гимнастика после сна
картотека (подготовительная группа)

Протопопова Оксана Евгеньевна

гимнастика после сна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gimnastika_posle_sna_podgotov.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

ОСЕНЬ

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ 1

1. И. п.: лежа на спине, руки вытянуты вверх. «Потягушки»: прижать подбородок к груди, носки – на себя; потянуться макушкой и руками в одну сторону, пятками – в противоположную; расслабиться – вернуться в и. п. Повторить 2 раза.

2. И. п.: лежа на спине, руки – вдоль тела. Поднять голову, носки – на себя, вытянуть руки вперед, задержаться в этой позе на 5 счетов; вернуться и. п., расслабиться. Повторить 4 раза.

3. И. п.: лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев. Поднять голову и плечевой пояс, руки-«крылышки»;  задержаться в этом положении на 5 счетов;  вернуться в и. п. Повторить 5 раз.

4. И. п.: то же. Поднимать ноги поочередно, не отрывая таза от кровати, 5–6 раз каждой ногой.

5. И. п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Руки развести в стороны – вдох, скрестить руки на груди – выдох. Повторить 4 раза.

6. И. п.: основная стойка. «Птицы летят»: 1 – поднять руки в стороны, вверх; 2 – вернуться в и. п. Повторить 5–6 раз. Выполнять плавно, не торопясь.

7. И. п.: ноги слегка расставлены, руки согнуты перед грудью, кисти опущены. «Зайчики»: невысокие прыжки на двух ногах (8–10 прыжков), пауза.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ 2

1. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, руки вперед, и. п.

2. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и. п.

3. И. п.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и. п.

4. «Пешеход». И. п. то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.

5. «Молоточки». И. п.: сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пяткой о пол.

6. И. п.: о. с., руки на пояс, перекат с носков на пятки.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ 3

Раз – присядка, два – прыжок,          А котята спинки выгнут

И опять присядка,                              И неслышно с места прыгнут.

А потом опять прыжок –                   Перед тем как прогуляться,

Заячья зарядка.                                   Начинают умываться.

Птичка скачет, словно пляшет,           Ну а мишка косолапый

Птичка крылышками машет                Широко разводит лапы,

И взлетает без оглядки.                       То одну, то обе вместе,

Это птичкина зарядка.                         Долго топчется на месте.

А щенята, как проснутся,                     Белки скачут очень быстро,

Очень любят потянуться.                     Машут хвостиком пушистым,

Обязательно зевнут,                            Целый час играют в прятки –

Ловко хвостиком махнут.                     Это беличья зарядка.

А когда зарядки мало,

Начинают все сначала.

А нам хватит!

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ 4 «ДНИ НЕДЕЛИ»

Понедельник.

В понедельник в детский сад

Прискакали зайчики.

Полюбили очень их

Девочки и мальчики.

Пригласили их плясать,

Дружно ножки выставлять.

Присядь вправо, присядь влево,

А затем кружись ты смело.

И ладошки у ребят

Словно листики шуршат.

Прыжки на двух ногах.

Обхватить себя руками.

По очереди выставляют вперед ножки.

Поворот вправо с приседанием, посмотреть назад. Поворот влево с приседанием, посмотреть назад.

Покружиться.

Ладошки рук потереть друг
о дружку.

Вторник.

К нам во вторник прилетал

Аист длинноногий,

По болоту он шагал,

Рыб, лягушек доставал,

Наклонялся, выпрямлялся,

Все увидеть он старался.

Вдаль смотрел на край болота

И на нос.

Ой, где он? Вот он!

Аист полетел домой,

Машем мы ему рукой.

Взмахи руками вверх, вниз.

Ходьба на месте с высоким подниманием коленей.

Наклоны вперед, руки отвести назад.

Посмотреть вдаль, приставив руку к голове, как козырек.

Посмотреть на выставленный вперед палец, подвести его к носу, не отрывая взгляда от пальца.

Взмахи руками вверх, вниз.

Машут рукой или одновременно двумя.

Среда.

В среду слон к нам приходил,

Топать ножками учил,

И наклоны выполнять,

И на цыпочках стоять.

Мы покрутим головой

Словно хоботом с тобой.

В прятки поиграем,

Глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем слона искать.

Пять, четыре, три, два, один,

Слон уходит в магазин.

Ходьба на месте.

Наклоны вперед.

Поднимаемся на носочки.

Круговые повороты головой, смотрят вверх, вправо, вниз, влево. То же в обратную сторону.

Плотно закрыть глаза пальцами рук, досчитать до пяти и широко открыть глаза.

Четверг.

А в четверг к нам приходила

Хитрая лисичка.

Показала хвостик рыжий,

Такой мягкий и пушистый.

Посидели, постояли,

Притаились как лиса,

Мышку в норке поискали.

Вот такие чудеса!

Ходьба на месте, имитируем мягкие шаги лисицы.

Повороты туловища вправо и влево, стараясь посмотреть как можно дальше назад.

Приседания.

Присели и пальчиками рук как бы разгребаем землю.

Встать и развести руки в стороны, приподнимая плечи.

Пятница.

Мишка в пятницу пришел,

Он в лесу медок нашел,

На высокой елке,

Где колкие иголки.

Мы у пчел медку попросим

На дворе настала осень,

Скоро мишка ляжет спать,

Будет лапу он сосать.

Пчелы дали меду

Целую колоду.

Ходьба на месте, имитируем шаги медведя.

Руки как бы держат перед собой бочонок меда, приседания с поворотом туловища вправо, влево.

Посмотреть вверх, вниз. Пальцы рук раздвинуты, как иголки. Встряхнуть кисти рук.

Потянуться.

Медленно приседаем.

Наклоны головы вправо, влево, руки под головой.

Хлопаем в ладоши и прыгаем на двух ногах.

Суббота.

Мы в субботу пригласили

Шустрых белок на обед.

Щей им вкусных наварили,

Наготовили котлет.

Белки в гости прискакали,

Посмотрели на столы…

В лес обратно убежали

За орешками они.

Взмахи руками к себе.

Повороты туловища вправо, влево с приседанием.

Обе кисти рук сжаты вместе, круговые движения обеих рук, туловище поворачивается вслед за руками.

Ладошки, лежащие одна на другой, меняются местами.

Прыжки на месте.

Глаза широко открыть и крепко их зажмурить.

Бег на месте.

Постукивание кулаками друг о друга.

Воскресенье.

В воскресенье выходной,

Мы идем гулять с тобой.

Смотрим вправо,

Смотрим влево,

Ничего не узнаем.

Все равно давайте смело

Мы к забору подойдем.

За забором чей-то хвост,

Ходит, лает грозный пес.

Вот корова замычала: «Му-у-у!»

Заработал паровоз: «Ду-ду-ду-у!»

А лошадка бьет копытцем,

Предлагает прокатиться.

Мы на этой карусели

Прокатиться захотели.

Ходьба на месте.

Поворот туловища вправо, посмотреть назад.

Поворот туловища влево, посмотреть назад.

Развести руки в стороны и удивиться.

Руки вытянуты перед собой, кисти рук повернуты вертикально, пальцы раздвинуты как иголки. Обе руки одновременно перевести справа налево, взгляд следит за руками.

Наклоны туловища вперед.

Имитация движущегося поезда на месте.

Руки на поясе, приподнимаем и опускаем правую, а затем левую ногу.

Произвольные круговые движения руками.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ 5

1. И. п.: лежа на спине, руки вытянуты вверх. «Потягушки»: прижать подбородок к груди, носки – на себя; потянуться макушкой и руками в одну сторону, пятками – в противоположную; расслабиться – вернуться в и. п. Повторить 2 раза.

2. И. п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Поднять голову, носки – на себя, вытянуть руки вперед, задержаться в этой позе на 5 счетов; вернуться и. п., расслабиться. Повторить 4 раза.

3. И. п.: лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев. Поднять голову и плечевой пояс, руки-«крылышки»;  задержаться в этом положении на 5 счетов;  вернуться в и. п. Повторить 5 раз.

4. И. п.: то же. Поднимать ноги поочередно, не отрывая таза от кровати, 5–6 раз каждой ногой.

5. И. п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Руки развести в стороны – вдох, скрестить руки на груди – выдох. Повторить 4 раза.

6. И. п.: основная стойка. «Птицы летят»: 1 – поднять руки в стороны, вверх; 2 – вернуться в и. п. Повторить 5–6 раз. Выполнять плавно, не торопясь.

7. И. п.: ноги слегка расставлены, руки согнуты перед грудью, кисти опущены. «Зайчики»: невысокие прыжки на двух ногах (8–10 прыжков), пауза. Повторить еще раз.

8. Упражнение дыхательной гимнастики «Корова мычит»: на длительном выдохе произносить «Му-у-у-у», вдох; повторить несколько раз.

        Зима

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ 1
«ЗИМА И ЛЕТО»

1. Гимнастика в постели (2–3 мин).

 Потягивание. И. п. – лежа на спине. Руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой), можно потянуться  одновременно  руками  и  ногами,  растягивая позвоночник. (3–4 раза.)

 Игра «Зима и лето» (напряжение и расслабление мышц). И. п. – лежа на спине. На сигнал «Зима!» дети должны свернуться в клубок, изображая, что им холодно. На сигнал «Лето!» дети «раскрываются», расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло. (3–4 раза.)

 Самомассаж ладоней. («Зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы согреться».)

И. п. – сидя в постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладони до появления тепла, затем теплыми ладонями «умыть» лицо. (3–4 раза.)

2. Профилактика плоскостопия (2–3 мин).

 Ходьба босиком по корригирующим дорожкам. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.

 И. п. – сидя на стульчиках. «Согреем наши ножки». Ноги вытянуть вперед, сжимать и разжимать пальцы на ногах. (6–8 раз.)

 И. п. – сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперед, тянуть ноги то носками, то пятками. (6–8 раз.)

 И. п. – сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперед и соединить, рисовать ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). (6–8 раз.) 

 И. п. – то же, ноги ступнями на полу. Поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола. (6–8 раз.)

3. Профилактика нарушений осанки (2–3 мин).

«У меня спина прямая» (и. п. – узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок).

«У меня спина прямая, я наклонов не боюсь» (наклоны вперед).

«Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь» (действия в соответствии с текстом).

«Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два!» (повороты туловища, руки на поясе).

«Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу» (ходьба на месте).

«Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два» (повороты туловища).

«Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать» (действия в соответствии с текстом).

«Наклонюсь туда-сюда! Ох, прямешенька спина!» (наклоны туловища, руки скользят вдоль бедер).

4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой).

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ 2
«КОШКА И КОТЯТА»

1. Гимнастика в постели (2–3 мин).

Дети ложатся на кровати, «свернувшись клубочком».

А у нас котята спят. Мур-мур, мур-мур!

Просыпаться не хотят. Мур-мур, мур-мур!

Тихо спят спина к спине и мурлыкают во сне:

Мур-мур, мур-мур! Мур-мур-мур!

Поворачиваются на спину и делают вращательные упражнения руками и ногами.

Вот на спинку все легли. Мур-мур, мур-мур!

Расшалились все они. Мур-мур, мур-мур!

Лапки вверх, и все подряд все мурлыкают, шалят.

Мур-мур, мур-мур! Мур-мур-мур!

2. Профилактика плоскостопия (2–3 мин).

Вам покажем мы немножко,

Как ступает мягко кошка.

Еле слышно – топ-топ-топ,

Хвостик снизу: оп-оп-оп.

(Бесшумная ходьба на цыпочках.)

Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой.

(Высокие легкие прыжки с ноги на ногу по кругу.)

Ввысь бросается отважно!

Скок да скок, еще подскок.

(Прыжки на двух ногах на месте как можно выше.)

А потом мяукнет: «Мяу!

Я в свой домик убегаю!».

(Громко «мяукают» и убегают на стульчики.)

Самомассаж стоп.

И. п. – сидя на стульчиках, положить ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делая «щепоточку», и проводят ими энергично по ступне левой ноги; повторяют все с правой ногой.

3. Профилактика нарушений осанки (2–3 мин).

 «Поза сердитой кошки».

И. п.: встать на колени, затем руки и бедра поставить перпендикулярно на пол параллельно друг другу. Голову опустить, а спину плавно выгнуть вверх. Сосредоточить внимание на позвоночнике. (10–15 с.)

 «Поза доброй кошки».

И. п. – то же. Голову поднять, максимально плавно прогнуться в пояснице. (10–15 с.)

 «Хвостик».

И. п. – то же. Двигать бедрами вправо-влево, как кошка вертит своим хвостом, сначала в медленном темпе, потом постепенно ускоряя.

 «Кошка-царапушка».

И. п. – стоя, руки вытянуты вперед. Вдох через нос – кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулачки; лопатки должны сойтись вместе. Резкий выдох через рот («ф-ф-ф») – выбросить вперед руки с широко расставленными пальцами, совершая энергичные движения, как бы царапая пространство перед собой.

 Массаж спины «Дождик».

Дождик бегает по крыше – бом-бом, бом-бом!

По веселой звонкой крыше – бом-бом, бом-бом!

(Встать друг за другом паровозиком и похлопывать друг друга по спине.)

– Дома, дома посидите – бом-бом, бом-бом!

Никуда не выходите – бом-бом, бом-бом!

(Постукивание пальчиками.)

Почитайте, поиграйте – бом-бом, бом-бом!

А уйду, тогда гуляйте… бом-бом, бом-бом!

(Поколачивание кулачками.)

Повторение 1-го куплета (поглаживание ладошками).

4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой).

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ 3
«ВОЛШЕБСТВО»

1. Гимнастика в постели (2–3 мин).

 Потягивание. («Чародей произнес волшебные слова, и дети стали расти во сне».)

И. п. – лежа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой); можно потянуться одновременно руками и ногами.

 Игра «Ночь и день» (напряжение и расслабление мышц).

И. п. – лежа на спине. На сигнал «Ночь!» дети должны свернуться в клубок. На сигнал «День!» дети «раскрываются», расслабляют мышцы тела, показывая, как им хорошо под дневным солнышком.

2. Профилактика плоскостопия (2–3 мин).

 Игра на внимание «Тропинка». По команде воспитателя «Тропинка!» дети встают друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, опуская голову чуть-чуть вниз. По команде «Кочка!» дети направляются к центру круга, подняв соединенные руки вверх.

 Поднять ноги, согнутые в коленях, держать их на весу несколько секунд, затем опустить. (4–5 раз.)

 «Веселые ножки»: выставить одну ногу вперед на пятку, затем на носок и наконец убрать под стул. (4–5 раз.)

3. Профилактика нарушений осанки (2–3 мин).

 Упражнения с предметом на голове.

1. Ходьба по кругу с мешочком на голове, с сохранением правильной осанки.

2. Ходьба с мешочком на голове в полуприседе, с высоким подниманием коленей, на носках, боком, приставным шагом и т. д.

3. Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением различных движений руками: вверх, вперед, в стороны и т. п.

4. Ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через препятствия: веревочку, кубики и пр.

4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой).

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ 4
«КОНЬ»

1. Гимнастика в постели (2–3 мин).

 Потягивание. И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую (левую) руку вверх, тянуться, отпускать (то же самое поочередно правой и левой ногой).

 «Отдыхаем». И. п. – лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях.

Детям загадывается загадка:

Он пасется на лугу,

Ест зеленую траву.

Только скажешь ему: «Но!»,

Понесется он легко.

                           (Конь.)

2. Физминутка «Цок-цок-цок!» (2–3 мин).

Громко цокают копытца,                      Цок – каблук о доски звонко!

(Ходьба на месте.)                             (Топнуть левой ногой.)

По мосту лошадка мчится.              Понеслись, лишь пыль клубится –

(Прямой галоп.)                             («Моталочка» руками.)

Цок-цок-цок!                                   Всем пришлось посторониться.

За ней вприпрыжку                             (Попятиться на пятках назад.)

Жеребенок и мальчишка.         

(Поскоки друг за другом.)                

Цок – копытца жеребенка,

(Топнуть правой ногой.)

3. Профилактика нарушений осанки (2–3 мин).

 «Почки – листочки».

И. п. – поднять руки вперед и вверх. Пальцы сжать в кулак – «почки», разжать кулаки – «распустились листочки». Развести руки в стороны и повторить то же самое; наклоны в стороны.

 «Кустик – дерево».

И. п. – стоя, руки в стороны; 1 – присесть, руки вперед; 2 – вернуться в и. п.; 3 – встать на носки, руки вверх; 4 – вернуться в и. п.

 «Где березка, где рябина?»

И. п. – ноги расставлены на ширине плеч, руки внизу; повороты в стороны, руки отвести в ту же сторону.

 «Достань веточку».

Высокие прыжки с хлопками над головой, чередующиеся с ходьбой.

4. Профилактика плоскостопия (2–3 мин).

 Ходьба на носках, с сохранением хорошей осанки.

 Ходьба с разным положением стоп: на внешней стороне стопы; со сведенными носками ног, пятки раздвинуты; с сильно раздвинутыми носками ног.

 Ходьба боком по толстому шнуру.

 Ходьба на месте, не отрывая носки от пола.

5. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой).

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ 5
«ЗАЙЧОНОК»

1. Гимнастика в постели (2–3 мин).

 Потягивание. («Снежная Королева произнесла волшебные слова, и дети стали расти во сне».)

И. п. – лежа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками и ногами.

 Игра «Холодно – тепло» (напряжение и расслабление мышц).

И. п. – лежа на спине. На сигнал «Холодно!» дети должны свернуться в клубок, изображая, что им холодно. На сигнал «Тепло!» дети «раскрываются», расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло.

2. Профилактика плоскостопия (2–3 мин).

 Игра на внимание «Паровозик – самолетик». По команде воспитателя «Паровозик!» дети встают друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, опуская голову чуть-чуть вниз и продвигаются вперед на 5–6 шагов в полуприседе. По команде «Самолетик!» дети направляются к центру круга, разведя руки в стороны (изображают летящий самолет).

 Поднять ноги, согнутые в коленях, держать их на весу несколько секунд, затем опустить. (4–5 раз.)

 «Веселые ножки»: выставить одну ногу вперед на пятку, затем на носок и убрать под стул. (4–5 раз.)

3. Профилактика нарушений осанки (2–3 мин).

 Прыжки на месте на двух ногах, руки слегка согнуты (как лапки у зайчика).

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки.

(Прыжки вперед-назад.)

Прыг-скок, прыг-скок!

(Встать прямо, руки опустить.)

Встал зайчонок на пенек.

Всех построил по порядку,

Стал показывать зарядку:

– Шаг на месте – раз!

(Все шагают на месте. Руками перед собой выполняют движение «ножницы».)

Два!

(Руками машут вместе.)

Три! Присели, дружно встали.

(Присесть. Встать.)

Все за ушком почесали.

(Почесать за ухом. Выпрямиться.)

На четыре потянулись,

(Потянуться.)

Пять! Прогнулись и нагнулись.

(Прогнуться, наклониться вперед.)

Шесть! Все встали снова в ряд.

(Строятся в ряд.)

Зашагали как отряд.

(Маршируют по кругу.)

4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой).

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ 6
«КАРУСЕЛИ»

1. Гимнастика в постели (2–3 мин).

4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой).

 Потягивание. И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую и левую руки вверх, потянуться, опустить. То же самое поочередно правой и левой ногой.

 «Отдыхаем». И. п. –  лежа на животе с опорой на локти, ладошками аккуратно поддерживаем подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях.

2. Профилактика плоскостопия (2–3 мин).

 Упражнение с обручами.

Дети встают в круг. Каждый держится за свой обруч и обруч другого ребенка. Получается замкнутый круг – «карусель». На слова «Еле-еле, еле-еле завертелись карусели…» все начинают двигаться приставным шагом. Затем на слова «…А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом!» все бегут. На слова «Тише, тише, не спешите, карусель остановите!» дети переходят на ходьбу. Педагог предлагает разобрать «карусель», а с обручами выполнить упражнения.

3. Профилактика нарушений осанки (2–3 мин).

Дети весело идут, они обручи несут.

(Идти друг за другом, держа на плече обруч.)

Стали обруч поднимать, стали обруч опускать.

(Поднять обруч вверх и опустить вниз.)

Вот в окошко посмотрели

И все дружненько присели.

(Присесть, вытягивая руки с обручем вперед.)

Дружно сделаем наклон

И все спиночку прогнем.

(Наклоны вперед, вытягивая руки с обручем перед собой.)

Вправо обруч повернем,

Влево обруч повернем,

(Повороты вправо-влево обручем.)

Обруч мы не отпускаем,

Через обруч проползаем.

(Продеть обруч сверху вниз.)

Ручками его возьмем,

Ножками перешагнем.

(Держа руки с обручем перед собой,

перешагнуть через него вперед и назад, высоко поднимая ноги.)

Обруч на пол опускаем

И прыжки мы начинаем.

(Прыжки на двух ногах в обруче и перешагивая через него.)

4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой).

        ВЕСНА

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ № 1 «ЗИМА И ЛЕТО»

1. Гимнастика в постели (2–3 мин).

•  Потягивание.

И. п.: лежа на спине. Руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник.

Выполнять 3–4 раза.

•  Игра « Зима и лето» (напряжение и расслабление мышц).

И. п.: лежа на спине. На сигнал «зима» дети должны свернуться в клубок, изображая, что им холодно. На сигнал «Лето» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло.

Выполнять 3–4 раза.

•  Самомассаж ладоней («Зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы согреться»).

И. п.: сидя в постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладоши до появления тепла, затем теплыми ладонями «умыть» лицо.

Выполнять 3–4 раза.

2. Профилактика плоскостопия (2–3 мин).

•  Ходьба босиком по корригирующим дорожкам. Ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стопы.

•  И. п.: сидя на стульчиках («Согреем наши ножки»). Ноги вытянуть вперед, сжимать и разжимать пальцы на ногах.

Выполнять 6–8 раз.

•  И. п.: сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперед, тянуть ноги то носками, то пятками.

Выполнять 6–8 раз.

•  И. п.: сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперед и соединить, рисовать ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Выполнять 6–8 раз.

•  И. п.: то же, ноги – ступнями на полу. Поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступней от пола.

Выполнять 6–8 раз.

3. Профилактика нарушений осанки (2–3 мин).

•  «У меня спина прямая». И. п.: узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.

•  «У меня спина прямая, я наклонов не боюсь» (наклоны вперед).

•  «Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь» (действия в соответствии с текстом).

•  «Раз-два, три-четыре, три-четыре, раз-два!» (повороты туловища – руки на поясе).

•  «Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу» (ходьба на месте).

•  «Раз-два, три-четыре, три-четыре, раз-два» (повороты туловища).

•  «Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать» (действия в соответствии с текстом).

•  «Наклонюсь туда-сюда! Ох, прямешенька спина!» (наклоны туловища, руки скользят по бедрам).

4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой).

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ № 2 «КОШКА И КОТЯТА»

1. Гимнастика в постели (2–3 мин).

•  Дети ложатся на кровати, «свернувшись клубочком».

А у нас котята спят. Мур-мур, мур-мур!

Просыпаться не хотят. Мур-мур, мур-мур!

Тихо спят спина к спине и мурлыкают во сне:

– Мур-мур, мур-мур! Мур-мур-мур!

•  Поворачиваются на спину и делают вращательные упражнения руками и ногами.

Вот на спинку все легли. Мур-мур, мур-мур!

Расшалились все они. Мур-мур, мур-мур!

Лапки вверх, и все подряд, все мурлыкают, шалят.

Мур-мур, мур-мур! Мур-мур-мур!

2. Профилактика плоскостопия (2–3 мин).

•  Бесшумная ходьба на цыпочках.

Вам покажем мы немножко,

Как ступает мягко кошка,

Еле слышно: топ-топ-топ,

Хвостик снизу: оп-оп-оп.

•  Высокие, легкие прыжки с ноги на ногу по кругу.

Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой.

•  Прыжки на двух ногах на месте, как можно выше.

Ввысь бросается отважно.

Скок да скок, еще подскок.

•  Громко «мяукают» и убегают на стульчики.

А потом мяукнет: «Мяу!

Я в свой домик убегаю!»

•  Самомассаж стоп.

И. п.: сидя на стульчиках, положить ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делая «щепоточку», и проводят энергично ими по ступне левой ноги; повторяют все с правой ноги.

3. Профилактика нарушений осанки (2–3 мин).

•  «Поза сердитой кошки».

И. п.: встать на колени, затем руки и бедра поставить перпендикулярно полу и параллельно друг другу. Голову опустить, а спину плавно выгнуть вверх. Сосредоточивать внимание на позвоночнике.

Выполнять 10–15 с.

•  «Поза доброй кошки».

И. п.: то же. Голову поднять, плавно максимально прогнуться в пояснице.

Выполнять 10–15 с.

•  «Хвостик».

И. п.: то же. Двигать бедрами вправо-влево, как «кошечка» вертит своим хвостом», сначала в медленном темпе, потом постепенно ускоряя.

•  «Кошка-царапушка».

И. п.: стоя, руки вытянуты вперед. Вдох через нос – кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулачки (лопатки должны сойтись вместе). Резкий выдох через рот со звуком «ф-ф-ф» – выбросить вперед руки с широко расставленными пальцами, совершая энергичные движения, как бы царапая пространство перед собой.

•  Массаж спины «Дождик».

Дождик бегает по крыше –         

Бом-бом, бом-бом!        

По веселой звонкой крыше –         Стать друг за другом паровозиком

Бом-бом, бом-бом!                 и похлопывать друг друга по спине.

– Дома, дома посидите –         

Бом-бом, бом-бом!        

Никуда не выходите –         

Бом-бом, бом-бом!                Постукивание пальчиками.

– Почитайте, поиграйте –         

Бом-бом, бом-бом!        

А уйду, тогда гуляйте...         

Бом-бом, бом-бом!                Поколачивание кулачками.

Повторение 1-го куплета – поглаживание ладошками.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ № 3 «ВОЛШЕБСТВО»

1. Гимнастика в постели (2–3 мин).

•  «Потягивание». («Чародей произнес волшебные слова, и дети стали расти во сне».)

И. п.: лежа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами.

•  Игра « Ночь и день». (Напряжение и расслабление мышц».)

И. п.: лежа на спине. На сигнал «ночь» дети должны зажмурить глазки, «свернуться в клубок», изображая круглую луну. На сигнал «день» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло, когда греет солнышко.

2. Профилактика плоскостопия (2–3 мин).

•  Игра на внимание «Тропинка». По команде воспитателя «тропинка» дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впередистоящего, приседают, опуская голову чуть-чуть вниз. По команде «кочка» дети направляются к центру круга, подняв соединенные руки вверх. На слово «кочки» дети приседают, положив руки на голову.

•  Поднять ноги, согнутые в коленях, держать их на весу несколько секунд, затем опустить.

Выполнять 4–5 раз.

•  «Веселые ножки». Выставить одну ногу вперед на пятку, затем на носок и убрать под стул.

Выполнять 4–5 раз.

3. Профилактика нарушений осанки (упражнение в ходьбе по кругу) (2–3 мин).

•  Обычный шаг с сохранением правильной осанки

(25–30 шагов).

Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого проходящего мимо ребенка.

•  «Журавлик». Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на поясе) (20–25 шагов).

Следить за правильным положением тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.

•  «Вырастаем большими». Ходьба на носках (руки вверх, «в замке») (20–25 шагов).

Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

•  «Мишка косолапый». Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг
(руки на поясе): «Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает песенки поет. Шишка отскочила прямо мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою топ!»

Следить за тем, чтобы дети держали спину прямо, не наклоняли голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы дети хором произносили стихи.

•  Ходьба с ускорением и переходом в бег. Ходьба с последующим замедлением.

Следить за тем, чтобы дети бежали легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей.

•  Дыхательное упражнение. Отвести плечи назад, вдох – на 2 шага, выдох – на 4 шага.

Глубокий вдох через нос. Выдох – через губы, сложенные трубочкой.

4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой).

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ № 4 «КОНЬ»

1. Гимнастика в постели (2–3 мин).

•  «Потягивание».

И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую (левую) руку вверх, тянуться, опускать, (то же самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой).

•  «Отдыхаем!».

И. п.: лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях.

Детям загадывается загадка:

Он пасется на лугу,

Ест зеленую траву.

Только скажешь ему: «Но!»,

Понесется он легко.

                                (Конь.)

2.Физкультминутка «Цок-цок-цок» (2–3 мин).

Громко цокают копытца –        Ходьба на месте.

По мосту лошадка мчится.        Прямой галоп.

Цок-цок-цок! За ней вприпрыжку

Жеребенок и мальчишка.        Поскоки друг за другом.

Цок – копытца жеребенка,         Топнуть правой ногой. 

Цок – каблук о доски звонко.         Топнуть левой ногой.

Понеслись, лишь пыль клубится,        «Моталочка» руками. 

Всем пришлось посторониться.         Попятиться на пятках назад. 

3. Профилактика нарушений осанки (2–3 мин).

•  «Почки-листочки».

И. п.:  поднять руки вперед;  пальцы сжать в кулак – «почки», разжать – «распустились листочки»; поднять руки вверх и повторить то же самое.

•  Наклоны в стороны.

•  «Кустик, дерево».

И. п.: стоя, руки в стороны;

1 – присесть, руки вперед;

2 – вернуться в и. п.;

3 – встать на носки, руки вверх;

4 – вернуться в и. п.

•  «Где березка, где рябина?».

И. п.: ноги расставлены на ширине плеч, руки внизу;

повороты в стороны, руки отвести в ту же сторону.

•  «Достань веточку». Высокие прыжки с хлопками над головой, чередование с ходьбой.

4. Профилактика плоскостопия (2–3 мин).

•  Ходьба на носках с сохранением хорошей осанки.

•  Ходьба с разными положениями стоп – на внешней стороне стопы, со сведенными носками ног, пятки раздвинуты, с сильно раздвинутыми носками ног.

•  Ходьба боком по толстому шнуру.

•  Ходьба на месте, без отрыва носков от пола.

5. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой).

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ № 5 «ЗАЙЧОНОК»

1. Гимнастика в постели (2–3 мин).

•  Потягивание. («Снежная королева произнесла волшебные слова, и дети стали расти во сне».)

И. п.: лежа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами.

•  Игра «Утро и вечер» (напряжение и расслабление мышц).

И. п.: лежа на спине. На сигнал «утро» дети должны подтянуть колени к груди. На сигнал «вечер» дети распрямляют колени, переворачиваются на бок, изображая спящего.

2. Профилактика плоскостопия (2–3 мин).

•  Перенесение центра тяжести на переднюю часть стопы. Из положения стоя, носки и пятки вместе, спина прямая, держась за опору (спинка стула, шведская стенка), выполнить подъем на носки (5–8 секунд) и снова опуститься на стопу.

•  Из положения «сидя на стуле» постараться поднять с пола мячик для настольного тенниса или иной мелкий предмет при помощи пальцев ног.

•  «Гусеница». Из положения «сидя на стуле», широко расставив ноги, приближать и отдалять от себя стопы по полу при помощи сгибания и разгибания пальцев ног, имитируя движения тела гусеницы.

3. Профилактика нарушений осанки (2–3 мин).

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки.

Прыг-скок, прыг-скок!

Прыжки на месте на двух ногах, руки слегка согнуты («лапки»).

Прыжки вперед-назад.

Встал зайчонок на пенек,

Всех построил по порядку,

Встать прямо, руки опустить.

Стал показывать зарядку –

Раз! Шагают все на месте.

Шаг на месте.

Два! Руками машут вместе.

Руками перед собой выполняют движение «ножницы».

Три! Присели, дружно встали.

Присесть. Встать.

Все за ушком почесали.

Почесать за ухом. Выпрямиться.

На четыре потянулись.

Потягивание.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Прогнуться, наклониться вперед.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали, как отряд.

Маршируют по кругу.

4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой).

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ № 6 «ПТИЦЫ И НАСЕКОМЫЕ»

Ходьба с поворотами в углах, скрестным шагом, выпадами (по 15 с). Бег  на  носках,  мелким  и  широким  шагом  (по 15 с).  Ходьба обычная (20 с). Перестроение в шахматном порядке.

1. «Бабочки».

И. п.: стоя, ноги параллельно, руки вниз;

1 – поднять дугами через стороны руки вверх, подняться на носки;

2 – потрясти прямыми руками;

3–4 – вернуться в исходную позицию.

Выполнять 8 раз. Объяснение педагога. Темп умеренный.

2. «Гуси».

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной;

1–2 – наклониться вперед, руки как можно сильнее отвести назад вверх, держа голову прямо;

3–4 – вернуться в исходную позицию.

Выполнять 8 раз. Темп умеренный. Объяснение педагога. Показ ребенка.

Указание детям: ноги не сгибать.

3. «Стрекозы».

И. п.: стоя, ноги параллельно, руки вдоль тела;

1 – полуприсед;

2–3 – поочередно взмахивать руками вперед-назад, прогнуться;

4 – вернуться в исходную позицию.

Выполнять 8 раз. Показ и объяснение педагога. Темп сначала умеренный, затем быстрый.

Указания детям: ступни от пола не отрывать, следить за тем, чтобы спина была прямая.

4. «Лебедь».

И. п.: стоя на коленях, руки опущены;

1–2 – прогнуться в спине, дотянуться руками до пяток;

3–4 – вернуться в и. п.

Выполнять 7 раз. Темп умеренный. Показ и объяснение педагога.

Указание детям: голову не опускать.

5. Упражнение «Петух».

И. п.: о. с., руки на поясе;

1 – поднять правую ногу, руки развести в стороны;

2 – согнуть правую ногу в колене;

3 – выпрямить ногу;

4 – вернуться в и. п.

Повторить движения другой ногой.

Выполнять каждой ногой 4 раза. Темп умеренный. Показ и объяснения воспитателя.

6. «Кузнечик».

И. п.: лежа на спине;

1 – подтянуть к груди согнутые в коленях ноги;

2 – не выпрямляя ног, повернуться направо;

3 – то же влево;

4 – вернуться в и. п.

Выполнять 4 раза в каждую сторону. Темп сначала медленный, затем умеренный. Объяснение педагога, показ ребенка. Индивидуальная помощь.

7. «Воробей».

И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе;

1–3 – подпрыгивать на двух ногах на месте;

4 – поворот на 360 градусов.

Выполнять 10 раз. Показ ребенка. Объяснение педагога.

Указание детям: прыгать легко и высоко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки

Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...

Картотека гимнастики после сна ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)

Картотека гимнастики после снаГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)СентябрьКомплекс № 11.И.п.: лежа на спине, руки вытянуты вверх. «Потягушки»: прижать подбородок к груди,...

Картотека гимнастики после сна ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)

Картотека гимнастики после снаГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА (подготовительная к школе группа)...

Комплекс занятий гимнастикой после пробуждения дневного сна после дневного сна в средней группе

Весёлый, доступный комплекс занятий гимнастики после дневного сна. Простые, понятные упражнения дарят хорошее настроение, заряд бодрости и позитива!...

Гимнастика после сна Цель: Способствовать постепенному переходу от сна к бодрствованию, укреплять здоровье, профилактика простудных заболеваний. Задачи: 1. Способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна. 2. Повышать жизненный тонус и с

Гимнастика после снаЦель: Способствовать постепенному переходу от сна к бодрствованию, укреплять здоровье, профилактика простудных заболеваний. Задачи: 1. Способствовать быстрому и комфортному пр...