Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с ОВЗ на основе проектного метода Проект "Будь здоров!"
проект

Юдичева Ольга Олеговна

Поиск новых форм работы привел к тому, что в дошкольных учреждениях стал широко использоваться метод проектной деятельности, который позволяет сформировать активнуюжизненную позицию детей, развить творческое мышление, умение самостоятельно, разнообразными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении, использовать полученные знаниядля последующего созданияновых объектов действительности. Кроме того, метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для непосредственного участияродителей в педагогическом процессе.

   Проектная деятельность обеспечивает включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, создавая для каждогоадекватную нагрузку, что особенно важно для детей с ОВЗ.

   На сегодняшний день открытой остается проблемасочетания коррекционной и общеобразовательной программы в дошкольных учреждениях для детей с ОВЗ при построении комплексной коррекционно-развивающей модели воспитательно-образовательного процесса. Решение данной проблемывозможно через разработкуметодики использования проектной деятельности в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида.

   Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh_proekt.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с ОВЗ на основе проектного метода

Проект «Будь здоров!»

«Результатом нашей работы должна стать осознанная

молодым поколением необходимость в здоровом образе

 жизни, в занятиях физической культурой и спортом.

Каждый молодой человек должен осознать, здоровый

 образ жизни – это успех, его личный успех».

В.Путин

Поиск новых форм работы привел к тому, что в дошкольных учреждениях стал широко использоваться метод проектной деятельности, который позволяет сформировать активную жизненную позицию детей, развить творческое мышление, умение самостоятельно, разнообразными  способами находить информацию об интересующем предмете или явлении, использовать полученные знания для последующего создания новых объектов действительности. Кроме того, метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для непосредственного участия родителей в педагогическом процессе.

Проектная деятельность обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность, создавая для каждого адекватную нагрузку, что особенно важно для детей с ОВЗ.

На сегодняшний день открытой остается проблема сочетания коррекционной и общеобразовательной  программы в дошкольных учреждениях для детей с ОВЗ при построении комплексной коррекционно-развивающей модели воспитательно – образовательного процесса. Решение данной проблемы возможно через разработку методики использования  проектной деятельности в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида.

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. 

   Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и укрепление здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление физического, психического, нравственного и социального здоровья. Основой являются познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

Целью оздоровительной работы в детском саду является создание устойчивой мотивации, потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих, потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, обеспечивающее приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

Содержание образовательной работы по формированию осознанного отношения к своему здоровью реализуется по всем направлениям программы и равномерно распределено в структуре режимных моментов, осуществляется ежедневно через: непосредственно организованную деятельность, организацию игр, общение, художественно-речевую деятельность, познавательно-практическую деятельность, максимальное использование наглядности.

Для детей с ОВЗ планирование физкультурно-оздоровительной работы составляется с учетом коррекционно-развивающих задач. Обеспечить здоровьесбережение и оптимальное физическое развитие ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

Модель работы педагогов МАДОУ №18 «Росинка» компенсирующего вида ЩМР МО по внедрению метода проектов в коррекционно – развивающий процесс учреждения заключается в следующем:  заместитель заведующего по ВМР планирует, организует, координирует воспитательно - образовательную работу и взаимодействие всех педагогов и специалистов, оказывает помощь в методическом сопровождении проекта, в работе с родителями.

Воспитатели организуют весь комплекс разработки и реализации проекта в рамках своей компетенции.

Узкие специалисты разрабатывают практические материалы, рекомендации для педагогов и родителей, проводят консультации.

Для проведения проектной деятельности создается творческая группа педагогов, на заседаниях которой:

  • Происходит планирование и разработка конкретных проектов:
  • Обсуждение этапов проекта;
  • Организуется консультирование родителей.

Педагоги творческой группы под руководством заместителя заведующего разрабатывают необходимую документацию для реализации проекта, тематический план мероприятий, составляют рекомендации и задания для родителей, осуществляют взаимодействие со специалистами.

Как может осуществляется взаимодействие участников педагогического процесса в рамках реализации содержания конкретного проекта в МАДОУ можно проследить на примере краткосрочного проекта «Малые Олимпийские игры».

       Проект реализуется в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.

      Тесное взаимодействие педагогов и специалистов происходит уже на

подготовительном этапе, который включает:

  1. Изучение информационно-методической литературы по теме проекта. Постановка проблемы, определение целей и задач деятельности, подбор материала для реализации проекта.

2.Составление плана реализации проекта

4. Разработка сценария спортивного праздника «Малая зимняя Олимпиада».

Итогом подготовительного этапа является разработка паспорта проекта.

Собственно подготовительная работа строится в трех направлениях:

Работа с педагогами:

  1. Беседа с воспитателями и специалистами о целях и задачах проекта, консультация «История развития Олимпийского движения».
  2. Изучение методической литературы по олимпийскому образованию дошкольников (справочники, энциклопедии, программы, статьи, Интернет-ресурсы и т. д.).
  3. Разработка содержания образовательно–воспитательного процесса по направлениям.
  4. Подготовка атрибутов и символики Олимпиады.

Работа с детьми:

  1. Активное слушание литературных произведений по теме проекта (Е. Озерецкая «Олимпийские игры» – главы из книги).
  2. Просмотр мультфильмов на спортивную тематику, знакомство с отдельными видами спорта через показ детям видеозаписей спортивных выступлений и передач
  3. Предложение решений проблемной ситуации («мозговой штурм»).
  4. Обсуждение возможных решений ситуации, выбор приоритетных решений.

Работа с родителями:

  1. Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.
  2. Актуализация опыта членов семьи, связанного с зимними видами спорта (спортивные награды, фотоархив, увлечения зимними видами спорта).

Следующий - основной этап представляет собой организационную, практическую сторону взаимодействия специалистов МАДОУ, родителей с целью развития личностных качеств детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через использование метода проектов.

Конкретное содержание деятельности и ответственные специалисты указаны в таблице.

Содержание деятельности

Ответственные

  1. Организация деятельности детей в рамках проекта: непосредственное руководство различными видами деятельности детей

Воспитатели, инструктор по физкультуре

  1. Показ презентаций «История Олимпийских игр» и «Зимние виды спорта». Проведение виртуальной экскурсии «Спортивные объекты зимней олимпиады»

Воспитатели, инструктор по физкультуре, учитель-логопед

  1. Прослушивание музыкальных произведений: спортивные марши, песни о спорте. Подбор музыкальных композиций для праздника

Воспитатель, музыкальный руководитель

  1. Проведение серии бесед с учётом разделов проекта (Беседы об Олимпийском движении, Древних Олимпийских играх, Современных Олимпийских играх, видах спорта, спортсменах, призерах, чемпионах). Подбор речевого материала: речовок, пословиц о дружбе, о здоровье, о ЗОЖ.

Учитель- логопед, воспитатель, инструктор по физкультуре

  1. Постройка моделей стадиона, трамплина

Воспитатели

  1. Совершенствование физических навыков в катании на лыжах, игре в хоккей, играх – эстафетах, подвижных играх

Инструктор по физкультуре

  1. Просмотр мультфильмов «Необыкновенный матч», «Как казаки олимпийцами стали», «Умка – белый медвежонок»

Воспитатели

  1. Рассматривание картинок и фотографий с изображением разных видов спорта, поиск и систематизация сведений о талисманах зимних олимпиад

Воспитатели, инструктор по физкультуре, родители

  1. Проведение цикла дидактических игр, посвященных разным видам спорта для расширения кругозора, обогащения словарного запаса детей

Воспитатели, инструктор по физкультуре, родители

  1. Сюжетно – ролевые игры и подбор атрибутов для них, игра «Клуб болельщиков» - обсуждение и формулировка правил поведения для спортивных игр

Воспитатели, инструктор по физкультуре

  1. Организация коллективной работы по созданию «Энциклопедии зимних видов спорта»

Воспитатели, инструктор по физкультуре, родители

  1. Викторина о спорте

Воспитатели, инструктор по физкультуре

  1. Включение зимних видов спорта в отдых родителей с детьми, оформление фотоотчёта

Воспитатели, инструктор по физкультуре

  1. Совместный просмотр церемонии открытия зимних олимпийских игр, выступлений российских спортсменов на олимпиаде

Родители

  1. Совместное рассматривание выставок детских работ

Родители

  1. Консультации для родителей: «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка», «Здоровый образ жизни в семье»

Инструктор по физкультуре, родители

  1. Обогащение методической базы, предметно- развивающей среды группы (пополнение спортивного уголка)

Воспитатели

  1. Проведение выставки рисунков «Мы со спортом дружим»

Воспитатель, инструктор по физкультуре

  1. Рисование и лепка  спортсменов

Руководитель ИЗО-деятельности, воспитатели

  1. Проведение спортивного праздника «Малые зимние Олимпийские игры

Воспитатели, инструктор по физкультуре, родители,

  1. Организация фотовыставки «Малые Олимпийские игры»

Воспитатели, инструктор по физкультуре

Заключительный этап: 

Обобщение и распространение опыта работы по теме проекта, определение перспектив развития проекта.

Приложение 1

Паспорт проекта «Малые Олимпийские игры»

Вид проекта: информационно - творческий

Продолжительность проведения: краткосрочный (две недели)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, инструктор по физической культуре, учитель – логопед, музыкальный руководитель, руководитель ИЗО - деятельности, родители.

Актуальность: Обусловлена построением новой модели работы с воспитанниками с ОВЗ:

  • Внедрение метода проектов в коррекционно- развивающий процесс дошкольного учреждения компенсирующего вида;
  • Активное участие родителей в образовательном процессе.

Цель проекта: Формировать мотивацию к занятиям спортом, нравственные ценности, ценности ЗОЖ через проектную деятельность.

Задачи:

Для детей:

  • Познакомить детей с историей Олимпийского движения, символами, эмблемами, традициями.
  • Создать у детей представления об Олимпийских играх как мирового соревнования в целях физического совершенствования людей, в котором участвуют народы всего мира.
  • Формировать волевые качества: целеустремленность, выдержку, силу, ловкость, воспитывать желание побеждать и сопереживать.
  • Прививать интерес к занятиям физическими упражнениями, активному образу жизни.
  • Совершенствовать уровень физической подготовки детей.
  • Обеспечить активное включение детей в разнообразные виды деятельности;

Для педагогов:

• Создать информационную базу: пополнить знания в области истории спорта, Олимпийского движения, традиций проведения Олимпийских игр, ознакомление с методическими разработками.

• Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей на спортивных мероприятиях, для пополнения развивающей среды детского сада новым дидактическим материалом.

Для родителей:

• Повышать активность родителей воспитанников и других членов семей в участии в различных формах партнерства с МАДОУ по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

• Создать условия для совместного сотрудничества детей и родителей.

Ожидаемые результаты реализации проекта «Малые зимние Олимпийские игры»

Для детей:

• Имеет представления о здоровом образе жизни.

• Имеет элементарные представления об Олимпийских играх.

• Имеет представление о безопасном поведении во время занятий зимними видами спорта.

• Имеет потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Для педагогов:

• Приобретение опыта по использованию метода проектной деятельности в воспитательно – образовательном процессе.

• Осознание значимости данной формы работы в реализации личностно – ориентированного подхода.

Для родителей:

• Развитие внимательного отношения к разнообразным стремлениям детей (в том числе к занятиям спортом)

• Проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом вместе с ребенком.

Этапы реализации: 

Подготовительный этап:

  • Изучение информационно-методической литературы по теме проекта. Постановка проблемы, определение целей и задач деятельности, подбор материала для реализации проекта.
  • Составление плана реализации проекта
  • Разработка сценария спортивного праздника «Малая зимняя Олимпиада».

Основной этап:

Взаимодействие специалистов ДОУ, родителей с целью развития личностных качеств детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через использование метода проектов

Заключительный этап: 

Обобщение и распространение опыта работы по теме проекта, определение перспектив развития проекта.

Перспективы развития проекта Расширение проекта (увеличение возрастной категории детей с 4 до 6 лет), добавление новых технологий, форм работы с детьми и родителями.

Презентация проекта на  уровне ДОУ,  РМО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни....

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Я хочу здоровым быть!»

Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, пос...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие в средней группе "Будь здоров!"

Цель проекта: повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми, для формирования основ здорового образа жизни....

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с ОВЗ на основе проектного метода. Проект "Будь здоров!"

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с ОВЗ на основе проектного методаПроект «Будь здоров!» «Результатом нашей работы должна стать осознаннаямо...