Здоровьесберегающие технологии В ДОУ.
консультация (подготовительная группа)
Только здоровый ребёнок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех её свойств и качеств,поэтому в настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно -образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребёнок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребёнка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Цель: здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании.
Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Десять золотых правил здоровьесбережения:
1.Соблюдайте режим дня!
2.Обращайте больше внимания на питание!
3.Больше двигайтесь!
4.Спите в прохладной комнате!
5.Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6.Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7.Гоните прочь уныние и хандру!
8.Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9.Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10.Желайте себе и окружающим только добра!
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
1. Медико -профилактические;
2. Физкультурно -оздоровительные;
3.Технологии обеспечения социально -психологического благополучия ребёнка;
4.Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
5.Валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ- обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
1. Технологии профилактики заболеваний,
2.Углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
3.Коррекция возникающих функциональных отклонений,
4. Отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),
5.Реабилитация соматического состояния здоровья,
6.Противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
7.Витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
8.Санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:
1.Закаливание КГН;
2.Беседы по вылеологии;
3.Спортивны праздники;
4.Спортивные развлечения и досуги;
5.Недели здоровья;
6.Соревнования;
7.Прогулки -походы.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:
1.Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
2.Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;
3.Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
4.Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.
Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
1.Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
2.Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
3.Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
4.Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно -развивающей работы:
1.Приобщение детей к физической культуре
2.Использование развивающих форм оздоровительной работы.
Современные здоровьесберегающие педагогические технологии
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня |
| Особенности методики проведения | Ответственный |
Технологии сохранения и стимулирования здоровья |
|
|
|
|
Ритмопластика |
| Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка . | Инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, педагоги ДОУ |
Динамические паузы (физкультминутки) |
| Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Педагоги ДОУ |
Подвижные и спортивные игры |
| Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности. | Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр. | Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ |
Релаксация |
| В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. | Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку , звуки природы | Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ, психолог |
Технологии эстетической направленности | Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др |
| Для всех возрастных групп Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса | Все педагоги ДОУ |
Гимнастика пальчиковая | Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) |
| С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. | Все педагоги ДОУ, логопед |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста |
| Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Все педагоги ДОУ |
Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста |
| Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | Все педагоги ДОУ |
Гимнастика пробуждения | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах. |
| Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. | Педагоги ДОУ |
Оздоровительный бег | Со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке. |
| Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви. | Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ |
Технологии обучения здоровому образу жизни |
|
|
|
|
Физкультурное занятие | 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. Ранний возраст - в групповой комнате или физ.зале - 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. |
| Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение | Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ |
Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия) | В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста |
| Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности | Психолог, педагоги ДОУ |
Коммуникативные игры | 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста |
| Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. | Психолог, педагоги ДОУ |
Занятия из серии «Здоровье» | 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста |
| Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития | Педагоги ДОУ |
Самомассаж | В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста |
| Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму | Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ |
Коррекционные технологии |
|
|
|
|
Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах |
| Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. | Педагоги ДОУ, музыкальный руководитель |
Технологии воздействия цветом | Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста |
| Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка | Педагоги ДОУ, психолог |
Технологии коррекции поведения | Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста |
| Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий | Педагоги ДОУ, психолог |
Сказкотерапия | 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста |
| Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. | Педагоги ДОУ, психолог |
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий:
1.Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
2.Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
3.Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
4.Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
5.Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
6.Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.
Система здоровьесбережения в ДОУ:
1.различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
2.комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
3.физкультурные занятия всех типов;
4.Оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
5.Организация рационального питания;
6.Медико -профилактическая работа с детьми и родителями;
7.Соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
8.Комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ:
1.Интеграция задач физкультурно -оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;
2.Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно -образовательный процесс ДОУ;
3.Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками;
4.Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей;
5.Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребЁнка;
6.Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно -оздоровительной работы;
7.Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ:
1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно -оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.
3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.
4. Формирование нормативно -правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
5. Внедрение научно -методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
6. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий
виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...
Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.
Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...
Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Так я начала организовывать музыкально-оздо...
Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...
"Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Здоровьесберегающая технология-самомассаж"
методическая разработка для старшей группы...
Презентация «Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий» (в рамках реализации здоровьесберегающих технологий в доу)
Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий...