Здоровьесбережение
консультация

Исмаилова Екатерина Вячеславовна

Здоровьесбережение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

 

ТемаЗдоровьесбережение как результат физического и личностного развития детей дошкольного возраста в условиях введения профессионального стандарта «Педагог»

Возникают новые методики, технологии, разрабатываются новые программы, но на первом месте всегда остаётся здоровье наших детей! Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Сегодня недостаточно тех мероприятий, которые мы проводим обычно, т.е. физминутки, игры и пальчиковые гимнастики. Необходимы новые формы и методы работы. 

Воспитание и обучение детей – настоящее искусство, коим в той или иной мере обязан овладеть каждый учитель. Однако на современном этапе жизни педагог – это, прежде всего, профессия, которая согласно последним тенденциям должна соответствовать определенным стандартам, призванным заменить морально устаревшие должностные инструкции и прочие документы, регулирующие профессиональную деятельность педагогов.

Не важно, кто учитель по специализации – математик, физик, воспитатель ДО, историк – это все равно – обучение, воспитание и развитие. Это структура общей профессиональной деятельности. Разработчики взяли понятие «педагог», так как оно шире понятия «учитель»

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Можно коротко сформулировать практическое применение профессионального стандарта:

Для работодателя - формулировка требований к работникам.

Для работника - оценка соответствия имеющихся у него компетенций требованиям рынка труда и конкретного работодателя.

Для системы профессионального педагогического образования – разработка образовательных стандартов и программ, соответствующих требованиям рынка труда.

 

Новые компетенции педагога, их 5:

1. Работа с одаренными обучающимися.

2. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

3. Работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии.

4. Преподавание русского языка обучающимся, для которых он не родной.

5. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми обучающимися, имеющими серьѐзные отклонения в поведении.

 

Цель применения профстандарта педагога:

1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результат обучения и воспитания ребенка.

2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.

3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиям.

 Пункт 4.2. часть вторая профессионального стандарта «Педагог» гласит: воспитательная работа

Педагог должен:

Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).

Профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования (обобщение):

Педагог должен:

Знать специфику дошкольного образования;

Знать общие закономерности развития детей;

Уметь организовывать ведущие виды деятельности;

Владеть теорией и методиками развития детей дошкольного возраста;

Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми;

Уметь планировать и корректировать образовательные задачи по результатам мониторинга;

Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей;

Владеть ИКТ- компетенциями.

 Для эффективного решения данной проблемы в дошкольном учреждении используются здоровьесберегающие технологии. Что же это такое?

Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии” появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими воспитателями как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Одни определяют их как “полноценное медицинское обеспечение работы образовательного учреждения”. Другие включают в это понятие своевременное проведение прививок и профилактику заболеваемости. Существуют различные мнения по данному вопросу.

Для нас наиболее приемлемым определением является следующее:

Здоровьесберегающие технологии - это позитивное воздействие на здоровье детей путем различных оздоровительных мероприятий, которые грамотно “встроены” в общую систему функционирования ДОУ, направленные на благо здоровья детей и отвечающую единству целей и задач.

- Какова основная цель здоровьесберегающих технологий?

 

Цель: Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей

Виды здоровьесберегающих технологий  которые используются в дошкольном образовательном учреждении:

 - закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.

- выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня

- педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе

- педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей.

Но это еще не технология. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей! (т.е. работа по здоровьесохранению ребенка должна быть систематической, непрерывной, спланированной в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду и иметь четко обозначенную цель). Необходимо классифицировать различные виды здоровьесберегающих

технологий.

Виды здоровьесберегающих технологий:

1. Медико-профилактические технологии – направлены на сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

• Мониторинг здоровья

• Организация профилактических мероприятий

• Рациональное питание

• Рациональный режим дня

• Здоровьесберегающая среда

• Контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН

 

2. Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:

• Двигательный режим

• Динамические паузы

• Закаливание

• Гимнастика

• Подвижные и спортивные игры

• Дни здоровья

• Спортивные развлечения, праздники

 

3. Социально-психологические технологии – обеспечивают

индивидуальный и дифференцированный подхода в процессе воспитания для сохранения психологического здоровья ребенка:

• Тренинги

• Релаксация

• Музыкотерапия

• Психогимнастика

• Сказкотерапия

 

4. Образовательные технологии

• Образовательная деятельность по физическому развитию

• Формирование понятия «здоровый образ жизни»

• Формирование понятия «безопасность»

 

5. Валеологическое просвещение родителей:

Задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ:

• Дни открытых дверей

• Выступления на родительских собраниях

• Консультации

• Информация для стендов

• Памятки

• Презентации

• Буклеты

• Образовательный сайт МАДОУ

 

Перефразируя фразу «Счастливая мама – счастливый ребенок» «здоровый педагог – здоровый ребенок», мы являемся примером для своих воспитанников, поэтому нам важно не только быть здоровым, но и беречь и сохранить свое здоровье для успешной профессиональной деятельности.

 Важным аспектом работы по сохранению психологического здоровья педагога является овладение приемами саморегуляции. В настоящее время для саморегуляции состояний используются разнообразные методы: дыхательная гимнастика, концентрация и визуализация, релаксация, аутогенная тренировка и др. Овладев ими, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, адекватно управлять собой в соответствии со сложившейся ситуацией.

Звуковая гимнастика, которая действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие.

oЗвук «О» — воздействует на сердце, легкие;

oЗвук «Я»; Звук «М» — воздействуют на работу всего организма;

oЗвук «ХА» — помогает повысить настроение

  

В.А.Сухомлинский говорил: «Забота о человеческом здоровье, о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм, не свод требований к режиму, питанию, труду и учебе. Это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил».

Детский сад должен стать садом, где ребенка научат с ранних лет заботиться о своем здоровье. А это зависит от нас, взрослых, мы подаем пример своим поведением, ибо ребенок, как банк, что в него вложишь, то и получишь. А прежде чем научить кого-то что-то делать, надо научиться это делать самому. Ведь каждый из нас знает, что своё здоровье или близких тебе людей нельзя купить ни за какие деньги. Оно сохраняется или приобретается ежедневным трудом. Давайте же человеческую ценность – «здоровье» поставим из всех своих приоритетов на 1-ое место. И давайте это важное дело не оставлять на понедельник, а начнем прямо сейчас, неважно утро это, день или вечер.

 

 

Использованная литература.

1. Сыромятникова Л.М. Педагогические советы в дошкольном образовательном учреждении: Функции. Содержание. Планирование. Методы. Традиционные и нетрадиционные формы. - М.: «Планета», 2011.

2. Елжова Н.В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2011.

3. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

4. Педагогические советы / авт.-сост. И.М.Бушнева. - Волгоград: Учитель, 2012г.

5. Электронный ресурс - https://www.baby.ru/blogs/post/64235032-58880454/

6. Электронный ресурс - http://dob.1september.ru/article.php?id=200701217


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста».

Автор: Труфанова Татьяна Васильевна, инструктор по физической культуре в бассейне муниципальн...

статья "Плавание, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста"

В статье представлен учебно - методический материал по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в бассейне. Эта тема всегда была и остаётся в центре внимания общества. Различные нормативы и т...

Здоровьесбережение в детском саду. Семинар для заведующих ДОУ

современные формы работы в ДОУ по укреплению здоровья детей.Семинар для руководителей...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников

В статье раскрываются теоретические и практические аспекты вопроса о работе ДОУ с родителями воспитанников в решении общей задачи сохранения и укрепления детского здоровья....

Современные проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников

Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет д...

Картотека методических разработок по здоровьесбережению.

Включает в себя психигимнастику, зрительную гимнастику, дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, пальчиковые игры и физминутки...

"Игровые технологии как одна из форм работы с детьми по здоровьесбережению"

Во всем мире за последнее десятилетие наметилась тенденция к ухудшению здоровья населения: 1. Физически зрелыми рождаются не более 14% детей;  2. 25–35% детей, пришедших в первый кл...