Закаливание и преодоление водобоязни детей дошкольного возраста
статья

Баранова Любовь Юрьевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakalivanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx399.68 КБ

Предварительный просмотр:

 Статья на тему:

«Закаливание и преодоление водобоязни у детей дошкольного возраста»

Автор: Баранова Л.Ю.

                                                                             Воспитатель

 МДОУ «Колосок»

п.Пречистое

Первомайского района

Ярославской области

Закаливание детей должно быть одним из основных компонентовоздоровительной работы, так как организм нуждается в коррекции терморегуляционного аппарата, укреплении защитных организмов, повышении сопротивляемости, снижении чувствительности к низким температурам воздуха и воды. Одним из эффективных средств повышения устойчивости к температурным перепадам, лежащим в основе процесса закаливания, являются купание и плавание. Для детей оздоровительная роль плавания и купания особенно велика. При систематических и правильно построенных занятиях, позволяющих учитывать состояние здоровья и возраст ребенка, при наличии благоприятных гигиенических условий, правильном медицинском контроле, плавание является значительно более мощным оздоровительным средством, по сравнению с другими оздоровительными процедурами. Как показали исследования, у детей, занимающихся плаванием, при соблюдении всех медико-педагогических рекомендаций, улучшения в состоянии здоровья отмечались уже через 4-6 месяцев после начала регулярных занятий. Поэтому в тех дошкольных учреждениях, где дети занимаются плаванием, оздоровительный эффект всего комплекса общеукрепляющих и лечебных взаимодействий существенно повышается. Врачебный контроль при проведении закаливания детей помимо динамических наблюдений за состоянием здоровья, должен предусматривать обеспечение благоприятных гигиенических условий, в которых осуществляются занятия по плаванию. Самого пристального внимания при проведении водных процедур, плавания заслуживают дошкольники, отличающиеся повышенной нервной возбудимостью и высокой чувствительностью кожи к воздействию температур воды. 

 Перед началом занятий по плаванию с детьми проводят специальные беседы. Им рассказывают о правилах личной гигиены, которые нужно соблюдать и при мытье под душем, и во время пребывания в воде, и после окончания занятий. Детей знакомят также с правилами поведения в бассейне, в раздевальных, душевых. Гигиеническое воспитание и обучение детей, формирование у них навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах, оказывает положительное влияние на результаты многих видов их деятельности в дошкольном учреждении и дома. Гигиеническое воспитание должно быть неотъемлемой частью воспитательно-оздоровительного процесса и осуществления всех форм физкультурно-оздоровительной работы. Гигиенические навыки особенно необходимы ребенку при подготовке к занятиям плаванием и в процессе обучения. При обучении плаванию у детей формируются и закрепляются привычки к водным процедурам, потребность в них, положительное к ним отношение, умение самостоятельно осуществлять необходимые действия, связанные с использованием водных процедур. И в связи с этим становятся более прочными гигиенические навыки - чистоплотность, аккуратность. Сначала детей (младшая группа) приучают к выполнению простейших правил - мыть руки после всякого загрязнения, игры, прогулки, после пользования туалетом и перед едой. При посещении бассейна детей третьего года жизни нужно учить пользоваться индивидуальными туалетными принадлежностями: с помощью взрослых они должны уметь насухо вытираться, переодеваться, аккуратно складывать свои вещи, необходимые для занятий в бассейне, не забывать их убирать и после окончания занятий. Необходимо продолжать формировать, закреплять и совершенствовать у детей навыки и умения самостоятельно раздеваться и одеваться, соблюдая определенную последовательность, аккуратно складывать или вешать свою одежду, ставить на место обувь. Нужно напоминать детям правила мытья под душем перед плаванием, помогать им в этом, учить их самостоятельно вытираться, сушить и расчесывать волосы. В средней группе дети должны уметь уже без помощи взрослых мыться под душем, тщательно мыть наиболее потливые скрытые части тела особенно промежность. Следует добиваться от детей умения тщательно, в определенной последовательности вытираться - сначала вытирать голову и лицо, затем шею, уши, руки, туловище, ноги. В подготовительной к школе группе дети должны самостоятельно, осознанно выполнять все гигиенические правила как в повседневной жизни, так и на занятиях по плаванию. Дети 6-7 лет без напоминаний, но при контроле взрослых должны уметь правильно и быстро раздеваться и одеваться, аккуратно складывать вещи, ставить на место вещи, ставить на место обувь, замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, в одежде и помогать в этом товарищу. Особенно важно, чтобы окружающие детей взрослые сами были чистоплотными, понимали значение гигиены для здоровья. Важно также и то, чтобы гигиенические навыки закреплялись в семье, а для этого и в детском саду, и в семье к детям должны предъявляться единые требования.

Сегодня на вопрос: ”Нужно ли обучать плаванию детей раннего возраста?” – даётся однозначный ответ: "Да, нужно!” Оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение плавания в жизни человека, и особенно ребёнка, трудно переоценить.

По данным специалистов, дозированные занятия плаванием способствует лечению заболеваний сердечно-сосудистой системы: ишемии, стенокардии, миокардита, неврозов и др. В связи с постоянным преодолением сопротивления воды и большой её плотностью выполнение вдоха и выдоха во время плавания для новичка затруднено. Ребёнку приходится прилагать дополнительные усилия, способствующие укреплению легких, бронхов, сосудов, а также межреберных мышц. По мере овладения одним из способов плавания дыхание становится естественным, привычным, а увеличение скорости плавания способствует дальнейшей тренировке аппарата дыхания. Плавание является естественным средством массажа кожи и мышц, очищает потовые железы, способствует тем самым активации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам. Систематическое выполнение упражнений в воде развивает координацию и точность движений, гибкость и силу, а преодоление в ускоренном темпе вначале небольших отрезков, а затем, по мере подготовленности, средних и длинных дистанций способствуют развитию быстроты и выносливости. Цикличность движений, свойственная плаванию как виду спорта, не только гармонично развивает двигательный аппарат, но и формирует ритмичное глубокое дыхание.

Здоровье нации во многом зависит от ценностных ориентиров подрастающего поколения, от того, насколько оно мотивированно на здоровый образ жизни, основанный на принятии значимости физической культуры и спорта в жизни каждого человека

     Современное дошкольное учреждение не ставит целью вырастить из детей спортсменов, олимпийских чемпионов – это задачи спортивных специализированных школ. Главное в обучении плаванию в нашем детском саду – преодолеть негативное отношение ребёнка к воде, адаптировать его к водному пространству, по возможности использовать плавание в бассейне как средство оздоровления, закаливания и полноценного физического развития ребёнка, сочетая основы спортивного плавания с решением задач адаптации и профилактики. Кроме того, плавание является для ребёнка жизненно необходимым навыком, предотвращающим несчастные случаи в воде.

     Педагоги, обучающие начальному плаванию детей и взрослых, нередко сталкиваются с проявлением у своих учеников повышенной чувствительности и других нежелательных реакций при нахождении в водной среде. Обычно это называют водобоязнью, формой страха, относящейся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обострённой реакции новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо, особенно в глаза, в постоянном желании держаться за твёрдую опору. Давление воды и температурное воздействие вызывают особенности в движении, появляется затруднённость дыхания. То есть страх перед водой обычно связан с теми необычными ощущениями, которые вызывает у человека эта среда. Поэтому очень важным этапом обучения является освоение водной среды, знакомство с физическими свойствами воды – плотностью, вязкостью, сопротивлением, выталкивающей силой, температурой. На первых занятиях боязливых детей нельзя стыдить и насильно заставлять входить в воду. Постепенно после того как новички вошли в воду, им нужно дать возможность ознакомиться с местом купания, температурой воды, разогреться.

     Хотя страх перед водой испытывают не более 5% детей – по данным многолетних наблюдений, эта проблема является очень актуальной при начальном обучении плаванию и требует определённых знаний и умений от педагога.

     Люди, страдающие водобоязнью, мучаются от осознания своего не умения плавать, от беспомощного состояния на воде и под водой, безысходности в надежде когда-нибудь научиться плавать.

     В этой связи водобоязнь, прежде всего, отражает неспособность проявить духовную силу, победить себя, выдержать испытание. Водобоязнь частично вызывает чувство обиды на других – умеющих плавать.

     Водобоязнь, проявляясь индивидуально, может привести к неприятным последствиям и переживаниям человека, лично не испытавшего опыт утопления, а увидевшего или услышавшего о печальной ситуации, случившейся с кем-либо другим и окончившейся смертью человека.

Основные причины водобоязни у детей:

- страх смерти как результат утопления;

- ужас неведомого, невиданного;

- генетически наследованные реакции на прошлые утопления;

- личный опыт утопления (захлёбывания), в том числе приобретённый в младенческом возрасте.

     С проблемой водобоязни человек справляется самостоятельно, но необходимо последующее обучение плаванию с помощью опытного специалиста.

     Искусство педагога заключается в практическом и оперативном выделении этих несчастий ученика, отделении от них, в выборе индивидуальных средств и методов обучения.

     Часто бывает и так: ребёнок систематически и успешно плавает в домашней ванне или в бассейне. Но летом, когда родители поехали с ним отдыхать и предложили покупаться в море, он не решается самостоятельно войти в воду, потому что сыграли свою роль психологические факторы: необозримость водного пространства, неизвестная глубина и множество купающихся.

     Нельзя торопить малыша, насильно вносить его в воду; постепенно шаг за шагом, рядом с родителями, глядя на более смелых сверстников, он преодолеет психологический барьер. И когда это произойдёт, то плавание будет доставлять ребёнку только удовольствие.

     Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребёнка, но и на формирование его личности. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремлённость и настойчивость, самообладание и решительность, смелость и дисциплинированность, умение действовать в коллективе, а также проявлять самостоятельность.

     Умение плавать часто может сохранить не только здоровье, но и жизнь ребёнка. Все врачи, без исключения, считают, что ребёнок вырастет здоровым, если он как можно раньше сможет научиться плавать.

Можно делать дома:

     http://dou1-usolie.ru/wp-content/uploads/2016/10/Risunok4-2.png

Список литературы

1. Акопян Л. С. Психолого-педагогическое исследование страхов детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. наук. Самара, 2002.

2. Акопян Л. С. Атлас детских страхов. Самара: Изд-во СГПУ, 2003.

3. Андреева А. Д. и др. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1994.

4. Белоусов А. И. Педагогические средства преодоления чувства страха у младших школьников в процессе занятий физической культурой: Автореф. дис. канд. наук. Екатеринбург, 1998.

5. Бехтерев В. М. Охрана детского здоровья // Проблемы развития и воспитания человека. Избранные психологические труды. М: Воронеж, 1997.

6. Вологодина Н. Г. Детские страхи днем и ночью. М.: Феникс, 2006.

7. Дашкевич О. В. Эмоции в спорте и их регуляция: Автореф. дис.канд. наук. М., 1970.

8. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 1995.

9. Здесенко Е. М. Особенности страхов в дошкольном возрасте [По материалам Интернета].

10. Калашников Г. А. Эмоции страха и физическое воспитание // Теория и практика физической культуры. 1969. № 8. С. 77.

11. Кулинцова И. Прогоним детские страхи//Дошкольное воспитание. 2007. № 4. С. 24–31.

12. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад // Психологическая наука и образование. 1998. № 2.

13. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. М.: Знание, 1981.

14. Экман П. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути к преодолению заикания детей дошкольного возраста

Материал включает в себя информацию о заикании, его причинах и проявлениях, а также способах их коррекции.Внедрение в практику способа преодоления заикания, основанного на синхранизации речи с движени...

"Сказка, как средство преодоление конфликтов детей дошкольного возраста"

Различные факторы разного характера приводят людей к возникновению различных конфликтов, в том числе и в образовательной среде. Большую тревогу вызывают возрастание жестокости, агрессивности, конфликт...

Игровые упражнения для преодоления водобоязни детей дошкольного возраста.

Статья для родителей, как помочь ребенка преодолеть водобоязнь....

Закаливание как средство оздоровления детей дошкольного возраста

Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакц...

Консультация для родителей «Игровые упражнения для преодоления водобоязни детей дошкольного возраста»

Иногда приходится слышать, что именно в возрасте 3-7 лет появляется в обостренной реакции новичка на неприятные ощущения от попадания на лицо и, особенно, в глаза воды, в постоянном желании ...