Образовательная кинезиология в ДОУ
статья по коррекционной педагогике на тему
Применение здоровьесберегающей технологии "Образовательная кинезиология" в работе музыкального руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная кинезиология в ДОУ
Современный мир стремительно меняется. В процессе обучения дети получают огромный объем информации. Не является ли он для детей тяжелым грузом? Справляется ли хрупкий детский мозг и нервная система в целом с этим объемом? Не наносит ли он вред детскому здоровью? Как быть? Согласитесь, родители хотят видеть своего ребенка внимательным, обладающим хорошей памятью, логикой, всесторонне развитым. Педагоги хотят видеть результат своей работы – усвоение детьми образовательной программы.
Педагоги находятся в постоянном поиске новых, наиболее эффективных методов и технологий при подготовке детей к школе и общему детскому развитию. В последние годы остро стоит вопрос о применении здоровьесберегающих технологий, действующих по принципу «Не навреди».
Одним из наиболее результативных методов развития детей является кинезиология.
Что такое кинезиология?
Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения – гимнастику мозга.
Истоки кинезиологии прослеживаются в Древнем Китае, Индии и Греции.
Фундаментальными стали труды русских физиологов В.М.Бехтерева, И.М. Сеченова, М.М.Кольцовой. Ими доказано влияние манипуляций руками на функции нервной деятельности и развитие речи.
Согласно исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое. Левое – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.
Применение данной технологии позволяет улучшить:
- память;
- внимание;
- речь;
- пространственное представление;
- координацию движений;
- мелкую и крупную моторику, а также
- снизить утомляемость;
- повысить способность к произвольному контролю
Специальные кинезиологические упражнения и комплексы обладают оздоравливающим и антистрессовым эффектом. Эти упражнения не сложные, дети с легкостью их выполняют.
В начале занятия нужно настроить ребенка на работу, поэтому применяются растяжки. Они заключаются в том, что дети выполняют задания для максимального напряжения мышц.
Когда ребенок в тонусе и старается выполнять все действия, которые ему скажут, применяются дыхательные упражнения. Они улучшают ритмику организма, способствуют укреплению дыхательных мышц.
Работа по улучшению функций головного мозга продолжается с выполнением глазодвигательных упражнений. Они помогают снять мышечные зажимы, расширить поле зрения, улучшить восприятие.
Коррекционные движения тела и пальцев, элементы самомассажа обеспечивают снятие мышечных зажимов.
Развитие мелкой моторики рук стимулирует развитие речи мышления у детей.
Ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей. На первом плане выступает соединение ритма и выразительного речевого интонирования.
После активного развития следует расслабиться, для этого применяются упражнения, приводящие к релаксации. Снимается напряжение мышц, и ребенок расслабляется.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Все упражнения проводятся с использованием музыкального сопровождения.
Почему я решила применять метод кинезиологии в своей работе? В музыкально – педагогической практике мы, музыкальные руководители часто встречаемся с проблемой: ребенок слышит, но не может петь или точно интонировать; видит, но не может повторить простейшее танцевальное движение. Наблюдается отсутствие координации между слухом и голосом, глазом и рукой и т.д. Как известно, музыкальность состоит из 7 показателей. Наиболее эффективное действие метод кинезиологии оказывает на такие из них, как: эмоциональная отзывчивость, звуковысотный слух, чувство ритма, муз.мышление и, конечно, способствует развитию специальной музыкальной способности – координации движений.
Я работаю в трех логопедических группах. Узнав о методе кинезиологии - всерьез им заинтересовалась. 2015 год посвятила изучению и подбору методического материала. На практике стала использовать с 2016-2017 учебного года. Совместно с логопедами и инструктором по физической культуре был разработан план совместной работы со старшими дошкольниками. Этот метод мы используем как систему упражнений, сопровождаемую слушанием музыки, пением, ритмическими движениями, ритмо-динамическими упражнениями
Представление опыта работы
В течение трех лет (2015-2018г.г.) я представляла свой педагогический опыт с применением инновационной технологии «Кинезиология в ДОУ» на:
- Интегрированном открытом занятии «Мы растем здоровыми» в рамках районного методического объединения музыкальных руководителей на тему «Инновационные подходы в организации праздников и здоровьесберегающих досугов в ДОУ», март 2016г.
- Открытом занятии «Человек и его здоровье» в старшей логопеди-ческой группе, апрель 2016г.
- Сообщение на педагогическом совете «Современные методы работы в ДОУ» по теме: «Кинезиология в ДОУ», сентябрь 2016г.
- Сообщение на РМО музыкальных руководителей «Образовательная кинезиология в ДОУ», октябрь 2017г.
- Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста», февраль 2018г.
Человеку для закрепления мысли необходимо движение.
Запомните, что неподвижный ребенок не обучаем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная кинезиология: история и проблематика
Статья посвящена анализу истории возникновения и развития образовательной кинезиологии как части учения о развитии ребенка и взрослого человека через естественные физические движения. Это направ...

Гимнастика мозга. Нейрогимнастика и Образовательная Кинезиология
Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие упражнений. Этот комплекс рекомендуется использовать во время обучения детей, чтобы повысить навык целостного развития мозга. Упражнения...

Гимнастика для мозга или образовательная кинезиология
Термин «кинезиология» происходит от греческого слова kinesis- «движение» и logos- «наука, слово». В соответствии с этим кинезиология...
Образовательная кинезиология как игровая и здоровьесберегающая технология в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ
Всем известно и не вызывает сомнений польза утреней гимнастики для организма человека, она помогает телу быстро перейти из энергосберегающего режима сна в режим активного бодрствования. Однако не толь...

Образовательная кинезиология в ДОУ
Сообщение для педагогов - музыкальных руководителей ДОУ о роли образовательной кинезиологии в образовательном процессе....

Детская образовательная кинезиология: зона эффективности, комплекс кинезиологических упражнений
Комплекс кинезиологических упражнений...
Физкультурный праздник с элементами образовательной кинезиологии "В лес за ёлкой мы идём"
Цель: Создать у детей радостное настроение. Поддерживать интерес к подвижным и познавательным играм.Задачи: Упражнять в различных видах ходьбыи бега. Развивать фантазию, слаженность действий в команде...