«Методы изучения индивидуального развития детей:
статья
Следующим шагом после выработки критериев педагогической диагностики является определение методов, применение которых позволит получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. К формализованным методам относятся тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методы изучения индивидуального развития детей:
наблюдение, игры и упражнения, эксперимент".
Следующим шагом после выработки критериев педагогической диагностики является определение методов, применение которых позволит получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. К формализованным методам относятся тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы.
Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность.
Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно определить уровень педагогического воздействия воспитывающих взрослых.
- В рамках мониторинга достижений детей в детском саду специалистами могут быть использованы тесты и методы проективной техники.
- Тестирование. Тесты (в переводе с английского — «испытание», «проверка», «проба») — это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных индивидуально-психологических различий между детьми.
- Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от ребенка нужно получить правильный ответ.
- Реализация тестовых методик в психолого-педагогической работе может быть осуществлена как воспитателем, так и педагогом-психологом.
- Это определяется направленностью теста (на измерение какого качества он направлен) и готовностью специалиста к использованию Для изучения степени освоения детьми образовательной области «Познавательное развитие» воспитателями могут быть широко использованы предметные тесты, где материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур и т. д.
- Предметные тесты позволяют получить информацию по таким критериям математического образования старших дошкольников, как степень освоения ребенком геометрических фигур, параметров величины, умений сосчитывать и сравнивать группы предметов по числу, составлять (практически) числа из двух меньших в пределах 10, решать простые логические и арифметические задачи.
- В свою очередь аппаратурные тесты (реактометры, рефлексометры и т. д.)» требующие применения специальных технических средств или специального оборудования, чаще всего используют педагоги-психологи и дефектологи в детском саду.
- тестовых методик.
- Метод диагностики: тестовое задание
- Цель: выявление особенностей двигательной активности как удовлетворенной потребности организма в движении. Естественная потребность организма в движении для дошкольников 6—7 лет составляет в среднем 12—15 тысяч шагов. Двигательная активность ребенка меняется в зависимости от сезона: в зимний период она снижается, а летом повышается приблизительно на 30% по сравнению со средними величинами.
- Процедура организации и проведения.
- Двигательную активность можно измерить с помощью шагомера, который крепится на поясе, груди или лопатке ребенка. Двигательная активность замеряется в локомоциях или шагах. С помощью шагомера можно получить объективные сведения по двигательной активности ребенка в любой режимный период: на физкультурном занятии, на утренней гимнастике, на прогулке, в самостоятельной двигательной деятельности.
- Измерить уровень двигательной активности можно также путем хронометрирования.
- За определенный временной период фиксируется время пассивного состояния ребенка (сидит, бежит, прыгает и т.д.).
- Наблюдение ведется за одним ребенком или несколькими детьми одновременно.
- Затем определяется процент активного и пассивного состояния ребенка за данный промежуток времени.
- Нормальным соотношением покоя и движения для дошкольников можно считать 30% покоя и 70% двигательной активности.
- Проективная техника. Существенным признаком проективных методов является использование в них неопределенных стимулов, которые ребенок должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д.
- Так, ребенку предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. п.
- В этой группе методов ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными — возможен широкий диапазон разнообразных решений.
- При этом предполагается, что характер ответов ребенка определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах.
- Проективные методики широко используются при изучении особенностей личностного развития ребенка и освоения им большинства областей образовательной программы.
К малоформализоваиным методам относятся наблюдения, беседа, анализ продуктов деятельности
Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например, ценностные ориентации, отношение ребенка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.)
Наблюдение — ведущий метод проведения образовательного мониторинга в детском саду.
- Наблюдение является незаменимым при первичной ориентировке в реальности.
- Поскольку этот метод по сути своей направлен на изучение индивидуального, уникального в психике, он дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явления.
- Наблюдение позволяет описать конкретную картину проявлений развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях.
- Поэтому данный метод является исходным и основным в образовательном мониторинге.
- Чаще всего используется метод включенного наблюдения, когда педагог (он же наблюдатель) включен в процесс взаимодействия с теми, за кем наблюдает.
Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий, реализуемый ежедневно на протяжении 2-3 недель
Определите цели и задачи наблюдения (например, выявить особенности освоения ребенком способов познания, изучить поведение ребенка в ситуации совместной деятельности и т.д.).
Определение тематики наблюдения помогает воспитателю увидеть то, что в иных условиях осталось бы незамеченным.
Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий, реализуемый ежедневно на протяжении 2-3недель
Определите 3—5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня.
Это необходимо сделать, так как наблюдать за всеми детьми группы практически невозможно.
Каждый день необходимо выбирать других детей для наблюдения.
За две-три недели диагностики практически все дети попадут в поле зрения воспитателя.
Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий, реализуемый ежедневно на протяжении 2-3недель
Выберите ситуации наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса
Выберите способ фиксации результатов наблюдения (запись в блокноте, на бланках и технологических картах, на магнитофон, видеокамеру и т.д.).
При проведении наблюдения важно записывать информацию объективно, фактически, без интерпретации факта.
Сравните, например, две записи: «Сережа пытался взять машинку, с которой в тот момент играл Олег» и «Сережа затеял драку с Олегом, чтобы отобрать машинку».
Во втором варианте явно проглядывает оценка ребенка, причем не позитивная. Это чрезмерно эмоциональное отношение может снизить объективность выводов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей ДОУ «Методы оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики»
Консультация для воспитателей ДОУ«Методы оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики»...
Методы изучения индивидуального развития детей: наблюдение, игры и упражнения, эксперимент
Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно определить уровень педагогического воздейс...
СПРАВКА по результатам изучения индивидуального развития детей средней группы с 4 до 5лет
СПРАВКА по результатам изучения индивидуального развития детей средней группы с 4 до 5лет...
СПРАВКА по результатам изучения индивидуального развития детей средней группы с 5 до 6 лет
СПРАВКА по результатам изучения индивидуального развития детей средней группы с 5 до 6 лет...
Справка по результатам изучения индивидуального развития детей группы общеразвивающей направленности с 6 до 7 лет на конец 2020-2021 уч.г.
Справка по результатам изучения индивидуального развития детей группы общеразвивающей направленности с 6 до 7 лет на конец 2020-2021 уч.г....
Педагогическая диагностика, как метод изучения индивидуального развития дошкольников
Предмет педагогической диагностики – это индивидуальное развитие детей. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории развит...
Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей.
Изучение индивидуального развития детей....