Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду.
статья (старшая группа) на тему
Материал из педагогического совета. Здоровье человека - актуальная тема для разговора на все времена, как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью. Приминяемые здоровьесберегающие технологии применительно к воспитанникам и взрослым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_sovet.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет на тему: использование здоровьесберегающих технологий в МБДОУ ЦРР детский сад №8 «Буратино» по ФГОС ДО.
Инструктор по физической культуре Протасова Т.В.
Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого раннего детства. Охрана жизни и укрепление физического здоровья детей - главная задача в физическом развитии.
Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми с младшего дошкольного возраста.
В МБДОУ ЦРР №8 «Буратино» созданы условия для формирования физически здорового ребенка и использования здоровьесберегающих технологий. Приобрели спортивный инвентарь по рекомендации ФГОС ДО. Разместила оборудование, тренажеры в спортивном зале так, чтобы детям было удобно, доступно, комфортно. В группах оформили спортивные уголки и оснастили их инвентарем для двигательной активности и формирования здорового образа жизни. Стендовый, информационный материал для родителей в группах и вестибюле ДОУ постоянно меняется в зависимости от времени года и возникающих вопросов или проблем. Эти условия способствуют устойчивой мотивации и потребности детей дошкольного возраста в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих, наиболее эффективному приобщению к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания.
В основе психологического состояния ребенка, а значит и здоровья, лежит переживание ребенком психологического комфорта и дискомфорта. От того, как педагоги организуют педагогическую деятельность, зависит дальнейшее развитие дошкольника.
К новым средствам образовательного процесса отнесла технологии оздоровления и формирования здорового образа жизни.
«здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Здоровьесберегающая технология – это: рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Главная цель в воспитании и образовании дошкольников - это сохранение здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решаю в процессе своей деятельности. Научить детей дошкольного возраста культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению в быту и обществе.
Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованность педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения организация здоровьесберегающей среды в каждой возрастной группе и прежде всего применение здоровьесберегающих технологий.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении МБДОУ №8 «Буратино» в соответствии с рекомендациями ФГОС ДО:
применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, Задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий используемых в нашем МБДОУ:
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовательном учреждении МБДОУ №8 №Буратино» - технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала МБДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии:
- организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
- организация профилактических мероприятий в детском саду;
- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов
- организация здоровьесберегающей среды в МБДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении №8 «Буратино» - технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников:
- развитие физических качеств;
- Ритмопластика - Обращаю внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка;
- двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;
- закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж;
- воспитание привычки к повседневной физической активности , заботе о здоровье и др;
- Релаксация - В спортивном зале, после физической нагрузки. В зависимости от состояния детей и целей, определяю интенсивность технологии. Применяю для всех возрастных групп. Использую спокойную, классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
- УГГ. Эмоционально – стимулирующая гимнастика позволяет детям обрести положительное эмоциональное состояние и тонус на весь день.
- Гимнастика пальчиковая - рекомендую всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
- Гимнастика дыхательная - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы в хорошо проветриваемом помещении. Упражнения выполняю вместе с ребятами. Большинство упражнений носит имитационный характер: «Насос», «Лошадка», «Упрямый ослик», «Полет самолета» и.т.д
- Гимнастика корригирующая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи.
- Коммуникативные игры - строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, с рисованием, лепкой и др. Со старшего дошкольного возраста.
- Кружковая деятельность, как дополнительное образование дошкольников и профилактика плоскостопия и сколиоза.
- Средства двигательной направленности - Элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);
- Физические упражнения;
- Физкультминутки;
- Лечебная физкультура;
- Подвижные игры;
- Самомассаж.
- Оздоровительная технология кружковой деятельности – «Гимнастика маленьких волшебников» - включает в себя комплексы упражнений для профилактики сколиоза и плоскостопия. укреплению координации движений, гибкости, развитию мелкой и крупной моторики. В дошкольннном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, её формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия и укрепить мышцечный корсет спины. Профилактика плоскостопия и сколиоза у детей дошкольного возраста осуществляется средствами коррекционных упражнений и игр. Обучаю воспитанников уходу за своим телом, навыкам элементарной помощи друг другу. Подвожу воспитанников к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих. Обучение навыкам необходимо организовывать не только во время проведения дополнительного образования но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме. В Программу входят упражнения:
- Фитнес – упражнения с фитболом, степ доской;
- Ритмическая гимнастика – упражнения выполняются под определенный ритм, музыкальное сопровождение.
- Спортивная гимнастика – упражнения на тренажерах- (висы, подтягивание на турнике, лазание по канату, упражнения на брусьях, наклонной доске для укрепления мышц брюшного пресса);
- Художественная гимнастика – упражнения с лентой, скакалкой, обручем, мячом;
- Акробатика- (кувырок через голову вперед, назад, мостик, стойка на руках, группировки, перекаты).
- Технология проведения интегрированных занятий, которые способствуют развитию физических способностей, речи, познавательной деятельности с оздоровительной направленностью.
- Непосредственно образовательная деятельность в области физическое развитие повышает интерес дошкольников к различным формам двигательной активности и позволяет без усталости, монотонности не только овладевать упражнениями, но закреплять, совершенствовать знания и умения в таких мероприятиях, как «неделя здоровья», «Олимпийская неделя», «день здоровья».
- Технология «оздоровительное плавание» – мощным средством является закаливание организма и профилактика простудных заболеваний. Игры и игровые упражнения на воде приводят ребят в восторг и мышечную радость. Содействуют созданию привычек здорового образа жизни, и профилактику плоскостопия и сколиоза.
- Технология двигательной активности на прогулке является одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни наших воспитанников. Для того чтобы прогулка действительно давала эффект, виды деятельности на прогулке меняются. Например: после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижных игр.
- Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- Валеологического просвещения родителей;
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду- технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Цель - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей воспитаннику нашего дошкольного учреждения самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка- технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе МБДОУ.
Реализация этих технологий в нашем МБДОУ осуществляется педагогом – психологом и воспитателями МБДОУ.
Технологии валеологического просвещения родителей - задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников МБДОУ.
Фундаментом здоровья взрослого человека является здоровье ребенка, от состояния которого будет зависеть выполнение им в дальнейшем присущих ему социальных задач, и, в конечном итоге, благополучие всего общества.
Реализация этих технологий, осуществляется инструктором физкультуры и воспитателями МБДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий у детей повышается результативность, формирует ценностные ориентации, положительные мотивации у педагогов и родителей, воспитанников ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра для воспитателей и инструкторов по физической культуре"Значение и использование здоровьесберегающих технологий в детском саду."
Деловая игра для педагогов, инструкторов по физическому воспитанию в ДОУ. Значение и использование в ДОУ: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, оздоровительных игр, массажа...
Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду.
Жизнь в ХXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей.Здоровье – состояние физическог...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕТСКОМ САДУ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ Д...
Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образоват...
Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культу...
Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду
Материалы из опыта работы...