В народных играх отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. На разных этапах истории, у разных народов они помогают пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, развивать интерес к национальным традициям и обычаям.
Откройте для своего ребенка мир народной игры!
Русские народные игры.
«Колечко».
Дети садятся на лавочку. Руки складывают лодочкой. Водящий, держа руки лодочкой, подходя к каждому, делает обманный жест перекладывания колечка (это может быть камешек или другой мелкий предмет) из своих рук в руки играющего. Пройдя весь ряд играющих, водящий предлагает одному из сидящих отгадать, у кого колечко.Отгадывающий пытается по каким – либо признакам найти, у кого колечко. Если долго не удаётся обнаружить колечко, отгадывающий произносит слова: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» После этих слов (или после того, как колечко найдено) играющий с колечком быстро встаёт с места и бежит вокруг лавочки, чтобы вновь вернуться на своё место. В это время отгадывающий тоже бежит вокруг лавочки, но в противоположном направлении, пытаясь первым занять освободившееся место. Кто первым садится на своё место, тот и становится водящим.
«Прыгалки» (со скакалкой)
Существует много вариантов. Соревнующиеся могут прыгать на двух ногах, на правой, на левой, крутить скакалку в обратную сторону и т.д.
Правила игры. Выигрывает тот, кто дольше всех пропрыгает без остановки.
Мордовские народные игры
«В платки».
Играющие выбирают «старика» и «старуху». Остальные – «платки». «Старуха» окрашивает их в разные цвета и сажает вокруг себя в круг. Приходит «Старик»:
- Здравствуй, бабушка!
- Заходи, батюшка!
- Слышал, платки у тебя есть.
- Есть, да не про твою честь!
- У меня два сундука денег, смогу купить твои платки.
- Покупай.
«Старик» начинает отгадывать, какого цвета у «старухи» «платки». Чей цвет отгадает, тот бежит по внешней стороне круга. Если «старик» догонит, то купит. Нет – «платок» садится на место, и «старуха» окрашивает его в другой цвет. Играют до тех пор, пока «старик» не купит все «платки».
«В лунки»- «Лотконяса» (с мячом).
Каждый участник игры выкапывает небольшую ямку так, чтобы в ней поместился мяч. Ямки располагаются на расстоянии 10 – 15 см. друг от друга на одной линии. Ведущий, им может быть любой, прокатывает через них мяч так, чтобы он оказался в чьей – либо лунке. Её хозяин должен быстро вынуть мяч, крикнув игрокам сигнал об остановке. (Играющие разбегаются от лунок). Бросить мяч так, чтобы попасть в кого-нибудь из них. Если не попал, получаешь штрафное очко сам. По правилам игры надо избежать штрафных очков. Получивший 5 – 10 очков (о количестве договариваются в начале игры), наказывался. Штрафника ставят на 10 – 15 м. от играющих, каждый бросает в него мячом по очереди.
Татарские народные игры
«Серый волк» (Сары буре). Одного из играющих выбирают «волком». Он прячется за чертой на одном конце площадки, остальные играющие находятся на другом конце. По сигналу все идут в лес собирать ягоды, грибы. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает:
- Вы, друзья, куда спешите?
- В лес дремучий мы идём.
- Что вы делать там хотите?
- Там малины наберём.
- Вам, зачем малины, дети?
- Мы варенья приготовим.
- Если волк в лесу вас встретит?
- Серый волк нас не догонит.
После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется «волк», и говорят:
- Соберу я ягоды и сварю варенье,
Милой моей бабушке будет угощенье.
Здесь малины много, всю и не собрать,
А волков, медведей вовсе не видать.
После этих слов «волк» встаёт, гонится за детьми, а они убегают за черту. Если «волку» удастся кого-то из игроков запятнать, то он уводит его к себе в логово.
Правила игры. Переходы от одной части игры к другой разрешаются после полного проговаривания слов. «Волков» и ведущих меняют после того, как все игроки пойманы.
«Продам горшки» (Чулмакуены).
Играющие разделяются на две группы. Дети – «горшки», встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым «горшком» стоит игрок – «хозяин горшка». Руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.
Водящий подходит к одному из «хозяев» и начинает разговор:
- Эй, дружок, продай горшок.
- Покупай.
- Сколько дать тебе рублей?
- Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласится продать горшок его хозяин) касается рукой «хозяина горшка», и они начинают бег по кругу навстречу друг другу, обегая круг в данном случае три раза. Кто добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а оставшийся становится водящим. Через некоторое время «хозяева» и «горшки» могут поменяться местами.
Правила игры. Бегать только по внешнему кругу. Начинать бег не раньше последнего прикосновения ведущего.
Игры из книги «Дошкольникам о народной культуре Пензенского края». Авторы-составители: Купецкова Е.Ф., Гостяева В.В., Штанчикова Л.М. – г. Пенза, 2007г.
Где можно найти описание детских подвижных игр разных народов?
Бурлакова И. Тише едешь – дальше будешь. Дворовые игры.//Дошкольное воспитание. 2011, № 12.
Бурнашова Е. Эвенкийские подвижные игры. //Детский сад со всех сторон. 2008, №2.
Голубева В., Тетерюк В. Так играли наши предки. //Воспитатель ДОУ. 2007, № 4.
Детские подвижные игры народов СССР. /Сост. Кенеман А.В.. Под ред. Т.И.Осокиной. – М.: «Просвещение». 1988.
Дошкольникам о народной культуре Пензенского края./Авторы-составители: Купецкова Е.Ф., Гостяева В.В., Штанчикова Л.М. – Пенза. 2007г.
Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. / Под общей редакцией Букатова В.М. - М.: Сфера. 2009.
Касаткина Е. Игра как наше наследие.//Обруч. 2008, № 5.
Кириллова Ю. Русские народные подвижные игры – средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.//Дошкольная педагогика, 2011. № 6.
Кубанские народные игры.//Дошкольное воспитание. 2011, № 11.
Литвинова М. Русские народные подвижные игры. – М.: «Просвещение». 1986.
Осокина Т., Тимофеева Е., Фурмина Л. Игры и развлечения детей на воздухе. – М.: «Просвещение». 1983.
Подвижные игры четырех эпох. Сборник. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005.- Серия «Большая энциклопедия маленького мира».
Покровский Е. Русские детские подвижные игры.- М.: Сфера. 2009.
Татаринцева Л. Проведение народных подвижных игр в разных возрастных группах.//Инструктор ДОУ. 2011, № 5.
Федотова Т. Игры разных народов. //Воспитатель ДОУ. 2008, № 2.
Финадеева Л. Подвижные игры Севера.// Дошкольное воспитание. 2011, № 4.
Шамаева У. Игры республики Саха.// Дошкольное воспитание. 2010, № 11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение по ПДД "Вспомним правила играя"
Интересное развлечение по ПДД. Много игр с каждой возрастной группой. Можно проводить в помещении и на улице. Актуально провести ко Дню знаний....
Статья "Хорошо забытое старое"
Статьёй могут воспользоваться воспитатели детских садов. Через газету родители знакомятся с деятельностью ДОУ....
Проект "Забытые игры"
Формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста на сохранение, укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством знаком...
Неделя здоровья "Вспомним спортивные игры". Муниципальный уровень 2019г.
25 воспитанников нашего детского сада и музыкальный руководитель МДОУ № 51, Кочергина Татьяна Дмитриевна 21 мая 2019 года приняли участие в неделе здоровья "Вспомним спортивные игры" в МОУ ...
Акция "Вспомним забытые игры"
Акция "Вспомним забытые игры"...
Вспомним забытые игры
Вспомним забытые игры...
Статья "О забытом способе развития интеллекта"
Статья на тему: "О забытом способе развития интеллекта ребенка"...