Статья на тему:"Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста"
статья (младшая группа)

Романчук Анна Владимировна

Статья на тему:"Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста..."

     С первых дней жизни ребёнка, при формировании культурно-гигиенических навыков  происходит   не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом .

 «Пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже.» - это неверное мнение!

   В современном «вечно спешащем» обществе, большую актуальность приобретает проблема формирования и закрепление культурно-гигиенических навыков детей, а в особенности младших дошкольников. Так как в значительной степени культурно - гигиенические навыки формируются в младшем  дошкольном возрасте. Это происходит  потому, что нервная система ребёнка гибкая и пластичная, а действия, повторяющиеся каждый день (умывание, принятие пищи, одевание и т.д.), становятся систематическими для ребёнка. Режим детского сада воспитывает в ребёнке навыки по соблюдению личной гигиены, культуры принятия пищи, поддержания чистоты среды нахождения ребёнка, а так же культурным взаимоотношениям, которые развиваются у детей между собой. Формирование необходимых привычек и навыков происходит под непосредственным педагогическим влиянием  взрослых и всей окружающей обстановки.  Успешность, прочность  и  стабильность навыков и привычек зависит от важных факторов : во-первых - от условий, в которых находится ребёнок, во-вторых – от своевременности выработки навыков, в-третьих - сам ребёнок должен быть эмоционально готов к выполнению необходимых действий, в-четвёртых -  систематичность выполнения определённых действий должна быть обязательной и бескомпромиссной.

   Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию новых для детей навыков и привычек, потому что в садике ребенок приобретает новые обязанности, появляются новые ограничения и новые виды деятельности. При этом дети не всегда добровольно подчиняются новым требованиям, и не всегда новые обязанности воспринимаются ими позитивно.

       У детей младшего дошкольного возраста правильное поведение в быту и общественных местах способно развиться, только при надлежавшем соблюдении норм культуры поведения и гигиенических навыков. Не менее важный фактор то, что здоровье самого ребёнка напрямую зависит от соблюдения личной и общественной гигиены.

 В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них обязательным, естественным и приятным занятием. Это делается для того, чтобы с возрастом эти навыки постоянно совершенствовались. В младшем дошкольном возрасте прививается ребёнку  привычка быть чистым и аккуратным. Для более эффективного воспитания в ребёнке культурно-гигиенических  навыков детский сад и семья должны быть заодно. Только совместные действия и взаимоподдержка садика и семьи способны прочно закрепить в ребёнке понимание нужности и обязательности ежедневных гигиенических процедур и культуры поведения.  Даже в  младшем возрасте дети могут  научиться понимать  важность таких действий, как мытьё рук, умывание, чистка зубов и т.д, и важно научится их правильно выполнять. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь .

     Одним из главных составляющих успешного формирования необходимых навыков является пример окружающих. Если взрослые не подают правильного примера, или их действия не систематичны, спонтанны,  не являются обязательными, то и ребёнок не будет стремиться выполнять эти действия. Только систематичность, обязательность и поощрение правильного поведения способны закрепить у ребёнка полезные навыки.

 Определенное внимание следует уделить воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, связанных с едой. Необходимо следить за осанкой ребёнка, сидящего за столом. Пищу берут понемногу ложкой, позднее -  ложкой или вилкой. Необходимо обращать внимание ребёнка на чистоту стола и салфетки. Ребёнок за столом должен быть спокоен и сосредоточен на принятии  и пережёвывании пищи.  Ничто не должно отвлекать ребёнка во время еды.

     Очень важно добиваться того, чтобы ребёнок выполнял все гигиенические нормы и правила с чувством удовлетворения от самого процесса и от его результатов. Ребёнок должен осознать значение этих навыков и привычек для укрепления здоровья, для этого воспитатель должен в доступной форме объяснить это. Не стоит забывать, что психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятен для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств. Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Ребёнок только учится, поэтому  любое действие даётся с большим трудом. Ему не всегда хватает терпения и желания доводить дело до конца, зачастую он предпочитает, чтобы начатое закончил кто-нибудь вместо  него. Взрослый сделает всё за него гораздо быстрее и затрачивать усилия не придётся. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Сделайте для меня это…»  Ребёнок должен понять главное,  - чтобы что-то завершить  и  получить качественный результат, нужно сделать всё в правильной последовательности, и усилий нужно приложить немало. Постепенно  для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Это формирует   такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, настойчивость, дисциплинированность, выдержка, самостоятельность.

   Эстетический  вкус тоже отчасти формируется под влиянием  культурно-гигиенических навыков. Девочки начинают сравнивать и оценивать себя до и после того как их причесали, завязали бантики, умыли и надели чистое аккуратное платье . Важное значение в этом случае имеет оценка взрослого : «Какая ты стала красивая…, Как тебе хорошо…, Если бы ты всегда…». Смотря в зеркало, ребёнок должен  не только открывать себя, но и оценивать свой внешний вид, соотносить его с представлением об эталоне, устранять неряшливость в своей одежде и внешности. Именно так формируется критическая самооценка человека, что помогает ребёнку постепенно перейти к контролю за своим внешним видом.

  Вполне обоснованно мнение, что и этическое развитие младшего  дошкольника связано с его освоением культурно-гигиенических навыков. Даже трёхлетний малыш  может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится -  значит  «хороший», не нравится - значит «плохой». Ребёнку трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение. Также взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков.

     Проблема по формированию культурно- гигиенических навыков существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. Процесс формирования культурно- гигиенических навыков имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать культурно- гигиенические навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет.»

Консультация на тему:  «Особенности  формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет.»...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

В консультации дан материал на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических наыков у детей раннего возраста."...

Консультация на тему: «Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет.»

Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом ...

Сообщение на тему «Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста»

               С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычай...

Консультация на тему: «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей 1-3 лет.»

Консультация для педагогов "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей 1-3 лет"...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

В консультации дан материал на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических наыков у детей раннего возраста."...