Безопасность детей в детском саду
статья по обж
Статья посвящается актуальной проблеме по обеспечению безопасных условий в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnost_detey_v_doshkolnom_uchrezhdenii.docx | 26.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Безопасность детей в дошкольном учреждении
«Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – и уж сам не знаю, какими еще болезнями.
Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».
Януш Корчак
Безопасность – это « ... состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (Ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446—I «О безопасности»).
Обеспечение безопасности детей, подростков и молодежи, находящихся в образовательных учреждениях, признано одним из важнейших направлений работы руководства страны и системы образования.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признана во всем мире и представляет серьезную проблему современности. По данным ВОЗ ежедневно во всем мире гибнет около 2000 детей по причине неумышленной травмы или несчастного случая. Россия находится на первом месте в мире по детскому травматизму.
Пунктом 1 статьи 3 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Главной целью охраны жизни и здоровья детей в дошкольном учреждении является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания, обучения, организованного отдыха и игровой деятельности.
Деятельность по обеспечению безопасности в дошкольном учреждении – это комплексная, планомерная работа, в которую включены все участники воспитательно-образовательного процесса. Взаимодействие должно охватывать все уровни управления детского сада: заведующего, медико-психологическую службу, старшего воспитателя, завхоза, педагогов, родителей и детей. Очень важно, чтобы каждый участник образовательного процесса осознавал, что от его личного участия будет зависеть общий результат деятельности организации в этом очень важном, сложном, но очень нужном вопросе.
Говоря о безопасности, мы имеем в виду не только организацию зашиты всех участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций любого характера, но также и то, а смогут ли они правильно оценить и адекватно среагировать в случае их возникновения. И как бы мы не говорили о том, что безопасность полностью зависит от оснащения учреждения самым современным оборудованием и техникой, хотя это очень и немаловажный фактор, но прежде всего, самую большую роль сыграет человеческий фактор. Не случайно в Конвенции ООН определяется важность здравоохранения, безопасности, а также и пригодности персонала. От того, насколько будут грамотны и компетентны сотрудники, от их подготовленности среагировать в сложной ситуации, слаженной совместной работы, от поведения детей в данной ситуации, будут зависеть последствия этих действий.
Увы, очень часто мы страдаем из-за того, что были неосторожны, беспечны, не умели, не смогли или не желали предвидеть последствия своих необдуманных поступков. Мы забываем принять необходимые меры, провести профилактическую работу, чтобы оградить себя от чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения. Самыми незащищенными и неподготовленными к действию в подобных ситуациях оказываются дети. И как ни печально, именно дети страдают, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях.
В силу возрастных особенностей, у дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Но дети любят больше бегать и все пробовать, и тут уж ничего не поделаешь. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугав их и подготовив к полноценной жизни. И как найти ту тонкую грань между тем, что нельзя детей запугивать и в то же время слишком много запрещать. Необходим компетентный взрослый, который будет не только оберегать и защищать ребенка, а может спокойно и доступно объяснить, подготовить к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. И этим взрослым должен быть не только педагог дошкольного учреждения, приглашенный сотрудник ведомственной службы, но и родитель. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации не только в детском саду, но и на улице, дома.
Чтобы как-то повысить защищенность детей, им необходимо помочь овладеть не такими уж сложными знаниями и умениями: наблюдательностью; умением анализировать свои ошибки, приведшие к неприятностям; отдавать себе отчет о возможных последствиях тех или иных своих поступков; навыками грамотных действий в случае проявления опасностей. У ребенка необходимо сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности для окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
В ФГОС дошкольного образования в целевых ориентирах определено, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен пытаться самостоятельно объяснять поступки людей, обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет, быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, может соблюдать правила безопасного поведения.
Сама жизнь подсказывает нам необходимость в постоянном обучении сотрудников детского сада, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях, будь то ситуации социального, экологического, природного или техногенного характера; формировании устойчивых навыков безопасного поведения, повышении эффективности работы по проведению профилактических мероприятий.
Тема безопасности жизнедеятельности в настоящее время остается самым актуальным направлением работы в ДОУ. А это значит, мы должны не просто поддерживать сотрудничество с семьями воспитанников по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, а постоянного находиться в поиске новых, наиболее эффективных путей взаимодействия. Путей, которые позволят лучше узнать ребенка, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, достичь преемственности по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, освоения ими соответствующих умений и навыков поведения, основам безопасности жизнедеятельности.
Литература
1. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446—I «О безопасности»
2. Конвенция о правах ребенка
3. Всемирный доклад о профилактике детского травматизма
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)
5. Януш Корчак «Уважение к ребенку»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.
Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...
Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».
Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...
Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».
Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...
Консультация для воспитателей детского сада по теме "Прогулки-походы за территорию детского сада"
В консультации говорится о том, какие составляющие включают в себя прогулки-походы за территорию детского сада, структура прогулки, техника безопасности....
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...
Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада «В детский сад с радостью». Адаптация ребенка к условиям детского сада.
Данный материал будет интересен и полезен родителям и педагогам в педагогической деятельности....
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...