Закаливание и преодоление водобоязни детей дошкольного возраста
статья
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Закаливание и преодоление водобоязни у детей дошкольного возраста»
Автор: Баранова Л.Ю.
Воспитатель
МДОУ «Колосок»
п.Пречистое
Первомайского района
Ярославской области
Закаливание детей должно быть одним из основных компонентовоздоровительной работы, так как организм нуждается в коррекции терморегуляционного аппарата, укреплении защитных организмов, повышении сопротивляемости, снижении чувствительности к низким температурам воздуха и воды. Одним из эффективных средств повышения устойчивости к температурным перепадам, лежащим в основе процесса закаливания, являются купание и плавание. Для детей оздоровительная роль плавания и купания особенно велика. При систематических и правильно построенных занятиях, позволяющих учитывать состояние здоровья и возраст ребенка, при наличии благоприятных гигиенических условий, правильном медицинском контроле, плавание является значительно более мощным оздоровительным средством, по сравнению с другими оздоровительными процедурами. Как показали исследования, у детей, занимающихся плаванием, при соблюдении всех медико-педагогических рекомендаций, улучшения в состоянии здоровья отмечались уже через 4-6 месяцев после начала регулярных занятий. Поэтому в тех дошкольных учреждениях, где дети занимаются плаванием, оздоровительный эффект всего комплекса общеукрепляющих и лечебных взаимодействий существенно повышается. Врачебный контроль при проведении закаливания детей помимо динамических наблюдений за состоянием здоровья, должен предусматривать обеспечение благоприятных гигиенических условий, в которых осуществляются занятия по плаванию. Самого пристального внимания при проведении водных процедур, плавания заслуживают дошкольники, отличающиеся повышенной нервной возбудимостью и высокой чувствительностью кожи к воздействию температур воды.
Перед началом занятий по плаванию с детьми проводят специальные беседы. Им рассказывают о правилах личной гигиены, которые нужно соблюдать и при мытье под душем, и во время пребывания в воде, и после окончания занятий. Детей знакомят также с правилами поведения в бассейне, в раздевальных, душевых. Гигиеническое воспитание и обучение детей, формирование у них навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах, оказывает положительное влияние на результаты многих видов их деятельности в дошкольном учреждении и дома. Гигиеническое воспитание должно быть неотъемлемой частью воспитательно-оздоровительного процесса и осуществления всех форм физкультурно-оздоровительной работы. Гигиенические навыки особенно необходимы ребенку при подготовке к занятиям плаванием и в процессе обучения. При обучении плаванию у детей формируются и закрепляются привычки к водным процедурам, потребность в них, положительное к ним отношение, умение самостоятельно осуществлять необходимые действия, связанные с использованием водных процедур. И в связи с этим становятся более прочными гигиенические навыки - чистоплотность, аккуратность. Сначала детей (младшая группа) приучают к выполнению простейших правил - мыть руки после всякого загрязнения, игры, прогулки, после пользования туалетом и перед едой. При посещении бассейна детей третьего года жизни нужно учить пользоваться индивидуальными туалетными принадлежностями: с помощью взрослых они должны уметь насухо вытираться, переодеваться, аккуратно складывать свои вещи, необходимые для занятий в бассейне, не забывать их убирать и после окончания занятий. Необходимо продолжать формировать, закреплять и совершенствовать у детей навыки и умения самостоятельно раздеваться и одеваться, соблюдая определенную последовательность, аккуратно складывать или вешать свою одежду, ставить на место обувь. Нужно напоминать детям правила мытья под душем перед плаванием, помогать им в этом, учить их самостоятельно вытираться, сушить и расчесывать волосы. В средней группе дети должны уметь уже без помощи взрослых мыться под душем, тщательно мыть наиболее потливые скрытые части тела особенно промежность. Следует добиваться от детей умения тщательно, в определенной последовательности вытираться - сначала вытирать голову и лицо, затем шею, уши, руки, туловище, ноги. В подготовительной к школе группе дети должны самостоятельно, осознанно выполнять все гигиенические правила как в повседневной жизни, так и на занятиях по плаванию. Дети 6-7 лет без напоминаний, но при контроле взрослых должны уметь правильно и быстро раздеваться и одеваться, аккуратно складывать вещи, ставить на место вещи, ставить на место обувь, замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, в одежде и помогать в этом товарищу. Особенно важно, чтобы окружающие детей взрослые сами были чистоплотными, понимали значение гигиены для здоровья. Важно также и то, чтобы гигиенические навыки закреплялись в семье, а для этого и в детском саду, и в семье к детям должны предъявляться единые требования.
Сегодня на вопрос: ”Нужно ли обучать плаванию детей раннего возраста?” – даётся однозначный ответ: "Да, нужно!” Оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение плавания в жизни человека, и особенно ребёнка, трудно переоценить.
По данным специалистов, дозированные занятия плаванием способствует лечению заболеваний сердечно-сосудистой системы: ишемии, стенокардии, миокардита, неврозов и др. В связи с постоянным преодолением сопротивления воды и большой её плотностью выполнение вдоха и выдоха во время плавания для новичка затруднено. Ребёнку приходится прилагать дополнительные усилия, способствующие укреплению легких, бронхов, сосудов, а также межреберных мышц. По мере овладения одним из способов плавания дыхание становится естественным, привычным, а увеличение скорости плавания способствует дальнейшей тренировке аппарата дыхания. Плавание является естественным средством массажа кожи и мышц, очищает потовые железы, способствует тем самым активации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам. Систематическое выполнение упражнений в воде развивает координацию и точность движений, гибкость и силу, а преодоление в ускоренном темпе вначале небольших отрезков, а затем, по мере подготовленности, средних и длинных дистанций способствуют развитию быстроты и выносливости. Цикличность движений, свойственная плаванию как виду спорта, не только гармонично развивает двигательный аппарат, но и формирует ритмичное глубокое дыхание.
Здоровье нации во многом зависит от ценностных ориентиров подрастающего поколения, от того, насколько оно мотивированно на здоровый образ жизни, основанный на принятии значимости физической культуры и спорта в жизни каждого человека
Современное дошкольное учреждение не ставит целью вырастить из детей спортсменов, олимпийских чемпионов – это задачи спортивных специализированных школ. Главное в обучении плаванию в нашем детском саду – преодолеть негативное отношение ребёнка к воде, адаптировать его к водному пространству, по возможности использовать плавание в бассейне как средство оздоровления, закаливания и полноценного физического развития ребёнка, сочетая основы спортивного плавания с решением задач адаптации и профилактики. Кроме того, плавание является для ребёнка жизненно необходимым навыком, предотвращающим несчастные случаи в воде.
Педагоги, обучающие начальному плаванию детей и взрослых, нередко сталкиваются с проявлением у своих учеников повышенной чувствительности и других нежелательных реакций при нахождении в водной среде. Обычно это называют водобоязнью, формой страха, относящейся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обострённой реакции новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо, особенно в глаза, в постоянном желании держаться за твёрдую опору. Давление воды и температурное воздействие вызывают особенности в движении, появляется затруднённость дыхания. То есть страх перед водой обычно связан с теми необычными ощущениями, которые вызывает у человека эта среда. Поэтому очень важным этапом обучения является освоение водной среды, знакомство с физическими свойствами воды – плотностью, вязкостью, сопротивлением, выталкивающей силой, температурой. На первых занятиях боязливых детей нельзя стыдить и насильно заставлять входить в воду. Постепенно после того как новички вошли в воду, им нужно дать возможность ознакомиться с местом купания, температурой воды, разогреться.
Хотя страх перед водой испытывают не более 5% детей – по данным многолетних наблюдений, эта проблема является очень актуальной при начальном обучении плаванию и требует определённых знаний и умений от педагога.
Люди, страдающие водобоязнью, мучаются от осознания своего не умения плавать, от беспомощного состояния на воде и под водой, безысходности в надежде когда-нибудь научиться плавать.
В этой связи водобоязнь, прежде всего, отражает неспособность проявить духовную силу, победить себя, выдержать испытание. Водобоязнь частично вызывает чувство обиды на других – умеющих плавать.
Водобоязнь, проявляясь индивидуально, может привести к неприятным последствиям и переживаниям человека, лично не испытавшего опыт утопления, а увидевшего или услышавшего о печальной ситуации, случившейся с кем-либо другим и окончившейся смертью человека.
Основные причины водобоязни у детей:
- страх смерти как результат утопления;
- ужас неведомого, невиданного;
- генетически наследованные реакции на прошлые утопления;
- личный опыт утопления (захлёбывания), в том числе приобретённый в младенческом возрасте.
С проблемой водобоязни человек справляется самостоятельно, но необходимо последующее обучение плаванию с помощью опытного специалиста.
Искусство педагога заключается в практическом и оперативном выделении этих несчастий ученика, отделении от них, в выборе индивидуальных средств и методов обучения.
Часто бывает и так: ребёнок систематически и успешно плавает в домашней ванне или в бассейне. Но летом, когда родители поехали с ним отдыхать и предложили покупаться в море, он не решается самостоятельно войти в воду, потому что сыграли свою роль психологические факторы: необозримость водного пространства, неизвестная глубина и множество купающихся.
Нельзя торопить малыша, насильно вносить его в воду; постепенно шаг за шагом, рядом с родителями, глядя на более смелых сверстников, он преодолеет психологический барьер. И когда это произойдёт, то плавание будет доставлять ребёнку только удовольствие.
Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребёнка, но и на формирование его личности. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремлённость и настойчивость, самообладание и решительность, смелость и дисциплинированность, умение действовать в коллективе, а также проявлять самостоятельность.
Умение плавать часто может сохранить не только здоровье, но и жизнь ребёнка. Все врачи, без исключения, считают, что ребёнок вырастет здоровым, если он как можно раньше сможет научиться плавать.
Можно делать дома:
Список литературы
1. Акопян Л. С. Психолого-педагогическое исследование страхов детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. наук. Самара, 2002.
2. Акопян Л. С. Атлас детских страхов. Самара: Изд-во СГПУ, 2003.
3. Андреева А. Д. и др. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1994.
4. Белоусов А. И. Педагогические средства преодоления чувства страха у младших школьников в процессе занятий физической культурой: Автореф. дис. канд. наук. Екатеринбург, 1998.
5. Бехтерев В. М. Охрана детского здоровья // Проблемы развития и воспитания человека. Избранные психологические труды. М: Воронеж, 1997.
6. Вологодина Н. Г. Детские страхи днем и ночью. М.: Феникс, 2006.
7. Дашкевич О. В. Эмоции в спорте и их регуляция: Автореф. дис.канд. наук. М., 1970.
8. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 1995.
9. Здесенко Е. М. Особенности страхов в дошкольном возрасте [По материалам Интернета].
10. Калашников Г. А. Эмоции страха и физическое воспитание // Теория и практика физической культуры. 1969. № 8. С. 77.
11. Кулинцова И. Прогоним детские страхи//Дошкольное воспитание. 2007. № 4. С. 24–31.
12. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад // Психологическая наука и образование. 1998. № 2.
13. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. М.: Знание, 1981.
14. Экман П. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути к преодолению заикания детей дошкольного возраста
Материал включает в себя информацию о заикании, его причинах и проявлениях, а также способах их коррекции.Внедрение в практику способа преодоления заикания, основанного на синхранизации речи с движени...
"Сказка, как средство преодоление конфликтов детей дошкольного возраста"
Различные факторы разного характера приводят людей к возникновению различных конфликтов, в том числе и в образовательной среде. Большую тревогу вызывают возрастание жестокости, агрессивности, конфликт...
Игровые упражнения для преодоления водобоязни детей дошкольного возраста.
Статья для родителей, как помочь ребенка преодолеть водобоязнь....
Для родителей: презентация опыта работы по теме "Закаливание как средство оздоровления детей дошкольного возраста".
Закаливание как средство оздоровления детей дошкольного возраста....
Закаливание как средство оздоровления детей дошкольного возраста
Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакц...
Босоножье -эффективный способ закаливания и укрепления здоровья детей дошкольного возраста
презентация...
Консультация для родителей «Игровые упражнения для преодоления водобоязни детей дошкольного возраста»
Иногда приходится слышать, что именно в возрасте 3-7 лет появляется в обостренной реакции новичка на неприятные ощущения от попадания на лицо и, особенно, в глаза воды, в постоянном желании ...