"Здоровячок"
рабочая программа (средняя группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета заведующий МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»
протокол № ____ Кузнецова В.А. _______________
от «____» __________2019 г. «____» ______ 2019г.
ПРОГРАММА
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ДЛЯ ДЕТЕЙ
среднего
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(4-5 лет)
группы «Ромашки»
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Здоровячок»
на
2019-2020 учебный год
Составила воспитатель:
Бондаренко Н.В.
2019 год
Содержание
- Пояснительная записка
- Цель и задачи рабочей программы
- Условия организации образовательного процесса
- Методы реализации программы
- Основные направления работы
- Предполагаемый результат образовательной деятельности воспитанников 4-5 лет.
- Перспективное тематическое планирование
- Учебно-наглядное пособие, оборудование
- Учебно-методическое обеспечение.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье –
это важнейший труд педагога. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский.
Пояснительная записка
Кружок «Здоровячок» имеет валеологическую направленность, которая определена особой актуальностью сохранения и укрепления здоровья детей в современных условиях, приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. С началом третьего тысячелетия проблемы здоровьетворения и здоровьесбережения, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. На сегодняшний день существует общая тенденция ухудшения состояния здоровья детей.
Так как проблема здоровья выдвигается на первый план, то необходимо формировать и поддерживать у дошкольников интерес к своему здоровью, воспитывать осознанное отношение к его ценности, мотивацию на здоровый образ жизни. На импровизированных «уроках здоровья» дети знакомятся с понятиями: «здоровье», «здоровый образ жизни», «физическая культура», «гигиена», «режим дня», «безопасное поведение», в доступной форме получают много нового и интересного о человеческом организме – познают себя.
Цель программы:
Цель кружка «Здоровячок» - воспитание валеологической культуры у детей дошкольного возраста, традиции – быть здоровыми!
Задачи программы:
- Раскрыть смысл и значение здоровья, как общечеловеческой ценности и основы развития, совершенствования личности человека; привычки здорового образа жизни.
- Создать представление об основных факторах, формирующих здоровье человека и закрепить их в практической и исследовательской деятельности детей, приобщать к гигиенической культуре.
- Воспитывать у детей сознательное отношение и потребность к улучшению здоровья в течение всей жизни через рациональную двигательную активность, сбалансированное питание, режим дня, эмоции, безопасное поведение.
- Развивать чувство сопереживания, готовности оказать посильную помощь; знать стихи, пословицы о здоровье, отражать в продуктивной деятельности свои представления о здоровом образе жизни.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет 4-5 лет.
Сроки реализации программы – 1 год.
Режим работы кружка 1 раза в неделю по 25 минут.
Каждая тема программы раскрывается при помощи комплекса занятий различного типа.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении.
Методы реализации программы.
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- организация выставок работ, фотовыставок.
Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- заучивание стихов, пословиц о здоровье, гигиене;
- беседы (диалоги, интервью);
- рассказы воспитателя;
- моделирование ситуаций.
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций, речевых подвижных игр, пальчиковых и др.).
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, развлечений, досугов.
Практические методы:
- организация продуктивной деятельности;
- оформление альбомов, выставок;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Основные направления кружковой работы.
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей определяющими понятиями здоровья, компонентами здорового образа жизни, влияние на них человека в игровой занимательной форме.
Практическое направление – овладение умениями и навыками гигиены, физической культуры, правилами безопасного поведения, связанные с практическими делами (занятия физкультурой, гимнастические упражнения, самообслуживание, труд и др.).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
- Бережно относиться к своему здоровью, не вредить организму, выполнять необходимые для этого правила личной гигиены, безопасного поведения.
- Проявлять интерес к мероприятиям по укреплению здоровья, принимать в них активное участие.
- Выражать сочувствие, заботу, готовность оказать помощь; повышение самооценки.
- Проявление творчества и фантазии, эмоциональной отзывчивости.
Программа разработана с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В основу содержания легла региональная программа «Здоровье» Болдурчиди, парциальная программа «Школа здорового человека» Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко, обобщенный опыт по данной теме таких авторов, как Н.В. Елжова «Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении», Т.Г. Карепова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников», О.В. Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников».
Работа по рабочей программе дает детям не только определенную сумму знаний и представлений о себе, своем здоровье и физической культуре, но и позволяет найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
- готовностью педагога к осуществлению валеологического образования;
- постоянным приобщением детей к здоровому образу жизни;
- построением развивающей среды в дошкольном учреждении;
- активным участием родителей в воспитательном процессе.
Решение валеологических задач также осуществляется в повседневной деятельности детей с различным содержанием: социально-нравственным, художественно-эстетическим, изобразительным и т.д. В процессе обучения обязательным является использование материалов регионального компонента.
Месяц | Дети | Родители |
Сентябрь. На страже здоровья ребёнка | Культурно – гигиенические навыки (к.г.)
(игры с ней по к.г. навыкам) |
|
Октябрь. Мы дружим с физкультурой |
|
|
Ноябрь. Правильное питание – залог здоровья |
|
|
Декабрь. Физкультура и здоровье |
|
|
Январь. Если хочешь быть здоров – закаляйся! |
|
|
Февраль. Профилактика лечение в бесконечности движения |
|
|
Март. |
|
|
Апрель. Мы подросли и повзрослели |
|
|
Май. Слова учат, а пример заставляет подражать |
|
|
ТСО | Учебно-наглядные пособия | Оборудование |
Магнитофон аудиокассеты (звуки природы). Видеофильмы о спорте. Мультфильмы о гигиене, ги, безопасности. | Комплект плакатов «Человек», «Как устроен наш организм». Схемы, таблицы, плакаты по валеологическому воспитанию. Схемы, таблицы перестроений, последовательности выполнения общеразвивающих упражнений. Плакаты на тему: «Безопасность дошкольников», «О правилах важных, пожароопасных».
| Энциклопедия для детей «Все обо всем»: «Мое тело», «Букварь здоровья». Гербарии лекарственных растений Смоленского края. Фото спортсменов. Иллюстрации о видах спорта. Картинки и карточки для игр. Настольные, дидактические игры. Картотека подвижных игр. Сборник стихов о здоровье, гигиене, режимных моментах. |
Литература:
1. Авдеева, Н. и др. Безопасность глазами ребенка: Учебно-методическое пособие по работе с детьми старшего дошкольного возраста. /Авдеева Н., Князева О., Стёркина Р.// Основы безопасности жизни. – 2000. - №4. – С.10-13.
2. Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника [текст]: методическое пособие – 2-е изд. – М.: 2000. -108 с.
3. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [текст]: методическое пособие /Т.Л.Богина. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 112с.- (Библиотека воспитателя)
4. Борисова, Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками [текст]: методическое пособие – 2-е изд. переработ. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. – 144 с. – (Дошкольное образование)
5. Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка [текст]. – М.: Школьная пресса, 2007. – 24с. – (Я – человек).
6. Деркунская, В. Как воспитать ребенка валеологически культурным?: [текст] /В.Деркунская, Н.Поведенок// Дошкольное воспитание. – 2004.-№11.- С.12-15.
7. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми [текст]: методическое пособие – 2-е изд. испр. и доп.. – М.: 2001.- 94 с.
8. Кондратьева. Н.Н. Мы. Программа экологического образования [текст]: программа – 2-е изд. – М.:АРКТИ, 2002. – 172 с.
9. Лоскин, В.А., Голубева, Л.Г. Растем играя: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физической культуры. – М.: Просвещение, 2002. – 110с.
10. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений [текст, таблицы]: рекомендации - 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2000. – 107с. – (Развитие и воспитание дошкольника).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности во II младшей группе Развивающая ситуация Тема: «Путешествие в страну Здоровячков»
Конспект непосредственно образовательной деятельности во IIмладшей группе Развивающая ситуацияТема: «Путешествие в страну Здоровячков»Интеграция: здоровье, физкультура, чтение художественной лит...
Проект Здоровячок
Физкультурно-оздоровительная работа...
Мастер класс "Здоровячок"( с использованием нестандартного оборудования)
Вашему вниманию представлена авторская разработка "Здоровячок"(с использованием нестандартного оборудования и нетрадиционных средств оздоровления детей)...
Оздоровительная программа "Здоровячок"
Во все времена и для всех народов был закон – здоровье и качество обучения тесно взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение. Программа “Здоровячок ” имеет физкультурно-танцевальную ...
Путешествие в страну Здоровячков
Декада: " Путешествие в страну Здоровячков" способствует формированию у детей представлений о здоровье человека, составляющих здоровья. Материал представлен в виде таблицы, которая включает совместную...
Презентация проекта тематической площадки "Здоровячок". Оздоровительная работа в летний период.
Данная презентация знакомит с летней оздоровительной работой в дошкольном детском доме...
Летнее спортивно-музыкальное развлечение для детей старшей и подготовительной групп "Страна Здоровячков"
Сценарий разработан с использованием материала из книг оздоровительно-развивающей программы "Здравствуй!"М.Л.Лазарева. (Сценарий был опубликован в журнале "Справочник старшего воспитателя ДОУ" - на ры...