Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду
статья

ситдикова Гульнара Сагитовна

здоровьесберегающие технологии в работе ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл здоровьесберегающие технологии18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду

Ситдикова Гульнара Сагитовна

Инструктор по физической культуре

МБДОУ №24 г.Нижнекамск РТ

Сообщение из опыта работы

Проблема эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста является чрезвычайно важной, так как это время интенсивного формирования и роста тела , развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей и становления личности. Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств развития и совершенствования двигательной сферы детей на основе реализации их потребности в движении.

В настоящее время в ДОУ должно уделяться внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, физкультминутки и динамические паузы, подвижные и спортивные игры, пальчиковая и дыхательная гимнастики, релаксация, солевые дорожки.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, игротренинги и игротерапия, самомассаж.
  • Коррекционные технологии: арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия, психогимнастика.

Хотелось бы остановиться на некоторых видах технологий сохранения и стимулирования здоровья.

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), метод взаимодействия на организм при помощи смены мышечного тонуса, регулируемого дыхания.

«Лягушка»

Вспомним, где и когда мы видели лягушку, какое чувство вызывает у нас её вид.

И.П.: сидя на корточках.

В.: сгибаем лапки, прижимаем их к груди, замираем (время от времени квакаем). Слушаем внутреннее состояние, отслеживаем дыхание. Неожиданно резко подпрыгиваем и летим по воздуху с расставленными лапками. Затем снова садимся на корточки и замираем. Ощущения: что мне больше нравится в этой игре – замирание или прыжок? Почему?

«Медвежонок»

Встать на четвереньки, придумать, что вы превращаетесь в медвежонка. Какие новые ощущения в теле появились? Начинаем движение, переставляя одновременно правую руку и правую ногу, а затем левую ногу и левую руку. Ходим, покачиваясь из стороны в сторону, как медведь. Колени при ходьбе не сгибаем. Время от времени рычим. Ощущения: какой я медвежонок? Большой -маленький , весёлый -грустный, сердитый -добродушный, сильный -слабый.

«Собачка»

И.П.: стоя на высоких четвереньках. Ноги стоят на всей ступне.

В.: представляем, как мы превращаемся в собачку, «виляем хвостом» и «лаем». Колени во время движения не сгибаем. Отслеживаем, какие мышцы напряглись, а какие расслабились. Ходим и бегаем по залу на руках и ногах, «виляем хвостом» и «лаем». Ощущения: как изменилось моё настроение, какая я собачка: большая –маленькая, злая – добрая, как меня зовут?

«Кошечка»

И.П.: сидя на коленях.

В.: ложимся мягко на коленях и локтях, прижимаемся к полу, «мурлычем». Представляем, как мы превращаемся в котёнка, лежащего на коленях хозяйки и мурлыкающего свою любимую песенку. Чувствуем, как расслабление и нега растекаются по всему телу. Определяем, какой я котёнок: мягкий, пушистый, ласковый, весёлый. Какого я цвета и как меня зовут? На коленях и ладонях ползаем, бегаем по залу, «мяукаем». При виде опасности  твёрдо встаём на колени, упираемся ладонями в пол, подгибаем голову и таз к полу, но с напряжением выгибаем спину – «шипим». Ощущения: что мне нравится в моём котёнке, какие лапки, спинка, настроение?

 Эффективным средством закаливания является хождение по солевым дорожкам. Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребёнка, богатую нервными окончаниями. Процедура состоит в следующем: берём 3 полотенца. Первое опускается в солевой раствор(90 гр.соли на 1 л. воды) и затем расстилается на полу. Второе полотенце, намоченное в пресной воде комнатной температуры , расстилается рядом с первым. Третье полотенце остаётся сухим. Ребёнок встает на первое полотенце, выполняет притоптывание, прыжки, а затем переходит на второе полотенце , стирает соль с подошвы ног, вытирательные движения, а затем переходит на сухое полотенце и вытирает ноги насухо. Важным моментом является то, что стопу следует предварительно разогреть, используя массажную дорожку.

Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру.

  • И.П.: сидя на полу по-турецки, руки ладонями друг к другу на уровне груди.  В.: делается глубокий вдох, руки медленно поднимаются вверх, выдох – руки медленно опускаются в и.п.
  • И.П.: то же.  В.: глубокий вдох, руки медленно вытягиваются вперёд, выдох – руки медленно возвращаются в и.п.
  • И.П.: основная стойка.  В.: вдох – руки вверх, к плечам – задержка дыхания, выпад вперёд с вытянутыми руками – медленный выдох.
  • И.П.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.  В.: правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких. То же другой ноздрёй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для воспитателей и инструкторов по физической культуре"Значение и использование здоровьесберегающих технологий в детском саду."

Деловая игра для педагогов, инструкторов по физическому воспитанию в ДОУ. Значение и использование в ДОУ: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, оздоровительных игр, массажа...

Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду.

Жизнь в ХXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной   на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей.Здоровье – состояние физическог...

Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образоват...

Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду

      Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культу...

Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду.

Материал из педагогического совета. Здоровье человека - актуальная тема для разговора на все времена, как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здо...