Релаксация
консультация (младшая группа)
Использование техники релаксации как одной из форм здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
relaksatsiya_v_dou.docx | 21.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование техники релаксации как одной из форм здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
МБДОУ ДС №41
Минеева М.П.
г.Белая Калитва
2019г.
Использование техники релаксации как одной из форм здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
«Люди, умеющие расслабляться, обладают не только большей гибкостью мышления, но и лучше приспособлены к борьбе со стрессами».
Р. Коуплан
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Даже дошкольники, живущие в современном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки: различные кружки, постоянная спешка, беспокойство, поток негативной информации с телеэкрана, частые инфекционные заболевания, усталость, переутомление на занятиях, приводящие в дальнейшем к перенапряжению. Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию. Обучая детей методам релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояние покоя. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями – еще один шаг к воспитанию у них уверенности в себе.
Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.
Целью проведения релаксации является способствование снятия у детей внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики дошкольников в нормальное состояние покоя.
Использование в работе с детьми релаксационных упражнений помогает решить следующие задачи:
-Укрепление физического здоровья и формирование красивой осанки.
-Психомышечная тренировка.
-Тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции.
-Развитие воображения, образного мышления.
-Формирование положительных эмоций и чувств.
Дети ложатся на ковер на спину, руки вытягивают вдоль туловища, ноги выпрямляют, расслабляться лучше с закрытыми глазами. Желательно при выполнении релаксации использовать спокойную музыку, Она поможет детям отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться. Если одна мелодия постоянно сопровождает одно и то же релаксационное упражнение, то организм сам настраивается на восприятие, и уже после нескольких тренировок расслабление наступает при первых звуках музыки.
В силу того, что у дошкольников хорошо развито воображение и превалирует наглядно-образное мышление, желательно, чтобы названия упражнений и их содержание носили образный характер. Важно учитывать и возрастные особенности детей.
С детьми младшего дошкольного возраста:
- Время выполнения одного упражнения не более 2-3 минут.
- Большинство упражнений направлено на расслабление определенных групп мышц.
- Релаксация включает в себя как многоразовое выполнение одного упражнения, так и комплекса из 3-4 упражнений на разные группы мышц.
- Завершение релаксации только на позитиве.
С детьми старшего дошкольного возраста:
- Время выполнения одного упражнения не более 4-5 минут.
- В процессе одного занятия можно использовать упражнения из разных блоков, в зависимости от направленности НОД.
- Релаксация включает в себя комплекс из 3-4 упражнений на разные группы мышц.
- Сеанс полной релаксации проводится с музыкальным сопровождением и текстом, направленным на спокойствие и восстановление сил.
- Основной задачей выполнения упражнений является обучение детей восстановительным техникам для дальнейшего самостоятельного применения.
- Завершение релаксации только на позитиве
Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног:
«Спящий котёнок»
Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).
«Шишки»
Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах.
Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза).
«Холодно – жарко»
Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились… Но вот снова подул холодный ветер (повторить 2–3 раза).
«Солнышко и тучка»
Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.
«Драгоценность»
Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).
«Игра с песком»
Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).
«Муравей»
Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).
Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица:
«Улыбка»
Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).
«Солнечный зайчик»
Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу.
Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).
«Пчелка»
Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами.
Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).
«Бабочка»
Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть.
Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).
«Качели»
Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях.
Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).
Релаксация «На берегу»
Удобно расположитесь на своих местах, закрыть глаза и внимательно слушаем. Глазки можно открыть только по моему сигналу.
Представьте, что вы находитесь на берегу красивой реки. Перед вами течет голубая, прозрачная. Чистая вода. Она немного прохладная, но в такой теплый день вам приятно ощущать холодок от реки. Постарайтесь почувствовать речную прохладу… На вдохе набираем в руки воображаемый песок. Постарайтесь почувствовать тепло от него – ведь песок грело летнее солнышко! Сильно сожмите кулаки, удерживайте песок в руках – задержите свое дыхание. Теперь резко выдохните и на выдохе посыпьте колени песком, постепенно раскрывая пальцы. А теперь стряхиваем песок с рук, расслабляя пальцы и кисти. При этом дышим спокойно, ровно, дыхание не задерживаем. Теперь бессильно уроните руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. По волнам гуляет ветерок, он шевелит волосы у вас на голове, а ласковое солнышко пригревает вас своими лучиками. Вам становится спокойно и уютно. Вы чувствуете себя отдохнувшими и с новыми силами готовы продолжать свой день. Медленно потягиваемся и открываем глаза.
Релаксация «Маленькое зёрнышко»
Становимся в круг и внимательно слушаем мою инструкцию. По моему сигналу (хлопок в ладоши) садимся на корточки, сжимаемся в комочек, закрываем глаза, опускаем голову на руки. Представьте себе, что вы – маленькое зернышко, которое осенью спряталось в земле, чтобы не замерзнуть в зимнюю стужу. Но вот наступила весна, появилось солнышко, прогрело своими лучами землю, и зернышко стало прорастать.
Поднимаем голову, вытягиваем вверх ручки! Греет солнышко – растёт наше зернышко, превращаясь в цветок! Потихоньку поднимаемся на ноги, потягиваемся. Расправляем воображаемые лепестки. Опускаем ручки, ставим их на пояс. А теперь поворачиваемся к солнышку то левым, то правым боком, влево-вправо, чтобы наш воображаемый цветок подставил каждый лепесток под теплые лучи. Опускаем ручки вниз, встаем ровно.
Релаксация «Солнечный лучик»
Располагайтесь в зоне отдыха как можно удобнее. Слушайте меня внимательно.
В нашу комнату заглянул солнечный лучик – это младший сынок солнца. Сейчас он светит нам в глаза. Закрываем их. Теперь он движется дальше по лбу, щекам, носу, губам, подбородку… погладьте лучик на лбу, на щеках, на носу, на губах, на бодбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть! Сейчас он перебрался на макушку (гладим голову, затем на шею, живот, руки, ноги. Солнечный лучик пробежал по нам с головы до пяток и выскользнул в окно. Но тепло и свет, которые он принес, остались с нами.
Делаем три глубоких вдоха-выдоха и открываем глаза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: "Упражнения на релаксацию в работе с детьми"
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь...
Упражнения для релаксации детей.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ...
Использование метода мышечной релаксации в логопедической группе детского сада
В статье "Использование метода мышечной релаксации в логопедической группе детского сада" дается определение понятия "релаксация", а также на примере личного опыта рассказывается о применении релаксац...
картотека упражнений на релаксацию
релаксация...
Упражнения и техники релаксации для детей дошкольного возраста. Особенности мышечной и дыхательной техник релаксации.
Всего несколько минут интересных, простых и эффективных занятий обеспечат малышу хорошее настроение, поднимут уровень его интеллекта, снизят риск нервного срыва. Дети еще не способны самостоятельно сн...
Релаксация. (Упражнения и игры на релаксацию с детьми дошкольного возраста).-консультация для инструкторов по физической культуре
РелаксацияУпражнение на релаксацию “Порхание бабочки”( Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты).Инструктор: “Закройте глаза и с...