Духовно-нравственное воспитание дошкольников через формирование навыков здорового образа жизни.
статья
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через формирование навыков здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
medyukova_evgeniya_nikolaevna.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через формирование навыков здорового образа жизни.
Е. Н. Медюкова,
воспитатель муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 46 «Жемчужина»,
г. Южно-Сахалинск, РФ
В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Что главное в воспитании детей? Хочется сразу ответить: «Все главное!» Какой бы элемент воспитания ребенка мы не взяли, окажется, что среди всех этих элементов нет не существенных. И все же главное – ребенок должен расти здоровым. Ни полнота, ни богатырское сложение, ни румянец сами по себе не являются критериями здоровья. Суть его в гармонии физических и духовных сил, уравновешенности нервной системы, способности противостоять различным вредным влияниям.
Здорового ребенка легче воспитывать. Он быстрее осваивает необходимые умения и навыки, лучше приспосабливается к смене условий, легче воспринимает предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, природных способностей. Важнейшая же цель школьного физического воспитания – не только улучшение здоровья учащихся, но и содействие всестороннему развитию их личности.
От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста.
Считается, что гарантом духовного здоровья человека должна быть его собственная семья. После опроса родителей, через анкетирование, мы поняли, что они действительно заинтересованы в формировании и развитии у детей, прежде всего результатов, которые относятся к формированию ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни и духовно-нравственному развитию. Несомненно, родители стараются прививать ребёнку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако, по результатам анкетирования, они испытывают затруднения в формировании навыков здорового образа жизни, так им не хватает педагогических знаний и порой времени. Поэтому для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у детей необходима совместная работа педагогов и родителей.
Духовно-нравственное здоровье человека нельзя рассматривать в отрыве от его физического здоровья, что обуславливает в целом здоровый образ жизни. Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. А формами этого являются:
1. Понимание здоровья человека как единства здоровья тела, психического и духовно-нравственного состояния.
2. Осознание необходимости личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком.
3. Принятие взрослыми (педагогами и родителями) идеи: только здоровый в полном понимании этого слова взрослый может воспитать здорового ребенка. Поэтому необходима серьезная работа по изменению самих себя, т. е. переориентация на здоровый образ жизни, духовно-нравственные ценности.
4. Глубокое понимание, что именно родители являются первыми и главными воспитателями своего ребенка, основными “архитекторами” его здоровья.
Именно поэтому воспитание у дошкольников потребности в ЗОЖ осуществляется в нашем ДОУ по следующим основным направлениям:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, его особенностях и назначении органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- формирование представлений об окружающей среде;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- развитие потребности родителей ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Данные направления реализуются с учетом возраста детей, в рамках перспективного планирования. Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих дошкольников.
Одним из важных условий воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие специальной обучающей программы, которая нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям. С этой целью во всех возрастных группах внедряются парциальные программы Н.Н. Авдеевой «Безопасность». Для укрепления и сохранения здоровья воспитанников в каждой возрастной группе широко используются нетрадиционные формы оздоровления, включающие в себя элементы дыхательной, глазодвигательной и пальчиковой гимнастик, релаксации, самомассажа, танцтерапии, упражнений на укрепление осанки, профилактику плоскостопия, психогимнастику, являющимися элементами современного направления - педагогики оздоровления. Благодаря введению данных форм работы и синтезу их с игровой деятельностью у детей происходит гармонизация отношений между собой. Ребята становятся более доброжелательными друг к другу, проявляют больше уверенности в организации совместной деятельности. У детей формируются полезные привычки, которые закладываются в процессе их организованной физической активности, во многом определяющие становление черт характера и стимулирующие интерес к здоровому образу жизни.
Для эффективной работы в этом направлении были созданы необходимые условия: оборудованы физкультурный и музыкальный залы, спортплощадка.
Работа с детьми физкультурно-оздоровительной направленности ведётся систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы на учебный год.
В нём отражены такие мероприятия, как
- «Весёлые старты»
- «Хоккей в валенках»
- Смотр песни и строя
- Военно-спортивная игра «Зарничка»
- «Аты - баты шли солдаты»
- «Мама, папа, я – спортивная семья»
- «Масленица»
- «Праздник-безобразник».
Вышеперечисленные праздники и развлечения являются в детском саду традиционными. В их подготовке принимают участие дети, родители, педагоги и другие категории сотрудников детского сада.
Таким образом, при целенаправленном воспитании, обучении и закреплении в повседневной жизни полезных привычек, соответствующей мотивации занятий физкультурой, создании оптимального двигательного режима в течение дня отношение дошкольников к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. Одновременно с этим происходит духовно-нравственное развитие личности каждого воспитанника, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, миру в целом.
Список литературы:
1 Акинина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. М.: Перспективы, 2012 243 с.
2 Артемьев В.П., Шутов В.В. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: учебное пособие Могилев.: МНУ им. А.А.Кулешова, 2004 284с.
3 Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. М.: Мозаика - синтез, 2005 112 с.
4 Гарбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой // Дошкольная педагогика. – 2012. - №5.
5 Артемова Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2012. - №7.
6 Грибок В. В., Рыбакова И. А. Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста// Дошкольная педагогика. – 2013. - №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через интеграцию современных образовательных технологий".
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном во...
Информационно-технологическая карта инновационной работы «Формирование навыков здорового образа жизни через интеграцию современных образовательных технологий"
В технологической карте дается описание работы инновационной площадки «Формирование навыков здорового образа жизни через интеграцию современных образовательных технологий».Даны...
Творческий отчет «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ»
В творческом отчёте представлен опыт работы по формированию навыков ЗОЖ у дошкольников...
Проект "Формирование навыков здорового образа жизни у детей с ОВЗ через организацию волонтерского движения"
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом одной из приоритетных задач МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 30 «Росинка» является охрана и...
«Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ»
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста Задачи: Сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование привычки к здоровому образу жизни. Профилактика...
Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ
Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н. К. Крупская, - привить реб...
Программа формирования навыков здорового образа жизни и профилактики заболеваемости работников МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»-«За здоровый образ жизни!»
Актуальность решения проблемы сохранения и укрепления здоровья сотрудников на рабочих местах продолжает оставаться высокой в связи с тем, что показатели здоровья и состояния здраво...