Духовно-нравственное воспитание дошкольников через формирование навыков здорового образа жизни.
статья

Духовно-нравственное воспитание  дошкольников через формирование навыков здорового образа жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл medyukova_evgeniya_nikolaevna.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание  дошкольников через формирование навыков здорового образа жизни.

Е. Н. Медюкова,

воспитатель муниципального автономного

дошкольного образовательного учреждения

детский сад № 46 «Жемчужина»,

г. Южно-Сахалинск, РФ

В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. 

Что главное в воспитании детей? Хочется сразу ответить: «Все главное!» Какой бы элемент воспитания ребенка мы не взяли, окажется, что среди всех этих элементов нет не существенных. И все же главное – ребенок должен расти здоровым. Ни полнота, ни богатырское сложение, ни румянец сами по себе не являются критериями здоровья. Суть его в гармонии физических и духовных сил, уравновешенности нервной системы, способности противостоять различным вредным влияниям.
Здорового ребенка легче воспитывать. Он быстрее осваивает необходимые умения и навыки, лучше приспосабливается к смене условий, легче воспринимает предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, природных способностей. Важнейшая же цель школьного физического воспитания – не только улучшение здоровья учащихся, но и содействие всестороннему развитию их личности.
От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста.

Считается, что гарантом духовного здоровья человека должна быть его собственная семья. После опроса родителей, через  анкетирование, мы поняли, что они действительно заинтересованы в формировании и развитии у детей, прежде всего результатов, которые относятся к формированию ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни и духовно-нравственному развитию. Несомненно, родители стараются прививать ребёнку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако, по результатам анкетирования, они испытывают затруднения в формировании навыков здорового образа жизни, так им не хватает педагогических знаний и порой времени. Поэтому для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у детей необходима совместная работа педагогов и родителей.

Духовно-нравственное здоровье человека нельзя рассматривать в отрыве от его физического здоровья, что обуславливает в целом здоровый образ жизни. Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. А формами этого являются:

1. Понимание здоровья человека как единства здоровья тела, психического и духовно-нравственного состояния.

2. Осознание необходимости личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком.

3. Принятие взрослыми (педагогами и родителями) идеи: только здоровый в полном понимании этого слова взрослый может воспитать здорового ребенка. Поэтому необходима серьезная работа по изменению самих себя, т. е. переориентация на здоровый образ жизни, духовно-нравственные ценности.

4. Глубокое понимание, что именно родители являются первыми и главными воспитателями своего ребенка, основными “архитекторами” его здоровья.

Именно поэтому воспитание у дошкольников потребности в ЗОЖ осуществляется в нашем ДОУ по следующим основным направлениям:

  • привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
  • развитие представлений о строении собственного тела, его особенностях и назначении органов;
  • обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
  • формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
  • формирование представлений об окружающей среде;
  • формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
  • развитие потребности родителей ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.

Данные направления реализуются с учетом возраста детей, в рамках перспективного планирования. Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих дошкольников.

Одним из важных условий воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие специальной обучающей программы, которая нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям. С этой целью во всех возрастных группах внедряются парциальные программы Н.Н. Авдеевой «Безопасность». Для укрепления и сохранения здоровья воспитанников в каждой возрастной группе широко используются нетрадиционные формы оздоровления, включающие в себя элементы дыхательной, глазодвигательной и пальчиковой гимнастик, релаксации, самомассажа, танцтерапии, упражнений на укрепление осанки, профилактику плоскостопия, психогимнастику, являющимися элементами современного направления - педагогики оздоровления. Благодаря введению данных форм работы и синтезу их с игровой деятельностью у детей происходит гармонизация отношений между собой. Ребята становятся более доброжелательными друг к другу, проявляют больше уверенности в организации совместной деятельности. У детей формируются полезные привычки, которые закладываются в процессе их организованной физической активности, во многом определяющие становление черт характера и стимулирующие интерес к здоровому образу жизни.

Для эффективной работы в этом направлении были созданы необходимые условия: оборудованы физкультурный и музыкальный залы, спортплощадка.

Работа с детьми физкультурно-оздоровительной направленности ведётся систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы на учебный год.

В нём отражены такие мероприятия, как

  • «Весёлые старты»
  •  «Хоккей в валенках»
  • Смотр песни и строя
  • Военно-спортивная игра «Зарничка»
  • «Аты - баты шли солдаты»
  •  «Мама, папа, я – спортивная семья»
  • «Масленица»
  •  «Праздник-безобразник».

Вышеперечисленные праздники и развлечения являются в детском саду традиционными. В их подготовке принимают участие дети, родители, педагоги и другие категории сотрудников детского сада.

Таким образом, при целенаправленном воспитании, обучении и закреплении в повседневной жизни полезных привычек, соответствующей мотивации занятий физкультурой, создании оптимального двигательного режима в течение дня отношение дошкольников к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. Одновременно с этим происходит духовно-нравственное развитие личности каждого воспитанника, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, миру в целом. 

Список литературы:

1 Акинина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. М.: Перспективы, 2012 243 с.

2 Артемьев В.П., Шутов В.В. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: учебное  пособие Могилев.: МНУ им. А.А.Кулешова, 2004 284с.

3 Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. М.: Мозаика - синтез, 2005 112 с.

4 Гарбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой // Дошкольная педагогика. – 2012. - №5.

5 Артемова Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2012. - №7.

6 Грибок В. В., Рыбакова И. А. Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста// Дошкольная педагогика. – 2013. - №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через интеграцию современных образовательных технологий".

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном во...

Информационно-технологическая карта инновационной работы «Формирование навыков здорового образа жизни через интеграцию современных образовательных технологий"

В технологической карте дается описание  работы  инновационной площадки «Формирование навыков здорового образа жизни через интеграцию современных образовательных технологий».Даны...

Творческий отчет «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ»

В творческом отчёте представлен опыт работы по формированию навыков ЗОЖ у дошкольников...

Проект "Формирование навыков здорового образа жизни у детей с ОВЗ через организацию волонтерского движения"

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом одной из приоритетных задач МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 30 «Росинка» является охрана и...

«Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ»

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста Задачи:  Сохранение и укрепление здоровья детей.  Формирование привычки к здоровому образу жизни.  Профилактика...

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ

Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н. К. Крупская, - привить реб...

Программа формирования навыков здорового образа жизни и профилактики заболеваемости работников МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»-«За здоровый образ жизни!»

Актуальность решения проблемы сохранения и укрепления здоровья сотрудников на рабочих местах продолжает оставаться высокой в связи с тем, что показатели здоровья и состояния здраво...