Что обязательно нужно делать с ребенком, чтобы воспоминания о детстве были яркими и счастливыми!
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sindrom_piramidnoi_774_nedostatochnosti_kak_faktor_riska_dizartrii.docx | 16.03 КБ |
Предварительный просмотр:
СИНДРОМ ПИРАМИДНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ КАК ФАКТОР РИСКА ДИЗАРТРИИ
Дизартрия – одно из самых распространённых речевых расстройств у детей. Дизартрия проявляется в нарушении произношения различных групп звуков. Чаще всего страдают свистящие, шипящие, Л и Р. Однако при тяжёлой дизартрии нарушенными могут оказаться даже звуки раннего онтогенеза, появляющиеся в речи ребёнка одними из самых первых – губные (п, б, м, в, ф), переднеязычные (т, д, н), заднеязычные (к, г, х).
В зависимости от сохранности произносительных возможностей выделяют следующие степени выраженности дизартрического расстройства:
-стёртая дизартрия (нарушена одна или несколько групп звуков, как правило, позднего онтогенеза);
-дизартрия (нарушено большое количество звуков, речь плохо понятна, “каша во рту”);
-анартрия (страдает артикуляция не только согласных, но даже гласных, речь невозможна, состоит из нечленораздельных звуков). Анартрия встречается достаточно редко: зачастую сопровождает ДЦП или наблюдается после перенесенных инсультов, черепно-мозговых травм.
Однако симптоматика дизартрии не ограничивается только лишь нарушениями звукопроизношения. Часто встречающимися проявлениями этого речевого нарушения бывают следующие симптомы:
- смазанность, нечёткость дикции;
- недостаточная выразительность речи;
- короткий, слабый речевой выдох, что вынуждает ребенка часто делать паузы.
В некоторых случаях к этим нарушениям добавляются расстройства звукослоговой структуры слова, несформированность фонематического восприятия (различения звуков) и лексико-грамматического строя речи. Тогда речь идёт об общем недоразвитии речи (ОНР), осложнённом дизартрией.
Какие же механизмы вызывают дизартрию?
Чаще всего у детей встречается псевдобульбарная дизартрия (примерно 90% случаев дизартрии у детей). Она возникает вследствие нарушения тонуса подвижных органов артикуляции (языка, губ, мягкого нёба). Фактором риска для такой дизартрии является наличие у ребёнка в раннем периоде жизни синдрома пирамидной недостаточности.
Синдром пирамидной недостаточности – это неврологический диагноз, который ставится неврологом в первые месяцы жизни ребёнка. Узнать о его наличии можно, ознакомившись с первыми записями этого специалиста в медицинской карте ребёнка. Часто синдром пирамидной недостаточности отмечается у детей с перинатальной энцефалопатией (ПЭП).
Признаками, подтверждающими наличие пирамидного синдрома, являются разнообразные нарушения мышечного тонуса:
- гипертонус (повышение мышечного тонуса);
- гипотонус (понижение мышечного тонуса);
- мышечная дистония (как повышение, так и понижение мышечного тонуса).
Нарушения мышечного тонуса могут быть односторонними или затрагивать обе половины тела.
Дети с повышенным мышечным тонусом могут рано начать стоять (из-за высокого тонуса мышц-разгибателей), ходят на цыпочках, не опираясь на стопу, не сгибая ноги в коленях. При выраженном понижении мышечного тонуса может отмечаться задержка психомоторного развития – ребенок позже начинает держать головку, садиться, стоять, ходить. В более позднем периоде у детей с нарушенным тонусом отмечается неуклюжесть, моторная неловкость. Подобные проблемы возникают из-за двустороннего поражения пирамидного пути.
Пирамидный путь – это нервный путь, состоящий из нейронов (нервных клеток), идущих от моторных зон коры головного мозга к спинному мозгу. Нейроны, образующие пирамидный путь, - гигантские (пирамидные) клетки (клетки Беца). Они имеют очень длинные аксоны (отростки), по которым двигательные импульсы от коры доставляются к органам движений. Часть этого пути представлена пучком клеток, образующих кортико-бульбарный (кортико-нуклеарный) путь. Он начинается от коры головного мозга и заканчивается не в спинном мозге, а выше – в продолговатом. Именно в нём находятся ядра черепно-мозговых нервов, иннервирующих (снабжающих нервными импульсами) органы артикуляции. Поэтому очень часто патогенный фактор, повреждающий мотонейроны кортико-спинального пирамидного пути, вызывает нарушения кортико-бульбарного пути, что приводит к появлению дизартрии.
Поражение кортико-бульбарного пути может проявляться в следующих симптомах:
1. нарушение тонуса языка, губ, мягкого неба;
При повышенном мышечном тонусе (спастичность) язык напряжен, иногда оттянут кзади. Затруднено выполнение упражнений на распластывание языка (“лопаточка”). Нарушена артикуляция многих согласных, часто наблюдается их смягченное произнесение (“Сябака и коська зивут недрузьня”).
При сниженном тонусе (паретичность), наоборот, ребёнок не может сузить язык (“иголочка”), затруднён подъём кончика языка наверх (облизывание верхней губы, верхних зубов). Паретичное состояние кончика языка может приводить к межзубному произнесению свистящих, шипящих, т, д, н, л. При слабости боковых краёв языка, вместо нормальных, произносятся “хлюпающие” звуки – л’х (собака –“л’хабака”).
При нарушении тонуса губ пропадает чёткость произнесения губных согласных и гласных О, У.
Снижение тонуса мышц мягкого нёба приводит к появлению в речи носового оттенка (ринофонии). При одностороннем снижении тонуса мышц мягкого нёба маленький язычок (увула) отклоняется в здоровую сторону при произнесении звука А.
2. Имеется гиперсаливация (слюнотечение).
Гиперсаливация усиливает смазанность, нечёткость дикции.
3. Наблюдаются синкенезии (содружественные движения).
Наиболее частыми синкинезиями являются:
- запрокидывание головы при подъёме кончика языка наверх;
- закрывание рта при подъеме кончика языка наверх,
- движение кончика языка из стороны в сторону вслед за движениями глаз вправо-влево;
- движения (поднятие) пальцев рук при подъёме кончика языка наверх.
Однако было бы неправильным утверждать, что у всех детей с синдромом пирамидной недостаточности рано или поздно обнаружится дизартрия. Все зависит от того, как много нервных клеток пострадало, от зоны локализации повреждений (поражение кортико-бульбарного пути) и от возможностей компенсации в случае минимальных нарушений. Однако наличие пирамидного синдрома должно восприниматься как фактор риска дизартрии.
Автор: Елена Моисеенко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что обязательно нужно делать с ребёнком, чтобы воспоминания о детстве были яркими и счастливыми
Консультация для родителей...
Что обязательно нужно делать с ребенком, чтобы воспоминания о детстве были яркими и счастливыми
Что обязательно нужно делать с ребенком, чтобы воспоминания о детстве были яркими и счастливыми:1. Пускать солнечные зайчики.2. Наблюдать, как прорастают семена.3. Вместе скатиться с высокой ледяной г...
Что обязательно нужно делать с ребенком, чтоб воспоминания о детстве были яркими и счастливыми:
Консультация для родителей...
Памятка для родителей на тему: Что обязательно нужно делать с ребенком, чтобы воспоминания о детстве были яркими и счастливыми.
Консультации для родителей...
«Что нужно делать для того, чтобы ребёнок начал играть? С чего нужно начинать учить ребёнка играть?
Долгое время игра рассматривалась, как процесс самореализации ребёнка, развёртывающейся спонтанно самостоятельно. Главным фактором игры считались внутренние задатки ребёнка и самопроизвольное развитие...
Что обязательно нужно делать вместе с ребенком
Делайте вместе с ребенком! ...