"Образовательная кинезиология в ДОУ"
проект (средняя группа)
Программа средней группы №5 "Образовательная кинезиология". Воспитатели группы: Борутто Е.С., Смирнова Н.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kineziologiya.docx | 30.42 КБ |
kompleks_uprazhneniy.docx | 663.19 КБ |
211_-1_ot_02.10.2018_-_izmenenie_v_prikaz_1.pdf | 203.88 КБ |
diagnostich_karta.docx | 19.96 КБ |
monitoring.docx | 100.96 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №22 « РОДНИЧОК»
(АОУ детский сад №22)
Программа для средней группы №5
«Образовательная кинезиология»
Воспитатели: Борутто Елена Сергеевна
Смирнова Наталья Александровна
Образовательная кинезиология (разработчик Пол Денисон) – это новый метод по эффективному развитию и обучению детей. Теоретические исследования методики основаны на понимании того, что психомоторное развитие, лингвистическая осведомленность и учебные достижения взаимосвязаны. Важное значение в современном становлении осмысленной учебной деятельности в ее эффективном развитии имеет состояние психомоторного статуса детей и предупреждение его отклонений в процессе обучения. Особенно нужно обеспечить интегрированную работу полушарий головного мозга и интеграцию в систему – глаз – рука.
Образовательная кинезиология дает возможность переобучения системы (тело – интеллект) правильным схемам (образам) поведения (обучения). Проект нацелен на понимание теоретических основ и на овладение специальными простыми техниками и упражнениями по кинетической интеграции, которая обеспечит выработку, развитие и поддержку правильных психомоторных учебных действий в течение всего процесса обучения. Такой подход предупреждает отклонения в психомоторном развитии ребенка, что позволяет решать проблемы дезадаптации и успешности в обучении у детей, повысить эффективность процесса воспитания и обучения педагогом.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.
Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам.
При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.
Цели программы: Активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, развитие межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий
Задачи программы:
Для детей:
- Оптимизация деятельности мозга.
- Гармоничное развитие двухполушарного мышления.
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
- Развитие способностей к обучению и усвоению информации.
- Восстановление работоспособности и продуктивности.
- Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.
- Профилактика дислексии и дисграфии.
Для родителей:
- Познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическим методиками, их целями и задачами.
- Научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике.
Перспективно – тематический план кинезиологических упражнений на 2019-2020 уч. год
№ | Основные направления | Месяц учебного года | Месяц учебного года | Месяц учебного года | Месяц учебного года | Месяц учебного года |
октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | ||
1 | Формирование пространственных представлений | Д/и «Карточки» Д/у «Подними правую (левую) руку» Д/у «Возьми предмет» | Д/и «Мое место» Д/у «Где находится предмет» | Д/и «Холодно-горячо» Д/у «Задания» | Д/и «Лабиринт» Д/у «Задания» | Д/и «Осьминожки» Д/и «Клад» |
2 | Межполушарное взаимодействие | «Кулак-ребро-ладонь» «Ухо – нос» | «Кулак-ребро-ладонь» «Клешня краба» | «Рисующий слон» «Замок» | «Зеркальное рисование» «Ухо – нос» | «Лягушка» «Носик – художник» |
3 | Общая моторика и развитие саматогностических функций | «Растяжки по «осям» (верх-низ) | «Растяжки по осям» (лево – право) | «Растяжки по осям» (перекрест ные) | «Растяжки по осям» (все вместе) | «Дерево» |
4 | Самомас. лица | Самомас. рук | Самомас. ушей | Самомас. ног | Самомас. тела | Самомас. тела |
5 | Перекрестные движения | «Горизонтальная восьмерка» | «Перекрестные движения» Выполнять перекрестные скоординированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад) | «Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест» | Ходьба с похлопыванием себя по коленям, левой по правому, правой по левому | Лежа на полу коснуться локтем колена; левым правой ноги, правым – левой ноги |
6 | Артикуляционная моторика | Движения челюстью в разных направлениях | Движения языком, как щелканье, цоканье, посвистывание | Движения языком в определен ной последовательности | «Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест» Движения рук совмещать с движения ми языка. Язык двигается за рукой | «Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест» Движения рук совмещать с движения ми языка. Язык двигается в противоположную стророну» |
7 | Мимические движения | «Рожицы» Вытягиваем губы трубочкой | «Рожицы» Широко открываем рот | «Рожицы» Выдвигаем язык | «Рожицы» Хмурое сдвигание бровей | «Рожицы» Улыбка |
8 | Мелкая моторика | Раскатывать на доске маленький комочек пластилина по очереди пальцами левой руки. «Пальчики здороваются» «Зайчик –кольцо» «Колечки» «Колечки с усложнением» | Брать пальцами правой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места. Убрать спички в коробку. «Поклон пальчиками» «Карандаши» «Цветок» | Брать пальцами левой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места .Убрать спички в коробку. «Заяц – коза» «Слоник» «Тяни- толкай» | Отщипывание кончиками пальцев клочков бумаги. «Замок» «Бусинка» | Нанизывание бус. «Змейки» «Братцы» «Обратные колечки» |
9 | Тактильный гнозис | «Найди, из чего сделано» Ощупать три – пять игрушек, определить материал, из которого она сделана | «Пальчиковый бассейн» В коробку с фасолью поместить мелкие игрушки, ребенок должен их найти, ощупать и узнать | «Волшебный мешочек» На ощупь угадать бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо и т.д.) | «Волшебный мешочек» На ощупь угадать мелкие игрушки | «Волшебный мешочек» На ощупь угадать геометрические фигуры различной величины и фактуры (из бархатной бумаги, наждачной бумаги, плотной фольги) |
10 | Зеркальное рисование | Вращать обеими кистями рук до и против часовой стрелки (однонаправленно) | Вращать обеими кистями рук до и против часовой стрелки (разнонаправленно) | «Горизонтальная восьмерка» Нарисовать в горизонталь ной плоскости цифру 8 сначала одной рукой, потом обеими руками вместе | Рисовать одновременно двумя руками зеркально- симметричные рисунки | Рисовать одновременно двумя руками буквы |
11 | Симметричное рисование | Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей | Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей | Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей | Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей | Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей |
12 | Зрительное восприятие и глазодвигательные упражнения | Следить глазами за движениями пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо высунутым изо рта языком | Следить глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, квадрат, треугольник, цифры и т.д) | Совместные движения глаз и языка. Однонаправленные движения | Совместные движения глаз и языка. Разнонаправленные движения | С закрытыми глазами опознавать небольшой предмет, данный в руку |
13 | Выполнение упражнений под музыку | Комплекс с обручем | Комплекс с гимнастическими палками (в парах) | Комплекс со скакалкой | Комплекс "Танец с зонтиками" | Комплекс с элементами цыганского танца |
Кинезиологические упражнения помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, развивать творческую деятельность ребенка. Ребенок овладевает умениями, которые ранее были недоступны ему. Такие задания не только развивают детей, но и веселят их, доставляя им удовольствие.
Они помогают предупредить возникновение простудных заболеваний, повышают общий жизненный тонус, укрепляют психофизиологическое здоровье детей, а в целом обеспечивается полноценное и гармоничное развитие дошкольников.
Использованная литература:
1 Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М., 1985
2 Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1997
3 Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки развития детей. – СПб.: Речь, 2001
4 Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности - М., 1989
5 Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2002
6 Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 2003
7 Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность – М.: Наука, 1984
8 Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: Сфера, 2001
9Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физических упражнений для
развития некоторых психических процессов у младших школьников – М., 1977
10 Сухомлинский В.А Самый отстающий в классе…// Воспитание школьников – М., 1991
11 Хризман Т.П. Развитие функций детского мозга – Л., 1978
12 Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996
13 Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999
Предварительный просмотр:
Комплекс кинезиологических упражнений для дошкольников
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Виды кинезиологических упражнений:
- Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
- Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
- Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
- При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
- Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Применение кинезиологических упражнений дают следующие результаты:
- В ходе систематических занятий по кинезиологическим программа у ребенка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.
- В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению а также управлению своими эмоциями.
- Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.
- В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.
I. Растяжки
1. “Снеговик”
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
2. “Дерево”
Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
3. “Тряпичная кукла и солдат”
Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.
4. “Сорви яблоки”
Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.
Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.
II. Дыхательные упражнения
1. “Свеча”
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
2. “Дышим носом”
Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.
Исходное положение – о. с.
1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;
2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.
3. “Ныряльщик”
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
4. “Надуй шарик”
Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
5. “Дыхание”
Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
И. п. - о. с.
1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;
2 — плавный выдох через нос.
6. “Губы трубкой”
Чтобы правильно дышать,
Нужно воздух нам глотать.
И. п. - о. с.
1 — полный вдох через нос, втягивая живот;
2 — губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа;
3 — сделать глотательное движение, как бы глотая воздух;
4 — пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.
III. Телесные упражнения
1. “Перекрестное марширование”
Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать.
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
2. “Мельница”
Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
3.“Паровозик”
Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.
4. “Робот”
Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.
5. «Колено – локоть».
Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
6. “Яйцо”
Спрячемся от всех забот,
только мама нас найдет.
Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.
7.“Дерево”
Мы растем, растем, растем
И до неба достаем.
Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево. (10 раз)
8.«Крюки». Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.
VI. Упражнения на релаксацию
1. “Дирижер”
Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)
Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
2. “Путешествие на облаке”
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
3.Релаксация “Ковер-самолет”
Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.
Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.
V. Глазодвигательные упражнения
1. “Взгляд влево вверх”
Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх подуглов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.
2. “Горизонтальная восьмерка”
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
3.«Слон».
Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
4. “Глаз – путешественник”
Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.
5. “Глазки”
Чтобы зоркость не терять,
Нужно глазками вращать.
Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).
6. “Глазки”
Нарисуем большой круг
И осмотрим все вокруг.
Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).
7. “Глазки”
Чтобы зоркими нам стать,
Нужно на глаза нажать.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.
КОМПЛЕКС 1
- Массаж ушных раковин.
Сделайте массаж мочки уха, потом всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
- Перекрестные движения.
Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, вбок, назад). Потом сделайте тоже самое левой рукой и правой ногой.
- Кивание головой.
Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, наклоните голову вперед и медленно раскачивайте ей из стороны в сторону.
- Горизонтальная (ленивая) восьмерка.
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, а потом двумя руками вместе.
- Симметричные рисунки.
Нарисуйте в воздухе двумя руками одновременно зеркально симметричные рисунки.
- Медвежье покачивание.
Качаться из стороны в сторону. Потом подключать руки. Придумать сюжет.
- Поза скручивания.
Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедер притулить к спинке. Правой рукой держитесь за правый бок спинки стула, а левой – за левый. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась напротив стула. Оставайтесь в этом положении 5-10 с. Выполняйте тоже самое в другую сторону.
- Дыхательная гимнастика.
Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче чем выдох.
- Гимнастика для глаз.
Сделайте плакат-схему зрительно-двигательных траекторий максимально возможной величины. На ней с помощью специальных стрелок обозначены основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вниз, влево, вправо, по часовой стрелки и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет сой цвет: № 1, 2 – коричневый; № 4 – голубой; № 5 – зеленый. Упражнение выполняется только стоя.
КОМПЛЕКС 2
1. Массаж ушных раковин
Цель – энергетизация мозга.
Уши сильно разотрем, и погладим, и помнем.
Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками.
Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх-наружу от верхней части к мочке уха (5 раз). Помассировать ушную раковину.
2. Качание головой
Покачаем головой - неприятности долой.
Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону.
3. «Домик»
Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем.
Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.
4. «Ладошка»
С силой на ладошку давим, сильной стать ее заставим.
Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки.
5. «Колечко»
Ожерелье мы составим, маме мы его подарим. Или
Шла купаться черепаха и кусала всех от страха:
«Кусь, кусь, кусь, кусь – никого я не боюсь!».
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
6. Кулак-ребро-ладонь
Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.
Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз. Ребенок выполняет движения вместе с взрослым, затем по памяти.
7. «Лезгинка»
Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук (шесть-восемь раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
8. «Замок»
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении последовательно должны участвовать все пальцы обеих рук.
9. «Дом-ёжик-замок»
«Дом» – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить.
«Ёжик» – поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой.
«Замок» – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.
10. Упражнение «Зайчик-колечко-цепочка»
Зайчик
Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашел колечко.
А колечко не простое –
Блестит, словно золотое.
Колечко
Указательный и большой пальцы соединяются. Средний, безымянный, мизинец вытянуты вперед.
Цепочка
Поочередно соединяем большой палец с указательным, со средним и т. д. и через них попеременно «пропускаем» «колечки» из пальчиков другой руки.
11. Упражнение «Зайчик-коза-вилка»
Зайчик
Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
Зайка серый скачет ловко.
В лапке у него морковка.
Коза
Указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный - прижать большим пальцем к ладони.
Вилка
Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони.
12. Упражнение «Флажок-рыбка-лодочка»
Флажок
Ладонь ребром, большой палец вытянут.
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
Рыбка
Пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой палец.
Лодочка
Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладони.
13. Упражнение «Фонарики»
«Фонарики зажглись» – пальцы выпрямить. Фонарики погасли – пальцы сжать в кулак.
«Фонарик погас – фонарик зажёгся» - пальцы одной руки сжаты, а другой выпрямлены. Поменять положение рук.
14. Упражнение «Ножницы-собака-лошадка»
Ножницы
Указательный и средний пальцы вытянуть в сторону, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
Собака
Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть. Указательный палец согнуть.
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
Лошадка
Большой палец правой руки поднять вверх, сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять вверх.
15. Упражнение «Гусь-курица-петух»
Гусь
Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуть и прижать друг к другу. Указательный палец согнут и опирается на большой.
Гусь сердитый зло гогочет:
Может быть, он кушать хочет?
Курочка
Ладонь немного согнуть. Указательный палец упирается в большой. Остальные пальцы накалываются друг на друга в полусогнутом положении.
Наша курочка гуляла,
Травку свежую щипала.
Петух
Ладонь поднять вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в сторону и подняты вверх – это «гребешок».
16. Упражнение «Сарай-дом с трубой-пароход»
Сарай
Пальцы рук соединить под углом - «крыша». Большие пальцы прижаты к ладоням.
Дом с трубой
Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить друг с другом. Указательный палец одной руки выпрямить – это «труба».
Пароход
Обе ладони соединены «ковшиком», большие пальцы поднять вверх – это «труба».
Пароход плывет по речке
И пыхтит он, словно печка.
17. «Солнышко-заборчик-камешки»
Солнышко
Руки подняты вверх, пальцы обеих рук растопырены
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
Заборчик
Руки подняты, ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу.
Камешки
Руки сжаты в кулаки.
17. «Ухо-нос»
Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук «с точностью до наоборот».
18. «Внимание»
Чтоб внимательными быть - нужно на ладонь давить.
Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии - выдох, при ослаблении - вдох. То же самое с правой рукой.
19. «Поворот»
Голову ты поверни, за спиной что? Посмотри.
Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади.
20. «Зеркальное рисование»
Взять в обе руки по карандашу или фломастеру, начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (рисовать можно как на бумаге, так и в воздухе). При выполнении этого упражнения ребенок чувствует, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.
21. Упражнения в перекладывании предмета (мешочка, малого мяча, кубика)
Перекладывание мешочка (малого мяча) из одной руки в другую с поворотом в сторону;
Перекладывание мешочка из одной руки в другую во время выполнения наклона (за коленями и ниже) - ноги вместе и ноги врозь (за каждой ногой);
Перекладывание мешочка из одной руки в другую под коленом (нога согнута в колене, вверх);
Из и.п. лежа на спине передача мяча за поднятыми прямыми ногами, за согнутыми в коленях ногами (колени подтягивать к груди).
22. Упражнения в подбрасывании, перебрасывании и ловле предмета
Подбрасывание мешочка (малого мяча) правой (левой) рукой и ловля двумя руками; то же с хлопком;
Подбрасывание (или перебрасывание) мешочка (малого мяча) правой рукой и ловля левой; то же, меняя руки;
Бросок малого мяча об пол правой рукой и ловля после отскока левой; то же другой рукой;
Перебрасывание мешочка друг другу одной и двумя руками.
23. Упражнения в передаче мешочка (малого мяча) по кругу
Дети стоят в кругу, у каждого в руках мешочек. По сигналу начинают передавать мешочки друг другу по кругу вправо (влево);
Дети сидят по кругу по-турецки, в центре водящий с мешочком в руках. Подбрасывая мешочек вверх, водящий называет имя одного из игроков, тот должен поймать мешочек. Поймавший мяч становится водящим.
24. «Потанцуем» («Локоть к колену»)
Любим все мы танцевать, руки-ноги поднимать.
Поднять левую ногу: согнув ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой.
25. «Велосипед»
И.п. – лежа на спине. Имитировать ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем противоположного колена; то же – до одноименного колена; затем снова – до противоположного колена.
Упражнения для развития творческого (наглядно-образного) мышления (правое полушарие)
26. «Очищение» («Подыши одной ноздрей»)
Нужно правильно дышать, чтоб внутри все очищать.
Вдыхать левой ноздрей, выдыхая через правую ноздрю. На вдохе представить, как с воздухом «золотисто-серебристая» энергия проходит через левую ноздрю, левую часть горла, левую часть сердца и желудка и доходит до копчика. При выдохе «желтая больная энергия» выходит через правую часть тела (печень, почки, правая часть сердца, правую часть горла и правую ноздрю). Затем вдыхать правой ноздрей, а выдыхать левой. Цикл повторить три раза.
27. «Силачи»
Чтобы силу рукам дать - нужно крепче их сжимать.
Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей. Затем расслабить руки и встряхнуть.
28. «Ладонь»
На ладонь сильней нажми, силу ты в неё вотри.
Фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. Руки поменять.
Упражнения для профилактики нарушения зрения и активизации работы мышц глаз (глазодвигательные упражнения)
29. «Глазки»
Чтобы зоркими нам быть - нужно глазками крутить.
Вращать глазами по кругу - по 2-3 секунды.
Зорче глазки чтоб глядели, разотрем их еле-еле.
В течение минуты массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг.
Глазами делать круговые движения (из стороны в сторону).
Чтобы зоркими нам стать, нужно на глаза нажать.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунды.
Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и все сначала.
Поднять глаза вверх. Опустить глаза. Повернуть глаза в правую сторону, затем в левую сторону.
Быстро-быстро поморгай - отдых глазкам потом дай.
Быстро моргать в течение 1-2 минут.
Нужно глазки открывать, чудо чтоб не прозевать.
Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 секунд.
Треугольник, круг, квадрат нарисуем мы подряд.
Нарисовать глазами геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) сначала по часовой стрелке, затем против.
30. «Часовщик»
Часовщик прищурил глаз,
Чинит часики для нас.
Поочередно закрывать то один, то другой глаз.
31. «Ёлка»
Ёлка плакала сначала
От домашнего тепла,
Утром плакать перестала,
Задышала. Ожила.
Потереть глаза кулачками. Поморгать глазами. Подышать.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Диагностическая карта обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов
Группа № 5
Возраст детей: 4-5 лет
Воспитатели группы: Борутто Е.С., Смирнова Н.А.
№ п/п | ФИО ребенка | Оценка состояния общей моторики | Оценка ручной моторики | Оценка тактильных ощущений | Оценка владения сенсорными эталонами | Оценка зрительного восприятия | Оценка слухового восприятия | Оценка пространственного восприятия | Оценка восприятия времени |
1 | Алтухов Никита | «хорошо» | «хорошо» | «хорошо» | «удовл» | «хорошо» | «хорошо» | «хорошо» | «хорошо» |
2 | Амирханян Сейран | «хорошо» | «удовл» | «удовл» | «хорошо» | «удовл» | «неудовл» | «удовл» | «хорошо» |
3 | Арзуманова София | «хорошо» | «хорошо» | «хорошо» | «хорошо» | «удовл» | «хорошо» | «неудовл» | «удовл» |
4 | Бочарова Алиса | «удовл» | «хорошо» | «неудовл» | «удовл» | «хорошо» | «хорошо» | «хорошо» | «неудовл» |
5 | Будников Марк | «хорошо» | «неудовл» | «удовл» | «хорошо» | «хорошо» | «удовл» | «удовл» | «хорошо» |
6 | Веселова Ева | «удовл» | «хорошо» | «хорошо» | «неудовл» | «неудовл» | «хорошо» | «удовл» | «удовл» |
7 | Гарцева Аня | «хорошо» | «удовл» | «хорошо» | «хорошо» | «хорошо» | «удовл» | «неудовл» | «хорошо» |
8 | Громова Маша | «удовл» | «хорошо» | «хорошо» | «удовл» | «неудовл» | «хорошо» | «хорошо» | «хорошо» |
9 | Демина Варя | «хорошо» | «неудовл» | «неудовл» | «хорошо» | «хорошо» | «хорошо» | «неудовл» | «удовл» |
10 | Дмитриев Даня | «хорошо» | «удовл» | «хорошо» | «хорошо» | «удовл» | «неудовл» | «хорошо» | «хорошо» |
11 | Жук Даня | «хорошо» | «хорошо» | «удовл» | «неудовл» | «хорошо» | «хорошо» | «удовл» | «хорошо» |
12 | Ковалева Вероника | «неудовл» | «хорошо» | «хорошо» | «хорошо» | «неудовл» | «удовл» | «хорошо» | «неудовл» |
13 | Козлова Юля | «хорошо» | «неудовл» | «неудовл» | «хорошо» | «хорошо» | «хорошо» | «неудовл» | «удовл» |
14 | Коршунова Алиса | «удовл» | «хорошо» | «хорошо» | «неудовл» | «хорошо» | «неудовл» | «хорошо» | «хорошо» |
15 | Костина Ангелина | «хорошо» | «неудовл» | «удовл» | «хорошо» | «удовл» | «хорошо» | «удовл» | «неудовл» |
16 | Красиенко Слава | «неудовл» | «удовл» | «хорошо» | «удовл» | «хорошо» | «удовл» | «хорошо» | «хорошо» |
17 | Мухина Аня | «удовл» | «хорошо» | «хорошо» | «хорошо» | «неудовл» | «хорошо» | «хорошо» | «удовл» |
18 | Новик София | «хорошо» | «неудовл» | «неудовл» | «хорошо» | «хорошо» | «хорошо» | «неудовл» | «неудовл» |
19 | Няга Лиза | «хорошо» | «хорошо» | «хорошо» | «неудовл» | «неудовл» | «неудовл» | «удовл» | «хорошо» |
20 | Печенко Лиза | «удовл» | «хорошо» | «хорошо» | «хорошо» | «хорошо» | «хорошо» | «удовл» | «удовл» |
21 | Рогачева Настя | «неудовл» | «хорошо» | «удовл» | «удовл» | «удовл» | «удовл» | «хорошо» | «удовл» |
22 | Севоян Артем | «удовл» | «удовл» | «хорошо» | «хорошо» | «удовл» | «неудовл» | «неудовл» | «хорошо» |
23 | Смирнов Кирилл | «хорошо» | «хорошо» | «неудовл» | «хорошо» | «хорошо» | «хорошо» | «хорошо» | «неудовл» |
24 | Тотразова Аминат | «неудовл» | «хорошо» | «хорошо» | «неудовл» | «хорошо» | «неудовл» | «неудовл» | «хорошо» |
25 | Уэстон Лия | «хорошо» | «неудовл» | «неудовл» | «хорошо» | «неудовл» | «хорошо» | «хорошо» | «удовл» |
26 | Файзов Руслан | «хорошо» | «хорошо» | «хорошо» | «удовл» | «хорошо» | «удовл» | «удовл» | «неудовл» |
27 | Фариз Жасмин | «удовл» | «удовл» | «удовл» | «неудовл» | «хорошо» | «удовл» | «хорошо» | «хорошо» |
28 | Федотов Сергей | «хорошо» | «удовл» | «хорошо» | «хорошо» | «удовл» | «хорошо» | «неудовл» | «удовл» |
Выполнение любого задания оценивается:
- «хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;
- «удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;
- «неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.
Предварительный просмотр:
Диагностика уровня сформированности моторных и сенсорных процессов на начало учебного года 2019-2020гг. средней группы №5
По результатам мониторинга на начало 2019-2020 учебного года определенны следующие количественные и процентные соотношения:
Оценивание | Оценка состояния общей моторики | Оценка тактильных ощущений | Оценка владения сенсорными эталонами | Оценка зрительного восприятия | Оценка слухового восприятия | Оценка пространственного восприятия | Оценка восприятия времени |
«хорошо» | 3.5 70% | 3.7 74% | 3.5 70% | 3.7 74% | 3.5 70% | 3.8 76% | 3.5 70% |
«удовлетворительно» | 2.9 58% | 3.2 64% | 3.4 68% | 2.8 56% | 2.7 54% | 3.3 66% | 3.1 62% |
«неудовлетворительно» | 2.2 44% | 2.4 48% | 2.4 46% | 2.2 44% | 2.4 46% | 2.2 44% | 2.2 44% |
Уровень состояния общей моторики
Уровень состояния общей моторики выше среднего уровня.
Высокий уровень усвоения программы детей (70%)
Средний уровень усвоения программы детей (58%)
Однако в ДОУ имеются дети у которых состояния общей моторики ниже среднего уровня.
Оценка тактильных ощущений
Уровень состояния тактильных ощущений выше среднего уровня.
Высокий уровень усвоения программы детей (74%)
Средний уровень усвоения программы детей (64%)
Однако в ДОУ имеются дети у которых состояния тактильных ощущений ниже среднего уровня.
Оценка владения сенсорными эталонами
Уровень овладения сенсорными эталонами выше среднего уровня.
Высокий уровень усвоения программы детей (70%)
Средний уровень усвоения программы детей (68%)
Однако в ДОУ имеются дети у которых уровень овладения сенсорными эталонами ниже среднего уровня.
Оценка зрительного восприятия
Уровень овладения зрительным восприятием выше среднего уровня.
Высокий уровень усвоения программы детей (74%)
Средний уровень усвоения программы детей (56%)
Однако в ДОУ имеются дети у которых состояние зрительного восприятия ниже среднего уровня.
Оценка слухового восприятия
Уровень слухового восприятия выше среднего уровня.
Высокий уровень усвоения программы детей (70%)
Средний уровень усвоения программы детей (54%)
Однако в ДОУ имеются дети у которых состояние слухового восприятия ниже среднего уровня.
Оценка пространственного восприятия
Уровень пространственного восприятия выше среднего уровня.
Высокий уровень усвоения программы детей (76%)
Средний уровень усвоения программы детей (66%)
Однако в ДОУ имеются дети у которых состояния пространственного восприятия ниже среднего уровня.
Оценка восприятия времени
Уровень восприятия времени выше среднего уровня.
Высокий уровень усвоения программы детей (70%)
Средний уровень усвоения программы детей (62%)
Однако в ДОУ имеются дети у которых состояния восприятия времени ниже среднего уровня.
Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей
1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):
Оценка статического равновесия
- сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.
Оценка динамического равновесия
- преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50см.
2. Оценка ручной моторики:
- выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
- координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.
Тесты зрительно-моторной координации:
- срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
- срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца.
3. Оценка тактильных ощущений:
- узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
- узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.
4. Оценка владения сенсорными эталонами: Тесты цветоразличения
- раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;
- называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).
Различение формы
- группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).
В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24). Восприятие величины
- раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;
- ранжирование по величине l. ряд 1С элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.
5. Оценка зрительного восприятия:
- узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);
- узнавание контурных изображений (5 изображений);
- узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);
- выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.
6. Оценка слухового восприятия:
- воспроизведение несложных ритмических рисунков;
- определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;
- определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).
7. Оценка пространственного восприятия:
- показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
- выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше -ниже и т. д.);
- конструирование по образцу из 10 счетных палочек.
8. Оценка восприятия времени:
- с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.).
Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным критериям:
- «хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;
- «удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;
- «неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.
На коррекционные занятия зачисляются ученики, результаты выполнения заданий у которых оценены как «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Диагностические карты обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей у детей дошкольного возраста представлены в Приложение 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная кинезиология: история и проблематика
Статья посвящена анализу истории возникновения и развития образовательной кинезиологии как части учения о развитии ребенка и взрослого человека через естественные физические движения. Это направ...
Гимнастика мозга. Нейрогимнастика и Образовательная Кинезиология
Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие упражнений. Этот комплекс рекомендуется использовать во время обучения детей, чтобы повысить навык целостного развития мозга. Упражнения...
Гимнастика для мозга или образовательная кинезиология
Термин «кинезиология» происходит от греческого слова kinesis- «движение» и logos- «наука, слово». В соответствии с этим кинезиология...
Образовательная кинезиология как игровая и здоровьесберегающая технология в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ
Всем известно и не вызывает сомнений польза утреней гимнастики для организма человека, она помогает телу быстро перейти из энергосберегающего режима сна в режим активного бодрствования. Однако не толь...
Образовательная кинезиология в ДОУ
Применение здоровьесберегающей технологии "Образовательная кинезиология" в работе музыкального руководителя....
Образовательная кинезиология в ДОУ
Сообщение для педагогов - музыкальных руководителей ДОУ о роли образовательной кинезиологии в образовательном процессе....
Детская образовательная кинезиология: зона эффективности, комплекс кинезиологических упражнений
Комплекс кинезиологических упражнений...