Проект "Приобщение детей к ЗОЖ"
проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey_k_zozh.docx | 28.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
№ 46 «Незабудка» поселка Серебряный Бор Нерюнгринского района
ПРОЕКТ
«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ЗОЖ»
Воспитатель:
Мамедова Марина Борисовна
Первая квалификационная категория
Пояснительная записка
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет становление функциональных систем организма. Закладываются основные черты личности. Формируются характер, отношение к себе и окружающим. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни. Это самое и благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
На первом месте – охрана здоровья.
Актуальность: перед ДОУ в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о ЗОЖ это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Проблемы: проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в ЗОЖ в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений о ЗОЖ детей представляется в современном обществе актуальной. Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.
Цели:
- расширять и закреплять представления детей о пользе для здоровья овощей, о сборе урожая и использование в пищу различных огородных растений;
- формировать представления о значении санитарно-гигиенических процедур для здоровья человека;
- формировать представление дошкольников о здоровье и болезненном состоянии человека, раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил;
- формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений, приобщать детей к спорту;
- формировать у детей представление об особенностях жизни в большом городе; о факторах окружающей среды, оказывающих особе влияние на здоровье человека;
- формировать у дошкольников осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ, накопление знаний о здоровье.
Задачи:
- охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность;
- объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной оздоровительной работы;
- формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью;
- воспитывать в детях потребность в ЗОЖ как показателя общечеловеческой культуры;
- развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость), приобщать детей к спорту;
- способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта;
- закреплять представление о влиянии природных факторов окружающей среды на здоровье.
Участники: воспитатели, родители, дети
Предполагаемый результат:
- Овладение детьми навыками ЗОЖ.
- Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном учреждении заболеваний.
- Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
- Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.
- Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, ЗОЖ, рациональной двигательной активности.
Здоровье – состояние полного благополучия составляющие части здоровья:
- Высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям. Основа этого – нормальная работа всех органов и систем организма
- Уверенность в себе, основанная на умении управлять своими чувствами и мыслями
- Стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для себя и для благополучия других людей
Этапы работы:
- Изучение литературы по данной теме.
- Посещение городских мероприятий.
- Участие в методической работе ДОУ.
- Было дано открытое занятие на город «Путешествие на остров пяти чувств».
- Открытое занятие в ДОУ «Путешествие в страну Носарю».
- Проводились консультации для родителей и педагогов.
- Были составлены валеологические анализы изученных органов, а также анкеты по валеологическому самоанализу
Оздоровительные задачи:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей.
2. Формирование потребностей в двигательной активности.
3. Развитие сенсорных и моторных функций.
4. Профилактика нарушений опорно – двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний.
5. Приобретению навыка правильного дыхания.
6. Привитию навыков элементарного самомассажа .
7. Развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентирование в пространстве) .
8. Развитию эмоционально – волевой сферы и игровой деятельности.
9. Формированию гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности).
Познавательные задачи:
- Ознакомление детей с важнейшими анатома – физиологическими понятиями (строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях организма).
- Развитие умения обосновывать и соблюдать правила гигиены.
- Развитие умения сознательно вырабатывать полезные привычки правильного поведения.
- Обучение детей правильному поведению в экстренной ситуации, умению избегать опасных положений.
- Развитию творческого, критического и эвристического мышления, вариативных представлений о поведении человека в различных ситуациях.
- Развитие интеллектуальных способностей по переносу знаний на конкретных ситуациях жизни человека.
- Постоянное внимание к речевой культуре через проблемные обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений и действий.
- Развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей, умения сравнивать и обобщать.
- Усвоение системы культурно- гигиенических знаний об организме человека.
- Содействию становлению форм естественного поведения – соблюдения правил личной и общественной гигиены в повседневной жизни детей.
Целью моей работы является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и окружающих.
Дети должны представлять и знать, как нужно правильно питаться, читать, сидеть за столом, отдыхать. От здоровья, жизнерадостности детей зависит из духовная жизнь, мировоззрение. Умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Начиная работу по данной теме, мною были изучена литература по физическому воспитанию дошкольников: задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей.
Моя деятельность направлена на решение трех групп задач:
- Оздоровительные.
- Образовательные.
- Воспитательные.
Свою работу по формированию представления и навыков ЗОЖ реализую через различные формы организации оздоровительной работы:
- физкультурные занятия;
- самостоятельная двигательная активность детей;
- динамические часы;
- двигательно-оздоровительные моменты (физминутки);
- физические упражнения после дневного сна (гимнастика в постели);
- физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
- дыхательная, пальчиковая гимнастика;
- спортивные праздники, Физкультурные досуги, Дни здоровья.
Организую с детьми здоровьесберегающий режим. В режим дня включаю:
- музотерапию (спокойная музыка благотворно воздействует на работу органов дыхания, кровообращения, идет расслабление мышц);
- смехотерапию - упражнения «Сострой рожицу», «Рассмеши соседа» (происходит снятие напряжения мышц лица, дети получают положительные эмоции);
- минутки релаксации (гимнастика «Волшебный сон» способствует расслаблению всего тела, снятие напряжения, утомляемости);
- гимнастику для глаз;
- точечный массаж.
В вечернее время провожу:
- час игры (играя в сюжетно-ролевые игры «Больница», «Спасатели», дети могут объяснить, как помочь больному человеку, как можно предоставить опасную ситуацию;
- час сказки (читая сказку «Доктор Айболит», дети называют части тела животных, почему они заболели, как их лечит Доктор Айболит;
- минутки жалости и шутки (пускание мыльных пузырей, надувание воздушных шаров и игры с ними. При этом укрепляются мышцы всей дыхательной системы).
Создала предметно-развивающую среду, которая является важным условием в оздоровительной работе.
В нее входят:
- Эмоциональная зона. Это уголки:
- музыкальный (в нем есть музыкальные инструменты);
- театральный (различные виды театров);
- уголок изодеятельности.
2. Познавательная зона, она обеспечивает реализацию познавательных потребностей в активной и разноплановой деятельности: это книжный уголок, экологическая зона.
3. Двигательная зона, она побуждает детей к двигательной активности (это вся групповая комната, спортивный уголок, приемная).
4. Психологическая зона, она предназначена для отдыха детей, самостоятельных игр (игровой уголок с мягкой мебелью, уголок природы).
Эти зоны оказывают большое эмоциональное воздействие на ребенка и являются важным условием в реализации системы оздоровительной работы.
С детьми провожу оздоровительные ин6тегрированные и игровые познавательные занятия, формы, методов и приемы работы самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, разнообразные дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты. Оздоровительные занятия провожу во второй половине дня. Игровые занятия познавательного цикла включаю в расписание как занятия познавательной деятельности (в утренние часы) или как развлечение (в вечернее время).
Общеразвивающие упражнения и комплексы корректирующей гимнастики включаю в физкультурные занятия.
На занятиях познавательного цикла знакомлю детей со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе.
Видно, что дети получили большой объем знаний, хорошо их усвоили. Эти знания они применяют в повседневной жизни, в игровой деятельности. Знают, как не навредить своему здоровью.
Играя в дидактические игры, дети научились познавать самого себя, имеют представления о частях тела. Сформированы потребности в соблюдении правил личной гигиены.
Дети с интересом проводили опыты, по окончанию опыта делились впечатлениями. Всю работу стараюсь проводить в тесном контакте с родителями. Дети и родители принимали участие в спортивных праздниках и развлечениях. Вместе с родителями обсуждали проблемы формирования физической культуры в семье, возможности эффективности этой деятельности, изучали инновационные технологии по оздоровлению детей и их применением для снижения детской заболеваемости.
Вместе мы вспоминали игры, в которые играли в детстве, а теперь почему-то недооцениваем их развивающего значения. Также говорили о важности режима дня, закаливании, рациональном питании и пришли к выводу, что благоприятные условия, созданные в семье и дошкольном учреждении способствуют укреплению физического и психологического здоровья детей. Для родителей были приготовлены консультации, материал по здоровому образу жизни, который периодически меняется и хранится в папках «Здоровый образ жизни».
Все совместные мероприятия дают положительный результат, т.к. родители и дети стали активными участниками воспитательно-оздоровительного процесса ведущего к здоровому образу жизни.
Результат:
В завершении своей работы мной было проведено исследование индивидуального с каждым ребенком и их родителями в виде бесед, диагностических заданий, анкетирования и наблюдений.
Исследования показали:
- Дети овладели навыками ЗОЖ.
- Повысилась сопротивляемость детского организма к прсотудным заболеваниям.
- Улучшились соматические показатели здоровья и показатели физической подготовленности.
- Развиты умения предвидеть возможные опасности для своего здоровья.
- Повысилась заинтересованность работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.
- Повысилось внимание дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, ЗОЖ, рациональной двигательной активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация доклада на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием"
Мои методические разработки....
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...
Безопасность детей в летний период.Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!...
Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)
Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....