Рекомендации для педагогов "АКТИВНЫЙ ОТДЫХ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) по теме
АКТИВНЫЙ ОТДЫХ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ФОРМ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОСНОВАМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_dlya_pedagogov_aktivnyy_otdyh_s_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 897.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему
«Активный отдых с детьми старшего дошкольного возраста»
Составила Заварницина Наталья Михайловна
г. Курган МДОУ «Детский сад комбинированного вида №138 «Дюмовочка»
Человек - часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной.
Благодаря природе развивающийся организм постоянно
(постепенно) накапливает здоровье и силы. Мир природы и мир движений, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребёнка.
Одним из средств такого воспитания являются прогулки - походы в природу, в ходе которых развиваются физические качества, формируется потребность в движении, активном отдыхе, развиваются самостоятельность, морально-волевые качества, дружеские взаимоотношения с детьми.
Как же организовать прогулки-походы с детьми подготовительной к школе группы в условиях городской черты? Прежде всего, необходимо поставить цель и наметить задачи в соответствии с задами ДОУ. Составить перспективный план, продумать взаимосвязь с другими формами работы.
ЦЕЛЬ. Способствовать физическому развитию, приобщать к основам здорового образа жизни. Для достижения цели определяются следующие
ЗАДА ЧИ:
- расширять функциональные возможности детей путём развития систем организма в ходе выполнения физических упражнений.
- совершенствовать жизненно-важные виды движений и обогащать двигательный опыт (выполнять двигательные задания на ориентировку в пространстве).
- формировать представления о том, что человек - часть природы, его жизнь и здоровье зависят от состояния природных объектов.
- развивать интерес и любовь к родному краю.
- формировать межличностные, дружеские отношения детей в процессе игровой туристской деятельности, адаптированной к их возможностям.
Реализации поставленных задач способствует взаимосвязь различных форм воспитательно-образовательного процесса. В частности:
- учебная деятельность;
- физкультурно-оздоровительная работа;
.
- активный отдых.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ включает в себя:
* познавательные занятия:
I. Формирование представлений о здоровом образе жизни:
- Значение движения для здоровья.
- Занятия из цикла «Познай себя».
- Влияние природы на здоровье человека.
II. Формирование представлений о походах как средстве _ сохранения здоровья:
- Польза от прогулок-походов.
- Новые знания.
- Приобретение новых умений.
- «Кто такие туристы?»
III. Формирование начальных туристических знаний:
- Правила безопасного поведения на прогулках, в походах.
- Походные должности.
- Походный строй.
- Укладка макета костра.
IV. Формирование знаний о личной гигиене:
- Требования к одежде и обуви.
- Первая помощь при ушибе, порезе.
- Опасности в лесу (заблудился, гроза, ядовитые или незнакомые растения).
V. Формировать стремление изучать родной край:
- Родной город.
- Местоположение детского сада.
- Социальные объекты.
- Птицы и растения края.
- Посещение парков, скверов в ближайших окрестностях.
VI. Формирование знаний о природе:
- Объекты живой и неживой природы;
- Организация отдыха без вреда для природы (ликвидация отходов движение на маршруте).
VII. Формирование умений ориентироваться в пространстве:
- Определять положение себя относительно объектов, а так же объектов относительно себя.
- Использование игр и заданий поискового характера.
- Запоминать пройденный путь.
VIII. Формирование умений работать с картами, схемами:
- Назначение карты.
- Условные обозначения. Составление плана детского сада (группы). практические занятия:
- Природоведческие прогулки.
- Занятия - тренировки.
- Сюжетные занятия.
- Занятия соревнования.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА включает в себя
- Развитие выносливости:
- ходьба, бег,
- лыжные прогулки, -
- подвижные игры,
- выполнение поисковых заданий (социальных объектов, объектов живой и неживой природы на территории детского сада и ближайшем окружении).
- Развитие силы:
- лазание,
- метание,
- упражнения с партнером,
- упражнения с предметами.
- Развитие быстроты:
- бег на скорость,
- челночный бег,
- игры-эстафеты.
- Развитие гибкости:
- упражнения на растягивание,
- прыжки.
- Развитие координации:
- построение, перестроение,
- преодоление препятствий,
- эстафеты,
- игры поискового характера.
- АКТИВНЫЙ ОТДЫХ:
- Развлечения (1 раз в месяц):
- в помещении,
- на улице,
- с выходом за территорию.
- Праздники (2 раза в год - зимой и летом):
- в соревновательной форме,
- с заданиями поискового характера, ориентированием на местности.
III. Недели здоровья (1 раз в квартал): _
- по временам года,
-спортивные,
- туристической направленности.
ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ:
I. Беседы:
-«Дружба»,
-«Значение взаимопомощи в походе».
II. Формировать умение действовать сообща:
- совместные игры,
- коллективные задания,
- учить договариваться,
- эстафетные игры.
При составлении перспективного плана необходимо учитывать: возможность наблюдения сезонных изменений в природе, знакомство с социальными объектами, совершенствование жизненно-важных движений, обогащение двигательного опыта. Поэтому нужно четко определить - походы какого типа будут использоваться в работе.
Виды прогулок - походов
Виды прогулок-походов:
- Дневные прогулки-походы.
Выходят утром после завтрака и возвращаются к обеду. Дети знакомятся с окрестностями родного города либо детского сада (в зависимости от местоположения): парк, сквер, водоемы, зоны отдыха, социальные объекты: библиотека, музей стадион и т. п. При условии, что путь к ним проходит через зеленую зону.
II Вечерние прогулки-походы.
- Проводятся со старшими дошкольниками. Дети вместе с педагогами и родителями идут в поход после ужина и возвращаются в сумерки, освещая дорогу фонариками. Расстояние 2,5 - 3 км.
III. Семейные прогулки-походы.
В этот поход дети идут с родителями в выходной день. Это помогает восполнить недостаток общения детей и родителей, \ сближает их.
IV. Сюжетные прогулки-походы.
V
Проводятся по сказкам. Закрепляются полученные ранее умения.
»
V. Спортивные прогулки-походы.
Закрепляются основные виды движений: бег, метание, прыжки, знакомые подвижные игры. Необходимо создать условия для самостоятельного проведения детьми знакомых игр. (Подвижных и спортивных).
VI. Лыжный поход.
ьВыбирается маршрут, прокладывается лыжня. Первую половину пути дети идут с лыжами на плече, вторую на лыжах. Первыми идут наименее подготовленные дети. Колонну замыкает взрослый.
VII. Туристические походы.
Проводятся осенью и весной, когда позволяют погодные условия. Маршрут подбирается со спусками и подъемами. Дети учатся выбирать маршрут по плану, вести себя согласно правилам, соблюдать технику безопасности. Знакомятся с компасом.
Из всех перечисленных прогулок-походов наиболее приемлемыми для проведения в ДОУ являются:
- Дневные походы с целью знакомить с социальными объектами, окрестностями детского сада, наблюдения за сезонными изменениями в природе;
- Спортивные походы - как средство развития физических качеств и повышения двигательной активности детей.
- Туристические походы - как форма активного отдыха.
Таким образов, при составлении плана каждый вид похода
используется один раз в квартал.
Например:
Сентябрь - дневная прогулка «Осень золотая».
Цель. Наблюдение сезонных изменений в природе.
Октябрь - поход с элементами туризма «Мы ребята - туристята».
Цель. Знакомство с компасом и сторонами света. , Ориентирование на местности относительно природных « объектов.
Ноябрь - спортивный поход «Погуляем-поиграем».
Цель. Развивать умение самостоятельно играть в знакомые подвижные и спортивные игры. \
Проводятся по сказкам. Закрепляются полученные ранее умения.
7 *
- Любой поход имеет определенную организационную структуру: правила подготовки к походу
- Выбор маршрута
- проверить состояние маршрута;
- составить план движения.
- беседа о маршруте (сообщить цель);
- чтение художественной литературы;
- знакомство с правилами поведения.
- Подготовка снаряжения:
- рюкзаки;
- -удобная обувь;
-одежда в соответствии с сезоном и походными условиями;
-туристические коврики;
-фляжки с водой (индивидуальны);
*Подготовка оборудования:
- для подвижных и спортивных игр;
- -для закрепления ОВД;
- -для туристического похода;
Правила движения
- Из детского сада выходят парами.
- Впереди колонны идет взрослый. Замыкает колонну тоже взрослый.
- На природе можно идти в колонне по одному.
- Первыми идут наименее подготовленные дети.
- Время в пути от одного часа до полутора - двух часов.
- Через каждые 30 мин. пути привал 10-15 мин.
- Обратная дорога выбирается по короткому пути.
- Реальность расстояния от полутора до трех километров.
После окончания похода обязательно проводится анализ. Это позволяет формировать чувство ответственности перед группой (за выбранную деятельность в походе), способствует сплочению.
•• Оздоровительный, познавательный и тренирующий эффект от прогулок-походов всех видов бесспорен, но главное - это приобретение детьми коммуникативного опыта, приобщение их к культуре активного отдыха.
ЛИТЕРАТУРА
- «Дошкольное воспитание». Журнал. 2005-2007 г.
- А. С. Журавлева «Солнечная тропинка» - М.: «Мозаика - синтез» . 2006 - 144с.
- «Здоровье и гармония личности ребенка». Из опыта работы дошкольного образовательного учреждения «429 по организации нетрадиционных подходов к физкультурно- оздоровительной работе - Н. Новгород 2000 г. - 252с.
- В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич «Прогулки в природу». М.: «Просвещение». 2002 - 112с. I
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План -конспект занятия по описанию картины «Отдых на даче» с детьми старшего дошкольного возраста
Данная разработка поможет в работе воспитателю при проведении занятия по развитию речи, также студентам педагогического факультета...
Методические рекомендации к организации беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Украина»
Формирование представлений об украинском народе, его быте и культуре; развитие памяти, словарного запаса, познавательного интереса, воображения и фантазии....
Рекомендации по проведению самомассажа с детьми старшего дошкольного возраста
Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, им...
Рекомендации по проведению самомассажа с детьми старшего дошкольного возраста
Рекомендации по проведению самомассажа с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект организации и проведения ОД: ОО «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) с детьми старшего дошкольного возраста "Летний отдых"
Способствовать созданию в сюжетном рисунке детьми шестого года жизни образа летнего отдыха детей в парке и в лесу....
Методические рекомендации по работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста
Цель рекомендаций – показать систему работы по выявлению одарённых дошкольников и последовательность работы с одарёнными детьми.Задачи: Разработать систему диагностики и развития предпосыло...
Методические рекомендации по заучиванию стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста
Актуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка являе...
Комментарии
АКТИВНЫЙ ОТДЫХ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА