Игры на снятие тревожности
консультация

Белоусова Елена Сергеевна

Дети наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы наиболее распространёнными явлениями у детей, являются тревожность. Приведенные ниже упражнения помогут Вам и Вашему ребенку снять напряжение, расслабиться и обрести уверенность в своих силах! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_snyatie_trevozhnosti.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА СНЯТИЕ ТРЕВОЖНОСТИ

Дети наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы наиболее распространёнными явлениями у детей, являются тревожность. Часто смешивают понятия «тревога» и «тревожность». Однако, это совсем неидентичные термины. Тревога – это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Тревожность – это устойчивое состояние проявления тревоги.

Уважаемые родители, предлагаю Вам тест на определение уровня тревожности Вашего ребенка.

ТЕСТ «ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК»
(Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко)

Инструкция: внимательно прочтите приведенные ниже утверждения и обведите в кружок номера тех из них, с которыми вы согласны.

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Не может сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий ребенок очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется на то, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. Нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Обработка результатов: за каждое утверждение начисляется один балл, и подсчитывается общее количество набранных баллов.

Интерпретация результатов:

Высокая тревожность – 15–20 б.

Средняя тревожность – 7–14 б.

Низкая тревожность – 1–6 б.

Если Вы, с помощью теста, выявили у своего ребенка повышенный уровень тревожности, то приведенные ниже упражнения помогут Вам и Вашему ребенку снять напряжение, расслабиться и обрести уверенность в своих силах! Успехов Вам!

Этюды на расслабление мышц


«Штанга 1»
Цель: Расслабить мышцы спины.
Сейчас мы с тобой будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представь, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделай вдох, оторви  штангу от пола на вытянутых руках, приподними ее. Очень тяжело. Выдохни, штангу на пол, отдохни. Попробуем еще раз».

«Штанга 2»
Цель: Расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.
«А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, брось  штангу, выдохни. Расслабься. Ура! Ты- чемпион. Можешь поклониться зрителям. Тебе все хлопают, поклонись еще раз, как чемпион».

Упражнение можно выполнить несколько раз.

«Сосулька»
Цель: Расслабить мышцы рук.
«Я  хочу загадать тебе загадку:
У нас под крышей белый гвоздь висит, солнце взойдет, гвоздь упадет.
(В. Селиверстов)
Правильно, это сосулька. Давай  представим, что мы с тобой  артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а ты будете изображать сосульку. Когда я прочитаю первые две строчки, ты сделаешь  вдох и поднимешь  руки над головой, а на третью, четвертую — уронишь  расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!»


«Шалтай-болтай»
Цель: Расслабить мышцы рук, спины и груди.
«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай".
Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне.
(С. Маршак)
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" — резко наклоняем корпус тела вниз».


«Винт»
Цель: Снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.
«А теперь  давай  попробуем превратиться в винт. Для этого поставь пятки и носки вместе. По моей команде "Начали" будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп!»


«Насос и мяч»
Цель: Расслабить максимальное количество мышц тела.
«Давай будем работать в паре.. Я - большой надувной мяч, а ты- насос, насос надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Ребенок начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Ребенок выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение».

Затем играющие меняются ролями.

Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе 

«Гусеница»

Цель: Игра учит доверию

«Ребята, мы сейчас с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом и спиной детей зажимается мяч. Дотрагиваться руками запрещено. Первый в цепочке держит свой мяч на вытянутых руках. Дети должны пройти по определенному маршруту»

«Зайки и слоники»

Цель: Детям дается возможность почувствовать себя сильными и смелыми, способствует повышению самооценки

Сначала мы с вами будем зайками – трусишками. Зайка, когда чувствует опасность дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, вест сжимается, старается стать маленьким, незаметным, хвостик и лапки его трясутся. Дети показывают, что делают зайки, когда слышат шаги человека. Разбегаются по группе и прячутся. А что делают зайки, когда видят волка?

А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными и смелыми. Покажите, как спокойно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? А чего они бояться. Покажите как делают слоны, когда видят тигра?

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть.

Игры, способствующие расслаблению

«Ласковый мелок»

Цель: Снятие мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений

 «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я нарисовал? Солнышко? Хорошо». Мягким прикосновеньем пальцев изображается солнцу. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь я тебе нарисую солнце «Ласковым мелком? А хочешь чтобы белка или лиса нарисовала своим «ласковым» хвостиком?»

После окончания взрослый нежными движениями руки стирает все, что нарисовал.

Релаксация «Волшебный сон»

Эта игра -  релаксационная. С ее помощью снимается мышечное напряжение, ребенок успокаивается и расслабляется.

Ребенок лежит на полу, руки вдоль тела, глаза закрыты.

Взрослый дает следующую установку:

«Начинается игра «Волшебный сон». Ты не заснешь по-настоящему, будешь все чувствовать и слышать, но не будешь разговаривать, двигаться и открывать глаза, пока не «проснешься». Внимательно слушай меня и повторяй мои слова «про себя». Спокойно отдыхай. Пусть тебе приснится хороший, добрый «волшебный» сон»

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают, засыпают…

Отдыхают, засыпают…

Шея не напряжена,

А расслаблена…

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется…

Все чудесно расслабляется…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Напряжение улетело…

И расслаблено все тело…

И расслаблено все тело…

Будто мы лежим на травке,

На зеленой, мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Ноги теплые у нас…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Губы теплые и вялые,

И нисколько не усталые.

Мы спокойно отдыхали.

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулаки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Все! Открыть глаза и встать.

С уважением, педагог-психолог 1 категории

Елена Сергеевна Белоусова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на снятие тревожных состояний.

Помощь детям в снятии тревожных состояний. Игру могут использоваться как педагогами, так и родителями детей....

Игры для педагогов на снятие тревожности у детей

Групповые игры для повышения самооценки ребенка и снижения тревожности 1. Игра "Похвалилки"Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобр...

Игры для снятия тревожности у детей.

Игровое упражнение «Портрет смелого человека»Прежде всего отметим, что тревожные дети излишне склонны к постоянному оцениванию себя и самокритике. Кроме того, в их воображении обычно имеет...

Игры для снятия тревожности

Снятие тревожности...

Игры на снятие тревожности

Игры на снятие тревожности для детей дошкольного возраста...

Игры на снятие тревожности для детей дошкольного возраста

Подборка игр на снятие тревожности у детей дошкольного возраста...

Упражнения и игры на снятие тревожности у детей

Упражнения и игры на снятие тревожности у детей...