Вспомним забытые игры
материал
Предварительный просмотр:
Цель: познакомить детей с правилами, различными приёмами и уловками русских народных игр, рассказать детям об истории возникновения игр, воспитывать честность и доброту.
А игры не будет, что ж тогда останется?
Л. Н. Толстой «Детство»
…через детей последующих поколений
детские игры снова повторяются, снова
оживляются в памяти живущих поколений
и снова молодеют …
Е. А. Покровский
На Руси существовало около трёх тысяч игр. Даже представить себе это трудно!
Но сохранились, по сей день только те игры, которые, наверное, были самыми интересными, самыми увлекательными.
Сколько в них веселья и азарта! А сколько ловкости и умения надо проявить, чтобы победить.
Большинство из этих игр сейчас позабыто, и в них уже не играют современные дети. Правда, как и сто лет назад, девочки всё ещё скачут через скакалку или играют в классики, прыгая на одной ножке. Но мальчики сегодня играют уже новые игры – летом в футбол, а зимой – в хоккей.
Вам сейчас это трудно представить, но раньше хоккея вообще не было, а в футбол играли редко, потому что не у каждого был футбольный мяч.
Но зато других игр был очень большой выбор.
В большинство русских народных игр играют на свежем воздухе. Игры эти очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений! Поэтому они отлично закаляют тело и душу.
Такие игры не только полезны для здоровья, но необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели, то есть для становления характера человека. И есть уверенность в том, что та беззаветная отвага и способность преодолевать огромные трудности и опасности, которые проявили бывшие мальчишки в боях Великой Отечественной войны, во многом от крепкой физической и душевной закалки, полученной в детстве.
Правила этих игр складывались и проверялись многими десятилетиями, даже веками, в их создании принимали участие многие поколения ребят.
О некоторых из них хотелось бы сейчас рассказать.
Итак, в добрый путь через многие десятилетия, а может, и века – назад, в страну детства ваших прабабушек и прадедушек!..
Самый первый, самый главный закон – честность. В старину понятие чести даже заставляло вызывать обманщика на дуэль. Потому что честь была дороже всего!
Так должно быть в игре. Правда, драться из – за игры не стоит, есть другие способы; но если не будет честности, ваша игра теряет смысл, теряет всякий интерес. Ну, посудите сами, что получится, если один из играющих начал обманывать? Все друг другу доверяют, и грают весело, с азартом, а нашёлся один такой «умник», который жульничает. Ну, например, подглядывает, когда нельзя, или раньше времени побеждает, или начнёт доказывать, что он кого – то запятнал или, наоборот, что его кто – то не запятнал (хотя сам прекрасно знает, что это не так). Конечно, поначалу он будет чаще других выигрывать. До поры до времени. Но когда – нибудь он обязательно попадётся. И всё. Больше его в игру принимать не будут.
Ведь когда обман войдёт в привычку, то, в конце, концов, такому человеку все перестают верить, перестают с ним дружить, и он останется один. А тоскливее одиночества в жизни ничего быть не может. Недаром в старину на Руси говорили: «Приятелей много, да друга нет» и ещё: «Без друга – сирота».
Так что, ребята, как бы трудно вам ни приходилось, будьте всегда честными! Сделал что – то плохое, даже если никто и не узнал, пусть это тебе самому покоя не даёт, пока не исправишь. Вот непременное условие для вашего хорошего настроения. И вообще для счастья.
Правда, это требует больше труда, больше усилий, но это радостный труд и совсем не тяжёлые усилия. Но зато – как чисто, спокойно и уверенно на душе! И никакие мелкие и крупные выгоды не сравняться с этим счастливым и свободным ощущением.
Второй закон лучше и короче не выразишь, чем старинной русской пословицей: «Один за всех, и все за одного!» К этому можно прибавить несколько слов о добром отношении к товарищам. О доброте. Это одно из самых прекрасных душевных качеств человека. Недаром доброта так часто сочетается с умом. Рассудите сами – ведь чем больше мы помогаем друг другу, тем каждый из нас делается сильнее. К своим силам прибавляются силы всех твоих друзей. Да и вообще делать добро – это большое удовольствие, сразу жизнь приятнее становится. И людям, и тебе самому.
Третье, о чём нельзя забывать в любой игре, это – справедливость и великодушие.
Если честность – это требование к самому себе, то справедливость и великодушие – это отношение к товарищам по игре.
Никогда не старайтесь нарочно заставить кого – нибудь долго водить. Как бы вы не относились к любому из игроков, но если уж приняли его в игру, то будьте справедливы. Пусть все играют на равных правах. В любой игре попадаются игроки разные по силам и умению. Будьте великодушны к слабым и неумелым. Не напоминайте им об этом, а, наоборот, подсказывайте, учите, одобряйте! И не старайтесь от них избавиться, пусть поиграют с вами, поучатся. Помните, что вы тоже когда – то были такими. Да и где же учиться новичкам, как не в самой игре?
Каждому из вас неизбежно придётся проигрывать. Без этого нет игры. Никогда не будьте злопамятны по отношению к тому, из – за кого потерпели поражение. Побыстрее забудьте об этом и весело грайте дальше. Но и сами не смейтесь над побеждёнными. Подшутить и можно, но обидно высмеивать – нельзя. Иначе когда проиграете вы, вам тоже не поздоровится, и получится не игра, а какое – то злое соперничество и даже ссора. Если кто – то другой начнёт так насмехаться на кем – то из проигравших, останавливайте, не позволяйте этого делать.
И конечно, берегите друг друга во время игры. В каком бы азарте вы ни были, никогда никому не причиняйте боли.
Народные игры, так любимые ребятами и передаваемые из поколения в поколение, постепенно подготовят вас к взрослой жизни. Закалят волю и дадут уверенность в своих силах, разовьют ум и сообразительность, смелость и железную выдержку, доброту и чувство справедливости. Не говоря уж о крепком здоровье.
Итак, отправляемся в волшебное царство Старинных Русских Игр!
Доброго вам пути, радости и удачи!
Это одна из самых древних и самых распространённых в России игр. Раньше в горелки играли и в деревнях, и в городах, играли все – от ребятишек до взрослых молодых людей.
Между прочим, даже цари иногда горелками развлекались.
Игра совсем простая и не очень утомительная. Поэтому в горелки можно играть после других, сложных и напряжённых игр или когда соберётся такая компания, где много девочек.
Самое меньшее количество играющих – девять человек, то есть четыре пары и один «горельщик». В три пары играть уже неинтересно. Ну, а лучше всего, когда наберётся от шести до десяти пар, то есть от 13 до 21 человека, включая горельщика. Число участников всегда должно быть нечётным. Больше десяти пар играть тоже будет не так весело, поскольку каждой паре довольно долго придётся ждать своей очереди.
Ну, а если народа много и всем захочется побегать в горелки, то можно разбиться на две игры, только разойтись подальше, чтобы не мешать друг другу.
Желательно, чтобы каждая пара составлялась из мальчика и девочки, тогда игра будет интереснее. Ну, а если поначалу в паре окажутся, например, два мальчика, то это ненадолго, так как во время игры пары беспрестанно перемешиваются. Считаться, чтобы определить горельщика, не обязательно – слишком долгая получится церемония. Лучше кто – нибудь добровольно станет «гореть» или, в крайнем случае, кто подошёл последним, тому и водить.
После того как нашёлся горельщик, все остальные берутся попарно за руки и выстраиваются друг за другом на расстоянии одного шага.
Горельщик становится впереди, шага на два – три от первой пары, спиной к ним. Как только он занял своё место, ему уже не разрешается ни оглядываться назад, ни смотреть по сторонам.
Игра начинается с того, что все дружно, хором поют горельщику такую песенку:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят!
При словах «Глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят!» горельщик должен смотреть на небо, делая вид, что и впрямь верит этой песенке про птичек с колокольчиками.
А в это время последняя пара уже наготове. Как только кончилась песенка, они разъединяют руки и стремглав бросаются бежать вперёд, один справа, другой слева от стоящих парами игроков.
Задача бегущих состоит в том, чтобы пробежать мимо горельщика, снова взяться за руки впереди него. Можно и не впереди, а сбоку, в этом случае одному из пары нужно ухитриться пробежать перед горельщиком и подать руку другому. Только позади соединяться нельзя. И обратно нельзя бегать.
Если бегунам удалось опять схватиться за руки, они спокойно идут назад и становятся на шаг впереди первой пары.
А горельщик должен постараться поймать кого – нибудь из убегающих. Учтите, что для этого ему надо не только ловить, но и мешать им сбежаться, чтобы они не могли подать друг другу руки. Горельщику не обязательно по – настоящему поймать, достаточно запятнать, то есть дотронуться до бегущего рукой. Если это ему удаётся, он образует с пойманным новую пару, и они становятся впереди других пар.
А пойманный остаётся без пары и должен «гореть». Песенку поют уже ему, и опять бежит последняя пара.
Но если горельщик никого не словил, то он снова занимает своё место на два – три шага впереди и пытается поймать кого – нибудь из очередной пары.
Игра может продолжаться сколько угодно долго, однако закончить её можно не раньше, чем пробегут все пары, хотя бы по одному разу.
При выборе места для игры надо смотреть, чтобы впереди было побольше простора для беганья. Кроме того, место должно быть, по возможности, ровным, без всяких кочек, камней, высокой травы и тому подобных неудобств. Последние пары убегают, становятся впереди, и вся игра сама собой продвигается вперёд. Поэтому если места немного, то после каждой перебежки все пары должны отступать назад.
И последнее замечание: пойманному нельзя вырываться от горельщика.
Ну вот, о правилах, кажется всё.
Из опыта игры наших прабабушек и прадедушек.
Как лучше бегать парам? Совсем не обязательно сразу же нестись сломя голову. Некоторые, наоборот, идут до горельщика шагом, подкрадываются неслышно и только потом, перемигнувшись, припускаются во все лопатки! Это сбивает с толку горельщика, и он иногда запаздывает с погоней. Тем более, что горельщик не имеет права ни оборачиваться назад, ни сдвигаться с места до тех пор, пока бегуны не поравнялись с ним. Но помните, что и бегунам нельзя поворачиваться и бежать назад. Да и в сторону далеко не убегайте, та некому руку подать …
И ещё одна хитрость. Когда предполагаешь, что горельщику хочется изловить именно тебя, а тебе это совсем ни к чему, надо перед бегом поменяться местами с напарником. Вот тогда горельщик сразу бросится направо, а ты бежишь слева! Пока он мечется и сообразит, что к чему, вы уже успеете схватиться за руки
И помните, что главное в горелках – не убежать от горельщика, а соединиться опять в пару. А то разбегаются далеко, забыв о своей паре, тогда дают много времени и возможностей горельщику, чтобы догнать. Поэтому ни на миг не теряйте из виду своего напарника или напарницу, стараясь скорее взяться за руки.
Бывает и так, что кто – то как бы случайно хочет поддаться горельщику, а тот возьмёт да и поймает другого …
В общем в этой игре много всяких возможностей и неожиданностей, этим она и интересна.
Ну как, побывали краешком души в немыслимой дали прошедших веков, ощутили своих родных предков?
Теперь давайте вернёмся во времена не столь далёкие и перейдём к следующей игре.
«ЖМУРКИ»
Эта старинная, очень весёлая игра годится для всех возрастов.
Между прочим, в старину эта игра называлась ещё «ималки» - от слова «имать», то есть ловить, хватать кого – либо.
Играть в жмурки лучше всего летом на свежем воздухе, в любом месте, где есть ровная площадка или полянка размером, около пятнадцати шагов. На этой площадке, каким – нибудь способом обозначим границы, за которые никому нельзя выходить.
Чем больше игроков наберётся – тем веселее будет играть.
Теперь надо посчитаться и определить того, кто водит. В этой игре он называется «жмурка». Затем ему завязывают глаза.
Знаете, когда тебе завяжут глаза, даже идти шагом и то непривычно и боязно. А ведь надо бегать, да ещё и ловить! Кроме осторожности, здесь нужно выработать себе смелость.
Но вернёмся к игре. Дальше все становятся в круг, жмурку ставят посередине, и кто – нибудь поворачивает его руками несколько раз, чтобы он не знал, где у него право, а где лево. А лучше всего поставить его лицом после кручения совсем в другую сторону, он этого и не заметит.
Затем все отходят потихоньку, а жмурка, проговорив: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать!» - приступает к делу. Сначала он прислушивается, вертя головой, потом протягивает руку вперёд и осторожно делает первый шаг.
Вот тут и начинается самое интересное. Жмурка ничего не видит, но зато всё слышит. Он слышит и шаги, и голоса, и шорохи, и даже дыхание. Вот он и бросается, растопырив руки, в разные стороны. Это бывает так потешно, что многие начинают даже смеяться и даже хохотать, выдавая себя, ну и, конечно, попадаются в руки жмурке.
А кто попался, тому теперь и водить. Ему завязывают глаза, и вот уже все хохочут над ним самим.
В этой игре каждый по – своему спасается от жмурки – кто всё время бегает и чего- нибудь кричит, кто стоит тихо, притаившись, на одном месте, а увидев приближающегося жмурку, убегает со всех ног. Но большинство от жмурки далеко не убегают, всё время ходят на цыпочках около или топотом проносятся прямо перед ним. Это очень заманчиво – держаться поближе к жмурке! А самые смелые даже подкрадываются бесшумно к жмурке и слегка дёргают его. Только толкать и сильно хлопать жмурку по спине нельзя. В общем, каждый старается как – то дать знать о себе жмурке, даже рискуя попасться.
Но вот, наконец, жмурка кого – то поймал. Одной рукой он держит свою добычу, а другой снимает повязку. Ему же и предоставляется право завязать глаза новому жмурке.
Как и во всякой игре, в жмурках есть свои правила и свои секреты – как выиграть или как не проиграть. Правила нужно знать всем, ну а секреты у каждого свои и приобретаются со временем.
Правила здесь простые.
Если жмурка приближается к краю отведённой для игры площадки, надо его громко предупреждать словом «огонь! Второе правило – спасаться от жмурки за пределами площадки нельзя. Кто выбежит - считается, что «погорел» и обязан сменить жмурку.
Ну а третье правило вы уже знаете – пойманный водит.
Из секретов расскажу один. Бывает так, что стоишь тихо, а жмурка идёт на тебя с растопыренными руками. Если бросишься бежать – услышит и догонит. Тут можно потихоньку присесть под его рукой, он и пройдёт, совсем рядом, не задев.
Но жмурки тоже бывают хитрыми – идёт мимо тебя, вроде бы уж и совсем прошёл, а потом вдруг как присядет, да как схватит!
Между прочим, если вы помните, когда Крокодил Гена играл в жмурки со своими друзьями, то девочка и Чебурашка тоже приседали под его руками, а убегая, всё время кричали: - «Ку – ку!»
Иногда играли ещё интереснее, но зато жмурке приходилось труднее. Перед игрой договариваются, что жмурка должен не только поймать, но и угадать, кого он поймал. Для этого он имеет право пощупать волосы, руки, одежду. Если не угадает, опять придётся водить. Поэтому, здесь вам, полезно будет запомнить заранее, у кого длинные рукава, у кого – короткие, какие воротники и так далее.
«ПЯТНАШКИ»
В разных городах или местностях эта игра называется по – разному. Например, московские ребята раньше называли её «салочки». Называли её «салочки», «ловишки», «догонялки» и даже «ляпка». Но ленинградские мальчишки и девчонки всегда называли её «пятнашки». Кроме того, это название кажется более правильным, так как в старинных книжках она тоже чаще всего называлась пятнашками. Игра чрезвычайно подвижная и весьма шумная. Поэтому, если вам захочется, как следует побегать и покричать, заводите пятнашки! Между прочим, такую игру любят детёныши всяких животных: котята, щенки, волчата, львята и т. д. Каждый из вас наверняка видел, как они по – очереди гоняются друг за другом. Значит и человеческим детям она известна с доисторических времён …
Играть в пятнашки можно где угодно. Но всё – таки перед началом игры надо договориться о границах того места, где будет проходить игра, особенно, когда игра проходит на улице. Иначе может получиться так, что водящий погонится за кем – либо из игроков, и они могут умчаться неизвестно куда и даже вообще скрыться из вида.
Так что место для игры должно быть не очень большим, шагов около тридцать в поперечнике.
Надо сказать и о количестве играющих. Нужно, чтобы игроков было не больше двенадцати человек, потому что если игроков очень много, кому – то будет скучно долго стоять и не принимать участия в игре. Но и меньше пяти – шести человек не должно быть, а то через пять минут все так запыхаются от беготни, что в пору будеткрнчать игру, чтобы отдохнуть.
Водящего в этой игре так и называют – «пятнашка». Как и в других играх можно посчитаться или кинуть жребий. Но в пятнашках есть совсем простой способ, которым раньше чаще всего и пользовались. Кто – нибудь предлагает: «Сыграем в пятнашки?» И тут же кричит: «Чур, не я!» Чей голос был слышен последним, тому и водить. Только не зевайте – как крикнули, сразу надо отбежать от кучки ребят.
Все разбегаются от пятнашки подальше, а он старается кого – нибудь догнать и запятнать, то есть дотронуться на бегу рукой.
Как только он кого – то запятнал и тем самым передал ему свою роль пятнашки, он называет его имя, чтобы все сразу узнали, от кого им теперь убегать.
Впрочем, не всегда называли имя, иногда просто пятнали и кричали: «Передай другому!» И все уже видели, кого запятнали. Но так можно делать, когда не все ребята между собой знакомы, а знакомым лучше называть нового пятнашку по имени.
Главное правило в этой игре такое: новому пятнашке нельзя пятнать старого, то есть того, кто его только не запятнал. И это справедливо: во – первых, потому, что старый пятнашка оказывается ближе всех к новому и его легче всего запятнать, а во – вторых, потому, что тут старый пятнашка имеет возможность остановиться и хоть чуть – чуть передохнуть. Во всяком случае, до тех пор, пока не услышит имя очередного пятнашки, от которого ему надо держаться подальше, а то и убегать.
И второе правило. Если кто – то, спасаясь от пятнашки, в панике убежит за пределы того места, где вы договорились играть, пятнашка сразу же кричит его имя, и неудачливый беглец сам становится пятнашкой. В этой игре нельзя пятнать того, кто успеет присесть и коснуться руками земли или пола. Но тут надо иметь в виду, что приседать имеет право только тот, за кем погнался пятнашка. Как только опасность минует, тот – час же вставайте. А то все усядутся, как грибы, как тогда быть бедному пятнашке? Но и сам пятнашка не должен останавливаться, а тем более стоять столбом, над присевшим. Видишь, что тот, за кем ты бежал, успел присесть, немедля сворачивай и переключайся на другого, оказавшегося поблизости игрока. Но если убегавший захочет присесть, да впопыхах свалится – пятнать его разрешается.
Ещё одно замечание! В турецкие пятнашки надо играть осторожно. Приседать надо пораньше, как только почувствуете, что вам не убежать.
Эта игра более трудная, чем простые пятнашки, так как весьма утомительно то и дело приседать и вскакивать.
Иногда для разнообразия играли и в пятнашки «с домом».
Если, например, вы собираетесь поиграть в пятнашки всерьёз и надолго, то перед игрой следует назначить «дом». Это такое место, куда пятнашке входить запрещается и где играющих пятнать нельзя.
Домом может быть небольшой, диаметром шага в два, круг, очерченный на земле или на полу; скамейка, бревно и т. д.
Зачем нужен дом? Когда вы очень устали, забегайте в дом и передохните минуту – другую. Но чаще всего дом служит местом спасения от пятнашки. Поэтому тот, за кем он гонится, стремится бежать к дому, а пятнашка, конечно, старается перекрыть ему дорогу.
Все остальные правила игры те же, что и в простых пятнашках.
Вот пара советов пятнашке, ему всё – таки приходится труднее всего.
Первый. К этой игре как нельзя лучше подходит древняя русская пословица: «За двумя зайцами гонять, ни одного не поймать».
И второй. Если вы преследуете кого – то и чувствуете, что он быстрее и увёртливее вас, примените такую хитрость. Продолжайте бегать за ним, как будто именно его вы решили запятнать. Все остальные будут с интересом наблюдать за этим состязанием и кое – кто может утратить бдительность. Так вот, когда вы будете пробегать мимо такого зеваки, не отскочившего вовремя подальше, неожиданно бросайтесь в его сторону и пятнайте.
Играть в пятнашки можно в старшем дошкольном возрасте. Понятно, что разница в возрасте не должна быть очень большой, иначе младшим ребятам будет трудно догнать старших.
«ХРОМАЯ ЛИСА»
Эта забавная игра чем – то похожа на пятнашки. В прошлом веке она была очень распространена среди детей.
Хромая лиса – это игра комнатная.
Количество играющих – от пяти до десяти человек. Водящий, а он и есть «хромая лиса», выбирается, как и в пятнашках.
А вообще – то сходство с пятнашками тут состоит только в том, что водящий должен запятнать кого – либо из игроков, после чего тот сам становится хромой лисой. А в остальном все правила совершенно другие.
Ну, во – первых, у вашей хромой лисы, как и у любой настоящей лесной лисы, должна быть «нора». Для этого и используется свободный угол комнаты. Нора отделяется от остальной комнаты.
Второе и, пожалуй, главное отличие от пятнашек, из – за чего, собственно, игра и называется «хромая лиса», состоит в том, что все игроки бегают по комнате на двух ногах, а хромая лиса должна догонять их, скача на одной ноге.
В начале игры лиса уходит в свою нору, где она имеет право стоять, как и все, на обеих ногах. Но стоит ей выйти из норы, и она уже должна скакать на одной ноге. Поэтому лиса и не торопится вылезать из своей норы, всё чего – то ждёт, высматривает …
А остальные игроки, наоборот, стараются её оттуда выманить. Они, то подбегают к норе, то отскакивают подальше, лают на разные голоса, изображая охотничьих собак, дразнят: «Хромая лиса!», «Хромая лиса!» - в общем, веселятся, кто как может. Самые смелые подбегают совсем близко к норе. А лиса всё ждёт, вертя головой по сторонам. Вот, наконец, она углядела себе жертву из тех, кто неосторожно приблизился, мгновенно подогнула одну ногу и прыжком выскочила из норы. Пока зазевавшийся игрок повернётся, чтобы убежать, глядишь, хромая лиса в два – три скачка настигла его и запятнала. Теперь она может встать на обе ноги.
А новая хромая лиса должна поспешить в нору, так как она приобретает право пятнать кого – либо только после того, как она приобретает право пятнать кого – либо только после того, как побывает в норе и выскочит оттуда на одной ноге. В нору хромая лиса бежит на двух ногах.
Но, между прочим, лисе разрешается пятнать игроков и, не выходя из норы, то есть даже стоя на обеих ногах. Иногда так и случается – когда чересчур азартный игрок слишком близко подбежит к норе. Тогда лиса неожиданно делает выпад в его сторону и пятнает. Но при этом она не имеет права даже чуть – чуть наступать на черту. Если так случится, пятнание не считается.
И ещё. Хромая лиса должна всё время скакать на одной ноге, на той, на которой она вышла из норы. Если лиса переменит ногу, или встанет на обе ноги, или даже просто коснётся пола другой ногой, она должна отправляться в свою нору и начинать водить снова. Заметив это, игроки кричат: «Лиса, в нору!» - и с удовольствием бросаются загонять её туда. При этом разрешается подгонять лису, легонько хлопая руками её по спине и по плечам. Тут уж лиса может убегать от них на обеих ногах.
Но если лиса нечаянно упадёт, то это нарушением не считается, она может встать на туже ногу и продолжать водить.
Дотрагиваться до лисы, пока она стоит или скачет на одной ноге, нельзя. Тот, кто дотронулся, сам запятнался об лису и ему надо отправляться в нору водить.
Последнее правило – никто из играющих, кроме лисы, не имеет право входить в нору или даже наступать на черту. Кто нарушит это условие, сразу же становится хромой лисой.
А теперь несколько советов тем, кто оказался в роли хромой лисы.
Не всегда удаётся запятнать кого – то сразу же, как только вы выскочили из норы. А долго скакать на одной ноге, гоняясь за разбегающимися игроками, трудновато. Поэтому пошире раскиньте руки, стараясь загнать игроков поближе к норе – вдруг кто – нибудь впопыхах наступит на черту и тем самым избавит вас от хромоногости. И, кроме того, так как нора находится в углу, то около неё мало места, чтобы увернуться, и там легче запятнать.
Ну, а как быть, если вы скакали – скакали, и всё безрезультатно? Тогда не стесняйтесь забежать в свою нору и там немного передохнуть, стоя на обеих ногах. Кстати, после этого вы сможете и «скакательную» ногу поменять.
Но разрешается отдыхать и вне норы, стоя на одной ноге. Правда, отдыхать, подобно цапле, не очень – то удобно
А если вы задумаете запятнать кого – то, не выходя из норы, то старайтесь не смотреть на него прямо, чтобы преждевременно не отпугнуть. Смотрите на других, а боковым зрением наблюдайте за тем, кто ближе всех к норе. Улучив удобный момент, быстро выбрасывайте руку и пятнайте храбреца. А чтобы не потерять равновесие и самому не вывалиться из норы и чтобы смочь подальше дотянуться, в этот момент слегка напрягитесь, отставив назад ногу и одну руку. Сделать это удобнее, да и для маскировки хорошо, если перед выпадом вы будете стоять боком к тому, кого вы собираетесь запятнать.
Что отработать этот приём, встаньте недалеко от стены и постарайтесь, возможно, быстрее коснуться её рукой. Потом чуть – чуть увеличьте дистанцию. Так вы опытным путём найдёте для себя и запомните максимальное расстояние, на котором можно запятнать игрока, не выходя из норы.
Но не менее интересно играть и остальным игрокам.
В этой игре проверяются смелость, ловкость, находчивость и быстрота реакции.
А хромой лисе для удачной охоты нужны ещё сильные ноги и хорошее чувство равновесия. И конечно, хитрость и большая выдержка. Хорошая игра, правда?
«ПУСТОЕ МЕСТО»
В эту игру можно играть и на улице, и в помещении – в общем, везде, где есть достаточно месте, чтобы игрокам встать в кружок. Тут никто не проигрывает и не выигрывает, и закончить игру можно в любую минуту.
Игроков должно быть не меньше, чем человек десять, а если соберётся побольше, так ещё лучше.
Для начала посчитаемся и определим, кто первым будет водить.
Все, кто вышли, становятся в круг и берутся за руки. Водящий идёт не торопясь снаружи круга. Обходит раз, иногда и два, потом неожиданно хлопает кого – то по плечу или по спине и тотчас бросается бежать вперёд.
Вызванный, не мешкая ни секунды, отцепляется от соседей и старается побыстрее обежать круг навстречу водящему.
Где – то на противоположной стороне круга они встречаются, пробегают мимо друг друга и несутся дальше, стремясь первым занять пустое место.
Кто первым успел встать на это место и взяться за руки с соседями, тот остаётся в круге, а опоздавший начинает водить. Он идёт по кругу (в ту же сторону, что и бежал перед этим), затем хлопает кого – то, бежит, и всё повторяется сначала.
Хотя игра и простая, но правила всё – таки есть и тут.
Водящий не может начинать бег, прежде чем он дотронулся до кого – то и вызвал его сбегать наперегонки. До этого он должен ходить.
Обоим бегущим нельзя задевать круг или дотрагиваться до стоящих в круге, пока кто – нибудь из них не добежит до пустого места.
Чтобы при встрече не столкнуться, бегущие следуют правилам дорожного движения и обегают друг друга справа. Особенно это относится к водящему, который должен дать достаточно места между собою и кругом для бегущего навстречу игрока.
И последнее правило – если водящему не удалось первому занять пустое место, то он должен вызывать наперегонки своего соперника, с которым только что бежал. И вообще надо стараться каждый раз вызывать нового игрока, чтобы все побегали.
А ещё, когда устанете после долгого беганья за пустым местом и, заняв его, наконец, можно встать лицом наружу круга, конечно взявшись за руки с соседями. Тут уж водящий не имеет права тебя вызывать. Отдохнувши, можно опять повернуться, как положено. Только тем, кто ещё ни разу не бегал, так становиться нельзя.
Понятно, что игроки по краям пустого места не должны схватываться за руки и закрывать его.
Изредка бывает, что оба игрока прибегут одновременно. Если возник спор, то они должны продолжить бег от пустого места в ту же сторону. Но не просто так, а по команде: «Раз, два, три!»
Желаю удачи!
«ВОРОТА»
Думается, мало кто из нынешних ребят слыхал об этой игре. А между тем это очень старая и весьма любопытная игра. В неё часто играли в прошлом веке.
Чем привлекательна эта игра вы увидите дальше. В неё можно играть мальчикам и девочкам разного возраста и в любом месте. И число участников не ограничивается, лишь бы было не меньше двенадцати человек. Считаться не нужно.
Сначала выберите двух ребят покрепче и повыше ростом, которые будут изображать из себя «ворота». Они отходят в сторонку и тайно от всех сговариваются, кто, как будет называться.
Ну, а пока идёт эта сговорка, остальные ребята становятся друг за дружкой гуськом и каждый кладёт свои руки на плечи, стоящего перед ним. Постарайтесь при этом встать приблизительно по росту, чтобы маленькому не пришлось класть руки на плечи большого. Значит, первым в цепочке будет самый младший. Он называется «маткой», потому что будет водить всех остальных. А если все ребята примерно одинакового роста, то впереди становятся девочки, а позади – мальчики.
Затем надо сделать «ворота». Те двое становятся лицом к лицу на расстоянии шага и берутся за руки.
Игра начинается, но ворота пока заперты. Как их отпереть? А вот как.
Матка подводит цепочку к воротам, останавливается и говорит:
Просим вас,
Пустите нас
Через ворота!
«Ворота» хором спрашивают:
- Что дадите?
Матка предлагает:
- Последнего хотите?
«Ворота» милостиво соглашаются:
- Ну, идите …
И поднимают руки, открывая ворота.
Руки надо поднимать повыше и, конечно, не расцепляя их.
Матка проходит в ворота первой и ведёт за собой всю вереницу. Ворота честно всех пропускают, но когда проходит последний, опускают руки так, чтобы он оказался между их руками. Вереница уходит вперёд, а пойманного «ворота» потихоньку спрашивают: «К клёну или к берёзе?» Отвечать надо тоже тихо, чтобы в цепочке не услышали.
После того как выбор сделан, пойманному говорят, кто это дерево, выпускают из кольца рук, и он становится сзади «клёна» или «берёзы». Очень бывает приятно, когда угадаешь и попадёшь к тому, к кому хотелось!
А цепочка в это врем, не останавливаясь, делает круг, и матка, увидев, что пойманный уже встал на место, снова ведёт всех к воротам. Говорятся те же слова, и ещё один последний из вереницы убавляется.
Так цепочка и ходит через ворота, с каждым разом становясь всё короче и короче. Но зато по одну и по другую сторону ворот ребят всё прибавляется. Наконец матка одна подходит к воротам и, выбрав себе дерево, отправляется направо или налево …
А дальше, в старину, начиналось всё самая весёлая часть игры.
Начиналась борьба.
А, борьба, вот какая: кто кого перетянет (по – нашему – «перетянушки»).
Для этого «ворота» проводят между собой по земле черту и крепко берутся за руки. А все остальные прицепляются за своими предводителями, причём каждый охватывает стоящего перед ним за талию. Как только встали, «ворота» командуют: «Давай!» И начинается перетягивание. Перетягиваются до тех пор, пока одна партия не перетянет всех других за черту. А когда все берёзы попадут к клёнам или наоборот, игра заканчивается.
Вот и всё. Попробуйте поиграть!
«ВОЛКИ И ОВЦЫ»
Хотя этой игре больше ста лет, но и сейчас в неё кое – где играют. Уж очень она интересна!
Самое подходящее место для игры – полянка с кустами, чтобы волк мог отойти от овец и незаметно спрятаться в кустах или за деревом.
В начале игры волк определяется при помощи считалки. А все, кто вышли раньше его, называются овцами.
Овцы отворачиваются, а волк уходит прятаться. Как только волк спрячется, он должен крикнуть: «Пора!» После этого овцы осторожно идут его искать. Та овца, которая первой заметит волка, кричит в страхе: «Волк!», и все овцы бросаются врассыпную, подальше от волка. Ну, а волку надо поймать какую – нибудь зазевавшуюся овцу. Если это ему удаётся, пойманная овца становится волком, а волк превращается в овцу, и игра начинается сначала. А если волк бегал, бегал, да так никого и не поймал, придётся ему опять идти прятаться и пытаться поймать овцу.
Иногда в игре может случиться, что волку всё время не везёт и никак ему не удаётся никого поймать. Тогда после двух неудач волк считается проигравшим и его надо сменить – снова посчитаться и выбрать нового волка. И вообще старайтесь, чтобы все играющие побывали «в волчьей шкуре».
Теперь некоторые советы волку, так как ему в игре приходится труднее всех. Волк должен спрятаться как можно лучше. И кричать «пора!» нужно в сторону, прикрыв рот с одного бока ладошкой, чтобы не так легко было угадать, где сидит волк. А ещё лучше сначала крикнуть, а потом уже бежать к намеченному укрытию, и там притаиться. Тогда ему удастся подпустить какую – нибудь овцу поближе.
Но овца может пройти и мимо, не заметив волка. Тут уж волк решает, когда и на какую овцу ему броситься, чтобы наверняка поймать. Особенно пугаются девчонки, когда перед ними неожиданно выскакивает волк.
В этой игре надо, чтобы играющие были примерн6о одного возраста, ну год – два разницы, не больше.
Хотя иногда и маленький волк может поймать большую овцу. Это в пятнашках маленькому трудно догнать большого, а здесь ведь игра другая. Если волку удастся спрятаться получше, то он, пропустив овцу, может тут же подкрасться сзади и запросто схватить. Только для этого надо уметь подбегать по – волчьи – бесшумно на цыпочках.
«КОШКИ – МЫШКИ»
Эта старинная русская игра была настолько известной, что даже название её вошло в поговорку «Играть в кошки – мышки», что значит: хитрить друг с другом, притворно поддаваться, лукавить.
Ну а мы с вами давайте поиграем по – настоящему.
Когда соберётся человек десять мальчиков и девочек, уже можно начинать игру в кошки – мышки. А самое большее количество игроков – человек 25 – 30.
Перво – наперво выберем главных героев нашей игры – кошку и мышку. Для этого посчитаемся. Когда останутся двое последних, они считаются между собой, и то, кто выйдет, будет мышкой, а кто останется – кошкой.
Все вышедшие ранее игроки становятся в кружок, на расстоянии примерн6о шага друг от друга, и берутся за руки, образуя между собою ворота. Обычно эти ворота закрыты, то есть руки игроков опущены. Мышка залезает внутрь круга, а кошка остаётся снаружи.
Теперь кошка должна поймать мышку. Но прежде, чем поймать, ей надо каким – то образом проникнуть в круг. А это совсем непросто, потому что задача игроков, образующих круг, в том и состоит, чтобы обере5гать мышку от кошки.
Поэтому кошка и ходит, жалобно мяукая, вокруг круга, выискивая, где бы ей проскочить внутрь.
При этом кошке разрешается прорывать цепь игроков, подныривать под сцепленные руки или даже перепрыгивать через них. Игроки же стараются не пускать кошку к мышке, заботясь о том, чтобы ворота перед нею всегда были закрытыми. Только плечами сдви8гаться перед кошкой нельзя. Но вот, конец, кошке удалось попасть внутрь круга, она бросается к мышке, но … её уже и след простыл! Игроки, в том месте, где только что была мышка, успели отворить ей ворота, то есть подняли руки, выпустили мышку наружу и тут же опять опустили руки. Ворота перед кошкой закрылись.
Теперь кошке надо ловить мышку снаружи, то есть опять преодолевать дружную цепь игроков. А когда кошка выскочит из круга, ближайшие к мышке игроки вновь поднимают руки, пропуская её внутрь.
Казалось бы, при таких удобных для мышки правилах эта беготня может продолжаться до бесконечности, и кошке мышке поймать никак не возможно. Но в игре это случается очень редко, и, в конце концов, кошка всё – таки настигает мышку.
Как ей это удаётся?
Так же, как ми настоящей кошке, для этого нужны хитрость, ловкость и быстрота. Ну, например, как лучше преодолеть цепь игроков?
Во – первых, старайтесь прорывать цепь неожиданно, чтобы игроки и не подозревали, что вы собираетесь именно здесь прорваться. Тогда они не будут особенно крепко держаться за руки.
Во – вторых, можно применить такую уловку: быстро нагнитесь, делая вид, что вы здесь хотите поднырнуть под руки, а когда игроки опустят руки или даже присядут – мгновенно перепрыгивайте через опущенные руки. Можно несколько раз резко нагибаться и выпрямляться, заставляя игроков то опускать, то поднимать руки, пока они вконец не запутаются. И в какой – то раз, только обозначив движение вверх (при этом они тотчас же поднимут руки), проскакивайте под руками. Иногда, заметив широкий просвет между игроками (а значит, руки у них натянуты довольно высоко) можно на бегу, с ходу, «рыбкой» нырнуть внутрь круга.
При этом кошке надо помнить, что если в каком – то месте ей с первой попытки не удалось силой прорваться через круг, то она обязана отойти и попытать счастье в другом месте. Если там не удалось, идите дальше. Кошке лучше всего не возвращаться к месту неудачи, а искать более слабые места.
Но вам, конечно, понятно, что надо стараться проникать через круг поближе к тому месту, где сейчас находится мышка.
И чтобы закончить разговор о кошке, скажу, что кошки бывают разные. Одни неторопливо ходят вокруг или внутри круга, другие, наоборот, бегают, а третьи вообще скачут, показывая когти и пугая бедную мышку. Иные всё это проделывают молча, а кто умеет, мяукает по – кошачьи.
Но мышке играть всё – таки проще. Ей надо только не выпускать кошку из виду и всё время держаться подальше от неё.
Так как в роли мышки может оказаться любой игрок, то очень часто мышка бывает побыстрее и половчее кошки. Тогда она может и сама поиграть с кошкой, и подразнить её, прикидываясь неловкой или испуганной. Она может даже побегать от кошки вокруг всего круга, в самый последний момент, увёртываясь от кошачьих лап или неожиданно забегая внутрь круга.
А некоторые мыши успевают, ещё и подразнить кошку. Ребята начинают смеяться, забывая о кошке, и той легче проникнуть через круг и сцапать мышку.
Если вам попадётся такая мышь, то гоняйте её до тех пор, пока она так устанет, что допустит какую – нибудь ошибку. Ни и самому, конечно побегать придётся. И ещё -всё время подстерегай1те момент, когда игроки чуть запоздают поднять руки, чтобы сделать ворота для мышки. Тут поймать её будет легче.
А всем, кто стоит в круге, нужно быть внимательными, не зевать, когда надо спасать мышку, и не поддаваться хитростям кошки.
В общем, кем бы вы ни были – кошкой, мышкой или просто стояли в круге, - в этой игре никому скучать не придётся.
Но вот наконец кошка изловила мышку, и они обе могут встать в круг и отдохнуть.
Но игра на этом не кончается. Нужно выбрать новых кошку и мышку. Если играющих не очень много, то лучше снова посчитаться, причём те, кто уже был кошкой или мышкой, в считалке не участвуют. А если играют человек пятнадцать или ещё больше, то каждый раз считаться будет очень долго. Поэтому здесь кошка сама назначает другую кошку, а мышка – другую мышку. Тех, кто уже был кошкой или мышкой, назначать нельзя, потому что всем хочется поиграть.
Изредка случается так, что кошка не может поймать мышку, - слишком неравны их силы. Если игроки видят, что мышка и особенно кошка очень устали, а толку от их беготни не предвидится, они разрешают кошке пробегать через круг в тех же местах, где только что пробежала мышка, то есть руки перед кошкой не опускают. А если и так кошка не может поймать мышку, разрешают им встать в круг, но с условием, чтобы они перед этим сами выбрали новых кошку и мышку.
Игра кончается, когда все по одному разу побывают кошкой или мышкой. А если вас мало и поэтому игра быстро кончилась, то можно начать сначала. Только теперь пусть кошки побудут мышками.
Теперь несколько слов о том, как играли в кошки – мышки лет полтораста назад. Во – первых, тогда этой игре забавлялись и взрослые; а во – вторых, круг не стоял на месте, а быстро кружился. И будто – бы кошке было легче проникнуть через вертящийся круг. Может, вы попробуете?
«КАРАВАЙ»
С незапамятных времён на Руси очень любили водить хороводы. Хороводы были всякие, и в каждой местности свои. Они сопровождались песнями, причём песни тоже были везде свои и на самые разнообразные темы. Что такое хоровод в XVI или XVII веках? Все становились в круг, а дальше, по словам старинной книжки, «… притопывали, вертелись, расходились и сходились, хлопали в ладоши, выворачивали спину, подпирались руками в бока, махали вокруг головы вышитым золотом платком, двигали в разные стороны головою, подмигивали бровями – под звуки инструмента какого – нибудь скомороха».
Но какой – то отзвук старинных хороводов, посвящённых, по – видимому, первому хлебу из нового урожая, а может быть, и игравшимся в это время свадьбам, сохранился в игре – песенке под названием «Каравай».
Игра эта, пожалуй, самая незамысловатая. Даже считаться не нужно.
Просто сначала кого – нибудь ставят посередине, причём обычно начинают с самого маленького, а ещё лучше – у кого сегодня день рождения. Все остальные становятся вокруг и берутся за руки. Потом идут хороводом по кругу и запевают: «Как на Сашины именины испекли мы каравай …» (называть надо имя того, кто стоит посерёдке).
После этого останавливаются и поют: «Вот такой вышины!» На слове «такой» все, продолжая держаться за руки, поднимают их как можно выше и даже привстают на цыпочки. Потом поют: «Вот такой нижины!» - опускают руки и приседают на корточки. Затем все встают и опять поют: « Вот такой ширины!», расширяя круг как можно больше, но не расцепляя рук. Потом со словами: «Вот такой ужины!» - все опускают руки и идут к Саше до тех пор, пока совсем не стиснется круг.
Ну а напоследок, опять расширяя до первоначальной ширины круг, надо спеть: «Каравай, каравай, кого любишь – выбирай!»
Саша подходит к тому, кого он любит, наклонившись, берёт за руку и выводит на середину. А сам занимает его место в круге. Хоровод вместе с Сашей начинает снова петь песенку и ходить вокруг Кати. Так может повторяться много раз.
Правило здесь только одно. Катя не может опять выбирать Сашу, а должна выбрать кого – нибудь другого. И вообще выбирать одного больше двух раз за всю игру не следует. Иначе многие мальчики могут выбирать одну девочку, и наоборот. А заканчивается игра после того, как все ребята побывают «именинниками».
Водить каравай лучше всего на улице, причём даже в холодную погоду, так как бегать и скакать не надо. Но можно и в любом помещении, где достаточно места.
Под конец скажу о главном, что всегда придавало особую красоту и величавость русским хороводным играм, а поэтому в полной мере относится и к нашему маленькому забавному хороводу. Идти по кругу, сходиться, расходиться и делать все движения надо плавно, неторопливо, в такт песенке. Вот и всё.
«ШТАНДЕР»
Это была одна из любимых довоенных игр ленинградских ребят, да и не только ленинградских. Игра эта очень старая, в неё играли ещё в прошлом веке.
Всё, что нужно для игры, - это небольшой резиновый мячик, можно теннисный.
Играть в штандер нужно на улице, под открытым небом, или в спортивном зале; количество играющих – не меньше шести, но и не больше двадцати человек. Играют мальчики и девочки вместе, возраст не имеет значения. Но если ребята ещё плохо знают друг друга, то перед игрой надо рассчитаться по номерам и запомнить их.
Все играющие становятся в круг на расстоянии шага, а кто – то один берёт мячик и становится в середину, которую надо как – нибудь обозначить, ну, например, положить камушек. Затем он бросает мяч высоко, вверх и громко называет имя или номер кого – то из игроков, который тотчас выбегает в центр, чтобы поймать мяч. А бросавший бежит на его место. Бросать надо повыше и точно вверх, чтобы мячик падал в пределах круга игроков. Если он упадёт за кругом, придётся перебросить снова.
Тот, кого назвали, должен постараться поймать брошенный мячик. Если поймает – хорошо, значит, ему не придётся водить, и он имеет право встать в центр и снова подбросить мячик кверху, опять называя имя того, кто должен этот мячик ловить. Так может продолжаться несколько раз, пока кто – то из выкликнутых не оплошает.
А когда поймать мячик не удалось и он упал на землю, то все игроки бросаются врассыпную, а ловивший старается как можно быстрее схватить мячик с земли, прибежать с ним в центр и тут же крикнуть: «Штандер!» После этого все убегавшие игроки обязаны сразу же остановиться.
Теперь водящему нужно постараться попасть в кого – нибудь мячом. Если попадёт, то все опять разбегаются подальше от того, в кого попал мячик, а тот, подняв его с земли, сам кричит «штандер!» и бросает мячик в ближайшего игрока. Впрочем, совсем не обязательно бросать в ближайшего, бросайте, в кого хотите, просто в ближайшего легче попасть.
Так игра продолжается до тех пор, пока кто – нибудь не промажет. За это ему полагается одно штрафное очко, и он должен сбегать за мячом и начать игру сначала, с центра, как говорят в футболе. Все становятся опять в кружок, а он подбрасывает мячик и выкликает очередное имя.
Каждый, кто за игру промахнулся три раза и тем самым получил три штрафных очка, должен подбросить мячик в последний раз и выйти из игры. А остальные продолжают играть.
Игра идёт на вылет, то есть до тех пор, пока останутся последние четыре игрока. Они и считаются выигравшими. Вчетвером или втроём играть уже трудно и не так интересно.
Но когда в игре с самого начала участвует меньше десяти человек, то можно играть до четырёх и даже до пяти штрафных очков, чтобы игра не кончилась слишком быстро. Это вы решайте сами, учитывая количество играющих и то время, которым вы располагаете.
А теперь подробнее о правилах и некоторых хитростях этой игры.
Первое. Выкликать чьё – то имя следует до того, как мячик брошен в воздух. Но, конечно, и задолго до броска не следует его называть, чтобы все не разбежались раньше времени. Поэтому лучше всего это делать в самый момент взмаха рукой с мячом.
Второе. Кричать «штандер!» можно только после того, как мячик поднят с земли и игрок с ним встал в центре. А чтобы игроки не успели разбежаться далеко, надо быть по проворнее и постараться схватить мячик сразу, как только он подпрыгнул от земли и не успел далеко укатиться. Но после того как водящий скомандовал «штандер!», он и сам не имеет права сдвигаться с места. Он может только поворачиваться в разные стороны, выбирая, кого ему лучше запятнать мячом.
Третье правило. Услышав «штандер!», все, кто убегал, должны немедленно замереть на месте и так стоять до тех пор, пока брошенный мячик не попадёт в кого – нибудь (тогда все остальные разбегаются) или не промах, после чего всем надо идти в центр. Но если кто – то после команды не удержался и пробежал ещё несколько шагов, то он должен без споров возвратиться на то место, где его застала команда.
Четвёртое. Игрок, который видит, что его собираются запятнать, имеет право всячески увёртываться от летящего мячика – нагибаться, приседать и даже подпрыгивать, только сходить со своего места ему нельзя. Ещё одно, что ему дозволяется, - это повернуться боком или спиной к бросающему мячик, но тут будет труднее уследить за отскочившим мячом и понадобится лишнее время, что его поднять.
Но высшим классом раньше считалось, когда игрок вместо того, чтобы увёртываться, бесстрашно сам ловит мячик, а затем кричит «штандер!» и тут же пятнает кого – нибудь. Но это следует пытаться делать только тогда, когда водящий пятнает вас с не очень близкого расстояния и мячик брошен не очень сильно. Кроме того, надо чтобы у вас на примете был близко стоящий игрок, которого вы сразу смогли бы запятнать. В противном случае лучше не рисковать, а просто постараться увернуться.
Пятое. Может случиться так, что все успели убежать так далеко, что наверняка попасть в них мячом будет трудно. В этом случае водящий может «передать руку другому. Что это значит? Например, он видит, что два игрока стоят почти рядом, тогда он спрашивает ближайшего из них: «Витя, берёшь руку?» Витя отвечает: «Беру!» Тогда водящий перебрасывает ему мячик по воздуху, тот сразу кричит «штандер!» и пятнает рядом стоящего. Но Вите надо иметь в виду, что во время полёта мяча все имеют право разбегаться, в том числе и его сосед может отбежать подальше.
Так почему же всё – таки Витя «взял руку», рискуя потом промахнуться и заработать штрафное очко? А вот почему. Он стоял ближе всех к водящему и опасался, что тот запятнает его. И покуда он будет подбирать от него мячик, все убегут ещё дальше. А если ему перебрасывают мячик прямо в руки, то тут убежать соседу далеко не удаётся. В общем, здесь приходится подумать и водящему, и Вите и быстро решить, как для каждого из них лучше: первому – отдавать ли руку, а второму – брать ли её?
И наконец, последнее, шестое правило.
Если водящий, который передал руку, так неточно бросит мячик, что Витя не будет иметь возможности его поймать, не сходя с места, и мячик упадёт на землю, то водящему засчитывается штрафное очко. Но всё равно водящему почти всегда выгоднее отдавать руку ближайшему игроку, даже если тот стоит довольно далеко. Хотя бы потому, что берущий руку уже не старается увернуться от мяча, а ловит его и тем самым помогает водящему избавиться от мяча.
Ну а теперь вернёмся опять к началу игры и поговорим о том, что же делают игроки во время подбрасывания кверху мяча?
Вы уже знаете, что как только мячик подброшен и названо имя того, кто должен его ловить, все остальные бросаются врассыпную, стараясь убежать подальше. Но не всё так просто. Дело в том, что каждому из игроков надо очень быстро сообразить – бежать или не бежать?
Вроде бы надо бежать, и подальше, спасаться от попадания мячом, а в то же время и нельзя убегать – вдруг мячик будет пойман на лету, тут же подброшен и названо твоё имя? Обычно так и бывает – поймавший мячик опять быстро бросает его кверху и называет имя того, кто убежал дальше всех. Пока тот прибежит к давно упавшему мячу, все разбегутся так далеко, что не мудрено и промахнуться.
Тут лучше всего не убегать сразу, а следить за полётом мяча. Если вы увидите, что мячик наверняка будет пойман, то стойте на месте. А если увидите, что мячик поймать уже не удаётся – сразу убегайте!
В общем, вы сами чувствуете – в этой игре очень важны не только меткость или ловкость при увёртывании от мяча, но также и сообразительность, и быстрота реакции.
Только одного не нужно – излишней боязливости.
Как вы заметили, здесь не устанавливается какого – то определённого места для игры – убегай куда хочешь. Поэтому случается, что некоторые игроки убегают на такое расстояние, что до них и мячика не докинешь. Этого делать не нужно. Ведь штандер – не пятнашки, тут никто за тобой не гонится.
Убегать нужно шагов на 15 – 20, не дальше, это уже достаточно безопасно. И попасть нелегко, и увернуться от броска можно – видно, как летит мячик.
Если вам понадобится попасть в дальнего игрока, то бросайте посильнее и «с навесом», то есть немного вверх, чтобы мячик, описав дугу, полетел куда надо, а не упал раньше.
Когда игроки не успели ещё далеко убежать, то тут проще – делайте сильный и быстрый бросок прямо в игрока (только не в лицо! – туловище шире головы, легче попасть).
На расстоянии шагов до 10 можно пятнать и с отскока – изо всех сил бросьте мяч перед игроком с таким расчётом, чтобы мячик после отскока попал в цель. Особенно метко это удаётся на полу или на асфальте. Кроме того, игроку, не ожидавшему такого хитрого броска, труднее избежать попадания.
«УДОЧКА»
Летние каникулы в деревне …
Вспоминаются тёплые от солнца берёзовые удочки, прислонённые за крыльцом, рядом с потемневшей от времени бочкой для дождевой воды. Их было три – с лесками, скрученными из белого конского волоса, и поплавками из бутылочных пробок.
Русские деревни стояли обычно по берегам наших бесчисленных рек и речушек, больших и малых озёр. Поэтому удочки были у каждого мальчишки. Так как же было им не придумать игру, где можно половить рыбу удочкой?
Только в игре удочка – это длинная, метра четыре, верёвка, на конце которой вместо крючка привязан мешочек с песком, землёй, опилками или даже сухим горохом.
Вот «рыбак», смастеривший себе такую весёлую удочку, выносит её из дома и кричит: «Кто будет играть?» Конечно, все будут! И на самом деле, играть могут все – и мальчики, и девочки, большие и маленькие, и даже взрослые вместе с детьми, если захотят. Все они и будут изображать рыбу, которую сейчас начнут ловить.
«Рыбак», держа в левой руке смотанную кольцами «удочку», становится в середину, а лицом к нему, на расстоянии около трёх метров, большим кругом располагается «рыба». Старайтесь, чтобы промежутки между «рыбами» были одинаковыми, примерно полтора – два шага, чтобы не мешать друг другу. Но если вас мало, то отступить можно и на три, и четыре шага, в общем, как получится. Только не приближайтесь к «рыбаку» ближе, чем на три метра.
Игра начинается. «Рыбак» спускает с руки немного верёвки и начинает поворачиваться вокруг своей оси, сначала медленно, потом быстрее, чтобы мешочек, скользя по земле, центробежной силой натягивал верёвку. Затем, постепенно спуская с левой руки верёвку и выпуская её из правой, удлиняет свою удочку, приближая «наживку» к стоящим в кругу «рыбакам». Наконец, мешочек достигает их, и «рыбы», поочерёдно начинают подскакивать, стараясь не попасться «на крючок», а проще – чтобы мешочек или верёвка не задели их по ногам. Но это не всем удаётся, и вот одна «рыбка» попалась! Не успела вовремя подпрыгнуть. А кто пойман, выходит из круга. «Рыбак» крутит удочку в другую сторону. Так, один за другим, игроки выбывают из игры. Понятно, что первыми обычно выходят ребята поменьше и не такие расторопные. Когда «рыбак» видит, что оставшиеся подпрыгивают исправно, он начинает ещё удлинять свою удочку (вот зачем нужна верёвка в 4 метра!), и мешочек уже ходит за спинами игроков. А значит, и скакать им приходится уже через верёвку, то есть повыше. Глядишь, ещё кто – то поймался на удочку. А если несколько упорных игроков всё прыгают да прыгают, то «рыбак» так раскручивает верёвку, что мешочек начинает летать сзади них по воздуху …
Игра кончается, как только выбыл последний игрок. А последний самый ловкий, считается выигравшим, ему в награду вручается удочка, и он становится «рыбаком».
Но если игроков было много, а «рыбак» закружился или устал, то он сам прекращает вертеть удочку и объявляет выигравшими всех оставшихся. А нового «рыбака» из их числа назначает сам.
Это было описание игры в общих чертах. Но чтобы играть по – настоящему, совершенно необходимо знать ещё несколько правил:
- игроки в круге не имеют права сходить со своих мест; где встал, там и прыгай. Кто сдвинется со своего места хоть на полшага, считается пойманным. Увидев приближение мешочка, не забудьте присесть, а то на прямых ногах вы не сумеете подпрыгнуть. Прыгайте повыше, не ленитесь, а вот приземляться надо мягко, сгибая колени, и не на всю стопу, а на носочки;
- количество играющих лучше всего от десяти до двадцати человек. Тогда при круге, расположенном на три метра от «рыбака», расстояние между «рыбами» будет от двух до четырёх шагов. Но вообще – то можно играть, когда «рыб» будет и меньше девяти, ну, например, пять, но тогда они могут стать поближе к «рыбаку», метра на два с половиной. А если игроков больше, до тридцати человек, то и круг соответственно будет побольше, длина нашей удочки это позволяет;
- так как у «рыбака» уже после нескольких оборотов начнёт кружиться голова, он может в любое время изменять вращение удочки. Начинать крутить верёвку в другую сторону лучшее всего в тот момент, когда мешочек задержится от удара о чьи – то ноги и из круга выбывает игрок. Особенно удобно это делать, когда «рыба» по – правдашнему поймается на удочку, то есть верёвка обовьётся вокруг ног, и удочку всё равно придётся снова запускать по кругу;
- «рыбак» не должен при вращении уходить из центра и поднимать мешочек выше десяти сантиметров над землёй.
А од конец прочитайте, как описана очень похожая игра в старинной книжке: «Один из играющих берёт в руку длинную верёвку, на противоположном конце которой привязан какой – нибудь мешочек, наполненный чем – нибудь мягким, чтобы им нельзя было ушибить кого – нибудь из присутствующих. Держа эту верёвку за противоположный конец, играющий начинает ею кружить с такою силою, что верёвка принимает почти горизонтальное положение и даже не касается земли … Более опытные прыгуны бегают навстречу верёвке, перепрыгивая её. Некоторые же достигают такого проворства, что успевают вбежать в круг, взять у кружащего верёвку платок, шар или что – нибудь подобное и снова выбежать из круга, прежде чем верёвка успеет окончить круг».
Так что наши предки играли потруднее и позамысловатее, чем мы. И мешочек делали кожаный, чтобы сносу не было.
ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ
Ещё одна игра, название которой давно вошло в поговорку. Например, когда двое разговаривают по секрету, а кто – то подходит и мешает, ему частенько говорят: «Третий лишний!» При этом никто и не вспоминает, что эти слова – название старинной рукой игры.
Это одна из самых простых, но самых весёлых и оживлённых игр.
Где можно играть в неё? А где хотите – и на воздухе, и в помещении, лишь бы место было ровным и достаточно просторным. Игроков должно быть чётное число. Самое меньшее – десять человек, а самое большее – до тринадцати и даже сорока человек. Но лучше всего что – нибудь около двадцати. Мальчики и девочки играют вместе.
Ну, а играют в третий лишний так.
Сначала выберем «третьего лишнего» и «догонялу». Но считаться придётся только один раз – перед началом игры. Когда последние двое посчитаются между собой, то вышедший и будет третьим лишним, а оставшийся – догонялой.
Затем остальные образуют круг из стоящих попарно, друг за другом, игроков. Получается как бы два круга – внутренний и внешний, причём игроки внешнего круга стоят в затылок игрокам внутреннего круга на длину вытянутой руки.
Если игроков много, то расстояние между парами по кругу – шага два, а если мало, то, чтобу круг получился пошире, пары могут встать и на три, и даже на четыре шага друг от друга.
Догоняльщик становится внутри круга, а третий лишний остаётся снаружи.
А теперь рассмотрим ход игры по порядку, с самого начала.
Игра начинается, когда третий лишний, оправдывая своё название, встанет за какой – нибудь парой в виде добавки. А суть игры состоит в том, что догоняла должен догнать и запятнать третьего лишнего. Поэтому он выбегает из середины круга к лишнему, а тот, немедля срывается со своего места и несётся вокруг круга. Догоняльщик за ним … Но тут вступает в силу главное правило игры: третий лишний может спастись от погони, если забежит между парами в круг и встанет перед какой – нибудь парой. Теперь в этой паре образуется новый третий лишний – это тот, кто стоит сзади и который должен не мешкая убегать от догоняльщика. А когда он почувствует, что вот – вот его запятнают, он тоже имеет право вбежать в круг и встать перед ближайшей парой. Теперь уже здесь получился третий лишний.
Так всё продолжается и дальше.
То и дело в какой – то паре стоявший первым игрок становится вторым, второй – третьим, а убегавший – первым. Только догоняльщик один бегает за всеми подряд.
А что будет, если догоняла всё – таки догонит и запятнает третьего лишнего? Тут их роли тотчас переменяются – лишний сам становится догоняльщиком, а прежний догоняла должен спасаться от него и побыстрее встать перед какой – либо парой. А если не успеет и его перепятнают – опять гоняйся …
Игра эта очень живая и держит в напряжении всех игроков. Это и понятно, потому что каждую секунду любой из вас может оказаться в роли лишнего или догонялы.
Какого – то определённого конца у этой игры нет, так же, как нет ни выигравших, ни проигравших. Поэтому играть в третий лишний можно долго. Тем более, что при необходимости в любой момент всякая пара может как выйти из этой игры, так и вступить вновь. Когда включиться в игру хочет кто – то один, то он спрашивает, кого ему заменить. Но если таких не нашлось, то приходится ждать, когда подойдёт ещё кто – то, с кем он может составить пару.
Но это не всё. Существуют ещё несколько правил игры в третий лишний. Вот они.
Никому нельзя бегать внутри круга. Если третий лишний между парами забежал в круг, то он должен тотчас же встать к правой или левой паре. А догоняльщику даже нельзя забегать в промежутки между парами.
Догоняла может пятнать нового третьего лишнего, даже если то ещё не успел сдвинуться с места. Только нельзя пятнать раньше времени, до того момента, пока убегавший не встанет окончательно перед какой – либо парой. Но вот это правило в азарте игры довольно часто нарушается нетерпеливыми игроками. Поэтому тем, кто встал перед парой, надо в тот же миг крикнуть: «Лишний!», давая этим право лишнему убегать, а догоняльщику – пятнать его.
Третьему лишнему дозволяется обегать круг не больше двух – трёх раз, а потом он должен обязательно найти себе место впереди пары. Но это правило имеет значение только для любителей побегать, обычно третий лишний не рискует и старается побыстрее избавиться от преследования.
Обоим бегунам нельзя задевать, а тем более толкать или сшибать стоящих в круге игроков. А третий лишний не должен убегать далеко от круга.
Теперь такой вопрос: в какую сторону бегать? А в любую!
ГУСИ – ЛЕБЕДИ
Вы замечали, ребята, сколько есть всяких русских сказок про животных? И игр таких тоже было очень много.
Это объясняется тем, что сказки, как и игры, не придумывались просто так, из ничего, а в них отражалась жизнь народа, его быт и обычаи и, конечног же, окружающая природа. В старину большинство русских людей жило в сельской местности, и даже к концу восемнадцатого века, когда появилось уже много городов, в деревнях жило 96 процентов населения. А ведь Россия – лесная страна, и с детства ребята слышали разговоры о волках и медведях, лисах и зайцах. Да и сами видели зверей чаще, чем мы с вами, и даже порой слышали зимней ночью за околицей заунывный волчий вой. А домашние животные вообще жили рядом. Поэтому в играх очень верно отражались повадки животных. А так как в сказках животные часто разговаривали с людьми, то и в играх были подобные разговоры. «Гуси – лебеди» и есть одна из таких разговорных игр. В старых книжках эта игра под названием «Серый волк» существовала уже в начале прошлого века. И разговоры были те же.
Играть можно от шести до двадцати человек; впрочем, можно и больше – до тридцати, но тут гусям не так интересно будет.
«Гуси – лебеди» - игра летняя, и играть в неё приятнее всего на свежем воздухе, на любом ровном месте, где можно побегать. И желательно, чтобы была трава, на которой всегда гуси пасутся.
Перед игрой на одном конце поля надо наметить «дом», где живёт хозяйка со своими гусями. Затем чуть дальше середины поля, на его краю под воображаемой «горой» нужно обозначить «луговище», где будет сидеть волк. А дальше, шагах в десяти от луговища и до конца поля, будет пастбище для гусей. Всё поле между домом и пастбищем должно быть ровным, чтобы по нему можно было бегать без опаски.
Теперь приступим к самой игре.
Для начала посчитаемся и выберем главных действующих лиц – волка и хозяйку.
Хозяйка ведёт гусей в дом, а волк отправляется «под гору» в своё луговище и сидит там до поры до времени.
Дальше начинаются разговоры.
Хозяйка спрашивает:
- Гуси, гуси?
Гуси дружно отвечают:
- Га – га – га.
- Есть хотите?
Вот тут уже гуси переходят на человеческий язык и начинают говорить:
- Да – да!
- Ну, летите … -
разрешает хозяйка и, помахивая хворостиной, гонит гусей в поле.
Гуси, махая крыльями, радостно бегут мимо волка на пастбище.
А хозяйка возвращается домой.
Гуси разбредаются по пастбищу и пасутся некоторое время, покрикивая, переговариваясь между собою: «Га – га? Га – га – га? – и с опаской поглядывая на сидящего в логове волка.
Спустя примерно минуту хозяйка кличет их:
- Гуси – лебеди, домой!
Гуси останавливаются и отвечают:
- Мы боимся!
- Почему?
- Серый волк под горой!
- Что он делает?
- Гусей щиплет.
- Каких?
- Сереньких да беленьких.
Тут хозяйка начинает сердиться на боязливых гусей и строго приказывает:
- Гуси – лебеди, домой!
Делать нечего, и гуси, растопырив крылья, летят к дому. Но и волк, заслышав хозяйкина слова, тотчас же выскакивает из логова и бросается наперехват – ловить гусей.
Обычно больше одного гуся ему схватить не удаётся, а остальные благополучно прибегают домой. Волк уводит добычу в своё логово и остаётся там. А хозяйка снова начинает разговор с гусями, отправляет их пастись, потом зовёт домой. Так раз за разом волк ловит гусей и утаскивает их к себе.
До каких пор продолжается игра, и чем она заканчивается?
Игра заканчивается, когда волк поймает условленное количество гусей.
Если вы ещё не наигрались и захотите повторить игру, то первый пойманный гусь становится волком, а бывший волк – хозяйкой, чтобы он смог отдохнуть. Хозяйка же пусть станет гусем и побегает. Игра простая, и хитростей здесь нет никаких. И правила тоже простые, хотя их и порядочно – целых шесть получилось.
Первое. Пока хозяйка не произнесёт слово «домой», гуси не должны выходить с пастбища, а тем более начинать бежать к дому. Можно только встать на краю пастбища и приготовиться. Волк не имеет права преждевременно выбегать из логова.
Второе. После слова «домой» всем гусям надо незамедлительно бежать к дому, потому что волк может ловить гусей даже на пастбище.
Третье. Когда гуси прибегут домой, то есть пересекут черту дома, ловить их уже нельзя. Но так как никаких боковых линий здесь не обозначается, то и гуси и волк могут убегать немного и вправо, и влево. Но вообще – то бегать туда незачем.
Четвёртое. Когда волк ухватил, не должен вырываться; да и одежда целей будет, не порвётся.
Пятое. Как бы хозяйка ни «болела» за своих гусей, выходить из дома во время волчьей охоты ей не разрешается. Пусть волк без помех гоняется за добычей.
Шестое. Волком может быть каждый только один раз за игру. То есть если бывший волк, став гусем, снова попадётся первым, то волком становится второй пойманный гусь.
А теперь немного о старине.
Раньше волку играть было труднее, он всегда должен был изловить всех гусей. Но в Олонецкой губернии (это лесной край, где Онежское озеро и река Онега) на этом игра ещё не заканчивалась. У тамошних ребят был такой милый и симпатичный конец игры.
« Когда переловит всех, тогда хозяин топит баню, принося для этого цепки, камешки и т. п. Потом просит волка в баню. Волк идёт и в бане показывает вид, что он умеет и париться, и мыться, и прочее. По выходе из бани хозяин берёт камень или палку и, показывая их волку, говорит: «Волкушко! Я тебе коровушку брошу! – бросает камень или палку, волк бежит за брошенным, а гуси – лебеди в это время убегают к хозяину».
«ЗМЕЙКА»
Это весёлая и забавная игра, совсем не похожая на все другие игры. Она годится для всех: и для больших, и для маленьких, для мальчиков и девочек.
Правила здесь простые, главное – нужно уметь интересно водить змейку. Да и это нужно только тому, кто водит, а остальные, как прицепятся к змейке, так сразу и научатся.
Играть в змейку можно только на большой и ровной площадке, земляной или песчаной, а ещё лучше – на траве.
Все становятся друг за другом, и каждый даёт одну руку, например правую, переднему, а левую заднему игроку. Но встать надо одинаково, так, чтобы все были лицом в одну сторону. Образуется длинная вереница ребят.
Впереди, в голову змейки, становится, кто захочет, но он должен быть из тех, кто посильнее, так как ему придётся тащить за собою всю змейку. Держаться за руки надо покрепче. Вожак спрашивает: «Готовы?» - «Готовы!» - отвечают ему. Ну, держитесь!» - говорит вожак и начинает бежать вперёд, сначала тихо, а потом всё быстрее, увлекая за собой змейку. На бегу, он заворачивает то в одну, то в другую сторону, то бежит зигзагом, в общем, крутит змейку как хочет. Может даже бежать по кругу или резко поворачивать назад. А если вожак крикнет последнему, чтобы тот остановился, а сам подбежит к нему и пойдёт от него расширяющимися кругами, то вся змейка завьётся клубком, а когда движение дойдёт до последнего и он потянется за змейкой – она сама собою раскрутится. Совсем интересно получается, когда вожак, замедлив ход и повернув назад, прогибается и проходит под руками кого – то на середине змейки, которые для этого должны поднять вверх, конечно не расцепляя их. За вожаком в эти ворота пробегает вся змейка, включая и того, кто сам был этими воротами. Но для этого ему придётся повернуться, опять же, не разнимая рук с соседями. Вот ещё одна любопытная фигура: вожак, двигаясь по большому кругу, начинает по спирали всё уменьшать круги. А дойдя до центра, поворачивает назад и идёт между витками спирали и обратно. Только расстояние между витками он должен делать достаточным, чтобы можно было выйти, никого не задевая. Да мало ли чего ещё вы можете напридумывать! Если в голове змейки умелый и изобретательный игрок, то со стороны всё это выглядит очень красиво …
Проделывая всякие замысловатые фигуры и переплетения со змейкой, вожак должен не забывать о том, что, в конце концов, ему же придётся их расплетать. Если он так запутает змейку, что не сможет её расплести, ему придётся уступить место другому игроку, и игра начинается сначала. В этом случае вожака в наказание ставят в самый конец змейки.
В чём заключается конечная цель вожака в игре? А вот в чём. После того как вожак поделает разные фигуры и хорошенько покрутит змейку, заметает игроков, он должен постараться как можно большее её укоротить. Для этого ему нужно так быстро бегать и так неожиданно менять направления, чтобы где – нибудь в конце змейки игроки не смогли удержаться на поворотах и отрывались. Если оторвался последний, он выбывает из игры. А если змейка разорвалась в другом месте, то выбывает из игры первый из оторвавшейся части, который не удержался и расцепился. Остальной хвост догоняет змейку и снова прицепляется, а вожак опять продолжает бегать и пытается разорвать змейку.
Когда вожак устанет и почувствует, что в змейке остались крепкие игроки, и расцепить их ему не удастся, он останавливается и заканчивает игру. А новым вожаком становится кто – нибудь из оставшихся в змейке игроков. К нему прицепляются все остальные, и игра начинается снова.
Цель других игроков прямо противоположна цели вожака и состоит в том, чтобы удержаться в змейке до конца.
Самое безопасное место в змейке – это в её голове, поближе к вожаку, потому что отрывается обычно хвост. Но если в конце змейки стоит сильный игрок, который крепко держится, то он может и не оторваться. Тогда змейка будет разрываться в других местах, игроки будут выбывать из игры, а последний будет всё приближаться к вожаку и сможет даже доиграть до конца.
И последнее замечание. Когда желающих побегать и повеселиться наберётся слишком много, ну, например больше двадцати человек, то вожаку придётся через чур долго водить, чтобы укоротить змейку хотя бы наполовину. Ведь для этого ему надо не меньше десяти раз ухитриться разорвать змейку. Тут никаких сил не хватит!
В этом случае можно заранее обговорить условие, что из игры каждый раз выбывает весь оторвавшийся хвост. Это бывает ещё веселее.
В прошлом веке на Севере России эта игра называлась по – другому: «Растеряхи». Не правда ли, очень меткое название?
«…отличительный характер всех русских игр и игрищ тот, что в них главным образом проглядывает исконная любовь русского человека к веселью и движениям, к удальству, молодечеству …» Эти слова, написанные Е. А. Покровским в 1895 году, не потеряли и до сих пор своё значение.
Литература
Якуб С. К. Вспомним забытые игры: Науч. – худож. лит. \ Худ. Л. И. Ионова. – М.: Дет. лит., 1988. – 159 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение по ПДД "Вспомним правила играя"
Интересное развлечение по ПДД. Много игр с каждой возрастной группой. Можно проводить в помещении и на улице. Актуально провести ко Дню знаний....
Проект "Забытые игры"
Формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста на сохранение, укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством знаком...
Картотека подвижных игр для родителей «Забытые игры двора»
Картотека подвижных игр для родителей «Забытые игры двора»...
Детский научно-исследовательский проект "Забытые игры"
Целью нашей работы является изучение игр наших бабушек и дедушек, мам и пап; создание сборника «Забытые игры».Исследовательская работа реализовывалась в три этапа, с января 201...
Неделя здоровья "Вспомним спортивные игры". Муниципальный уровень 2019г.
25 воспитанников нашего детского сада и музыкальный руководитель МДОУ № 51, Кочергина Татьяна Дмитриевна 21 мая 2019 года приняли участие в неделе здоровья "Вспомним спортивные игры" в МОУ ...
Статья «Вспомним забытые игры».
Гори, гори ясно,Чтобы не погасло.Стой подоле,Гляди на поле…..Наверное, все помнят эти волшебные слова из игр. Они возвращают нас в детство, в городской двор или на деревенскую улицу. Сколько бы...
Акция "Вспомним забытые игры"
Акция "Вспомним забытые игры"...