Физкультурно – оздоровительная деятельность в старшей группе. Из опыта работы.
статья (старшая группа)

Хандакова Елена Владимировна

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:

1. Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.

2. 25-35% детей, пришедших в первый класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.

3. 90-92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они ещё не знают, что больны.

4. Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.

По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50-55% зависит от собственного образа жизни, на 20-25% - от окружающей среды, на 16-20% - от наследственности и на 10-15% - от уровня развития здравоохранения в стране.

Важнейшая задача педагога дошкольного образовательного учреждения – организовать педагогический процесс, сберегающий здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающий ценностные отношения к здоровью.

Перед педагогами стоит важная задача – дать ребёнку информацию, которая сохранит свою значимость на всю жизнь. В дошкольном возрасте дети восприимчивы и послушны, поэтому есть уникальная возможность для выработки правильных привычек. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.

Педагоги должны давать не только давать качественные знания своим воспитанникам, но и формировать у них сознательную установку на здоровый образ жизни, научить жить в гармонии собой и окружающим миром. Должны понимать, что ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья, большое значение при этом уделяется формированию физической культуры личности.

По определению ВОЗ, «здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений».

К актуальным проблемам детского здоровья относятся:

- гиподинамия – нарушение функций организма (опорно – двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности;

- стрессы;

- тревожность;

- агрессия и др.

Движения необходимы ребёнку, т.к. способствуют развитию его физиологических систем, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Не секрет, что в детском саду, и дома большую часть времени дети проводят в статичном положении (за столом, у компьютера, телевизора, играя в тихие игры на полу). Это увеличивает нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие и т.д. Стрессы, тревожность возникают из-за неблагополучной обстановки в семье и «заорганизованности» воспитательно-образовательного процесса. Они нарушают нормальное течение физиологических процессов и неизбежно ведут к ухудшению здоровья.

Одной из основных задач работы нашего детского сада является сохранение и укрепление здоровья дошкольников; совершенствование физического и эмоционального благополучия детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkulturno.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультурно – оздоровительная деятельность в старшей группе. Из опыта работы.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:

  1. Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.
  2. 25-35% детей, пришедших в первый класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.
  3. 90-92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они ещё не знают, что больны.
  4. Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.

По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50-55% зависит от собственного образа жизни, на 20-25% - от окружающей среды, на 16-20% - от наследственности и на 10-15% - от уровня развития здравоохранения в стране.

Важнейшая задача педагога дошкольного образовательного учреждения – организовать педагогический процесс, сберегающий здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающий ценностные отношения к здоровью.

Перед педагогами стоит важная задача – дать ребёнку информацию, которая сохранит свою значимость на всю жизнь. В дошкольном возрасте дети восприимчивы и послушны, поэтому есть уникальная возможность для выработки правильных привычек. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.

Педагоги должны давать не только давать качественные знания своим воспитанникам, но и формировать у них сознательную установку на здоровый образ жизни, научить жить в гармонии собой и окружающим миром. Должны понимать, что ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья, большое значение при этом уделяется формированию физической культуры личности.

По определению ВОЗ, «здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений».

К актуальным проблемам детского здоровья относятся:

- гиподинамия – нарушение функций организма (опорно – двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности;

- стрессы;

- тревожность;

- агрессия и др.

Движения необходимы ребёнку, т.к. способствуют развитию его физиологических систем, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Не секрет, что в детском саду, и дома большую часть времени дети проводят в статичном положении (за столом, у компьютера, телевизора, играя в тихие игры на полу). Это увеличивает нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие и т.д. Стрессы, тревожность возникают из-за неблагополучной обстановки в семье и «заорганизованности» воспитательно-образовательного процесса. Они нарушают нормальное течение физиологических процессов и неизбежно ведут к ухудшению здоровья.

Одной из основных задач работы нашего детского сада является сохранение и укрепление здоровья дошкольников; совершенствование физического и эмоционального благополучия детей.

Основные направления работы нашего детского сада

  1. Комплексная диагностика:

– осмотр детей специалистами местной поликлиники;

- регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ, определение группы здоровья;

- выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями, воспитателями;

- создание условий;

-  изучение литературы и написание перспективных планов с использованием оздоравливающих мероприятий.

2. формы физкультурно – оздоровительной работы:

- занятия по физкультуре (традиционные, занятия – соревнования, интегрированные, праздники и развлечения);

- комплекс психогигиенических мероприятий (элементы аутотренинга и релаксации, элементы музыкотерапии; элементы сказко- и смехотерапии; обеспечение благоприятного психологического климата в саду);

- система эффективных закаливающих процедур (воздушное закаливание, хождение по массажной дорожке, хождение босиком; максимальное пребывание на свежем воздухе; создание необходимой развивающей среды; соблюдение режима дня и двигательного режима; проведение утренней гимнастики и физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности).

- использование оздоравливающих технологий на занятиях и вне их (артикуляционная и пальчиковая гимнастика; дыхательная и звуковая гимнастика; контроль дыхания на занятиях физкультурой; витаминотерапия, кварцевание, сбалансированное питание, вакцинация против гриппа, закаливание, употребление чеснока и лука);

- консультативно – информационная работа (оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих мероприятий; оформление папок, ширм, стендов).

Сейчас я работаю в старшей группе. Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной наглядно – практической форме я обогащаю представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, способах закаливания, о предупреждении травматизма.

Чтобы сформировать у детей чувство ответственности за своё здоровье, научить их самим заботиться о нём, изменять своё поведение, в своей работе подбираю эффективные формы и методы обучения. Воспитание и обучение проводится преимущественно в игре. В игровой форме познакомила детей с тем, что такое здоровье, как устроено тело человека, узнали, чем отличаются люди друг от друга и что общего у разных на вид людей.

Изучая органы чувств, или с помощью чего человек познаёт окружающий мир, поставила цель: сформировать у детей первоначальные представления об органах чувств, сообщить элементарные сведения; развивать зрительную, слуховую и моторную память, внимание, наблюдательность.

Дети с удовольствием разучивают пословицы и поговорки о здоровье. Детям очень нравятся уроки Мойдодыра и Айболита, которые помогают им расти здоровыми. У нас в детском саду проводятся «Дни здоровья», «Неделя здоровья», спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья», дети старшей группы участвуют в различных соревнованиях, организуемых детским садом совместно со школой.

Беседуя с детьми, обращаю внимание на то, что следует заботиться не только о своём здоровье, но и о здоровье окружающих, учу детей считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью. Это сопутствует воспитанию гуманного отношения к людям, сочувствия, сопереживания.

В рамках приобщения детей к ЗОЖ, провела различные беседы на темы «Лекарственные растения Бурятии», «Зачем нужны комнатные растения» и др. объяснила детям, что лекарственные растения растут не только в лесу, на лугу, но есть комнатные растения – алоэ, каланхоэ.

Одним из основных форм развития двигательной активности детей являются физкультурные занятия. Цель занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематической работе над решением оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, что обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепляет здоровье ребёнка, способствует приобретению им правильных двигательных навыков, психофизических качеств, эмоционально положительного отношения к физкультуре и спорту.  

Занятия по физической культуре должны доставлять радость ребёнку, пробуждать интерес и способность к творческой активности, удовлетворять естественную биологическую потребность в движении.

Важное значение для эмоционального благополучия детей имеет соблюдение режима дня. Режим – точно установленный распорядок жизни: труда, отдыха, сна, питания; условия деятельности, работы. Режим – это не только выполнение определённых действий в определённое время, это формирование дисциплины и самоконтроля. Нарушения режима или отсутствие такового, отсутствие опорных моментов дня дезориентирует ребёнка; все его занятия, прогулки, отдых приобретают спонтанный и хаотичный характер.

Режим ДОУ зависит от содержания образовательных программ, дополнительных занятий. Основные опорные моменты дня – завтрак, обед, «тихий час», прогулка, полдник.

Дети, соблюдающие режим дня:

- более спокойны, уравновешенны;

- более самостоятельны;

- более организованны, способны следовать полученным инструкциям;

- лучше спят;

- способны концентрировать внимание на определённом задании в отведённое время;

Реже приобретают заболевания желудочно – кишечного тракта;

- более выносливы, энергичны;

- у них легче формируется учебная деятельность;

- быстрее привыкают правильно распоряжаться временем, оптимально распределяя нагрузки;

- менее подвержены простудным заболеваниям.

Общие правила для приучения детей к режиму:

- утром необходимо сообщить детям, чем они будут заниматься в течение дня;

- переход от одного режимного момента, от одного вида деятельности к другому может сопровождаться музыкой;

- о перемене деятельности следует сообщить детям заблаговременно, за 5-7 минут;

- после сообщения о том или ином режимном моменте, смене деятельности, следует дать возможность детям к этому подготовиться. Подготовка может заключаться в дыхательных упражнениях или декламации стихов.

В своей группе я практикую хромотерапию (лечение цветом). Природа – удивительно гармоничная система. Её возможности при обращении к ней человека, если ему необходимо корректирующее или лечебное воздействие, поистине безграничны. Лечить могут растения, камни, вода – всё, что нас окружает, и даже – цвет. Цвет имеет чудодейственную силу в коррекции психосоматического здоровья ребёнка.

Все цвета имеют своё излучение, у каждого - своя длина волны, способная передавать информацию. Воздействуя цветом на тот или иной орган, можно его лечить, наполнять силой, оздоравливать. В детском саду можно  воспользоваться цветовой медитацией. В зависимости от того, на какой орган вы хотите воздействовать, выберите лист бумаги, окрашенный в соответствующий цвет. Размер окрашенной площади должен быть не менее 20-40 см. сядьте на расстоянии 1-1,5 м от листа бумаги и смотрите на него в течение 10-15 минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы глаз зафиксировал цвет, передал сигнал мозгу, откуда он поступит в центральную нервную систему, а от неё органу, на который данный цвет оказывает наиболее сильное воздействие.

В лечебной медитации красный цвет:

- оказывает стимулирующее действие на органы кровообращения;

- повышает содержание гемоглобина в крови;

- повышает иммунитет;

- устраняет застойные явления;

- способствует выделению тепла;

- регулирует деятельность печени и почек;

- способствует мышечному расслаблению.

Оранжевый цвет:

- оказывает укрепляющее воздействие на жизнеспособность организма;

- снабжает энергией селезёнку и поджелудочную железу;

- укрепляет органы дыхания;

- способствует очищению сосудов;

- повышает аппетит и мышечную силу;

- улучшает настроение, снимает депрессию.

Жёлтый цвет:

- стимулирует интеллектуальные способности;

- оказывает очищающее действие на органы пищеварения, печень, кожу;

- способствует выделению желчи;

- активизирует вегетативную нервную систему;

- восстанавливает запасы минеральных веществ и снижает кислотность в организме.

Зелёный цвет:

- оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические и противомикробные свойства;

- укрепляет мышцы и ткани;

- благотворно действует на глаза;

- снимает спазм бронхов;

- является прекрасным успокаивающим средством при хронических заболеваниях.

Фиолетовый цвет:

- снижает температуру, уменьшает боли;

- оказывает благоприятное воздействие при напряжённом ритме жизни, бессоннице, мигренях и депрессиях.

Голубой цвет:

- успокаивает боли, оказывает освежающее и сосудосуживающее действие;

- подавляет воспалительные процессы, оказывает антисептическое и жаропонижающее действие;

- оказывает благотворное влияние при нервных расстройствах, усталости, бессоннице.

Синий цвет:

- оказывает положительное воздействие на органы дыхания, поэтому особенно эффективен при бронхите, воспалении лёгких и астме;

-уменьшает воспалительные процессы в прямой кишке (аппендицит) и миндалинах;

- регулирует деятельность щитовидной железы;

- способствует остановке кровотечений, быстрому рубцеванию и заживлению ран;

- оказывает обезболивающее действие.

Белый цвет:

- гармонизирует все функции организма;

- повышают силу, энергию;

- нормализирует деятельность центральной нервной системы, через центральную нервную систему действует на все органы.

В группе создано специальное пространство для удовлетворения двигательно-познавательных, игровых потребностей детей. Двигательно-игровое пространство становится самым оживлённым и любимым местом. Кому-то хочется попробовать свои силы, кому-то продемонстрировать свою умелость сверстникам, кому-то просто получить удовольствие, двигаясь в этом пространстве. Если взрослые ограничивают движения детей, не считаются с их двигательно-познавательными потребностями, это может привести либо к блокировке самостоятельных исследовательских и творческих действий, либо к агрессивному поведению как следствию накопившегося внутреннего напряжения. При этом затормаживается развитие всех функциональных систем организма и в целом психофизическое и интеллектуальное развитие ребёнка.

Несмотря на активность и кажущуюся самодостаточность, которую проявляют дети, нельзя сказать, что они могут обойтись без взрослых. Помощь педагога может быть чрезвычайно значима, поскольку некоторые упражнения дети не способны совершать сами. Однако необходимо, чтобы воспитатель умел отличать ситуации, не требующие его вмешательства, от тех, где он действительно нужен.

Разным детям требуется различная помощь: коту-то важна эмоциональная поддержка, кому-то тактильная, кому-то следует показать способы действия, а кому-то необходимо помочь преодолеть свои страхи.

Состояние здоровья ребёнка зависит от типа поведения, который в основном формируется в семье, роль семьи при формировании ЗОЖ очень велика. Поэтому, в течении учебного года планирую с родителями консультации, беседы, родительские собрания: «Помогите ребёнку укрепить здоровье», «Компьютер – за и против», «Игры перед сном», «Как избежать невроза у детей». В приёмной оформлены стенды «Меню», «Здоровье», «Режим». К концу года запланировано создание альбома «В здоровом теле – здоровый дух». Если воспитатели и родители будут взаимодействовать, то мы сохраним молодое поколение здоровым.

Таким образом, забота о физическом здоровье ребёнка и его психическом благополучии – первостепенная задача и педагогов дошкольного учреждения, и родителей, создающих такую среду, которая обеспечивает безопасность его жизнедеятельности и способствует двигательной активности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).

Педагогическая технология в дошкольном образовании представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих содержание дошкольного образования, комплекс форм, методов, способов,...

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в которой ребенок и...

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя)....

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя)....

Физкультурно-оздоровительная деятельность в старшей группе.

Физкультурно-оздоровительная деятельность в старшей группеМАДОУ Детский сад «Солнышко»Воспитатель Шорноева Д.Ч.Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все...