проект "Активный отдых"
проект

проект "Активный отдых"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped._proekt_-_aktivnyy_otdyh.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

                         

                                     Педагогический проект

«Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников»

КПК: «Современные педагогические технологии развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка-дошкольника.»

                                   

Выполнила

Григорьева Марина Ивановна,

инструктор по физкультур

2017

ТИП ПРОЕКТА

По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный.

По содержанию:  социально - педагогический.

Участники проекта: дети группы общеразвивающей направленности с 5 до 7 лет, воспитатели групп, родители.

По времени проведения: долгосрочный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

         Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п.1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»). Быть здоровым – естественное стремление человека.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.  

Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

  Главное - помочь детям  выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

 Одним из средств, эффективно способствующих формированию здоровья дошкольников и выработке правильных привычек, является специально-организованная досуговая деятельность, которая предполагает объединение взрослых и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества. Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости, умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни. На досугах, праздниках дети совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, в интересной и увлекательной форме расширяют кругозор в области спорта. Главная цель спортивных праздников и  досугов – удовлетворять природную потребность детей в движении, воспитывать  потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом, приобщать к здоровому образу жизни.

 Отсюда тема  проекта: «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников».

АКТУАЛЬНОСТЬ данного проекта определяется рядом существующих противоречий:

  • между потребностью общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, с другой;
  • между необходимостью перехода на новые методы оздоровительных мероприятий и  отсутствием адекватного учебно-методического комплекса;
  • между недостаточным уровнем  валеологических  знаний детей и необходимостью воспитания подрастающего поколения в духе бережного отношения к своему  здоровью.

ПРОБЛЕМА  - разрешение данных противоречий, теоретическая и практическая значимость их для современного образовательного процесса в дошкольных учреждениях обозначили проблему:  поиск эффективных путей укрепления здоровья ребенка и приобщения его к здоровому образу жизни.

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА - целенаправленная  работа по организации досуговой деятельности с вовлечением родителей позволит  не только сохранить здоровье дошкольников, но и сформировать у них знания о культуре здоровья, мотивацию на здоровый образ жизни, создать условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА - формирование компетентной, увлеченной и грамотной спортивной личности, предоставление возможностей дошкольникам приобщения к здоровому образу жизни посредством организации активного отдыха в детском саду.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :  

  • пропаганда здорового образа жизни;
  • поиск эмоционально привлекательных для детей форм получения информации о здоровом образе жизни;
  • разработка системы оздоровительных досуговых мероприятий;
  • создание условий, способствующих сохранению  и  укреплению здоровья дошкольников, приобщению ребенка к здоровому образу жизни;
  • развитие физических качеств: силы, ловкости, гибкости,  ориентировки в пространстве, координации движений, быстроты, равновесия, двигательного творчества;
  • воспитание у детей эмоционально положительного отношения к физической культуре, как естественной составляющей  общечеловеческой культуры; творческое и всестороннее развитие личности ребенка;
  • гармонизация детско-родительских отношений;
  • повышение интереса родителей воспитанников к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.

МЕТОДЫ ПРОЕКТА

  1. Тематические физкультурные занятия;
  2. Праздники, досуги, развлечения, туристические мини – походы с привлечением родителей;
  3.  Специальные игровые задания;
  4. Мониторинговые процедуры   (анкетирование).

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Информационные ресурсы:

  1. http://www.iteach.ru – сайт программы Intel ® «Обучение для будущего»;
  2. http://festival.1september.ru/
  3. http://www.doshcolniki.ru./innovations/

Методическое:

1.Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ,  Воронеж 2007

  1. Н.В. Гуреев  Активный отдых  Москва «Советский спорт» 1991
  2. Бочарова Н.И. «Физическая культура дошкольника в ДОУ» / программно- методическое пособие/ - Центр педагогического образования Москва 2007.
  3. Журнал «Дошкольное воспитание» №4 2008.
  4. Журнал «Дошкольное воспитание»  №9 2005.
  5. «Инструктор по физкультуре» научно- практический журнал №1 2009.
  6. «Инструктор по физкультуре» научно-практический журнал №2  2008.
  7. «Современный детский сад»  методика и практика  №1 2007.

Дидактическое:

  1. перспективный план;
  2. конспекты тематических физкультурных занятий;
  3. конспекты досуговых мероприятий;
  4. консультации для родителей;
  5. конспект родительского собрания.

СТРАТЕГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБДОУ

детского сада №1(комбинированного вида) г.Вязьмы Смоленской области

  • Разработка перспективного плана организации физкультурно-досуговых мероприятий оказывающих положительное  влияние на формирование здорового образа жизни у детей;

  • с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога  и детей:
  • проведение цикла тематических физкультурных занятий с включением  валеологического компонента;
  •  проведение праздников, досугов, дней здоровья;
  • проведение подвижных игр;
  • специальные игровые задания;
  • использование на физкультурных мероприятиях нестандартного    оборудования, личностно – ориентированную модель взаимодействия с детьми.

 

  • с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад»:

  • анкетирование родителей;
  • проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;
  • проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.

 

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  • будет разработана система оздоровительных досуговых мероприятий;
  • будут созданы необходимые условия, способствующие сохранению  и  укреплению здоровья дошкольников, приобщения ребенка к здоровому образу жизни;
  • обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор;
  • у детей повысится интерес  к физкультурным занятиям и спорту;  
  • у детей сформируются представления о нравственно-ценных  нормах и правилах поведения;
  • сформируется коммуникативная и социальная компетентность  детей;
  • у родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально –  психологического климата для полноценного развития    ребенка;

  • родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этапы и сроки реализации:

 I этап – подготовительный,

II этап – практический,  

III этап – заключительный .

I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

(АВГУСТ – СЕНТЯБРЬ)

  1. Изучение понятий, касающихся темы проекта;
  2. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность по здоровьесбережению;
  3. Организация физкультурно-оздоровительной среды: изготовление нестандартного оборудования, составление картотеки игр;
  4. Анкетирование родителей;
  5. Диагностика физической подготовленности детей;
  6. Анализ полученных результатов,  выводы;
  7. Разработка перспективного плана организации физкультурно-досуговых мероприятий;
  8. Подготовка цикла тематических физкультурных занятий с включением валеологического компонента;

                       II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ

                                    (КОНЕЦ СЕНТЯБРЯ – МАЙ)

  1. Проведение цикла тематических физкультурных  занятий с включением валеологического компонента.
  2. Проведение Дней здоровья с участием родителей.
  3. Проведение физкультурных праздников и развлечений с участием семейных команд.
  4. Организация туристических мини-походов  в лесной массив с участием родителей.
  5. Организация целенаправленной просветительской и консультативной деятельности с родителями по вопросам формирования у детей привычки здорового образа жизни, организации активного отдыха в семье.
  6. Оформление фотогазет с представлением репортажей с проведенных мероприятий.

III ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

(КОНЕЦ МАЯ)

  • Диагностика детей

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:

Результатом реализации проекта стало:

  • сформированность у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни, развился интерес к творческой деятельности;
  • выросли показатели физической подготовленности детей;
  • грамотное использование детьми разного спортивного оборудования и физкультурного инвентаря;
  • осознание ребёнком и родителями необходимости и значимости здорового образа жизни, а также “видение” и реализация путей совершенствования здоровья ребёнка и членов семьи (активный отдых вместе с детьми, посещение кружков, секций оздоровительной направленности);
  • повышение активности родителей воспитанников, проявляющееся  в участии в физкультурно-оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, проводимые в ДОУ;

Продукт проектной деятельности:

              1.Комплексная диагностика  здоровья детей  старшего дошкольного                                                                               возраста (приложение 1).

2.Перспективный план оздоровительно-развивающей  деятельности     ДОУ (приложение 2).

3. Объем оздоровительно-развивающей работы, реализуемый в процессе организации пребывания детей в ДОУ (приложение 3).

3.Картотека  игр:

  • Игровые упражнения с элементами спорта;
  • Малоподвижные игры;
  • Подвижные и сюжетно – инсценированные игры;
  • Подвижные игры;

4.Конспект спортивного развлечения «Путешествие в загадочные          джунгли».

5.Выступление на родительском собрании «Активный отдых в кругу семьи».

6.Анкета для родителей «О здоровье всерьез».

7.Сводная таблица анкетирования родителей «О здоровье всерьез».

8.Консультация для родителей «Приосанимся?!».

9.Конспект физкультурного досуга «Мой забавный мяч».

10.Конспект тематического физкультурного занятия « Я здоровье       берегу, сам себе помогу» ( приложение 4).

11. Конспект Дня Здоровья: музыкально – спортивного праздника «Чистота для здоровья нам нужна».

12. Конспект «круглого стола» с родителями на тему: «Физическое развитие ребенка в семье и ДОУ».

13.Конспект физкультурного досуга «Здравствуй Зимушка – зима».

14.Конспект спортивного праздника «Новогоднее спортивно – оздоровительное шоу».

15.Конспект спортивного развлечения с привлечением родителей «Русские народные забавы».

                                                                                                           

                                                                                                            Приложение 1.

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

   Цель: изучить особенности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни.

   Для достижения обозначенной цели используется методика «Неоконченные предложения».

   Воспитатель приглашает ребенка поиграть. Он начинает предложение, а дошкольник его заканчивает первой пришедшей в голову мыслью.

   1. Здоровый человек — это...

   2. Мое здоровье...

   3. Иногда я болею, потому что...

   4. Когда я болею, мне помогают...

   5. Когда у человека что-то болит, то он...

   6. Я хочу, чтобы у меня было много здоровья, потому что...

   7. Когда я думаю о здоровье, то представляю себе...

   8. Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется...

   9. Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы загадал...

   10.Когда я попадаю в опасную для здоровья ситуацию, то...

   11.Когда мои друзья болеют, то я...

   12.Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю...

   Между предложениями можно сделать паузу, перерыв, если ребенок устанет или начнет отвлекаться.

Результаты оформляются в таблицу.

                                                                                                                             

Направленность отношения

Детские суждения (комментарии)

1. Отношение к здоровью

1,7

2. Отношение к своему здоровью

2,3

6,12

3. Отношение к болезни

4,5

11

4.Отношение к опасным для здоровья ситуациям

10

5.Направленность желаний о здоровье

8,9

   Обработка результатов: в последнюю графу таблицы записываются реакции ребенка, его ассоциации и мысли, которые он излагает, продолжая предложение. По характеру ответов Вы сделаете вывод об особенностях отношения ребенка к здоровью, понимания и интерпретации его старшим дошкольником. Обратите внимание на эмоциональность детских высказываний, этот параметр также является своего рода показателем отношения к здоровью, переживаний, связанных с ним.

   Обработка результатов требует индивидуального подхода, с учетом жизненного опыта ребенка, его личностных особенностей и возможностей.

   В изучении отношения к здоровью и здоровому образу жизни старших дошкольников Вы также можете использовать методику «Сочини историю». Варианты тем следующие:

   «Картина моего здоровья» (с использованием рисования);

   «Я и мое здоровье» или «Я здоров!»;

   «Мой друг заболел» или «Письмо больному другу (подруге)»;

   «История моего друга, который никогда не мыл руки и не чистил зубы»;

   «Путешествие в страну Здоровье».

   Контент-анализ детских высказываний направлен на осознание ребенком смысла здоровья и здорового образа жизни, отношения к ним. Такой анализ позволяет выявить, сколько признаков, качеств, свойств, действий, правил здоровья и здорового образа жизни знает ребенок и как к ним относится, как понимает их. Рассказы детей позволяют сделать вывод о ценностном или отрицательно ценностном отношении дошкольников к здоровью и жизни человека, установить, понимают ли дети взаимную зависимость между этими понятиями. Обратите внимание на творчество ребенка в процессе сочинения истории или рассказа, так как образы здоровья, их ассоциативность и оригинальность подскажут истинность отношения ребенка к изучаемому предмету.

   Так же как и с детьми младшего дошкольного возраста, хорошей иллюстрацией к отношению детей пятого, шестого, седьмого года жизни будет наблюдение за поведением ребенка в течение некоторого времени (от нескольких дней до одной-двух недель). В ходе наблюдения фиксируются:

  • устойчивость и направленность любых действий и деятельности дошкольника на ценность здоровья и человеческой жизни;
  • бережное, уважительное и заботливое отношение к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, предмет ному миру;
  • мотивация к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, сверстников и взрослых, общества в целом;
  • свободное оперирование своими возможностями и верой в собственные силы в решении валеологических задач;
  • осознание и принятие нравственных эталонов жизнедеятельности (гуманности, доброты, заботы, понимания, уважения, честности, справедливости, трудолюбия и др.);
  • осознание себя субъектом здоровья и здоровой жизни.

   Результаты наблюдения т  рекомендуется оформить в таблицу.

                                                                                                                               

Отношение ребенка                                                    (лет, мес.) к здоровью и ЗОЖ

                                             (по материалам наблюдения)

 

Критерии

Проявляется

Не проявляется

Проявляется избирательно

Примечания

Устойчивость и

направленность

любых действий и

деятельности дошкольника на ценность здоровья и

человеческой жизни

Мотивация к

сбережению своего здоровья и здоровья окружающих

людей, сверстников и взрослых,

общества в целом

Свободное оперирование своими возможностями и верой в собственные силы в решении валеологических задач

Осознание и

принятие нравственных эталонов

жизнедеятельности (гуманности,

доброты, заботы,

понимания, уважения, честности,

справедливости,

трудолюбия и др.)

Осознание себя субъектом здоровья и здорово жизни

ОПРОСНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

   Цель опросника: изучить особенности мотивации здорового образа жизни старших дошкольников, особенности представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровье, знаний об умениях и навыках, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его по направлениям: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди».

   Обратите внимание, что ведущий диагностический метод — индивидуальная беседа с ребенком. Учитывая, что большинство вопросов беседы требует от воспитанника развернутых ответов, обдуманных решений, заложенных в некоторых вопросах проблемных ситуаций, воспроизведение дошкольником своего жизненного опыта, диагностика проводятся по разделам. Так, например, один блок вопросов задается ребенку в утренние часы, а второй, если ребенок настроен на беседу, в вечерние. Или же беседа проводится в течение нескольких дней с ребенком.

РАЗДЕЛ 1. «ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК»

   Цель: изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни, особенности знаний детей о здоровье человека.

Вопросы для собеседования:

   1. Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «здоровый человек»? Кого мы называем здоровым? У нас есть в группе такие дети?

   2. Как, по-твоему, быть здоровым — это хорошо или плохо? Почему?

   3. А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты это делаешь?

   4. Какие советы ты мне дашь, чтобы не заболеть?

   5. Знаешь ли ты, что такое микробы? А как защититься от них?

   6. Как ты думаешь, опасно ли быть неряхой и грязнулей? Что может случиться с таким ребенком?

   7. Ты считаешь себя здоровым ребенком? Почему ты так думаешь?

   8. Кого в вашей семье можно назвать здоровым? Почему ты так считаешь?

   9. Делаешь ли ты и твои родители утреннюю зарядку? Гимнастику для глаз? Обливаетесь ли вы водой? Как ты думаешь, это вредно или полезно? Почему?

   10.Что такое вредные привычки и есть ли они у тебя? Какие вредные привычки есть в вашей семье?

   11.Знаешь ли ты, когда человеку бывает больно? Почему так происходит, как ты думаешь?

РАЗДЕЛ 2. «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ»

   Цель: изучить особенности знаний детей о человеческом организме.

Вопросы для собеседования:

   1. Скажи, пожалуйста, знаешь ли ты, из чего состоит твое тело? Задание для ребенка с использованием дидактической игры «Собери человека». Предлагается дошкольнику из отдельных составляющих частей тела человека собрать целостную фигуру. По ходу игры воспитатель задает ребенку дополнительные вопросы (Что ты сейчас делаешь? Как называется эта часть человеческого тела? Для чего она нужна человеку? и др.).

   2. Расскажи, что у тебя спрятано под кожей?

   3. А как ты думаешь, человек мог бы жить без скелета? Почему?

   4. Зачем человеку мышцы?

   5. Что произойдет, если сердце человека перестанет работать?

   6. Зачем организму человека нужна кровь?

   7. Если бы ты перестал дышать, то чтобы с тобой произошло?

   8. Для чего человеку нужна пища? Расскажи, что с ней происходит, когда она попадает в рот? (можно использовать наглядное средство — схему-таблицу «Внутреннее строение человека»).

   9. А где у тебя находится мозг? Зачем он тебе?

   10. Скажи, пожалуйста, как ты думаешь, чем человек отличается от животного?

   11. А что есть общего у человека, животного, растения? (желательно использовать наглядное средство — три картинки с изображениями человека, животного и растения, например, дерева).

   12. А как ты думаешь, все люди устроены одинаково или каждый по-разному?

РАЗДЕЛ З. «БЕЗОПАСНЫЙ МИР»

   Цель: изучить особенности мотивации здорового образа жизни старшего дошкольника, особенности знаний, о безопасности поведения в окружающей среде.

Вопросы для собеседования

Безопасность в доме

Безопасность

на улице

Безопасность

 в детском саду

   1. Как ты думаешь, для чего придумали правила безопасности на кухне, с бытовыми приборами, дома? А ты соблюдаешь эти правила?

   2. Можно ли подходить близко к плите, особенно если на ней варится суп или кипит чайник? Почему?

   3. Что ты будешь делать, если почувствуешь запах газа?

   4. Где «живет» электрический ток и когда он может быть опасным?

   5. Что такое домашняя аптечка и для чего она нужна? Знаешь ли ты, где она находится у тебя дома?

   6. Если я наберу по телефону номер (01, 02, 03, 04), то куда я попаду? В каких случаях это необходимо?

   7. Если ты один дома, а в дверь звонят, что ты будешь делать? Покажи.

   1. Если ты повстречаешься с собакой или кошкой на улице, как, ты будешь себя вести? А если собака тебя укусит или поцарапает кошка, каким будут твои действия?

   2. Как ты думаешь, для чего придумали правила безопасности на дороге?

   3. Как ты думаешь, улица — это удобное место для игр? Объясни почему?

   4. Представь, что к тебе на улице подошел незнакомый человек и позвал тебя пойти с ним, как ты себя будешь вести?

   5. Умеешь ли ты плавать? Какие правила на воде ты знаешь?

   6. А знакомы ли тебе правила грибников и ягодников? Научи меня, как вести себя в лесу, как правильно собирать грибы и ягоды.

   7. Представь, что в одном сказочном лесу случился пожар. Помоги зверям спастись от лесного пожара.

   1. Представь, мы спускаемся по лестнице, идем на прогулку. Вдруг один ребенок толкает впереди идущего. Что может произойти?

   2. Почему в нашей раздевалке нельзя прыгать, бегать и толкаться?

   3. Подумай и скажи, что может случиться, если человек будет вести оживленную беседу во время еды, когда пережевывает пищу?

   4. Скажи, пожалуйста, а ты умеешь пользоваться ножом и вилкой, когда принимаешь пищу? Чего нельзя при этом делать?

   5. У нас в групповой комнате есть канат и кольца. Ты знаешь, как правильно ими пользоваться? Представь, что к нам пришел новый мальчик (или Незнайка), а тебе надо объяснить ему, как пользоваться нашим спортивным уголком. Как ты будешь это делать?

   6. Когда тебе нужно будет помыть руки, сможешь ли ты сам правильно открыть водопроводный кран? Пойдем, ты мне покажешь.

   7. Как ты думаешь, по чему в группе нельзя играть в подвижные игры, находясь рядом с аквариумом?

                                  РАЗДЕЛ 4. «Я И ДРУГИЕ ЛЮДИ»

   Цель: изучить особенности знаний детей о социально благоприятных (здоровых) взаимоотношениях людей.

Вопросы для собеседования:

   1. Скажи, пожалуйста, зачем люди общаются друг с другом? Разговаривают? А что было бы, если бы люди не общались?

   2. Представь, что ты встретил своего знакомого с мамой. Кому из них ты скажешь — здравствуй, а кому — здравствуйте. Почему? А когда мы еще говорим эти слова?

   3. Если тебе нужно что-то спросить, то как ты обратишься к другу? А к взрослому? А незнакомому взрослому?

   4. Как ты думаешь, твое здоровье зависит от твоего поведения и твоих привычек? Объясни, пожалуйста, почему?

   5. Когда у тебя плохое настроение, это вредит твоему здоровью? Почему ты так думаешь? А другим людям это вредит? Проводится игровое упражнение «Хорошее — плохое настроение». Ребенку предлагается разложить карточки с обозначением различных эмоциональных состояний человека на 2 группы и объяснить свои действия.

   6. У тебя есть друзья? А для чего они нужны тебе? Как ты думаешь, ты умеешь дружить? Какие «правила дружбы» ты знаешь? — назови.

   Игровая ситуация «Два сердитых мальчика». Ребенку предлагаются картинки с изображением мальчиков, готовых к драке. Задается серия вопросов: как бы ты поступил, чтобы не случилось драки? А если драка все же случится, как это может отразиться на здоровье мальчиков? Что делать, чтобы злость проходила?

   7. Ты когда-нибудь болел? Кто помогал тебе выздороветь? Как помогал? А что ты чувствовал при этом, поделись, пожалуйста.

   8. Если в твоей семье заболеет кто-нибудь из близких, ты сможешь ему чем-нибудь помочь? Как ты будешь помогать папе (маме, бабушке, братику и т.д.), расскажи, как будешь ухаживать за больным?

Критерии оценки:

  • наличие ответов на вопросы и решений предлагаемых ребенку диагностических игровых и проблемных ситуаций;
  • адекватность детских ответов и решений;
  • полнота и глубина ответов, валеологическая эрудированность ребенка;
  • перенос имеющихся валеологических знаний в решение проблемных и имитационных ситуаций;
  • активность дошкольника в ходе беседы, интерес к ее содержанию.

Уровни знаний детей

   Превосходный: ребенок уверенно владеет валеологическим содержанием беседы, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы и решает проблемные ситуации. На все вопросы по четырем разделам диагностики ребенок дает адекватные, исчерпывающие ответы, проявляя при этом валеологическую эрудированность и компетентность. Большинство ответов на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование валеологических знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных валеологических задач. Ребенок владеет устойчивой мотивацией к здоровому образу жизни. Представления ребенка носят целостный характер.

   Высокий: ребенок владеет валеологическим содержанием беседы, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы и решает проблемные ситуации. Практически на все вопросы по четырем направлениям диагностики: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди» дает адекватные, однозначные и исчерпывающие ответы, часто проявляя валеологическую эрудированность. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование валеологических знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных валеологических задач. Ребенок мотивирован к здоровому образу жизни. Его представления в общем носят целостный характер.

   Средний: ребенок отчасти владеет валеологическим содержанием беседы, какие-то разделы позволяют ему проявляться активнее в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций. Не на все вопросы по четырем направлениям диагностики: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди» ребенок дает адекватные ответы, допускает ошибки, затрудняется отвечать. Часть ответов все же сопровождается детскими исчерпывающими комментариями, иногда проявляется валеологическая эрудированность. Это позволяет сделать вывод о валеологической избирательности ребенка, о разрозненности его представлений. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование валеологических знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных валеологических задач. Ребенок обладает неустойчивой мотивацией к здоровому образу жизни.

   Низкий: ребенок слабо владеет валеологическим содержанием, какие-то разделы позволяют ему проявляться активнее в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций, но чаще активность ребенка инициирует педагог, поддерживая его интерес к разговору. На большинство вопросов по направлениям диагностики: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди» ребенок дает не адекватные ответы, допускает множество ошибок, затрудняется отвечать или не отвечает совсем. Некоторые ответы дошкольника все же сопровождаются комментариями, попытками объяснять свою мысль. Развернутость конкретных ответов подчеркивает избирательность ребенка, разрозненность валеологических представлений. У ребенка не оформлена валеологическая компетентность, он не подготовлен к решению конкретных валеологических задач. Ребенок обладает неустойчивой мотивацией или не мотивирован к здоровому образу жизни, не задумывается об этом.

   Целенаправленное изучение переноса продемонстрированных ребенком валеологических знаний в жизненную повседневную практику осуществляется в процессе наблюдения за ребенком в естественных условиях пребывания в детском саду и в специально организованных условиях (например, в ситуации сюжетно-ролевой игры или проблемной ситуации). Результаты наблюдения позволят педагогу увидеть особенности валеологической компетентности своих воспитанников.

   Наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста осуществляется в соответствии с критериями:

  • применение ребенком валеологических знаний, умений и навыков в жизни и в ходе решения игровых валеологических задач;
  • быстрота актуализации валеологических знаний, умений и навыков в нужной ситуации;
  • решение реальных и игровых задач, содействующих сохранению здоровья;
  • автономность, самостоятельность решения.

   Результаты наблюдения фиксируются воспитателем в протоколе.

   Для изучения валеологической компетентности детей старшего дошкольного возраста также целесообразно использовать дидактические игры, направленные на решение ребенком задач:

  • здорового образа жизни и безопасного поведения;
  • разумного поведения в непредвиденных ситуациях;
  • оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Критерии оценки валеологической компетентности старшего дошкольника:

  • применение ребенком валеологических знаний, умений и навыков в решении игровой дидактической задачи;
  • быстрота актуализации валеологических знаний, умений и навыков в решении игровой дидактической задачи;
  • решение игровой задачи, которое содействует сохранению здоровья;
  • автономность, самостоятельность решения.

   Исходя из них валеологически компетентному ребенку присуще самостоятельное применение валеологических знаний, умений и навыков в решении валеологических задач. Решение задач носит здоровьесберегающий характер. Быстрота актуализации знаний свидетельствует об устойчивости валеологической компетентности старшего дошкольника.

                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                    Приложение 2.                                  

                                       План оздоровительно-развивающей работы в ДОУ

№ п/п

Мероприятия

Группы ДОУ

Периодичность

Ответственный

I. МОНИТОРИНГ

1

Определение  уровня физического развития

Все группы

2 раза в год (сентябрь, май)

Старшая медицинская сестра

2

Диспансеризация

младшая, старшая,

подготовительная

1 раз в год

Специалисты детской поликлиники

Старшая медицинская сестра

Врач

3

Диагностика двигательных качеств

средняя, старшая, подготовительная

2 раза в год

Инструктор по физической культуре

                                                                                     II. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1

Утренняя гимнастика

Все  группы

Ежедневно

Инструктор по физической культуре

Воспитатели

2

Физическая  культура

  • в зале
  • на воздухе

Все группы

Дошкольные группы

3 раза в неделю

2 раза

1 раз

Инструктор по физической культуре

Воспитатели

4

Подвижные игры

Все группы

2 раза в день

Воспитатели

5

Гимнастика после дневного сна

Все группы

Ежедневно

Воспитатели

6

Самостоятельная двигательная деятельность в спортивном зале

Дошкольные группы

1 раз в неделю

Воспитатели

7

Спортивные игры

Старшая, подготовительная группы

2 раза в неделю

Воспитатели

8

 Физкультурные досуги

Дошкольные группы

1 раз в месяц

Инструктор по физической культуре

9

Физкультурные праздники

Дошкольные группы

2 раза в год

Инструктор по физической культуре

Музыкальный руководитель

Воспитатели

10

Неделя здоровья

Все группы

1 раз в квартал

Инструктор по физической культуре

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Старшая медицинская сестра

11

Каникулы

Все группы

2 раза в год

Все педагоги

12

Ритмопластика

Средняя, старшая, подготовительная

Ежедневно

Музыкальный руководитель

Воспитатели

III. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1

Целевая программа оздоровления

Все группы

Октябрь – март

Старшая медицинская сестра

2

Кислородные коктейли

Все группы

№ 10

1 раз в квартал

Старшая медицинская сестра

3

Общий массаж

По показаниям врача

Медсестра – массажист в амбулатории

4

Дыхательная гимнастика

Дошкольные группы

Ежедневно

Воспитатели

5

Зрительная гимнастика

Старший дошкольный возраст

Ежедневно

Воспитатели

IV. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

1

Музыкотерапия

Все группы

Использование музыкального сопровождения непосредственно образовательной деятельности  и перед сном

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре

Воспитатели

2

Фитонцидотерапия (лук, чеснок)

Все группы

Неблагоприятные периоды, эпидемии, инфекционные заболевания

Старшая медицинская сестра

Воспитатели

3

Массаж по Уманской

Дошкольные группы

Ежедневно

Воспитатели

4

Игровой массаж

Дошкольные группы

Ежедневно

Воспитатели

Инструктор по физической культуре

V. ЗАКАЛИВАНИЕ

1

Контрастные воздушные ванны

Все группы

После дневного сна

На физкультурных занятиях

Воспитатели

Инструктор по физической культуре

2

«Ленивая гимнастика»

Все группы

После дневного сна

Воспитатели

2

Ходьба босиком

Все группы

После дневного сна

Воспитатели

3

Облегченная одежда детей

Все группы

В течение дня

Воспитатели

4

Широкое умывание

Все группы

После дневного сна

Воспитатели

5

«Дорожка здоровья»

Все группы

Перед дневным сном

Воспитатели

6

Полоскание горла водой комнатной температуры

Дошкольные группы

После дневного сна

Воспитатели

Младшие воспитатели

VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ВТОРЫХ ЗАВТРАКОВ

1

Соки натуральные или фрукты

Все группы

Ежедневно 10.00

Воспитатели,Младшие воспитатели

                                                                                                                                                                                                                  Приложение 3.

Объем оздоровительно-развивающей работы, реализуемой в процессе организации режима пребывания детей в ДОУ

Формы оздоровительно-развивающей работы

Содержание

Возрастные группы

Место в режиме пребывания детей в ДОУ

Длительность (мин)

1

«Минута здоровья»

В зависимости от возраста:

  • беседа-напоминание о ценностях здорового образа жизни, о необходимости гигиены для здоровья человека и т.п.;
  • массаж по Уманской

Все

После утренней гимнастики

5 мин

2

Динамическая пауза

В зависимости от возраста и характера НОД:

  • игры малой подвижности;
  • игровой массаж;
  • дыхательная гимнастика;
  • ритмопластика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • и др.

Младшая

После НОД

2 раза по 10 мин

Младшая, средняя

Между и после НОД

Старшая, подготовительная

Между НОД

3

«Час здоровья»

  • «Ленивая гимнастика»;
  • широкое умывание;
  • дыхательная гимнастика;
  • полоскание горла водой комнатной температуры;
  • самостоятельная двигательная деятельность в спортивном зале;
  • ритмопластика;
  • игровой массаж;
  • профилактические мероприятия

Все

После дневного сна

60 мин

4

«Минута семейного здоровья»

Беседы-консультации с родителями о:

  • соблюдении режима дня дома;
  • об организации активного отдыха в семье;
  • о ценностях здорового образа жизни и т.п.

Все

Вечером

15 мин

                                                                                                                                                                                                                           ВСЕГО

100 мин

                                                                                                              Приложение 4.

Я здоровье берегу, сам себе я помогу.

Веселые состязания для старших дошкольников.

Ведущий: Дорогие гости! Сегодня мы с вами станем свидетелями веселых состязаний между ребятами нашего детского сада. Состязаться будут две команды — «Крепыш» и «Неболейка». Прошу членов жюри и игроков команд занять свои места.

Под музыку на сцену (или в центр зала) выходят игроки команд. Все игроки — с командными эмблемами. Впереди — капитаны.

Приветствие

Капитан команды «Неболейка»: Вас приветствует команда...

Все члены команды: ...«Неболейка». Мы решили никогда не болеть. Не болеть? Это надо уметь!

Капитан: Наш девиз — ...

Все члены команды «Неболейка»: «В здоровом теле — здоровый дух!»

Капитан команды «Крепыш»: Вас приветствует команда...

Все члены команды: ...«Крепыш!» Стань здоровым, ловким, крепким! Стань выносливым и метким!

Капитан: Наш девиз — ...

Все члены команды «Крепыш»: «Если хочешь быть здоров, закаляйся!»

Ведущий объявляет музыкальную разминку. Каждая команда выбирает «тренера». Под музыку дети выполняют физкультурные упражнения, которые показывает «тренер» каждой команды.

Конкурс капитанов

Ведущий предлагает капитанам вытянуть карточку с загадкой, зачитывает загадки.

1.Два коня у меня, два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная.

(К. Чуковский)

Отгадка: коньки.

2.Я шел зимою вдоль болота

В галошах,

В шляпе

И в очках.

Вдруг по реке пронесся кто-то

На металлических крючках.

Я побежал скорее к речке,

А он бегом пустился в лес,

К ногам приделал две дощечки,

Присел,

Подпрыгнул

И исчез.

И долго я стоял у речки,

И долго думал, сняв очки:

«Какие странные

Дощечки

И непонятные крючки!»

(Д.Хармс)

Отгадка: коньки и лыжи.

Капитану, вытянувшему и отгадавшему первую загадку, предлагается под музыку сымитировать бег конькобежца, капитану, отгадывавшему вторую загадку, — бег лыжника.

Жюри подводит итоги конкурса капитанов. Количество набранных очков выставляется на табло.

Конкурс « Я здоровье берегу -сам себе я помогу»

Ведущий: Какие правила необходимо соблюдать для того, чтобы сохранить свое здоровье?

Вопрос адресован ко всем играющим. Игроки каждой команды дают по очереди по одному ответу. Начинает та команда, чей капитан победил в предыдущем конкурсе. Проигрывают те, кому больше нечего сказать. Для оживления игры можно построить команды напротив друг друга и предложить им кидать мяч игрокам-соперникам, которым они передают право ответа.

Примерные ответы

Чтобы быть здоровым, я буду:

  • делать зарядку,
  • соблюдать режим дня,
  • заниматься физкультурой и спортом,
  • следить за своей осанкой,
  • чистить зубы,
  • мыть руки и содержать в чистоте свое тело,
  • есть полезную для здоровья пищу, соблюдая меру,
  • в случае болезни выполнять все назначения врача,
  • соблюдать правила безопасности дома и в д/саду,
  • соблюдать правила дорожного движения,
  • о своих проблемах я буду говорить близким взрослым и советоваться с ними.

Конкурс «Делайте, как мы! Делайте с нами! Делайте лучше нас!»

Ребята обеих команд поочередно знакомят своих соперников с полюбившимися им упражнениями физминутки и с пальчиковой гимнастикой. Гости и игроки соревнующейся команды присоединяются к «ведущим».

Конкурс художников «Как я устроен изнутри?»

От каждой команды выбирают трех человек, которые по определенному сигналу должны нарисовать внутри большого контурного изображения человека внутренние органы. Жюри оценивает скорость и правильность выполнения задания, а также слаженность действий микрогруппы.

Конкурс « Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что  съесть»

От каждой команды выбирается пара игроков. На определенном ограниченном пространстве ведущий раскладывает карточки с изображениями продуктов питания — свой набор для каждой команды. По сигналу играющие пары должны выбрать из разложенных карточек те, на которых изображены безусловно полезные продукты, и выставить их на  стенде. Оцениваются скорость и правильность выполнения задания. Если какая-то карточка вызывает сомнение у членов жюри, игроки могут аргументировать свой выбор. Если выбор обоснован, карточка остается в ряду «полезных» продуктов и не считается ошибкой.

Музыкальная пауза

Ведущий предлагает всем присутствующим выполнить под музыку ряд забавных упражнений в стиле «зверобики».

Конкурс «Ошибки героев сказок»

Капитаны получают от ведущего карточки с вопросом (или вытягивают их по жребию). Командам предлагается обсудить заданные вопросы и найти правильный ответ.

Вопрос: Какую ошибку совершила бабушка Красной Шапочки? Вариант ответа: Бабушка разрешила незнакомцу войти в дом.

Вопрос: Какие меры предосторожности необходимо было предпринять Козе для того, чтобы Волк не съел ее козлят?

Вариант ответа: Если бы в двери козьей избушки был «глазок», никакие хитрости не помогли бы Волку и козлята не пустили бы его в дом.

Конкурс «Безопасность на дорогах»

Проводится по той же схеме, что и конкурс «Я здоровье берегу». Члены команд должны по очереди перечислять правила дорожного движения. Для оживления состязания можно использовать мяч.

Конкурс мудрых слов

Ведущий предлагает детям назвать как можно больше пословиц и поговорок о здоровье.

Эстафета « сороконожка»

Кроссворд «Здоровье»

Ведущий: Ответив на восемь вопросов, вы узнаете, что не купишь ни за какие деньги

Для каждой команды заготовлена своя кроссвордная сетка. Команда выбирают  четырех игроков для решения кроссворда. Читает текст и заполняют клетки буквами взрослый (педагог или родитель). В случае затруднения микрогруппа может попросить помощь у команды.

Вопросы  к кроссворду

1.Они   зеркало души. (Глаза)

2. Какой орган в нашем организме выполняет роль насоса? (Сердце)

3. Кому враги вода и мыло? (Микробам. Слово записывается в именительном

падеже)

4.Чем  надо заниматься, чтоб расти сильным и здоровым? (Спортом. В именительном  падеже.)

5.Хочешь быть стройным-как березка, следи за ней. За чем? (За осанкой.

 записывается в именительном падеже.)

Жюри подводит итоги. В конце праздника участники и гости поют песню о здоровье или о занятиях спортом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как организовать летний отдых детей

Презентация о формах организации детского отдыха летом...

Рекомендации для педагогов "АКТИВНЫЙ ОТДЫХ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

АКТИВНЫЙ ОТДЫХ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ФОРМ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОСНОВАМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ....

Консультация "Отдых с детьми на природе в зимние дни"

В консультации идет речь о о том, чем можно занять малыша на прогулке в зимний период - лепка снеговика, катание на санках и т.д...

Активный детский отдых зимой

Консультация для родителей...

Летний отдых с детьми

Консультация для родителей о правильной организации летнего отдыха с детьми....

Рекомендации для родителей на тему: "В какой спорт "отдать" ребёнка?"

Современные родители должны хорошо понимать, что записав своего сынишку или дочь в спортивную секцию, они способствуют поддержанию оптимального баланса физического и умственного развития с...

Отдых на природе очень полезен ребёнку но забота родителей, сделать этот отдых безопасным.

Есть мнение:если следовать определённым правилам поведения,соблюдать их и учить этому ребёнка с ранних лет, можно защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться ваша семья...