Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в «страну зубов»
план-конспект занятия (старшая группа)

Голубцова Марина Анатольевна

Сохранение и укрепление здоровья зубов с детского возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zuby-.docx42.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности   в старшей группе «Путешествие в «страну зубов»

Проблема: Сохранение и укрепление здоровья зубов с детского возраста.

Материал:

Шапочка с изображением зуба, «Зубастик», зеркала по количеству детей, картинки с изображением зубов у животных, рыб; тарелки с кусочками моркови и банана; разные виды щёток; картинка со схемой зуба; Макеты полезных и вредных продуктов; флажки, 2 корзины.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить детей со строением зубов методом самообследования;
  • познакомить детей с расположением зубов в ротовой полости, их названием и количеством;
  • уточнить знания о назначении зубов, понять причины  их повреждения;
  • закрепить знания детей о правилах ухода за зубами и объяснить детям   необходимость такого ухода;
  • формирование здорового образа жизни у старших дошкольников;
  • активизировать в речи слова и выражения – кариес, зубная паста, зубная щетка.
  •  формировать у детей представление о правильном питании и его важности в сохранении здоровья зубов;

Развивающие:

  • продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно – действенное мышление;

Воспитательные:

  • воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы;
  • приучать детей к выполнению элементарных культурно – гигиенических правил.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель.

Доброе утро всем, кто проснулся,

Доброе утро, кто улыбнулся!

Доброе утро людям и птицам,

Доброе утро приветливым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

Ведь доброе утро длится до вечера.

Воспитатель: Ребята, улыбнитесь друг другу. Как приятно посмотреть на красивую улыбку, на белоснежные ровные зубки, как в рекламе по телевизору. Настроение у нас хорошее, бодрое!

Ребята отгадайте загадку:                                                                                                                                                                Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб-всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю.                                                                                                           Дети, что это за белые звери? (Зубы)

 Воспитатель: – Я хочу   пригласить вас  в страну здоровых зубов, Вы хотите туда попасть? (да)

 - Интересно, что это за страна такая? Как вы думаете? Кто живет в этой стране?

 (Это добрая,  весёлая страна. Страна, где живут маленькие человечки — здоровые зубы. Они очень дружные и очень любят трудиться).

Но чтобы попасть в страну здоровых зубов, и побольше узнать о зубах   мы  должны превратиться в красивые белые зубки.

 – У меня есть бутылка с витаминами. Но они непростые. Тот, кто проглотит  витаминку, превратится в красивый белый зуб и окажется в стране здоровых зубов. Вы хотите стать красивыми зубами и отправиться в путешествие?

Дети: – Да, хотим. (Звучит завораживающая музыка).

Воспитатель: – Интересно, какие из вас получатся зубы? Я дам каждому витаминку. Закройте глаза и откройте рот. (Музыка замолкает).

Воспитатель  даёт детям витамины и надевает на голову каждого макет с изображением зуба.

 – А теперь до трех считайте, глаза открывайте. Вот мы и в стране здоровых зубов. Посмотрите на себя. Какими вы стали!

Ребята слышите, кто-то говорит? Кто это может быть? Ой, да это же зубастик. Давайте с ним поздороваемся. Здравствуй зубастик. Он живет в стране здоровых зубов.

Зубастик: – Кто вы? Откуда? Зачем пришли?

Дети: –  Мы – дети подготовительной группы. А пришли мы сюда, чтобы побольше узнать о зубах.

Воспитатель:

Зубастик приготовил каждому из Вас зеркальце. Рассмотрите свои зубы в зеркало. Погладьте язычком передние зубки и задние зубки.

Что Вам подсказало зеркало и язычок?

Одинаковые  зубы или нет? ( Нет, они разные.)

Передние  и задние  зубы, какие? (Острые. Широкие. Есть маленькие.)

- Какого они цвета? (Ответы). Попробуйте согнуть их язычком. Получается? (Дети выполняют). Глядя в зеркало, осторожно постучите пальчиком о зуб. Что можете сказать о твердости зубов? (Ответы детей).

- Попробуйте покачать зуб пальцами. Получается? (Ответы). Попробуйте вынуть зуб. Опять не получается? Зубы сидят прочно. Они укреплены в кости, которая называется челюстью. Сейчас возьмите себя за щечки и пожуйте, не открывая рта. Вы почувствуете, как двигается ваша нижняя челюсть. Сверху находится ваша верхняя челюсть, она неподвижная. Нижняя часть зуба, которая располагается в кости, называется корнем зуба. (Показ корня зуба на Зубастике). Итак, как называется нижняя часть зуба? (Хоровой ответ). Челюсть сверху закрыта мягкой частью, которая называется десна. Повторим это слово. (Дети повторяют хором).

- Теперь смотрим на десну в зеркало. Какого она цвета? (Ответы). Десна очень нежная. Она легко царапается, если во рту окажется твердый предмет. Её можно проколоть косточкой от рыбы и обжечь очень горячей едой. Отсюда вывод: с десной надо обращаться осторожно.

- А можно ли сломать зуб? (Ответы). Да, если ударить по нему с большой силой или грызть что-то очень твердое. В этом случае зуб может сломаться, тогда будет очень больно. Поэтому, играя, надо быть очень внимательным и следить чтобы случайно не попасть друг другу в зубки.

 А теперь давайте рассмотрим зубы «Зубастика».

- У человека 32 зуба. Вверху у всех людей 16 зубов и внизу 16 зубов.

- Для чего человеку нужны зубы? (Чтобы кусать пищу, пережевывать ее, без зубов человек не красивый.)

Существует 4 вида зубов.

Передние с острыми краями служат для того, чтобы откусывать небольшие кусочки от большого куска и называются резцы.

Более длинные, заостренные, боковые  помогают справиться с жесткой пищей и разгрызть ее, называются клыки.

Малые и большие зубы  в глубине рта измельчают пищу и  выдавливают из неё соки, называют коренные зубы.

А теперь давайте посмотрим, какую работу выполняют наши зубки. Подойдите к столу, возьмите по кусочку морковки, откусите. Какими зубами мы кусаем? (Передними, резцами) А теперь съедаем. Какие зубки помогли в пережевывании? (Клыки и коренные зубы). Возьмите по кусочку банана и съешьте. Что было легче пережевывать морковь или банан? Почему?

- А зубы есть только у человека? Нет. Зубы есть у животных и  у рыб. Картинки.

- Всем нужны зубы, чтобы кусать, грызть, жевать пищу. Поэтому зубы – самая твердая часть организма, и покрыты они слоем белой эмали. Посмотрите на макет зуба. (Наши зубки состоят.)

Воспитатель: Давайте покажем,  как мы умеем за собой следить.

Артикуляционная гимнастика.

Рано утром встали

Чистить зубки побежали

Вправо – влево, вправо – влево

Чистим зубки мы умело!

(Рот приоткрыт в улыбке, «почистить» языком за нижними зубами и верхними зубами 4 – 5 раз)

Пополощем с вами ротик

(имитация полоскания рта)

Владик наш расческу взял

(закусить язык зубами)

И причесываться стал.

(Движение языком вперед – назад)

Все покажем язычком

Дальше дружно по порядку

(открывать рот. Язык за нижние зубы)

Вместе делаем зарядку!

(Выгнуть «спинку» и удержать под счет до 5)

Вот и завтракать пора:

Повар приготовил тортик

(Рот открыть)

С вкусным кремом, он ура!

Оближи скорее ротик.

(Облизывать нижнюю и верхнюю губу по очереди).

Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, чтобы были видны зубки. Вы наверное заметили, что у некоторых детей нет зубов. Как вы думаете, почему?

У детей молочные зубы.                                                                                                                                     – Когда ребёнок подрастает, у него молочные зубы выпадают и на их месте появляются новые зубы, постоянные, на всю жизнь.                                                                                                                                          – Если человек потеряет постоянный зуб – новый на его месте уже не вырастет.

- Как бы ни были тверды зубы, они часто разрушаются и болят. Как вы думаете почему? (От сладких конфет, шоколада, горячего чая, холодного мороженного, когда орехи грызут зубами, открывают зубами крышки, грызут сухари, не чистят зубы, не полоскают.)

 - Ребята, давайте подумаем, как мы можем помочь нашим зубам? (Чистить зубы, полоскать рот, грызть фрукты и овощи)

- Почему? (Микробы мелкие их не видно, но они очень вредные, разрушают твердые зубы. Вечером чистят зубы, чтобы освободить их от остатков пищи, а утром, чтобы освежить дыхание и защитить зубы на целый день.)

- Значит лучшие, друзья наших зубов – это зубная щетка и зубная паста.

 Вот у меня  несколько разных щеток, найдите какую используют для зубов. (для пола, для волос, для одежды, для посуды, для зубов.)

- Как вы думаете, у детей и у взрослых щетки должны быть одинаковые? (ответы детей)

- Правильно, щетки для детей и взрослых должны быть разные. (Воспитатель показывает щетку для ребенка и для взрослого.)

- Какой должна быть щетка: мягкой или жесткой? Если щетка будет мягкой, ею трудно очистить зубы от остатков пищи. Если щетка будет твердой, трудно чистить, так как больно деснам, их можно поранить, и они будут кровоточить. Поэтому надо иметь щетку средней жесткости.

Дети трогают рукой щетки различной жесткости.

- А кто знает, как ухаживать за зубной щеткой? (Щетку моют горячей проточной водой, ставят в специальный стаканчик, ворсом вверх, чтобы высохла.)

 - Сейчас я вам расскажу, как правильно чистить зубы. Посмотрите  – нужно чистить их сверху вниз; этот способ называется пружинка, вот так.

- А теперь нужно почистить вот так – слева направо; это способ называется маятник.

- А этот способ в виде спирали, называется пчелка. Ой, как весело работает щетка! А вот этот способ называется «За дверью». Мы чистим внутреннюю строну зубов. Вот если вы будете так чистить свои зубы, то и зубы будут здоровы, и в них не поселятся микробы.

- Ребята, давайте еще раз покажем какими способами нужно чистить зубы, чтобы они были здоровыми.                                                                                                                                             - А знаете ли вы сколько раз нужно чистить зубы?

Дети: «Два раза – утром и вечером»

-А сколько минут?

«Чтобы зубы не болели,

Чтоб как снег они белели –

По утрам и вечерам

Научись их чистить сам! »

Физкультминутка:                                                                                                                                                

Есть на пальцах наших ногти,

На руках запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Бёдра, пятки, двое стоп

Голень и голеностоп,

Есть колени и спина, но она всего одна.

Есть у нас на голове уха два и мочки две,

Брови, скулы и виски и глаза, что так близки.

Щеки, нос и две ноздри,

Губы, зубки посмотри,

Подбородок под губой, вот что знаем мы с тобой.

Воспитатель показывает иллюстрации, где изображены больные зубы.

-Обратите внимание, что зуб покрыт твердой эмалью, у него есть корень, но даже не смотря на то, что эмаль твердая, если вы не будете ухаживать за зубами, есть много сладкого, ее можно повредить – образуется дырка – кариес! - Дырка в зубе – всегда больно.

И тогда зуб начинает болеть, а больные зубы наносят вред всему организму, сердцу, почкам, потому что через больные зубы в организм попадают микробы. А что нужно делать, когда у вас образовался кариес? »

Дети: «Идти к стоматологу! »

-Да. Не надо ждать, когда зуб заболит. Нужно сразу принимать меры!

Как поел, почисти зубки,

Делай так 2 раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

К стоматологу идем

В год 2 раза на прием.

И тогда улыбки свет

         Сохраним на много лет.

А вы знаете полезные и вредные продукты для зубов.

- А теперь, все вместе проверим, все ли полезные продукты выбрала команда мальчиков и т. д

Полезные                                                Вредные

рыба                                                          шоколад

кефир                                                         чипсы

геркулес                                                     семечки

морковь                                                     пепси-кола

лук                                                              кока-кола

чеснок                                                          сникерс

яблоки                                                         чупа - чупс

Воспитатель:

-  Молодцы,    справились    с    заданием. Вам понравилось в моей стране?  Что интересного и полезного вы узнали?  Расскажите, что вы знаете о зубах? Для чего нужны зубы? Как ухаживать за зубами?   

Для чего человеку нужны зубы?(Подними флажок, если я говорю правильно)

  • Чтобы лицо было красивым
  • Зубы помогают правильно произносить
  • Чтобы человек не болел
  • Чтобы пережевывать пищу
  • Чтобы рот был заполнен
  • Чтобы кусаться

Кто из девочек бережно относиться к зубам? (Подними флажок)

  • Даша чистит зубы один раз утром.
  • Аня чистит зубы утром и вечером, а после еды прополаскивает рот кипяченой водой.
  • Марина совсем не чистит зубы. Она считает, что зубы у нее и так чистые.
  • Таня чистит зубы один раз вечером.

Зубастик: Ребята, надо  беречь свои зубы, ухаживать за ними, есть полезные продукты, и не есть много сладостей и обязательно ходить  к стоматологу 2 раза в год!

Воспитатель: Ну что, ребята, пора нам уже возвращаться. Давайте все вместе скажем волшебные слова, пройдем через волшебный круг и вернёмся в детский сад. Говорим: «Крибле – крабле - бумс!»

      Прочные знания вы показали.

И о здоровье мне все рассказали,

Важно, мало правила знать,

Главное, следует их выполнять!

Ребенок:

Здоровье — это же бесценный дар,

Который при рожденье тебе дан.

Его всегда оберегай,

И способами всеми укрепляй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной дейтельности с детьми подготовительной группы "Путешествие в страну живого слова"

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи с использованием мнемотехники....

Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....

Конспект Непосредственно организованной деятельности в старшей группе "Путешествие в страну геометрических фигур - Фигуроляндию"

Путешествие в страну геометрических фигур - Фигуроляндию»Цель: формирование познавательных действий дошкольников.Задачи: развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать групп...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну правил дорожного движения»

Конспект занятия может быть использован воспитателями ГБДОУ, с целью: систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, о дорожных знаках. Данное занятие направлено на закрепление ран...

. Конспект непосредственно образовательной познавательной деятельности в средней гр «Путешествие в Страну мальчиков и девочек»

Цель: Закрепление представлений детей об особенностях мальчиков и девочек (внешний вид, женские и мужские имена, любимые игрушки и т. д, о своей половой принадлежности.Задачи:1. Закрепить пр...

Конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну эмоций».

Цель: Создание условий для гармонизации эмоциональной сферы детей, развития социальных эмоций....