Роль дыхательной гимнастики в жизни ребенка
учебно-методический материал (средняя группа) на тему
Дыхательные упражнения - эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
daxatel-nayagimnastika.docx | 113.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Дыхательная гимнастика, как эффективная профилактика снижения заболевания часто болеющих детей
Дыхательные упражнения занимают особое место в оздоровительной работе с детьми
При выполнении физических упражнений организму необходимо больше кислорода. Это возможно только при увеличении дыхательных циклов в минуту и увеличении глубины дыхания.
Для ослабленных детей правильное дыхание является залогом оздоровления. Правильное дыхание стимулирует работу сердечно- сосудистой, нервной системы, головного мозга, способствует умению управлять своим поведением. Процессом дыхания можно научиться управлять.
Значение дыхательных упражнений
Дыхание носом способствует очищению, увлажнению, согреванию воздуха в носовых ходах. Выдыхаемый через нос воздух согревает и увлажняет носовые ходы, предохраняет от сухости, переохлаждения и инфицирования.
Восстановление правильного дыхания через нос способствует улучшению местного кровообращения, препятствует разрастанию аденоидов.
Носовое дыхание с ритмичным и полным выдохом способствует расслаблению дыхательных мышц и рефлекторно расслаблению гладкой мускулатуры бронхов.
Носовое дыхание (также рефлекторно) способствует регуляции мозгового кровообращения.
Нормализация прикуса и формирование правильной осанки улучшают функционирование органов дыхания.
Основные правила выполнения дыхательных упражнений
1. Выполнять дыхательные упражнения только на фоне положительных эмоций, с удовольствием (так как они сами по себе несут оздоровительный эффект).
2. Концентрация на их выполнении усиливает эффективность дыхательных упражнений.
3. Темп выполнения - медленный, что позволит обогатить организм кислородом.
4. Вдох выполняется всегда только носом.
5. Упражнения выполнять легко, без усилий и напряжения.
6. Фаза выдоха должна быть длиннее фазы вдоха (в 1,5 – 2раза).
7. Дыхательные упражнения выполняются только в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе.
8. Хорошо потянитесь всем телом перед выполнением дыхательных упражнений.
9. Любое дыхательное упражнение начинайте с энергичного выдоха, он должен быть в 2 раза продолжительнее вдоха.
10. Дыхательные упражнения проводятся 2-3 раза в день: утром и вечером.
11. Основные позы дыхательной гимнастики: встать прямо, поставить ноги чуть уже плеч, стопы - параллельно; найти удобное положение головы и туловища; руки вдоль туловища или левая рука – на нижней части живота, а правая – сбоку обхватывает грудную клетку, приблизительно на уровне локтя (для контроля за дыханием).
Каждое дыхательное упражнение состоит из шести последовательных этапов:
принять позу и зафиксировать её;
расслабиться;
сосредоточиться на выполнении предстоящего упражнения, обдумать его основные элементы;
сделать выдох;
выполнить дыхательное упражнение;
сменить позу; отдохнуть после упражнения.
Дыхательные упражнения по методике Б.С.Толкачёва рекомендуются часто болеющим детям. В течении дня выполняются 2-3 раза упражнения с озвученным выдохом или звуковые дыхательные упражнения (звуки «р», «п-ф-ф-ф», «тик-так» и др.).
Упражнения на развитие дыхания по методике А.Н.Стрельниковой рекомендуются детям с частыми заболеваниями верхних дыхательных путей.
Выполнение этих упражнений проводится по следующим правилам:
активный короткий вдох носом;
вдох выполняется одновременно с движением;
вдохи-движения выполняются в темпе марша;
выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот;
мысленно про себя считать (счёт по данной методике по 8, а не по 5 или 10, как в традиционной);
дыхательная гимнастика и упражнения для коррекции осанки проводятся в спокойном темпе, общеразвивающие упражнения - в умеренном или темпе марша.
В младшем и среднем возрасте дыхательные и звуковые упражнения сочетаются с общеразвивающими упражнениями для рук и плечевого пояса, туловища, имитационного, образно – подражательного характера.
Обучение дыхательным упражнениям при лор – заболеваниях проводится поэтапно.
1 – й этап – выработка брюшного дыхания (лучше – в положении лёжа).
И. п: одна рука лежит на животе, другая – на грудной клетке.
В: вдох -животом пытаемся вытолкнуть руку вверх, выдох – втягиваем живот, надавливаем рукой на живот.
2 – й этап – после того, как хорошо научились дышать животом.
И.п.: то же. В: выдох на счёт «раз, два, три, четыре». Постепенно выдох удлиняется до счёта 8. Игровой приём : взрослый говорит медленно: «Мы… надуваем… воздушные… шары: красный… синий… зелёный…»
3 –й - этап – вдох выполняется на счёт «раз, два, три, четыре», выдох – на счёт от 5 до 8.
4 – й - этап – вдох – выдох. На выдохе закрывается одна ноздря, затем – другая. Можно подуть на что-то носом.
5 –й этап – поколачивание пальцами то по одной ноздре, то по другой.
6 – й этап – ввинчивающие движения пальцев по боковым поверхностям носа. После освоения всех движений дыхательную гимнастику можно проводить в комплексе.
Упражнения дыхательной гимнастики для детей
«Часики». И.П. – стойка ноги врозь. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «Тик – так» на выдохе (10 – 12 раз).
«Трубач» - сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный вздох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф» 4-5 раз.
«Петух» – встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам. Выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку» 5-6 раз.
«Каша кипит» – сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь –вдох, опуская грудь и расслабляя живот – выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш-ш-ш».
«Паровоз» – ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течении 20-30 секунд.
«На турнике» – стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носках – вдох, палку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произношением звука «ф-ф-ф» 3- 4 раза.
«Насос» – встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить «с-с-с-с»! Выпрямление – вдох, наклон в другую сторону 6 – 8 раз.
«Регулировщик» – стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлиненным выдохом и произношением звука «р-р-р» 4 –5 раз.
«Летят мячи» - стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произнести при выдохе длительное «у-х-х-х» 5 – 6 раз.
«Вырасти большой» - встать прямо ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо подтянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести «у-х-х-х» 4 –5 раз.
«Лыжник» – имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «м-м-м» 1,5 – 2 минуты.
«Гуси летят» – медленная ходьба по залу. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох – опускать вниз с произношением длительного звука «г-у-у-у» 1 –2 минуты.
Желаем Вам успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дыхательной гимнастики в речи ребенка
Роль дыхательной гимнастики в речи ребенка...
Дыхательная гимнастика в жизни ребенка
Ctrl/Cmd+V...
Консультация для родителей "Значение дыхательной гимнастики в жизни ребенка"
Познакомить родителей с особенностями проведения дыхательнойгимнастики с детьми дошкольного возраста. Обучение приёмам проведениядыхательной гимнастики....
Роль дыхательной гимнастики в речевом развитии ребенка
Рекомендации по отработке правильного речевого дыхания, примеры упражнений....
Роль дыхательной гимнастики для ребенка
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы.Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.Дыхательн...
Роль дыхательной гимнастики в оздоровлении детей дошкольного возраста. Для чего нужна дыхательная гимнастика.
Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую ...