Дыхательная гимнастика в жизни ребенка
консультация (средняя группа)

Ctrl/Cmd+V

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika_v_zhizni_rebenka.docx388.71 КБ

Предварительный просмотр:

Роль дыхательно-игровой гимнастики в музыкальной деятельности соматически ослабленных детей

Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников существует уже достаточно давно. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Исследования показывают, что состояние здоровья населения, особенно детей, ухудшается. С каждым годом растет число детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением речи, зрения, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма детей к различного рода заболеваниям.

В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекция недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Во всех существующих комплексных программах воспитания и обучения охрана здоровья ребенка становится приоритетным направлением в работе многих дошкольных образовательных учреждений. Ведется оздоровительная работа с использованием современных здоровье сберегающих технологий.

В последнее время педагоги большое внимание уделяют дыхательной гимнастике на учебных занятиях и в свободной деятельности.

Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Кроме того дыхательная гимнастика снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, очищает лёгкие, в результате чего во все уголки организма поступает кислород.

Детский сад №60, где я работаю музыкальным руководителем является специализированным в области присмотра и оздоровления туб инфицированных и соматически ослабленных детей, имеющих различные заболевания дыхательной системы, которые не дают ребенку полностью проговаривать фразы, правильно петь песни – приходиться вдыхать воздух чаще.

В связи с этим, большое внимание на музыкальных занятиях я уделяю дыхательным упражнениям, так как они играют значительную роль в процессе оздоровления дошкольников, повышают общий жизненный тонус ребенка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям, оказывают благотворное воздействие на центральную нервную систему.

Целью данного вида деятельности в музыкальном воспитании является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

- укрепление физиологического дыхания детей (без речи).

- формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох – длинный выдох)

- тренировка силы вдоха и выдоха.

- развитие продолжительности выдоха.

В своей работе с детьми я использую некоторые упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой Александры Николаевны, которая обладает высоким оздоровительным потенциалом.

Это – единственная в мире гимнастика, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедренный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т. д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.

В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:

- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

- способствует восстановлению центральной нервной системы;

- улучшает дренажную функцию бронхов;

- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Таким образом дыхательная гимнастика играет значительную роль в музыкальном развитии, воспитании детей с различными заболеваниями дыхательной системы.

Для достижения наилучшего результата необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики, важно заинтересовать детей, они должны не просто выполнять комплекс упражнений, а играть в веселую игру. Постепенно на моих занятиях появилась, а потом и «прижилась» дыхательно-игровая гимнастика.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов. К тому же, выполнять ее совсем несложно, если проводить дыхательную гимнастику в форме игры, то получится замечательное времяпрепровождение.

Я хочу предложить вам несколько дыхательных упражнений с элементами игры.

1."ЛАДОШКИ"

Ладушки-ладошки,

Звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем,

Носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем,

То свободно выдыхаем.

Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к зрителю.

На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки, одновременно с движением шумно шмыгаем носом. Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох -- пассивный выдох. На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха-движения, затем отдыхаем 3-5 секундНорма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

2."ПОГОНЧИКИ"

Вот погоны на рубашке,

Темный кожаный ремень.

Я теперь не просто мальчик –

Летчик я военный!

Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. Руки слегка согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулачки и расположены рядом, кулачки прижаты к животу на уровне пояса.

На счет «раз» с силой толкаем кулаки вниз к полу (руки от плеч да кончиков пальцев выпрямляются, пальцы растопыриваются, но руки в стороны при этом не разводятся, то есть раскрытые ладошки рядом) - вдох!

Возвращаем руки в исходное положение: прямые руки вновь слегка сгибаются в локтях, кисти сжимаются в кулачки и располагаются близко друг к другу, прижимаясь к животу на уровне пояса- выдох уходит пассивно. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

3. "КОРОБОЧКА"

И. п. стоя, слегка присесть, колени вместе, обхватить плечи руками крест-накрест.

1-2 – активный, короткий вдох носом, подняться на носки, руки развести вверх в стороны.

3-4 - резкий выдох ртом, губы сложить "в трубочку", занять и. п.

Повторить 3 раза.

 

4. "ДРОВОСЕК"

И. п. - стоя, ноги шире плеч, корпус наклонить вниз, руки внизу соединить, сплести пальцы "держать топор".

1-2-3-4- медленный вдох носом, руки и корпус поднимать вверх "поднимаем топор",

5-6 - резкий выдох ртом и носом на слог "ха" - рубим дерево.

Повторять 3-4 раза.

    Во время дыхательной гимнастики мы учимся глубокому носовому, быстрому и бесшумному вдоху, следим за тем, чтобы дыхание было бесшумным, а плечи во время вдоха и выдоха должны быть свободно опущены. Следуя старинной мудрости: "Пойте хорошо, дышите удобно", тренируем длинный выдох, учимся не разрывать фразу, не дышать в середине слова. Во время дыхательно-игровой гимнастики мы знакомимся с дирижёрскими жестами, играем" в дирижёра", ребятам очень нравится эта игра. Комплекс дыхательно-игровой гимнастики я составляла из упражнений разных авторов. Так же в комплекс обязательно входят игры и дыхательно-игровая гимнастика с использованием метода наглядности и красочных атрибутов.

"ВАРЕЖКА"

Я на варежку подую

Все снежинки с нее сдую.

  https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-70924-1411828839.jpg

"БАБОЧКА"

  https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-70924-1411828911.jpg

Есть обязательные упражнения, которые выполняются на каждом занятии, есть упражнения, которые меняются и обыгрываются. Вся гимнастиказанимает 5-10 минут и проводится во второй половине занятия. Детей я предупреждаю ещё на самых первых занятиях, что дыхательная гимнастика-дело серьёзное, и они относятся к ней серьёзно, стараются выполнять упражнения правильно.

Таким образом дыхательная гимнастика повышает иммунитет, благотворно влияет на организм в целом, помогает укрепить здоровье и добиться стойкого душевного комфорта. На моих уроках ребята регулярно занимаются дыхательно-игровой гимнастикой. Мне приятно, что музыкальные занятия так полезны для здоровья детей, они укрепляют уверенность в собственных силах, несут в себе гармонию и энергию!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации инструктора по физической культуре "Гимнастика в жизни ребенка – дошкольника."

Гимнастика — это не только и не столько физкультурное мероприятие, сколько предусмотренный режимный момент, где сосредоточен целый комплекс воздействий на разностороннее развитие детей (движение...

Консультация для родителей: "Дыхательная гимнастика для вашего ребенка"

С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении, и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой...

Роль дыхательной гимнастики в жизни ребенка

Дыхательные упражнения  - эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхи...

Роль дыхательной гимнастики в речи ребенка

Роль дыхательной гимнастики в речи ребенка...

Занимаемся дыхательной гимнастикой вместе с ребенком

Дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста...

Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет ребенка!

Картотека "Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет ребенка!"...

Консультация для родителей "Значение дыхательной гимнастики в жизни ребенка"

Познакомить родителей с особенностями проведения дыхательнойгимнастики с детьми дошкольного возраста. Обучение приёмам проведениядыхательной гимнастики....