Развитие мелкой моторики у детей со сложной структурой дефекта в ДОУ нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
консультация
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский)
Целью моей работы с детьми, имеющими нарушения сложной структуры дефекта, является: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные методы рисования.
Основными Задачами, которые я определила для себя в этом коррекционном направления, являются
- Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
- Улучшить общую двигательную активность.
- Содействовать нормализации речевой функции.
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Всем известно, что работа мелкой моторики положительно влияет на развитие мозга. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.
Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику, массировать пальчики. Тем самым мы воздействуем на связанные с корой головного мозга, активные точки. Это доказано учеными.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детей, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Своеобразие развития детей со сниженным интеллектом состоит в том, что развитие их затруднено как внешними, так и внутренними факторами: несоответствием уровня интеллектуального развития возрасту, недоразвитием мелкой моторики рук, плохой восприимчивостью ко всему новому, недостаточностью всех сторон мыслительной деятельности. И поэтому такому ребенку занятия творчеством для полноценного развития необходимы как воздух. На таких занятиях идет освоение и постижение детьми окружающего мира, красоты. Также занятия помогают развить мелкие мышцы кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствуют развитию внимания, восприятия, памяти, готовит детей к самостоятельной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_dlya_vospitateley_na_seminar_v_abakan.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики у детей со сложной структурой дефекта в ДОУ нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
Автор: Амельчакова Л.А.
воспитатель 1 категории
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский)
Целью моей работы с детьми, имеющими нарушения сложной структуры дефекта, является: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные методы рисования.
Основными Задачами, которые я определила для себя в этом коррекционном направления, являются
- Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
- Улучшить общую двигательную активность.
- Содействовать нормализации речевой функции.
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Всем известно, что работа мелкой моторики положительно влияет на развитие мозга. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.
Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику, массировать пальчики. Тем самым мы воздействуем на связанные с корой головного мозга, активные точки. Это доказано учеными.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детей, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Своеобразие развития детей со сниженным интеллектом состоит в том, что развитие их затруднено как внешними, так и внутренними факторами: несоответствием уровня интеллектуального развития возрасту, недоразвитием мелкой моторики рук, плохой восприимчивостью ко всему новому, недостаточностью всех сторон мыслительной деятельности. И поэтому такому ребенку занятия творчеством для полноценного развития необходимы как воздух. На таких занятиях идет освоение и постижение детьми окружающего мира, красоты. Также занятия помогают развить мелкие мышцы кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствуют развитию внимания, восприятия, памяти, готовит детей к самостоятельной жизни.
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, систематичной, для этого я использовала следующие формы работы:
* совместная деятельность воспитателя с детьми;
* индивидуальная работа с детьми;
* свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использую разные методы и приемы работы: это такие, как
* массаж кистей рук
* пальчиковая гимнастика, физкультминутки
* пальчиковые игры со стихами,
* пальчиковый театр
нетрадиционных техник рисования много, но для своих занятий я выбрала те, которые более интересны детям и они с ними справляются
рисуем: кистью, пальцем, ладошкой, поролоном, мятой бумагой, ватной палочкой, кляксографией, сыпучими материалами.
Методы и приёмы, которые помогают мне в обучении нетрадиционному рисованию на занятиях, кружке, самостоятельной деятельности детей в группе
1.Создание игровой ситуации.
2.Показ воспитателя.
3.Использование движения руки.
4.Сравнение двух техник.
5.Проговаривание последовательности работы.
6.Педагогическая диагностика.
В начале работы я использовала диагностику, в которой определяла степень ловкости рук и пальцев у детей дошкольного возраста (4-6 лет). В ходе диагностики я предложила детям три вида упражнений:
- с мячом (ударить об пол и поймать в руки, подбросить вверх и поймать, вести мяч одной рукой)
- с карандашом (обвести предмет и заштриховать его)
- изолированные движения пальцами
Особое внимание уделяю раскрашиванию контурных изображений. Для этого использую альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагает несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Для развития точности и уверенности движения руки, я предлагаю игры, например, рисование по соли, это те действия с материалами, когда детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении, что развивает тактильное восприятие у детей.
При рисовании нетрадиционными техниками я применяю стихи, загадки, а также игры, которые являются сопроводительной речью действий ребенка.
Прежде чем, приступить к работе, я четко выработала план, как работать, какой использовать материал. В основу своей работы положила игру. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром.
В нашей коррекционной работе необходимо использовать только
индивидуальную работу с детьми. В неё я включила задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создала микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.
Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я комбинирую с различными видами деятельности. В своей работе я учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие.
В продуктивных видах деятельности мы работаем с разным материалом: пластилин, сухие листья, бумага, краски, мелки.
- В нашей группе на протяжении последних двух лет работает кружок «Умелые ручки», где используются нетрадиционные методы рисования (составляется тематический план работы). Из работ, которые были сделаны в кружке, мы делали выставки для родителей.
- Вместе с детьми были созданы коллективные работы: «Листопад», «Осенний коллаж», «Птицы на ветке».
- В педагогическом процессе мною были организованы занятия в виде игр. Их содержание направлено на решение задач по развитию моторики, закреплению знаний об окружающей действительности и развитию речи.
- Периодически представляем результаты своей деятельности в детском саду на выставках.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Элементы массажа рук». Были подготовлены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье.
Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:
* во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,
* во-вторых, готовят к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
В конце каждого года я провожу итоговую диагностику развития моторики рук и кисти. Результаты показывали положительное влияние систематичной, комплексной работы по развитию мелкой моторики.
Заключение
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук.
Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
По результатам работы в течение года я отмечаю, что детям нравятся занятия с применением нетрадиционных техник рисования, они проявляют интерес к ним. Можно также отметить динамику в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, дети с удовольствием демонстрируют свои успехи родителям, просят порисовать с помощью нетрадиционных материалов в свободной самостоятельной деятельности.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
В результате проведенной работы достигнута положительная динамика в развитии мелкой моторики рук.
Литература:
1.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1982.
3. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. – СПб.: Сотис, 2002.
4. Гризик Т.И. Маленький помощник: пособие для подготовки руки к письму. - М.: Просвещение, 2005
5. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2000.
Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в группе со сложной структурой дефекта детей 4 -5 лет продолжительность занятия 15 минут.
Рисование пальцем или ватной палочкой.
1. Рассыпались бусы
2. Соберём ягоды.
3. Разноцветный дождь
4. Кисть рябинки, гроздь калинки.
5. Украсим ёлку к Новому году.
6. Кто здесь прошёл?
7. Ветка мимозы.
Учить рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности.
Рисование ладошкой.
8. Цветок.
9. Ёжик
10. Рыбки.
Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребёнка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.
Рисование по крупе, соли.
11. Солнышко.
12. Цветы.
13. Домик.
Познакомить с техникой рисования по крупе. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.
Тампонирование
14. Облака
15. Снеговик
Продолжать знакомить с новой техникой рисования – тампонированием. Учить аккуратно набирать краску. Продолжать знакомить с цветом. Развивать эстетический вкус.
Рисование методом тычка.
16. Салют.
17. Котёнок.
18. Ёлка.
19. Ёж.
20. Щенок.
21. Утёнок.
22. Цыплёнок.
23. Жёлтый одуванчик
24. Мишка косолапый
25. Солнечные цветы.
Учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.
Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию детей с ССД 5- 6 лет продолжительность занятия 20 минут.
Программное содержание.
Рисование пальцем или ватной палочкой
1. Ягоды в тарелке.
2. Осенний вечер.
3. Украшение блузки.
4. Ветка сирени
Продолжать учить рисовать ватной палочкой или пальцем. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Воспитывать аккуратность при работе с краской.
Рисование ладошкой.
5. Дерево
6. Рыбка.
7. Осьминог.
Совершенствовать работу руки. Учить детей фантазировать и воображать. Расширять знания об окружающем мире. Убеждать детей в том, что их ладошки необыкновенные. Развивать творческое мышление.
Тампонирование.
8. Ёлки в лесу.
9. Цветы на поляне.
10. Кораблик
Учить работать тампоном с использованием трафаретов. Развивать аккуратность при работе с краской. Учить придумывать несложный сюжет. Радоваться полученному результату.
Рисование методом тычка.
15. Астры в вазе.
16. Подсолнух
17. На выставке кошек.
18. Поможем зайцу найти друзей
19. Гусь
20. Грачи прилетели
21. Расцвели одуванчики
22. Пушистые зверята
23. Цыплята.
Продолжать учить рисовать методом тычка: закреплять умение правильно держать кисть; углублять представление о цвете и геометрических формах. Воспитывать любовь ко всему живому.
Кляксография.
24. Чудесные превращения кляксы.
Создавать условия для свободного детского экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми). Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Развивать творческое воображение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей со сложной структурой дефекта в ДОУ нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
Целью моей работы с детьми, имеющими нарушения сложной структуры дефекта, является: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через нетрадицион...
Развитие мелкой моторики у детей со сложной структурой дефекта в ДОУ нетрадиционными методами изобразительной деятельности
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ...
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
План самообразования.Тема:«Бумагапластика - как средство развития мелкой моторики для детей со сложной структурой дефекта» на 2021-2023 учебный год.
1. Введение. Проблема, на решение которой направлен проект.Актуальность данной проблемы заключается в том, что дети с ДЦП уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания ...
Статья на тему:"Польза развития мелкой моторики у детей cо сложным дефектом"
В статье даны рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук с раннего детства....
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с помощью разнообразных техник нетрадиционного рисования
Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2023-2024 уч. г. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с помощью разнообразных техник нетрадиционного ри...