Познавательно-творческий проект в старшей группе «Я - человек».
методическая разработка (старшая группа)

Бондарева Росанна Альгирдо

Цель: создание необходимых условий воспитания и развития ребёнка, направленных на сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья,  способствовать формированию осознанного отношения к своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_ya-_chelovek_starshaya_gruppa.docx39.75 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА: «Я - человек»

Тип проекта: социально-личностный, физкультурно - оздоровительный, краткосрочный.

Срок реализации проекта: краткосрочный 2 недели

Участники проекта: Дети старшей группы, родители, воспитатели, инструктор по физическому развитию.

Гипотеза проекта: Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровье сберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.

Проблема: Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста.

Цель: способствовать формированию осознанного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Социально – коммуникативное развитие:
  • Побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства, распознавать связь между отчетливо выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей это состояние;
  • Поддерживать высокую общую самооценку личности ребенка («Я – хороший!»).
  • Познавательное развитие:
  • Формировать умение устанавливать связи между назначением предмета и его формой, структурой, материалом, из которого он сделан; учить пользоваться предметами в соответствии с их назначением и приспосабливать вещи для разных нужд;
  • Воспитывать привычку к опрятности, самообслуживанию;
  • Вырабатывать осторожное поведение в ситуациях, чреватых опасностями и вреду здоровью;
  • Художественно – эстетическое развитие:
  • учить ритмичному нанесению штрихов, пятен, мазков;
  • подводить к изображению предметов разной формы и предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий
  • Речевое развитие:
  • Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, о здоровье и спорте; следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.
  • Формирование грамматической стороны речи; содействовать освоению грамматического оформления высказываний.
  • Физическое развитие:
  • Формирование представления о себе как об отдельном человеке, ознакомление со строением тела, знакомство со способами заботы о себе и окружающих;
  • Соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, учет индивидуальных особенностей детей, оптимальный уровень двигательной активности;
  • Развивать активность и творчество в процессе двигательной деятельности;
    организовывать подвижные игры со сменой видов деятельности;

Актуальность  проекта: Дошкольное образование направлено на поддержание и укрепление здоровья. Так почему же дети болеют? Дети болеют оттого, что не научены правильной совершенной гигиене, своевременности ухода за своим здоровьем, организмом, его сохранности и сбережению.

Снижение простудных заболеваний у детей дошкольного возраста диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. 

Проведя анкетирование и опрос родителей по данной теме, мы выяснили ряд проблем, с которыми сталкиваются родители в реальной жизни:

- неосведомленность родителей о  важности  совместной  двигательной   деятельности   с детьми.

-недостаточность знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста,

- нежелание  родителей организовывать двигательную деятельность с детьми.

- невнимание родителей к здоровому образу жизни  в семье,

Формы реализации проекта:

  • Беседы;
  • Непосредственная организованная деятельность;
  • Сюжетно - ролевые игры, инсценировки, подвижные, спортивные игры;
  • Ежедневные профилактические и закаливающие мероприятия;
  • Чтение художественной литературы;
  • Дидактические игры;
  • Проблемные ситуации, использование ИКТ технологий
  • Оснащение предметно-пространственной среды;
  • Работа с родителями.

Продукты реализации проекта:

  • Оформление фотовыставки «Здоровый образ жизни в нашей семье»;
  • Оформление выставки творческих работ «Приключение Витаминки и Микроба» с рисунками и историями, сочиненными родителями вместе с детьми;
  • Картотека «Сундучок бабушкиных рецептов»;
  • Изготовление нетрадиционного спортивного оборудования для группы;
  • Итоговое мероприятие, тематический  досуг «Путешествие в страну здоровья»;
  • Презентация  проекта;

Предполагаемый результат: Расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышения психофизических способностей и общего развития, обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей, снижение заболеваемости и заинтересованности родителей данной проблемой.  Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой.  Выявление уровня знаний, умений, навыков по данной теме. Систематизация собранного материала по теме.

 

План реализации проекта:

ЭТАП:

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1.Целеполагание

  • Подготовка необходимого дидактического и иллюстрационного материала для реализации проекта;
  • Анкетирование детей на тему: «Что я знаю о себе» и «Что значит здоровье?»
  • Художественная литература по теме
  • Энциклопедии для детей

2.Введение в проект

  • Предложить принести в группу картинки, предметы, спортивный инвентарь, который поможет укрепить наше здоровье.
  • Оценивание: Беседы:  «Мой организм»,  «Чтоб здоровым быть всегда, нужно…», «Все мы разные такие».  Встреча с доктором Айболитом и Витаминкой.
  • Выложить наглядный и дидактический материал по теме; книги, энциклопедии.
  • Метод трех вопросов, создание «Книга интересных вопросов»
  • Создание копилки для рисунков и иллюстраций по данной теме.

3.Работа с родителями

  • Анкетирование родителей на тему: «Как вы укрепляете здоровье ваших детей»;
  •  Организация совместной творческой выставки рисунков и историй, придуманных родителями и детьми «Приключение Витаминки и Микроба»
  • Консультация для родителей «Чистота – залог здоровья»; «Все о правильном питании детей», «Здоровые выходные»
  • Индивидуальные беседы о физическом развитии  каждого ребенка, о значимости совместной  двигательной  деятельности  с детьми и т.д., советы, рекомендации.
  • Картотека полезных советов «Сундучок бабушкиных рецептов»
  •  Викторина, совместно с родителями «В гостях у Витаминки».
  • Участие в тематической неделе, посвященной «Неделе здоровья».        
  • Совместно с родителями проведение круглого стола: «По проблеме детского питания»,
  • Наглядная информация для родителей на темы: «Охрана и укрепление здоровья детей. Правильное питание», «Как разнообразить детское питание» Памятка «Здоровье ребёнка в ваших руках».

4.Реализация проекта (обучающая деятельность)

  • Игровые ситуации: «Здоровые ушки у моей подружки», «В гостях у зубной щетки», «Здоровые глазки», «Мы – спортсмены», «Мой режим дня»
  • Сюжетно – ролевые игры: «Больница», «Аптека», «Спортивная площадка». «Фитнесс клуб»
  • Дидактические игры: «Узнай на ощупь, на вкус»,  «Съедобно – несъедобно», «Разрезные картинки », «Полезно - вредно», «Не – болейка», «Зуб», «Если малыш поранился», «Валеология, или здоровый малыш», «Азбука чистоты», «Наше тело», «Веселый доктор».
  • Познавательные беседы: «Наше тело», «Правила гигиены и закаливания», «Твои помощники – органы чувств», «Эмоции и чувства», «Вредные и полезные привычки», «Где живут витамины?», «Виды спорта», «Режим дня», «Правильное питание – основа процветания», «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья», «Мы такие разные» (люди разных национальностей), «Удивительные превращения», «Почему я похож на маму, папу…?
  • Альбомы, иллюстрации, модели: «Как ухаживать за зубами», «История зубной щетки», «Что можно почувствовать кожей», «Уход за кожей», «Как сохранить хорошее зрение», «Как слушать, чтобы слышать», «Советы Доктора Пища», «Чудо – фрукты», «Что можно приготовить из овощей»
  • Альбом пословиц, поговорок о здоровье в картинках
  • Альбом  иллюстраций, фотографий о здоровом образе жизни.
  • Альбом  «Кодекс здоровья», «Наше тело»
  • Игры – экспериментирования: «Умный носик», «Узнай по вкусу», «Угадай что звучит»
  • Экспериментальная деятельность: при помощи упражнений ребенок может почувствовать и определить, как бьется сердце в состоянии покоя, и как оно бьется после физической нагрузки.
  • Опытно – экспериментальная деятельность: с помощью легких можно вдохнуть и выдохнуть воздух, увидев пузырьки на поверхности воды).
  • Проблемные ситуации: «Как бы ты поступил в этой ситуации?», «Как можно помочь герою»
  • Словесные игры «Составь рассказ по картинкам», «Придумай концовку рассказа», «Доскажи словечко», «Я начну, а ты продолжи», «Интервью»,  «Назови хорошие и плохие поступки героев », отгадывание загадок, разучивание стихов и отрывков; сочинение сказки «В стране Болючке»
  • Чтение художественной литературы: Иванов «Как Хома делал зарядку», Пермяк «Про нос и язык», Воронкова «Маша – растеряша», «Сказка про Витю – грязнулю», К.Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Федорино горе», А.Барто «Девочка чумазая», «Я расту» , В.Берестов «Лежебока», С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», Ю.Тувим «Письмо ко всем детям по очень важному делу»,  А.Бах «Надо спортом заниматься».
  • Провести игры и упражнения на воображение, на развитие эмоций, мимики, интонации, жестов: «Притворщик», «Грустный и веселый», «Как зайчишку рассмешить» и т.д.
  • Просмотр компьютерной презентации «Здоровый образ жизни. Простые правила», «Здоровое питание. Зачем человеку витамины».
  • Просмотр развивающих мультфильмов про здоровье, гигиену, лечение, прививки и т.д.
    Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье.
  • Рассуждалки с детьми: «Что такое здоровье, что такое болезнь?», «Чем отличается здоровый человек от больного?», «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?», «Я люблю…, не люблю…»
  • Разучивание с детьми комплекса дыхательной гимнастики «Тише, тише не спешите, ароматом подышите», зрительной гимнастики.
  • Проведение утренней и бодрящей гимнастики, самомассажа, закаливающих мероприятий.
  • Фотосессия воспитанников «За здоровьем в детский сад».
  • Спортивные и подвижные игры: «Догони»,  «Угадай кого поймали»,  «Карусель», «Точно в цель», «Серсо», с использование нетрадиционного оборудования «Догони лошадку». «Следочки», «Поймай крышку», «Косички» и др.

5.Реализация проекта (продуктивная деятельность)

  • Художественное творчество: рисование иллюстраций к сказке К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Где живут витамины», «Человек»; лепка: «Корзинка с витаминами»; аппликация – создание коллажа «Полезный завтрак».
  • Создание книжки – самоделки «Мой режим дня», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу», «Виды спорта»
  • Оформление выставки творческих работ «Чистота – залог здоровья»;
  • Оформление копилки  иллюстраций и полезных советов «Сундучок бабушкиных рецептов».
  • Конструирование «Спортивный комплекс».

6.Итоги проекта

  • Спортивный досуг «Путешествие в страну здоровья»
  • Подвести детей к пониманию того, что здоровье человека – самый важный процесс в жизни.
  • Выставка творческих работ, совместно с родителями по теме «Приключение Витаминки и Микроба»
  • Презентация проекта;

7.Определение задач для новых проектов

  • Продолжать воспитывать осознанное отношение к своему здоровью;
  • Продолжать развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе и окружающим;
  • Изготовление новых игр и атрибутов для проведения оздоровительных мероприятий в группе

 

Заключение:
Выбор темы реализуемого проекта основан на возрастных особенностях детей старшей группы, и их способностях воспринимать информацию в предлагаемом объеме и форме ее предоставления. Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. У детей появился достаточный уровень знаний о пользе и закаливании организма, правилах ухода за телом. Повысился интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей. Дети владеют культурно-гигиеническими навыками, знают о значении витаминов для здоровья человека. Дети получили представления о том, чему учат в школе, о многообразии пространственных отношений в окружающем мире, о роли времени в природе и в жизни людей, о важности мышления для учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий игровой проект в младшей группе «Снеговик».

Познавательно-творческий игровой проект в младшей  группе  «Снеговик». СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:  краткосрочный  (2 недели)ВИД ПРОЕКТА:              ...

Познавательно-творческий игровой проект в младшей группе «Снеговик».

Познавательно-творческий игровой проект в младшей  группе  «Снеговик». СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:  краткосрочный  (2 недели)ВИД ПРОЕКТА:              ...

паспорт проекта в старшей группе " Зачем человеку кожа"

В этом материале описаны актуальность пректа, этапы работы над проектом и результаты....

Познавательно – творческо – информационный проект в старшей группе: «Покормите птиц зимой».

Проект направлен на развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Предполагает активное взаимодействие педагога и родителей при формир...

Краткосрочный, познавательно - творческий, развивающий проект в старшей группе. (один месяц) «Сказки дедушки Корнея»

Актуальность.В наше время у детей отсутствует интерес к чтению художественной литературы.А ведь именно художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человечески...

«ТРАНСПОРТ» социальный, познавательно-творческий, игровой проект в старшей группе

Актуальность темы: Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с кот...

«ТРАНСПОРТ» социальный, познавательно-творческий, игровой проект в старшей группе

Актуальность темы: Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с кот...