Картотека подвижных игр в младшем возрасте
картотека (младшая группа)

Рагимова Ксения Игоревна

 

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

 

 

 

 

https://botana.biz/prepod/_bloks/pic/akonpow-004.gif

 

 

 

 

 

 

                                                             ГБОУ Школа №2044

                                                             Составила воспитатель

                                                             младшей группы

                                                           Рагимова Ксения Игоревна

 

 

 

 

Москва, 2018

 

 

Воробушки и автомобиль.

Цель:

Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.

Описание:

Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или коны. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Полетели, воробушки, на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками-крылышками.

По сигналу воспитателя «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки» автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.

 

Поезд.

Цель:

Учить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группками, сначала держась друг за друга, затем не держась;

приучать их начинать движение и останавливаться по сигналу воспитателя.

Описание:

Воспитатель предлагает нескольким детям стать друг за другом, сам становится впереди них и говорит: «Вы будете вагончиками, а я – паровозом». Паровоз дает гудок – и поезд начинает двигаться сначала медленно, а затем быстрее. Движение сопровождается звуками, которые произносят играющие. Время от времени паровоз замедляет ход и останавливается, воспитатель говорит при этом: «Вот и остановка». Затем паровоз вновь дает гудок – и поезд движется дальше.

 

Самолеты.

Цель:

Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Описание:

 Воспитатель называет имена 3 – 4 детей и предлагает им приготовиться к полету, приказав предварительно, как заводить мотор и как лететь.

Названные дети выходят и становятся произвольно на одной стороне площадки или комнаты. Воспитатель говорит: «К полету приготовиться. Завести моторы! » Дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук «р-р-р». После сигнала воспитателя «Полетели! » дети разводят руки в стороны (как крылья у самолета) и летят – разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя «На посадку! » они направляются к своим стульчикам и садятся на них. Затем играет другая группа детей.

 

 

 

Пузырь.

Цель:

 Научить детей становиться в круг, делать его -то шире, то уже, приучат их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Описание:

Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой

Да не лопайся.

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!» Можно также предложить детям после слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» – воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь – отходят назад, образуя большой круг.

Солнышко и дождик.

Цель:

 Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Описание:

Дети сидят на стульчиках или скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко!

 Идите гулять! » Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорей домой! » они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит: «Солнышко! Можно идти гулять! », игра повторяется.

Мой веселый звонкий мяч.

Цель:

Учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Описание:

 Дети сидят на стульях в одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель становится перед ними на некотором расстоянии и выполняет упражнения с мячом; он показывает детям, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой, и при этом приговаривает:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой!

С. Маршак

Затем воспитатель вызывает 2 – 3 детей, предлагает им попрыгать одновременно с мячом и повторяет упражнение, сопровождая его словами. Закончив, он произносит: «Сейчас догоню! » Малыши перестают прыгать и убегают от воспитателя, который делает вид, что ловит их.

 

 

Зайка беленький сидит.

Цель:

 Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста. Доставить детям радость.

Описание:

Дети сидят на стульчиках или скамейках по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Со слова «хлоп» и до конца фразы дети хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

Со слов «скок-скок» и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте.

Кто-то (или мишка) зайку испугал,

Зайка прыг… и ускакал.

Воспитатель показывает игрушку мишку – и дети убегают на свои места.

Мыши и кот.

Цель:

Приучать бегать детей легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.

Описание:

 Дети сидят на скамейках или стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот, роль которого исполняет воспитатель. Кот засыпает (закрывает глаза, а мыши разбегаются по всей комнате, затем подкрадываются к коту со словами:

Тише, мыши: кот на крыше,

А котята еще выше!

Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши прячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на свое место и засыпает.

 

 

 

Птички улетают.

Цель:

Учить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу; приучать малышей помогать друг другу.

Описание:

Дети становятся на небольшое возвышение – доску, кубики, бруски (высота 5 – 10 см) – по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки, крошки». Дети спрыгивают с возвышений, летают (бегают, размахивая руками, приседают, клюют зернышки (стучат пальчиками по коленям или по полу). Со словами воспитателя «Дождик пошел! Все птички спрятались в гнездышки! » дети бегут на свои места.

Лошадки.

Цель:

Приучать детей двигаться вдвоем один за другим, согласовывать движения, не подталкивать бегущего впереди, даже если он двигается не очень быстро.

Описание:

Дети распределяются в пары по желанию: один – лошадка, другой – кучер, который запрягает лошадку (надевает вожжи) и едет по площадке от одной стороны ее до другой и обратно.

Взяли вожжи с бубенцами,

Запрягли лошадку сами.

Динь-дон, бубенцы!

Едут-едут, молодцы!

Затем по предложению воспитателя дети меняются ролями и игра повторяется.

 

Лохматый пес.

Цель:

Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.

Описание:

Дети стоят или сидят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне, на ковре, изображает пса. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим: «Что-то будет? »

Дети приближаются к псу. Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пес гонится за ними и старается поймать кого-нибудь и увести к себе. Когда дети спрячутся, пес возвращается на место и ложится на коврик.

 

 

Конники.

Цель:

Приучать детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, ускорять или замедлять движения, ориентироваться в пространстве.

Описание:

 Группа детей (5 – 6 чел.) становится у одного края площадки. Воспитатель дает каждому палку длиной 50 – 60 см. Дети садятся на палку верхом и скачут на противоположную сторону площадки, изображая конников, стараясь не наталкиваться друг на друга и не задевать предметы, оборудование, находящееся на площадке.

Поезд.

Цель:

Учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить свое место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.

Описание:

Дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга). Первый – паровоз, остальные – вагоны. Воспитатель дает гудок – и поезд начинает двигаться вперед сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец дети переходят на бег. После слов воспитателя «Поезд подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение – поезд останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой поляне. По сигналу дети снова собираются в колонну – и поезд начинает двигаться.

Трамвай.

Цель:

Учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение.

Описание:

 3 – 4 пары детей становятся в колонну, держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны, т. е. одни дети держатся за шнур правой рукой, другие – левой. Это трамвай. Воспитатель стоит в одном из углов комнаты, держа в руках три флажка: желтый, зеленый, красный. Он объясняет детям, что трамвай двигается на зеленый сигнал, на желтый замедляет ход, а на красный – останавливается. Воспитатель поднимает зеленый флажок – и трамвай едет: дети бегут по краям зала (площадки). Если воспитатель поднимает желтый или красный флажок, трамвай замедляет ход и останавливается.

Такси.

Цель:

 Приучать детей двигаться вдвоем, соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть внимательным к партнерам по игре.

Описание:

Дети становятся внутрь большого обруча (диаметром 1 м, держат его в опущенных руках: один – у одной стороны обода, другой – у противоположной, друг за другом. Первый ребенок – водитель такси, второй – пассажир. Дети бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время меняются ролями.

 

Кролики.

Цель:

Учить детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, пролезать под ножками стульев, развивать ловкость, уверенность.

Описание:

В одной стороне комнаты полукругом расставлены стулья, сиденьями внутрь полукруга. Это клетки кроликов. На противоположной стороне – дом сторожа. Посередине находится лужайка, на которую кроликов выпускают гулять. Дети (2 – 3) становятся сзади стульев, по указанию воспитателя они присаживаются на корточки – кролики сидят в клетках. Воспитатель-сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов на лужок: дети один за другим проползают под стулом, а затем прыгают, продвигаясь вперед по всей лужайке. По сигналу воспитателя «Бегите в клетки! » кролики возвращаются на свои места, снова проползая под стульями.

Наседка и цыплята.

Цель:

Учить детей пролезать под веревку, не задевая ее, увертываться от ловящего, быть осторожным и внимательным;

 приучать их действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.

Описание:

Дети, изображающие цыплят, вместе с наседкой находятся за натянутой между стульями высоте 35 – 40 см веревкой. Это их дом. На противоположной стороне площадки или комнаты сидит большая птица. Наседка выходит их дома и отправляется на поиски корма, она зовет цыплят: «Ко-ко-ко». По ее зову цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют, ищут корм. По сигналу «Большая птица! » цыплята быстро убегают.


                                                  Зайцы и волки.

Цель:

Приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять пряжки и другие действия в соответствии с текстом.

Учить ориентироваться в пространстве, находить свое место (куст, дерево) .

Описание:

Дети-зайцы прячутся за кустами и деревьями. В стороне за кустом находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идет! » - зайцы убегают и прячутся за кусты, под деревьями. Волк пытается догнать их.

В игре можно использовать небольшой текст:

Зайки скачут: скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают.

Осторожно слушают,

Не идет ли волк?

Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении. С окончанием текста появляется волк и начинает ловить зайцев.

 

 

Пляшут малыши.

Цель:

Обучать ритмическим движениям, умению слушать простую мелодию.

Описание:

Воспитатель предлагает малышам поплясать. Ребенок выходит на середину круга, а взрослый поет (на мотив «Ах, вы, сени … ») :

Вот наш Сашенька встает,

Он плясать сейчас начнет.

Будет Сашенька плясать,

Всех ребяток забавлять!

Саша, Саша, попляши,

Наших деток посмеши.

Выбирай других плясать

И ребяток забавлять!

Ребенок пляшет, дети хлопают в ладоши.

Бегите ко мне.

Цель:

Учить ориентироваться в пространстве, укреплять мышцы туловища и ног.

Описание:

Воспитатель раскладывает дорожки из любого материала (можно массажные коврики). Дети сидят на стульчиках. Взрослый садится напротив детей, у противоположной стены. Он обращается к детям, говорит: «Бегите ко мне по дорожкам! » Когда прибегают дети, взрослый обнимает их, говорит: «Прибежали, прибежали! Бегите назад! » Дети садятся на стульчики. «Отдохнули? – спрашивает воспитатель. – Ну, бегите опять ко мне! Бегите, бегите! Кто быстрее? »

Покати мяч ко мне.

Цель:

Развивать ловкость, координацию движений.

Описание:

Воспитатель, сидя на корточках, катит мяч ребенку, приговаривая:

Ты поймай мой яркий мяч

И отдай его, не прячь!

Ребенок катит мяч обратно взрослому.

Мячик, прыгай, не спеши,

И детишек посмеши!

Дети прыгают в такт с мячом. Воспитатель хвалит малышей.

 

Берегись, заморожу!

Цель:

 Развить умение ориентироваться в пространстве.

Описание:

Воспитатель говорит: «Убегайте, берегитесь! Догоню и заморожу! » Дети бегут, воспитатель догоняет.

 

 

 

Птичка.

Цель:

 Развитие умения быстро бегать.

Описание:

Воспитатель поет:

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Посиди, не улетай.

Улетела – ай!

Воспитатель превращает детей в «птичек», они летают, махая руками, как крыльями.

 

Поезд.

Цель:

Обучать детей двигаться друг за другом.

Описание:

 Воспитатель предлагает поиграть в поезд. Дети становятся друг за другом за воспитателем, идут между рейками, «по рельсам». Проезжают по мосту (проходят по скамейке) .

Чу-чу-чу!

Вот поезд наш едет, колеса стучат,

А в поезде этом ребята сидят.

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!

Пыхтит паровоз,

Далеко-далеко ребят он повез.

Поезд останавливается, дети могут погулять, «собрать цветы», затем поезд едет дальше.

                                        Мы ногами топ-топ-топ.

Цель:

 Обучать детей двигаться под музыку, развивать умение слушать слова.

Описание:

Дети играют с куклами, мебелью, вместе с воспитателем поют песенку, ходят, высоко поднимая ножки, хлопают в ладошки:

Мы ногами топ-топ-топ,

А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп.

Ай да малыши, ай да крепыши!

Мяч.

Цель: Обучать прыжкам, умению двигаться ритмично.

Описание: Воспитатель показывает детям яркий мяч, читает стихотворение:

Друг веселый, мячик мой,

Всюду-всюду он со мной.

Раз-два-три-четыре-пять,

Хорошо мне с ним играть.

Превращает детей в «мячик», дети прыгают на месте, а воспитатель, положив на голову ребенка ладонь, проговаривает стихотворение.

 

Пчелка.

Цель:

Учить чередовать предметы по форме.

Описание:

Воспитатель одевает шапочку медведя: она – «медведь», а дети – «пчелы». Они бегают по группе, размахивают руками – «крыльями», жужжат. Появляется медведь со словами: «Мишка-медведь идет, мед у пчел унесет. Пчелки домой! » Пчелки летят домой в улей, медведь идет туда. Пчелки говорят:

Это улей – домик наш!

Уходи, медведь, от нас!

Ж-ж-ж-ж-ж!

Пчелки прогоняют медведя.

 

Вороны.

Цель:

 Развивать способности к подражанию, умение ритмично двигаться.

Описание:

Дети изображают ворон, они стоят стайкой и подражают всем движениям воспитателя, который поет или говорит нараспев:

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны.

Кар-кар-кар!

Дети бегают по комнате, размахивая ручками, как крыльями.

Целый день они кричали,

Спать ребяткам не давали.

Кар-кар-кар!

Дети ходят по комнате.

Только к ночи умолкают,

Спят вороны, отдыхают.

Кар-кар-кар!

Дети садятся на корточки, ручки под щечки – засыпают.

 

Вот сидит наш пес Барбос.

Цель:

Развивать внимание, ловкость, быстроту.

Описание:

Воспитатель сидит на стуле, в руках у него игрушечная собака, которая «спит». Малыши сидят на коврике. Воспитатель говорит:

Вот сидит наш пес Барбос,

В лапы спрятал черный нос.

Ну, Барбос, скорей вставай

И Наташу догоняй.

Ребенок, имя которого назвал воспитатель, встает и убегает от собачки. Воспитатель с собачкой бегут за ребенком и говорят: «Гав-гав! » Пойманный ребенок садится на место, и игра начинается снова, пока воспитатель не поиграет с каждым ребенком.

 

 

Заинька.

Цель:

Обучать детей простым танцевальным движениям.

Описание:

 Воспитатель превращает детей в зайчиков, дети надевают шапочки, становятся в круг, один – в центре. Двигаются по кругу в соответствии со словами песенки:

Вышли детки на лужок,

Заглянули под кусток,

Увидели зайчика,

Поманили пальчиком.

(Дети прикладывают правую ладошку к глазам, «всматриваются». «Зайчик» сидит в центре на корточках, дети манят его пальчиком.)

Зайка, зайка, попляши,

Твои лапки хороши.

Стал наш заинька плясать,

Малых деток забавлять.

Дети хлопают в ладоши, зайка пляшет.

Вместе с зайчиком скорей

Мы попляшем веселей.

Все дети пляшут, а зайчик – в центре круга.

 

Снежинки и ветер.

Цель:

Развивать координацию движений.

Описание:

 Воспитатель предлагает детям собраться в кружок, взяться за руки. Говорит, что они будут снежинками. По сигналу воспитателя: «Ветер подул сильный-сильный. Разлетайтесь, снежинки! » – дети разбегаются в разных направлениях по группе, расставляют руки в стороны, покачиваются, кружатся.

Воспитатель говорит: «Ветер стих. Возвращайтесь, снежинки, в кружок! » Игра повторяется 3 – 4 раза.

Затейники.

Цель:

Развивать способность к подражанию, расширять словарный запас.

Описание:

Выбирается затейник, он становится в середину круга. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, дружно, вместе

Сделаем вот так!

Опуская руки, играющие останавливаются, затейник показывает какое-нибудь движение. Все дети повторяют это движение.


 

 

Снежная карусель.

Цель:

Развивать чувство ритма, умение ориентироваться в пространстве.

Описание:

Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу воспитателя сначала они идут медленно, потом быстрее и в конце концов бегут. Затем меняют направление, и движение карусели замедляется. Дети останавливаются, руки опускают.

Гуси.

Цель:

Учить малышей выполнять действия, согласно правилам игры.

Описание:

 Воспитатель говорит: Гуси! Гуси!

Дети: Га-га-га!

В. : Есть хотите?

Д. : Да, да, да!

В. : Идите ко мне!

Дети бегут, воспитатель «кормит» их зернышками и говорит: «Кыш! Бегите в поле! » Игра повторяется снова.

Кто у нас хороший?

Цель:

Помочь детям преодолеть застенчивость.

Описание:

 Воспитатель приглашает детей в круг поиграть в хороводную игру, использует русскую народную песню:

Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший, (Машенька хорошая,

Ванечка пригожий, (Машенька пригожая).

В центре круга находится малыш, имя которого названо. По окончании игры воспитатель говорит ребенку: «Мы про тебя такие хорошие слова сказали, что неплохо бы тебе поклониться нам в ответ», – и показывает, как это сделать. Игра повторяется несколько раз.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_podvizhnyh_igr_3-4.docx794.85 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

https://botana.biz/prepod/_bloks/pic/akonpow-004.gif

                                                             ГБОУ Школа №2044

                                                             Составила воспитатель

                                                             младшей группы

                                                           Рагимова Ксения Игоревна

Москва, 2018

Воробушки и автомобиль.

Цель: 

Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.

Описание: 

Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или коны. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Полетели, воробушки, на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками-крылышками.

По сигналу воспитателя «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки» автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.

Поезд.

Цель: 

Учить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группками, сначала держась друг за друга, затем не держась;

приучать их начинать движение и останавливаться по сигналу воспитателя.

Описание: 

Воспитатель предлагает нескольким детям стать друг за другом, сам становится впереди них и говорит: «Вы будете вагончиками, а я – паровозом». Паровоз дает гудок – и поезд начинает двигаться сначала медленно, а затем быстрее. Движение сопровождается звуками, которые произносят играющие. Время от времени паровоз замедляет ход и останавливается, воспитатель говорит при этом: «Вот и остановка». Затем паровоз вновь дает гудок – и поезд движется дальше.

Самолеты.

Цель: 

Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Описание:

 Воспитатель называет имена 3 – 4 детей и предлагает им приготовиться к полету, приказав предварительно, как заводить мотор и как лететь.

Названные дети выходят и становятся произвольно на одной стороне площадки или комнаты. Воспитатель говорит: «К полету приготовиться. Завести моторы! » Дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук «р-р-р». После сигнала воспитателя «Полетели! » дети разводят руки в стороны (как крылья у самолета) и летят – разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя «На посадку! » они направляются к своим стульчикам и садятся на них. Затем играет другая группа детей.

Пузырь.

Цель:

 Научить детей становиться в круг, делать его -то шире, то уже, приучат их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Описание: 

Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой

Да не лопайся.

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!» Можно также предложить детям после слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» – воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь – отходят назад, образуя большой круг.

Солнышко и дождик.

Цель:

 Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Описание:

Дети сидят на стульчиках или скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко!

 Идите гулять! » Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорей домой! » они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит: «Солнышко! Можно идти гулять! », игра повторяется.

Мой веселый звонкий мяч.

Цель:

Учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Описание:

 Дети сидят на стульях в одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель становится перед ними на некотором расстоянии и выполняет упражнения с мячом; он показывает детям, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой, и при этом приговаривает:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой!

С. Маршак

Затем воспитатель вызывает 2 – 3 детей, предлагает им попрыгать одновременно с мячом и повторяет упражнение, сопровождая его словами. Закончив, он произносит: «Сейчас догоню! » Малыши перестают прыгать и убегают от воспитателя, который делает вид, что ловит их.

Зайка беленький сидит.

Цель:

 Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста. Доставить детям радость.

Описание:

Дети сидят на стульчиках или скамейках по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Со слова «хлоп» и до конца фразы дети хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

Со слов «скок-скок» и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте.

Кто-то (или мишка) зайку испугал,

Зайка прыг… и ускакал.

Воспитатель показывает игрушку мишку – и дети убегают на свои места.

Мыши и кот.

Цель:

Приучать бегать детей легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.

Описание:

 Дети сидят на скамейках или стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот, роль которого исполняет воспитатель. Кот засыпает (закрывает глаза, а мыши разбегаются по всей комнате, затем подкрадываются к коту со словами:

Тише, мыши: кот на крыше,

А котята еще выше!

Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши прячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на свое место и засыпает.

Птички улетают.

Цель:

Учить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу; приучать малышей помогать друг другу.

Описание:

Дети становятся на небольшое возвышение – доску, кубики, бруски (высота 5 – 10 см) – по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки, крошки». Дети спрыгивают с возвышений, летают (бегают, размахивая руками, приседают, клюют зернышки (стучат пальчиками по коленям или по полу). Со словами воспитателя «Дождик пошел! Все птички спрятались в гнездышки! » дети бегут на свои места.

Лошадки.

Цель:

Приучать детей двигаться вдвоем один за другим, согласовывать движения, не подталкивать бегущего впереди, даже если он двигается не очень быстро.

Описание:

Дети распределяются в пары по желанию: один – лошадка, другой – кучер, который запрягает лошадку (надевает вожжи) и едет по площадке от одной стороны ее до другой и обратно.

Взяли вожжи с бубенцами,

Запрягли лошадку сами.

Динь-дон, бубенцы!

Едут-едут, молодцы!

Затем по предложению воспитателя дети меняются ролями и игра повторяется.

Лохматый пес.

Цель:

Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.

Описание:

Дети стоят или сидят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне, на ковре, изображает пса. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим: «Что-то будет? »

Дети приближаются к псу. Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пес гонится за ними и старается поймать кого-нибудь и увести к себе. Когда дети спрячутся, пес возвращается на место и ложится на коврик.

Конники.

Цель:

Приучать детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, ускорять или замедлять движения, ориентироваться в пространстве.

Описание:

 Группа детей (5 – 6 чел.) становится у одного края площадки. Воспитатель дает каждому палку длиной 50 – 60 см. Дети садятся на палку верхом и скачут на противоположную сторону площадки, изображая конников, стараясь не наталкиваться друг на друга и не задевать предметы, оборудование, находящееся на площадке.

Поезд.

Цель:

Учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить свое место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.

Описание:

Дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга). Первый – паровоз, остальные – вагоны. Воспитатель дает гудок – и поезд начинает двигаться вперед сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец дети переходят на бег. После слов воспитателя «Поезд подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение – поезд останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой поляне. По сигналу дети снова собираются в колонну – и поезд начинает двигаться.

Трамвай.

Цель:

Учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение.

Описание:

 3 – 4 пары детей становятся в колонну, держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны, т. е. одни дети держатся за шнур правой рукой, другие – левой. Это трамвай. Воспитатель стоит в одном из углов комнаты, держа в руках три флажка: желтый, зеленый, красный. Он объясняет детям, что трамвай двигается на зеленый сигнал, на желтый замедляет ход, а на красный – останавливается. Воспитатель поднимает зеленый флажок – и трамвай едет: дети бегут по краям зала (площадки). Если воспитатель поднимает желтый или красный флажок, трамвай замедляет ход и останавливается.

Такси.

Цель:

 Приучать детей двигаться вдвоем, соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть внимательным к партнерам по игре.

Описание:

Дети становятся внутрь большого обруча (диаметром 1 м, держат его в опущенных руках: один – у одной стороны обода, другой – у противоположной, друг за другом. Первый ребенок – водитель такси, второй – пассажир. Дети бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время меняются ролями.

Кролики.

Цель:

Учить детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, пролезать под ножками стульев, развивать ловкость, уверенность.

Описание:

В одной стороне комнаты полукругом расставлены стулья, сиденьями внутрь полукруга. Это клетки кроликов. На противоположной стороне – дом сторожа. Посередине находится лужайка, на которую кроликов выпускают гулять. Дети (2 – 3) становятся сзади стульев, по указанию воспитателя они присаживаются на корточки – кролики сидят в клетках. Воспитатель-сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов на лужок: дети один за другим проползают под стулом, а затем прыгают, продвигаясь вперед по всей лужайке. По сигналу воспитателя «Бегите в клетки! » кролики возвращаются на свои места, снова проползая под стульями.

Наседка и цыплята.

Цель:

Учить детей пролезать под веревку, не задевая ее, увертываться от ловящего, быть осторожным и внимательным;

 приучать их действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.

Описание:

Дети, изображающие цыплят, вместе с наседкой находятся за натянутой между стульями высоте 35 – 40 см веревкой. Это их дом. На противоположной стороне площадки или комнаты сидит большая птица. Наседка выходит их дома и отправляется на поиски корма, она зовет цыплят: «Ко-ко-ко». По ее зову цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют, ищут корм. По сигналу «Большая птица! » цыплята быстро убегают.


                                                 
Зайцы и волки.

Цель:

Приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять пряжки и другие действия в соответствии с текстом.

Учить ориентироваться в пространстве, находить свое место (куст, дерево) .

Описание:

Дети-зайцы прячутся за кустами и деревьями. В стороне за кустом находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идет! » - зайцы убегают и прячутся за кусты, под деревьями. Волк пытается догнать их.

В игре можно использовать небольшой текст:

Зайки скачут: скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают.

Осторожно слушают,

Не идет ли волк?

Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении. С окончанием текста появляется волк и начинает ловить зайцев.

Пляшут малыши.

Цель:

Обучать ритмическим движениям, умению слушать простую мелодию.

Описание:

Воспитатель предлагает малышам поплясать. Ребенок выходит на середину круга, а взрослый поет (на мотив «Ах, вы, сени … ») :

Вот наш Сашенька встает,

Он плясать сейчас начнет.

Будет Сашенька плясать,

Всех ребяток забавлять!

Саша, Саша, попляши,

Наших деток посмеши.

Выбирай других плясать

И ребяток забавлять!

Ребенок пляшет, дети хлопают в ладоши.

Бегите ко мне.

Цель:

Учить ориентироваться в пространстве, укреплять мышцы туловища и ног.

Описание:

Воспитатель раскладывает дорожки из любого материала (можно массажные коврики). Дети сидят на стульчиках. Взрослый садится напротив детей, у противоположной стены. Он обращается к детям, говорит: «Бегите ко мне по дорожкам! » Когда прибегают дети, взрослый обнимает их, говорит: «Прибежали, прибежали! Бегите назад! » Дети садятся на стульчики. «Отдохнули? – спрашивает воспитатель. – Ну, бегите опять ко мне! Бегите, бегите! Кто быстрее? »

Покати мяч ко мне.

Цель:

Развивать ловкость, координацию движений.

Описание:

Воспитатель, сидя на корточках, катит мяч ребенку, приговаривая:

Ты поймай мой яркий мяч

И отдай его, не прячь!

Ребенок катит мяч обратно взрослому.

Мячик, прыгай, не спеши,

И детишек посмеши!

Дети прыгают в такт с мячом. Воспитатель хвалит малышей.

Берегись, заморожу!

Цель:

 Развить умение ориентироваться в пространстве.

Описание:

Воспитатель говорит: «Убегайте, берегитесь! Догоню и заморожу! » Дети бегут, воспитатель догоняет.

Птичка.

Цель:

 Развитие умения быстро бегать.

Описание:

Воспитатель поет:

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Посиди, не улетай.

Улетела – ай!

Воспитатель превращает детей в «птичек», они летают, махая руками, как крыльями.

Поезд.

Цель:

Обучать детей двигаться друг за другом.

Описание:

 Воспитатель предлагает поиграть в поезд. Дети становятся друг за другом за воспитателем, идут между рейками, «по рельсам». Проезжают по мосту (проходят по скамейке) .

Чу-чу-чу!

Вот поезд наш едет, колеса стучат,

А в поезде этом ребята сидят.

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!

Пыхтит паровоз,

Далеко-далеко ребят он повез.

Поезд останавливается, дети могут погулять, «собрать цветы», затем поезд едет дальше.

                                        Мы ногами топ-топ-топ.

Цель:

 Обучать детей двигаться под музыку, развивать умение слушать слова.

Описание:

Дети играют с куклами, мебелью, вместе с воспитателем поют песенку, ходят, высоко поднимая ножки, хлопают в ладошки:

Мы ногами топ-топ-топ,

А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп.

Ай да малыши, ай да крепыши!

Мяч.

Цель: Обучать прыжкам, умению двигаться ритмично.

Описание: Воспитатель показывает детям яркий мяч, читает стихотворение:

Друг веселый, мячик мой,

Всюду-всюду он со мной.

Раз-два-три-четыре-пять,

Хорошо мне с ним играть.

Превращает детей в «мячик», дети прыгают на месте, а воспитатель, положив на голову ребенка ладонь, проговаривает стихотворение.

Пчелка.

Цель: 

Учить чередовать предметы по форме.

Описание: 

Воспитатель одевает шапочку медведя: она – «медведь», а дети – «пчелы». Они бегают по группе, размахивают руками – «крыльями», жужжат. Появляется медведь со словами: «Мишка-медведь идет, мед у пчел унесет. Пчелки домой! » Пчелки летят домой в улей, медведь идет туда. Пчелки говорят:

Это улей – домик наш!

Уходи, медведь, от нас!

Ж-ж-ж-ж-ж!

Пчелки прогоняют медведя.

Вороны.

Цель:

 Развивать способности к подражанию, умение ритмично двигаться.

Описание:

Дети изображают ворон, они стоят стайкой и подражают всем движениям воспитателя, который поет или говорит нараспев:

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны.

Кар-кар-кар!

Дети бегают по комнате, размахивая ручками, как крыльями.

Целый день они кричали,

Спать ребяткам не давали.

Кар-кар-кар!

Дети ходят по комнате.

Только к ночи умолкают,

Спят вороны, отдыхают.

Кар-кар-кар!

Дети садятся на корточки, ручки под щечки – засыпают.

Вот сидит наш пес Барбос.

Цель:

Развивать внимание, ловкость, быстроту.

Описание:

Воспитатель сидит на стуле, в руках у него игрушечная собака, которая «спит». Малыши сидят на коврике. Воспитатель говорит:

Вот сидит наш пес Барбос,

В лапы спрятал черный нос.

Ну, Барбос, скорей вставай

И Наташу догоняй.

Ребенок, имя которого назвал воспитатель, встает и убегает от собачки. Воспитатель с собачкой бегут за ребенком и говорят: «Гав-гав! » Пойманный ребенок садится на место, и игра начинается снова, пока воспитатель не поиграет с каждым ребенком.

Заинька.

Цель:

Обучать детей простым танцевальным движениям.

Описание:

 Воспитатель превращает детей в зайчиков, дети надевают шапочки, становятся в круг, один – в центре. Двигаются по кругу в соответствии со словами песенки:

Вышли детки на лужок,

Заглянули под кусток,

Увидели зайчика,

Поманили пальчиком.

(Дети прикладывают правую ладошку к глазам, «всматриваются». «Зайчик» сидит в центре на корточках, дети манят его пальчиком.)

Зайка, зайка, попляши,

Твои лапки хороши.

Стал наш заинька плясать,

Малых деток забавлять.

Дети хлопают в ладоши, зайка пляшет.

Вместе с зайчиком скорей

Мы попляшем веселей.

Все дети пляшут, а зайчик – в центре круга.

Снежинки и ветер.

Цель:

Развивать координацию движений.

Описание:

 Воспитатель предлагает детям собраться в кружок, взяться за руки. Говорит, что они будут снежинками. По сигналу воспитателя: «Ветер подул сильный-сильный. Разлетайтесь, снежинки! » – дети разбегаются в разных направлениях по группе, расставляют руки в стороны, покачиваются, кружатся.

Воспитатель говорит: «Ветер стих. Возвращайтесь, снежинки, в кружок! » Игра повторяется 3 – 4 раза.

Затейники.

Цель:

Развивать способность к подражанию, расширять словарный запас.

Описание:

Выбирается затейник, он становится в середину круга. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, дружно, вместе

Сделаем вот так!

Опуская руки, играющие останавливаются, затейник показывает какое-нибудь движение. Все дети повторяют это движение.


Снежная карусель.

Цель:

Развивать чувство ритма, умение ориентироваться в пространстве.

Описание:

Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу воспитателя сначала они идут медленно, потом быстрее и в конце концов бегут. Затем меняют направление, и движение карусели замедляется. Дети останавливаются, руки опускают.

Гуси.

Цель:

Учить малышей выполнять действия, согласно правилам игры.

Описание:

 Воспитатель говорит: Гуси! Гуси!

Дети: Га-га-га!

В. : Есть хотите?

Д. : Да, да, да!

В. : Идите ко мне!

Дети бегут, воспитатель «кормит» их зернышками и говорит: «Кыш! Бегите в поле! » Игра повторяется снова.

Кто у нас хороший?

Цель:

Помочь детям преодолеть застенчивость.

Описание:

 Воспитатель приглашает детей в круг поиграть в хороводную игру, использует русскую народную песню:

Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший, (Машенька хорошая,

Ванечка пригожий, (Машенька пригожая).

В центре круга находится малыш, имя которого названо. По окончании игры воспитатель говорит ребенку: «Мы про тебя такие хорошие слова сказали, что неплохо бы тебе поклониться нам в ответ», – и показывает, как это сделать. Игра повторяется несколько раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр для младшего возраста

Картотека подвижных игр для 2 младшей группы«Пройди – не задень» (игры с ходьбой и бегом)На полу расставляются кегли (булавы) в два ряда. Расстояние между рядами – 35-40 см, а между кеглями одного ряд...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию картотеку подвижных игр для младшего дошкольного возраста....

Картотека подвижных игр для младшего дошкольного возраста

Подвижные игры предназначены для детей младшего дошкольного возраста...

Картотека подвижных игр для младшего возраста

Подвижная игра «Хоровод» Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании. Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись          ...

Картотека "Подвижные игры в младшем возрасте"

Картотека "Подвижные игры в младшем возрасте"...