Консультация на тему: «Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет.»
консультация (младшая группа) на тему
Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н.К.Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».
Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствуют нормальному физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья.
К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся:
· рационально организованная обстановка,
· четкий режим дня,
· руководство взрослых.
Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).
Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.
Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.
Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
· личный пример взрослых
· непосредственно образовательная деятельность
· показ
· объяснение
· пояснение
· поощрение
· беседы
· упражнения в действиях
· дидактические игры
· потешки
· стихотворения
· пословицы, поговорки
· игровые приемы
· викторины, развлечения
· прием повторения действий (например, попросили перед мытьем:«Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки.)
КРИТЕРИИ ОПРЯТНОЙ ЕДЫ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:
· Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
· Не крошить хлеб;
· Пережевывать пищу с закрытым ртом;
· Не разговаривать с полным ртом;
· Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
· Благодарить;
· Пользоваться только своим прибором.
МЫТЬЯ РУК И ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:
· Мыть лицо, уши, руки
· Закатать рукава;
· Смочить руки;
· Взять мыло, намыливать до появления пены;
· Смыть мыло;
· Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
· Пользоваться расческой.
СНИМАНИЯ И НАДЕВАНИЯ ОДЕЖДЫ В ОПРЕДЕЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:
· Расстегнуть пуговицы;
· Снять платье (брюки);
· Аккуратно повесить;
· Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки, шорты;
· Снять обувь;
· Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
· Надеть в обратной последовательности.
ДЛЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НЕОБХОДИМЫ СЛЕДУЮЩИЕ УСЛОВИЯ:
· организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);
· разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
· многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;
· индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
· организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
· безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
ПОМНИТЕ!
· Обучая детей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой.
· Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.
· Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.
Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
Формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МБДОУ детский сад №1 п.Радченко. Консультация для родителей на тему "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста".
Культурно – гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица тела, причёски, одежды, обуви, они продиктованы не только требованиями гигие...
Консультация для родителей на тему: «Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста».
Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста играет важнейшую роль для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно – гигиенических навыков идет усвоение правил...
Консультация для родителей на тему «Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста».
Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста играет важнейшую роль для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно – гигиенических навыков идет усв...
Консультация для родителей на тему: «Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста».
Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста играет важнейшую роль для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно – гигиенических навыков идет усв...
Консультация для родителей на тему: "Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста".
Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста играет важнейшую роль для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно – гигиенических навыков идет усв...
Уважаемые родители! Предлагаем Вам ознакомиться с консультацией на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста».
Важной составной частью культуры поведения человека, являются культурно-гигиенические навыки. С самого раннего возраста необходимо прививать детям любовь к чистоте и опрятности, потому как, несомненно...
Консультация онлайн для родителей на тему " Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"
Информация для родителей о том, как прививаются к-г навыки в детском саду. Рекомендации родителям....