"Развитие культуры движений и оздоровление дошкольников"
материал (младшая группа)
Обобщённый опыт работы . Приложения: упражнения для занятий с элементами йоги, пальчиковый игротренинг, упражнения и игры на укрепление глазных мышц, Упражнения с сигнальными метками, Упражнения с меткой на стекле, ритмическая гимнастика, закаливающие процедуры, воздушные ванны для тела, контрастные ванночки для рук, солевые дорожки, закаливание носоглотки. и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщённый опыт работы. | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ № 34 «РАДУГА»»
Обобщённый опыт работы.
«Развитие культуры движений и оздоровление детей младшего дошкольного возраста».
Воспитатель: Лебедева И.В.
Псков 2019г
Развитие культуры движений и оздоровительная работа.
Цель: формирование двигательной сферы, создание психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.
Эта область включает в себя две линии оздоровительно-развивающей работы:
- приобщение к физической культуре;
- развивающие формы оздоровительной работы.
В методике физического воспитания разработано множество средств, с помощью которых достигается гармоничное развитие детского организма. В основу своей работы по физическому совершенствованию детского организма я взяла взгляды многих учёных и практиков, которые можно выразить так: « физический интеллект является первой и основной формой человеческого интеллекта», высокоразвитый человеческий интеллект берёт своё начало в человеческих движениях.
Начинать работу надо тогда, когда ребёнок преисполнен энергией.
Главная мотивация – это его собственное желание. Работу провожу в то время, когда ребёнок максимально оживлён и энергичен: это может быть утреннее и ли вечернее время, на прогулке, больше в тёплое время года.
У нас занятия ведёт инструктор по физической культуре, поэтому в своём сообщении я больше внимания уделяю деятельности детей по привитию у них культуры движений и оздоровительной работе во все другие отрезки дня пребывания малыша в детском саду. Свою работу строю на положительном эмоциональном фоне. Присутствуют смех, песни, веселье, шутка, танец, радость.
«Чем менее разнообразия в движениях
мы допускаем у ребёнка, тем менее
ловкости и грациозности мы у него
встретим»
П.Ф. Лесгафт
Давно замечено, что ребёнок мало, что умеющий делать, с трудом овладевает новыми движениями. И наоборот, кто больше умеет тот быстро и легко усваивает новые движения и действия, выполняет их с большой радостью и всегда вносит в них элементы творчества.
Проанализировав действия ребёнка, замечаем, что они складываются (как и вообще вся деятельность человека) из однородных движений, выполняемых в различных комбинациях и в разных условиях (направление, скорость, амплитуда, и т.д.)
Есть основные «узловые» движения, без которых сложные действия не возможны. Двигательный опыт – это, по существу, многочисленные вариации движений, в основе которых лежат обратные активы, связанные в определённом порядке в новое действие.
Чем больше видов и способов движений знает ребёнок, тем содержательнее и богаче его деятельность в целом.
Важно обеспечить осознанное овладение каждым движением. Например, построив вместе с детьми две параллельные дорожки из кубиков: одну сплошную, другую с промежутками, как шпалы на железной дороге. Предлагаю пройти сначала по первой, затем по второй дорожке. Спрашиваю: «По какой дорожке из них легче идти?» Позднее даю детям задание построить «лёгкие» и «трудные» дорожки из однородных предметов (скакалок, плоскостных геометрических фигур, обручей, мешочков с песком и д.р.). А затем из разнообразных (из доски, лежащей на полу, и приставленных к ней кубиков, обручей, колец и др.)
Что такое культура движений дошкольника?
Культура движений, прежде всего, оценивается , как красота. В свою очередь, понятие красоты движений определяется их положительным воздействием на организм, целесообразностью.
Дело в том. Что правильное выполнение движений благоприятно сказывается на функционировании внутренних органов, укрепляется осанка, человек меньше устаёт.
Красота движений – это ловкость, грациозность, сила, умение заставить себя двигаться легко, непринуждённо и в условиях. Культуру движений характеризует также их «запас».
В дошкольном возрасте ребёнок овладевает на элементарном уровне практически всеми видами и способами основных человеческих движений. Важно научить детей свободно пользоваться этими движениями в зависимости от условий и ситуации.
Двигательное творчество является третьей основной частью культуры движений. Оно необходимо в этом возрасте. Средство для этого – не допускать трафаретов в движениях, играх детей, дать им возможность быть всегда исследователями, создать условия для самостоятельного приобретения двигательного опыта в разнообразной предметно- игровой среде.
Развитию двигательного творчества способствует постоянное изменение расположения физкультурных пособий, с которыми малыши выполняют движения, усложнение предлагаемых детям движений, развитие у них умения двигаться не только «рядом» но и «вместе».
Можно обеспечить разнообразие двигательной деятельности, используя совсем незначительное количество простых пособий: Во-первых, расставляя их по- разному; во-вторых, обучая детей всем основным движениям на каждом пособии; в-третьих, развивая у них умение, выполнять на каждом пособии все знакомые движения.
В своей работе использую такие приёмы:
1. Основанный на психологии малыша – «исследователя».
Учу узнавать любую новую игрушку, бытовой предмет движениями рук, глаз, движениями перемещения в пространстве (локомоциями).
Например, игра с деревянными шариками (шариком). Сначала с одним. А затем с тремя детьми:
- Вот шарик - его можно зажать крепко- спрятать в ладони (чтобы не выглядывал), покатать (чтобы не выскочил из рук), переложить из одной руки в другую ( перед собой, над головой, за спиной и т.д.), покрутить на полу вокруг своей оси, покатать медленно на полу, прокатить по каким- либо предметам – по столу, доске, ковру, по рейке гимнастической лесенки.
Хвалю детей: «Как вы хорошо, по-разному придумали!»
- Подарите шарики куклам, игрушкам, кто кому хочет, А я вам дам другие (по цвету, размеру, другого материала).
- Спрашиваю: «Как выбудете играть с этими шариками?»
Можно предложить детям поменяться шариками, отгадывать, у кого какой, прятать и искать, складывать в коробочки, корзиночки, сумочки и т.д. В следующий раз давала шары и мячи разного цвета, размера и из разного материала. Интересно наблюдать, внесут ли ребята в игры с этими предметами, какие – либо новые движения, с учётом новизны материала. Резиновый мяч прыгает, с большим мячом интересно играть вдвоём, можно кататься лёжа на животе, отталкиваясь носками ног, слегка подпрыгнув вперёд; бросать сверху высоко поднятыми руками, прокатывать между ногами по полу, назад – вперёд; можно посидеть на нём; как можно заставить мяч оставаться без движения на плоской поверхности.
Увидев движение-образец воспитателя, получив какое-то движение спонтанно, подражаю другим, дети каждый раз радуются появлению предметов круглой формы в группе и без конца ищут новые варианты движений.
Множество вариантов движений дают обручи, скакалки. Сюжетные игрушки (птицы, звери, домашние животные) входят в игры детей в единстве с движениями. Поиграем в прятки – спрятать лисичку за спину, под ноги (присев), подмышку, построить для неё домик, придумываем сюжет: «Жила-была в лесу лисичка-сестричка, что она умела? Она сама сейчас покажет это (ходить, бегать, искать корм, играть, прятаться под деревьями, ходить в гости к детям и у них пить чай, танцевать ит.д.)
При внесении физкультурного пособия надо показать, как можно выполнить на нём все основные движения и разные их способы. Например, ходить по доске обычно, на носках, боком, спиной. Показать, как по ней пройдёт цапля, пробежит лошадка, петушок, проползёт Мишка-медведь, подпрыгивает воробушек, ляжет отдыхать Хрюшка, спрячется (присядет, закрыв лицо) Котя-коток.
2.Вернуть интерес к надоевшим игрушкам через яркую новизну с использованием движений.
Например, В группе новая кукла,…Чем она отличается от десятка таких же в группе кукол уже наскучивших?
- У неё длинные волосы - вот такие (движение рук), пышная юбочка – вот такая! Она умеет танцевать вдвоём с Ксюшей, (и со Славиком, и с Олей), и даже втроём, если взяться всем за руки; а ещё она хочет показать, как можно кружиться вдвоём.
Знакомство с новой куклой заканчивается тем , что она «предлагает» научить всех кукол в группе кружиться, только по-разному: подняв над головой, перед собой, спрятав за спину, встав на носочки, в полуприседи, низко присев, объединившись с кем-нибудь из детей.
Можно обыграть простой сюжет: «Научи кукол ходить по доске, возить за верёвочку машинку и кататься на ней, нагружать кубики в машину».
3. Часто меняю расположение мебели, пособий в группе.
Находя новые варианты размещения предметов в пространстве, объединяя отдельные предметы, пособия, игрушки в своеобразные комплексы. Специально устраиваю преграды в группе - на свободном месте ставлю контейнер с мячами, мешочками для метания, выношу обручи, иногда натягиваю верёвочку на разной высоте (на несколько минут). Ставлю к лесенке доску, куб, дорожку, строю из кубиков, плоскостных предметов.
4. Периодически, в часы самостоятельной деятельности появляюсь перед ними в спортивной форме и, как бы ни обращая на них внимания, отбиваю мяч, прыгаю на скакалке, подтягиваюсь на лесенке, под музыку выполняю простые ритмические движения. Дети с интересом наблюдают и пытаются подражать мне.
5. Ещё делаю так, чтобы в любую минуту дня каждый малыш мог найти для себя «занятие - движение»: сдвигаю столы, игрушки двигатели меняю несколько раз в день. Например, большой мяч, средним, малым, другого цвета, иногда вместо мячей воздушные шары, кольца.
В режиме дня чётко закреплено время для самостоятельной двигательной деятельности (утром, днём, вечером) (Приложение №1)
«Особое внимание малоподвижным детям!» - Кирине Ф.
Детей большой подвижности чаще ориентирую на движения, требующие сдержанности, осторожности (ходьба и бег по ограниченной площади ит.п.)
6. Каждому движению при первоначальном развитии, разучивании стараюсь придать образность. Ходит петушок, цыплята, лошадка с высоким подниманием колен, ходят гуси в полуприседи, косолапый мишка – на внешней стороне стопы, идёт маленький человек, малыш – мелким шагом, А великан идёт широким шагом, крадучись пробирается кошка к мышке, гордо, оглядываясь назад: «Идёт лиса – всему лесу краса»; удары в бубен – физкультурник; в разном темпе: в умеренном – мама с дочкой гуляют, быстром – папа спешит с сыновьями в детский сад; в разных направлениях – прямо, боком, назад (рак); по кругу (вокруг обруча, по ободу обруча, змейкой ит.д.)
Для развития двигательного творчества использую любые физические упражнения - всё зависит от условий, которые есть в группе, на участке. Стараюсь не допускать трафаретности движений, предоставляю детям возможность для самовыражения в играх и занятиях.
Использую и специальные приёмы развития двигательного творчества – проблемные ситуации, двигательные загадки, интересные игры-задания:
- придумать разные способы упражнений, с использованием всех имеющихся пособий;
- найти в группе предметы, которые можно катать;
-построить «каталки»
Полезны упражнения и соревнования, которые помогают детям почувствовать уверенность в движениях, оценить свои имения:
- пробежать «змейкой» не задев предметы;
- метать в различно расположенные цели;
- прокатить на определённое расстояние обруч, мяч;
- постоять на одной ноге (позднее с закрытыми глазами) на скамейке, на кубике, с разным положением рук, наклонившись;
- пройти по прямой, по кругу, спиной вперёд, с закрытыми глазами;
- покружиться и остановиться не упав;
- после бега встать на носочки, на одной ноге быстро подняться на возвышение (кубик, стул);
- выполнять различные движения пальцами с разными предметами ( катить и вращать их двумя пальцами, в одной и двух ладонях карандаши, палку)
- удерживать определённое время;
- «Кто дальше?» - мешочек с песком за уголок, на пальце, подкинув его поймать на ладонь;
- прокатить мяч по руке;
- изобразить зверей, птиц, ситуацию, описанную в художественном тексте: «Ветер по морю гуляет…», «Ты скачи, скачи, лошадка, гоп-гоп-гоп»;
- выделять средства выразительности движений: быстро – медленно, легко – тяжело, плавно – резко;
- на носочках, на всей стопе, на пятках;
- положение тела выше – ниже, разная осанка;
- дополнительные движение головой, руками, бесшумно – громко и др.;
- выразительно передавать текст считалок, поговорок, пословиц, скороговорок, загадок о физкультуре с движениями;
- делать несложные рисунки для движений на земле, снегу (линии прямые, волнистые, многоугольник, круг, квадрат, овал; придумать элементарные движения для простого сюжета: «Это дом. От него идут разные дорожки: эта к Бабе- Яге в лес, - какая она? Это – мимо острова Буяна,- какая она? В царство Мороза Ивановича - какая она? И т.п. сначала рисуем с детьми, а затем обыгрываем то, что нарисовали. Сколько радости приносят эти упражнения – игры.
Мне нравится использовать в работе народные потешки и скороговорки.
Например: «От топота копыт пыль по полю летит» (дети подгруппами двигаются сильным прямым галопом)
«Дуют, дуют ветры в поле, Чтобы мельницы мололи, чтобы завтра из муки испекли нам пироги» (взмахи руками перед собой вправо-влево, вращение руками назад)
«Радуга-дуга, не давай дождя, Давай солнышко, колоколнышко»
(два прыжка на одной ноге и два прыжка на другой)
«Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик. Там мышка живёт, тебе хвостик отгрызёт» (Дети прыгают на двух ногах на месте, прыгают с продвижением вперёд, идут вперёд осторожным шагом, затем убегают на свои места, а «ловишка» их ловит)
Фольклор по своему содержанию и форме поэтичен, понятен детям, ему присущи образность, сказочность, юмор, игровой характер. Он насыщен движением, действием, что особенно созвучно особенностям дошкольников.
Упражнения и задания на развитие ОВД:
- Ходьба в заданном направлении, с принятием игровой роли (солдаты, стрелки часов и т.д.);
- по разным поверхностям (пол, мягкий мат, бревно) и разными способами (на носочках, на пятках), выражающая определённое внутреннее состояние и настроение: уверенная походка, усталая походка, бодрая походка и т.д.
Игровое упражнение «Марионетка» - на координацию движений рук и ног: малыш управляет движением ног – вперёд, назад, в стороны и т.д. руками , посредством невидимых воображаемых ниточек, которые привязаны к коленкам.
- Ходьба по простейшим лабиринтам.
Групповая ходьба - изображение поезда, змеи, медленно накатывающейся волны и т.д.; самостоятельное придумывание детьми вариантов групповой ходьбы.
Также возможно чередование ходьбы с бегом, прыжками и др. движениями. Например, по команде поезд набирает скорость, слон превращается в зайчика, змея в улитку и т. д. Ходьба – в бег. Бег разными способами; меняющимся темпом с принятием игровой роли (лошадки на цирковой арене, зайчата и т.д.)
Выразительный бег (радостный бег, бег от опасности, торопливый бег, неуклюжий, лёгкий и др.)
Групповой бег с вхождением в образ «ручеёк», «бегущая волна»
Принятие в беге роли ведущего и ведомых – вожак и стая у разных животных;
Преследователя и преследуемых – кошка и мышки, волк и зайцы.
Упражнения:
- «Птички на ветке» - равновесие – сидение на корточках на скамейке
- «Флюгер на крыше» - кружение в обе стороны на гимнастической скамейке, одна рука в сторону
- «Пропеллер» - то же самое на полу, обе руки в стороны
- «Волчок» - то же самое, руки на поясе
- «Аист на болоте», «Аист на крыше» - стойка на одной ноге
Упражнения с элементами коррекции эмоционального состояния: « Поза Арки»
Упражнения и задания на принятие и сохранение позы: «Замри» - создание первоначального представления о связи позы и движения.
Имитация поз животных: сова в дупле, спящая кошка, лев перед прыжком и т.д.
Изображение неживых предметов по наглядному образцу и по памяти: чашка, мяч, телевизор и т.д.
Имитация поз в непривычных ситуациях: кошка, забравшаяся на люстру, приём пищи, сидя на столе со стула и др.
Воспроизведение выразительных поз, а так же упражнения (асаны) для занятий с элементами йоги (Приложение №2)
- Напряжённая поза (ожидание, испуг, готовность к действию, сосредоточенность)
- Расслабленная поза (усталость, удовлетворение, получение удовольствия)
- Поза кошечки (освоение простейших навыков снятия эмоционального напряжения)
Упражнения и задания на развитие мелких мышц рук (Приложение№3)
Имитация мытья рук под слабой, средней и сильной струёй воды. Рисование в воздухе кистями и пальцами рук. Дирижирование. Упражнение «Радужные брызги» - встряхивание кистей рук в разном направлении и ритме. Опознавание знакомого предмета на ощупь с завязанными глазами. Гимнастика для пальцев – преимущественно используется в рамках двигательно-оздоровительных моментов на занятиях по развитию речи, экологии, х/литературой и др.: «пальчики здороваются», «корни деревьев», «слонёнок», «зайчик в клетке».
Упражнения на развитие мелких мышц лица и мимики (Приложение№4)
Демонстрация (на картинках и живом примере) и воспроизведение общего выражения на лице эмоциональных различных состояний (радость, печаль, гнев, испуг, равнодушие, удивление и др.)
Самостоятельное изображение мимики различных сказочных персонажей, людей в разных ситуациях (дед и бабка горюют из-за разбившегося золотого яичка; мама делает замечание расшалившемуся сыну; дети впервые увидели в зоопарке медведя и др.)
Игровое упражнение «Лепим лицо» (придание лицу разных выражений при помощи рук). Данное упражнение также способствует развитию мелкой моторики рук.
Упражнения для разных групп мышц:
- «Коромысло»- хождение с палкой на плечах, распрямив плечи и выпрямив спину. Говорю детям: «не разлейте воду – будьте внимательны»
- «Объятия», «Сбор фруктов», «Рыба», «Воздушный велосипед»
- «Кошка ловит мышей», «Больной воробей» - сломал ногу-лапку
- Спортивные упражнения
- Скольжение. Самостоятельное придумывание необычных способов скольжения. Обучение сохранению равновесия на льду.
Музыкально-ритмические упражнения.
Произвольные танцы под разное музыкальное сопровождение. Развитие ориентировки на музыкальный ритм: весёлые прыжки кузнечика, энергичный и весёлый бег весеннего ручейка и т.д.
Части комплекса ритмической гимнастики (Приложение №5)
- «Крутые повороты», «Кошечка», «Кошка лезет под забор», «Тик-так»
- «Ванька-встанька» и д.р.
Различные подвижные игры:
- «Сороконожки», «Где мы были, не скажем, а что делали – покажем»
- «Воробьи – попрыгунчики», Поиск предметов (в разных вариантах)
- «Зеркало», «Зайка», «Дождик», «Теремок» и многое другое
Игры – аттракционы:
- «Воробей», «Футбол»,
- «Весёлые поварята», «Посадка картофеля»
Система физкультурных оздоровительных мероприятий в группе составляется с учётом особенности возраста, здоровья, физического развития детей.
В группе у меня дети 3 и 4 лет. Создана экологически благоприятная обстановка в помещении для игр и занятий детей. Соблюдаем санитарные и гигиенические требования. Проводим сквозное проветривание не менее 5 раз в день в отсутствии детей. В группе подбор комнатных растений (хлорофитум, традесканция и др.), поглощающие вредные вещества, выделяющие фитонциды и увлажняющие воздух.
Высокая культура гигиенического обслуживания детей (туалет, кормление, сон, одевание на прогулку). Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском саду. Индивидуальная дифференциация режимных процессов и их воспитательная направленность с учётом здоровья и развития детей.
Оптимальный двигательный режим. Проводится ежедневная утренняя гимнастика 7-10 минут. Занятия физкультурой 3 раза в неделю, игровая гимнастика продолжительностью 20 минут 2 раза в неделю. Подвижные игры на первой и второй прогулке 5 раз в неделю, длительностью 25-30 минут.
Самостоятельная двигательная деятельность детей с разными физкультурными пособиями:
Утром после завтрака, между занятиями, на прогулках, после сна, на второй прогулке – самостоятельная игровая деятельность.
Закаливание: (Приложение №6)
- Оздоровительные прогулки ежедневно,
- Умывание прохладной водой перед приёмом пищи, после каждого загрязнения рук,
- Воздушные ванны до и после сна, на занятиях по физкультуре,
- Ходьба по массажным дорожкам после сна, ходьба босиком в обычных условиях,
- Мытьё ног в летний период
- Использование элементов «пульсирующих» температур в течении дня.
- Вращение палки ступнями и пальцами ног – воздействие на важнейшие биологические активные точки кожи, развитие ловкости.
- Катание мяча ступнями и пальцами ног.
Упражнения для пальцев ног, которые не только укрепляют мышцы пальцев ног и свода стопы, но она способствуют развитию двигательного воображения и ловкости:
- скатывание платка,
- схватывание и удержание,
- раскладывание предметов на плоскости в установленном порядке. Самостоятельное придумывание аналогичных упражнений.
В группе есть часто болеющие дети, треть эпизодически болеют и треть группы здоровых детей. Уделяю внимание всем детям, но очень внимательна к детям, болеющим часто – особенно после большой физической нагрузки: меняю одежду, массирую лёгкими поглаживаниями, чтобы дети не переохлаждались.
Провожу с родителями беседу, как при минимуме затрат можно укрепить здоровье малыша. Убедительно рекомендую не пичкать малыша сразу антибиотиками, а при простуде пользоваться домашними средствами, которые проверены временем. Это и простые ингаляции, натирания, питьё и многое другое. Рекомендую и в выходные дни выполнять пальчиковую гимнастику: для укрепления иммунитета, которую мы с детьми выполняем в группе – «Зайчик в клетке», для укрепления памяти улучшения кровообращения мозга – «колесо» и др.
Красивое движение увидишь у ребёнка только тогда, когда правильно построишь физическое воспитание ребёнка в детском саду и семье:
- научишься контролировать его здоровье, исходя из наблюдений за особенностями его двигательной активности – деятельности;
- когда проникнем глубоким смыслом, который вложила природа в движения человека;
- и осознаёшь, что в музыке, как и в рисунке, так и в движении ребёнок проживает особую жизнь.
Упражнения для занятий с элементами йоги.
Поза кролика.
Стоя на коленях, с выдохом сгибаемся до касания лбом колен. Ладони рук кладём на голени. С вдохом выпрямляемся до исходного положения.
Поза палка.
Лёжа лицом вниз, ноги на ширине плеч. Согнуть руки в локтях, положить ладони по обе стороны груди. На вдохе поднять туловище вверх на 10-15 см, удерживая его на руках и носках. Тело прямое, параллельно полу, колени напряжены.
Поза алмаза.
Сидя «по-турецки», руки положить на бёдра ладонями вверх. Находиться в позе как можно дольше.
Поза дельфина.
Стоять на коленях, положить голову на коврик между ладонями (образовав ладонями чашу с помощью сплетённых пальцев).
Поза кошки.
Лечь на живот. Не отрывая груди от коврика, отвести корпус назад, прогибаясь в позвоночнике и поднимая таз наверх. Задержаться в этой позе несколько минут. Затем вновь, прогибаясь в позвоночнике, Как это делает кошка, и прижимая грудь к коврику, послать корпус вперёд. Вернуться в исходное положение, поднять верхнюю часть тела вверх и назад, как в позе змеи. Расслабиться, лечь на живот и отдохнуть.
Поза рыбы.
В позе алмаза сесть так, чтобы ноги от кончиков пальцев до колен касались коврика, и на них приходилась вся тяжесть тела. С помощью локтей, выгибая грудь, опускать туловище назад, пока голова не коснётся пола. Ладони сложены на груди пальцами вверх, дыхание произвольное.
Пальчиковый игротренинг. (Приложение №7)
- «Ножницы». Указательный и средний пальцы правой руки имитируют стрижку ножницами.
- «Колокол». Скрестив указательный и безымянный пальцы обеих рук, тыльные стороны, обратив вверх, опустить средние пальцы правой и левой руки и свободно вращать ими.
- «Дом». Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой руки.
- «Бочонок с водой». Слегка согнуть пальцы левой руки в кулачок, оставив сверху отверстие.
- «Пожарные». Используется игрушечная лестница, указательный и средний пальцы бегают по ней.
- Потешка «Прятки». Сжимание и разжимание пальцев рук в ритм стихотворения.
« В прятки пальчики играли и головки убирали, Вот так, вот так – И головки убирали»
Упражнения на укрепление глазных мышц. ( Приложение №8)
Сигнальные метки – картинки, игрушки, развешанные в разных углах комнаты, под потолком (мяч под потолком, фокусник на стене, на противоположной стороне матрёшка).
Играть глазами, не двигая головой, туловищем.
«Дети вышли на лужок поиграть с мячом. Высоко его подбросили и поймали, ещё раз подбросили и поймали» (глазами)
«Делу время, а потехе - час!» - фокусник предлагает отыскать буквы (2-3)
Матрёшка приглашает детей на чай с пирогами. Она яркая, нарядная, а пироги у неё мягкие, душистые.
Снова выйти на лужок, поиграть с весёлым разноцветным мячом.
Упражнения с сигнальными метками:
- «Поищи глазами матрёшек на полках. Где матрёшка в синем сарафане? А где матрёшка в красном сарафане? Найди матрёшку в зелёном сарафане».
- В гости пришёл Петрушка и принёс чудесный мешочек. Петрушка показывает детям картинку с изображением игрушки. Дети ищут глазами эту игрушку в окружающей обстановке.
Упражнение с меткой на стекле:
Дети подходят к окну и выполняют команды воспитателя: «Посмотрите глазами на дорогу, по которой движутся машины, а теперь на цветочек на окне». Повторять упражнение 2-3 раза.
Игры для укрепления глазных мышц:
- «Моргунчик» - Мы играли, мы читали, Наши глазки так устали, Мы немножко поморгаем, На минуточку замрём и опять играть начнём.
У детей глаза закрыты, мышцы глаз расслаблены, плечи опущены.
2. «Золотые лучики» - Выглянуло солнышко, Пташечки запели, Золотые лучики всех ребят согрели.
Дети широко раскрыли глаза. Спрятались под «зонтик» или в свои «домики».
Тут со всех сторон тучки набежали, И лица ребятишек мокрыми вдруг стали.
Повороты глазами вправо, влево, вверх, вниз, за движениями пальцев.
- «Игры с пальчиком» - Мальчик – спальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, А на этот я смотрел.
Ритмическая гимнастика» (Приложение №9)
- Вводная часть: ходьба, бег с разными положениями рук.
- Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклоны головы с «пружинкой».
- Наклоны туловища вперёд, назад.
- Повороты туловища поочерёдно: левое плечо вперёд, правое плечо вперёд, сгибая колени в такт музыки.
- Ноги вместе, руки на поясе. Повороты туловища в стороны.
- Руки вдоль туловища, ладони горизонтально. Прыжки на двух ногах на месте.
- Прыжки в стороны.
- Сгибая поочерёдно ноги в коленях, не отрывая от пола носки, руки опускать поочерёдно от плеч до бёдер.
- Ноги вместе, руки согнуты в локтях: «переминаться» с ноги на ногу, левая рука к левому колену, правая к правому.
- Ноги на ширине стопы. Руки согнуты: «пружинка», плечи поочерёдно вверх, вниз.
- Руки на поясе, прыжки: 2 раза на левой ноге, 2 раза – на правой.
- Ноги на ширине плеч, покачивания из стороны в сторону.
- Приседания с прямой спиной.
- Заключительная ходьба по кругу.
Закаливающие процедуры. ( Приложение №10)
Нельзя проводить закаливающие процедуры, которые не нравятся детям.
Они должны приносить радость!
Воздушные ванны для тела:
- Дети ежедневно в любое время года 15-20 минут играют босиком в одних трусиках в простые подвижные игры.
- Ребёнок сам растирает сухой салфеткой или рукавичкой руки, ноги, плечи, грудь.
- Воспитатель растирает раздетого ребёнка сухой салфеткой, слегка пощипывает и похлопывает кожу, позволяет малышу расслабленно повисеть у себя на вытянутых руках.
- Игра «Я – массажист!» Дети попарно делают друг другу массаж спины, «рисуя» на ней различные фигуры.
- Влажное растирание. Раздетого ребёнка взрослые быстро обтирают влажным полотенцем, после чего ему предлагается 5-10 минут быстро побегать («Догонялки», «Обгонялки»). Через 10 минут процедуру повторяют, а затем ребёнка растирают сухим полотенцем.
- Поглаживающий массаж во время приёма воздушных ванн.
Контрастные ванночки для рук и ног.
- Проводятся при температуре воды в ванночках +18 и +30 градусов.
- Растирание рук и ног охлаждённой водой до ощущения сильного тепла с последующим вытиранием насухо и самомассажем.
Солевые дорожки.
Стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используют массажёры для стоп, пуговичные и палочные дорожки, корригирующие упражнения для стоп, прыжки и т.д. Эффект солевых дорожек заключается В том, что соль раздражает стопу ребёнка, богатую нервными окончаниями.
Солевой раствор: на 1 литр воды 90 грамм соли.
Закаливание носоглотки. Полоскание полости рта.
- Полоскание горла 1,5% раствором морской соли.
- Игра «Волшебный напиток» (температура воды понижается от 36-38 до 8-10 градусов).
- Игра «Лёвушка». Рычание с напряжением нижней части челюсти, языка, малого язычка.
- Игровое упражнение «Маленькие волшебники»
- Дыхательные и звуковые упражнения
- Точечный массаж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние нестандартного физкультурного оборудования на развитие координации движений у старших дошкольников.
ВведениеДвигательная активность является естественной потребностью организма человека. В дошкольном возрасте движения имеют особое значение. Созданию интереса к физическим упражнениям, обеспечению бол...
Развитие физических качеств и оздоровление дошкольников с использованием подвижных и дидактических игр
Подвижная игра – одно из средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка. В игре однов...
Проект «Расти здоровым, сильным, ловким» Тема: Развитие физических качеств и оздоровление дошкольников.
Создание оптимальных условий, способствующих развитию физических качеств и оздоровлению дошкольников. Анализс развития физических качеств и оздоровления дошкольников в педагогической литературе....
Методическое пособие «Физическое развитие детей второго года жизни» Л.Н. Волошиной, Л.В. Серых как эффективное средство развития физических качеств и оздоровления дошкольников.
Методическое пособие «Физическое развитие детей второго года жизни» Л.Н. Волошиной, Л.В. Серых как эффективное средство развития физических качеств и оздоровления дошкольников....
Консультация "Развитие мелкой моторики и оздоровление дошкольников через игры и упражнения с применением морской соли"
Цель: развитие мелкой моторики и профилактика заболеваний органов дыхания через упражнения, сочетающие пальчиковую и дыхательную гимнастику с использованием морской соли в сопровождении проговаривания...
Консультация инструктора по физической культуре «Движение — это жизнь дошкольника»
Консультация инструктора по физической культуре«Движение — это жизнь дошкольника»...
Проект «Развитие культуры движения детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством эвритмии»
Цель проекта - разработать систему развития движения с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством включения эвритмии в музыкальную деятельность.Зада...