Физкультура может быть интересной!
консультация
Актуальность проблемы физического развития дошкольников. Конспекты занятий по возрастным группам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Физкультура может быть интересной!
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно тогда закладываются основы правильного физического развития, формируются двигательные способности и интерес к занятию спортом.
Физическое воспитание, среди многих факторов влияющих на здоровье детей, занимает важное место.
Множество литературных источников повествуют нам о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в детских учреждениях.
Занятия в объёме программы по физической культуре направлены на освоение определённого объёма двигательных навыков и не способствуют эффективному развитию основных двигательных качеств дошкольников, так установлено исследованиями Е. А. Пимоновой.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» неизбежно ведет к единообразию форм и методов воспитания и обучения, ориентирована на определённый стандарт в воспитании, игнорируя индивидуальные качества и особенности ребёнка, отмечает А. Б. Лагутин.
Исходя из этого, актуальными являются задачи, связанные с поиском интересных форм, методов, средств физического воспитания.
Физкультурные занятия могут проводятся в разных формах, но главное, чтобы они отвечали следующим задачам:
- укрепление здоровья детей, повышения умственной и физической работоспособности;
- гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата;
- формирование правильной осанки;
- совершенствование двигательных навыков;
- воспитание интереса и потребности в физических занятиях;
- развитие психических способностей и эмоциональной сферы.
Разнообразие форм и методов проведения занятий повышает интерес, увлекает ребёнка к выполнению заданий. Это могут быть познавательные занятия, сюжетные, логоритмика, аэробика. Чтобы увлечь детей, повысить их настроение, очень важно проводить занятия под музыкальное сопровождение. По данным научно-методической литературы, звуки океанских волн, моря, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, развитию психических способностей.
Сюжетные физкультурные занятия
КОЛОБОК
(средняя группа)
Задачи: учить пролезанию в обруч боком, не задевая верхний край; упражнять в равновесии и пряжках.
Пособия: обруч на стойке, мячи, гимнастическая скамья (высота – 20 см)
Ход занятия
- Вводная часть.
Сказка-сказка-прибаутка, Ходьба в колонне по одному
Рассказать её - не шутка. Ходьба с высоким подниманием колен.
Чтобы сказочка сначала, Ходьба на носках.
Словно реченька журчала, Бег в колонне.
Чтоб в конце ни стар, ни мал Ходьба обычная.
От неё не задремал. Дыхательные упражнения.
Построение в звенья.
- Основная часть
- Общеразвивающие упражнения (с мячами)
Жили-были дед да баба на полянке у реки.
И.п. – о.с., мяч за спиной.
Выполнение упражнений: на счет 1-2 – наклон головы вправо, влево, на счет 3-4 – и. п.- повторить 6 раз.
И любили они очень на сметане колобки.
И.п. – в полуприседе, мяч за спиной.
Выполнение упражнений: на счет 1-2 – передать мяч из руки в руку, на счет 3-4 – и.п.- повторить6 раз.
Хоть у бабки мало сил – бабка тесто замесила.
И.п. – мяч впереди, пружинка.
Выполнение упражнений: на счет 1-2 – мяч вверх, на счет 3-4 – и.п., 5-6 – полуприсед, мяч вниз, 7-8 – и.п. - повторить 6 раз.
Ну, а бабушкина внучка колобок катала в ручках.
И.п. – стоя на коленях, мяч внизу, сед на пятках.
Выполнение: на счет 1-2 – прокатить мяч вперед, на 3-4 – прокатить мяч вправо, 5-6 – влево,7-8 – и.п.- повторить 6 раз.
Но солёный, а не сладкий.
И.п. – сед руки врозь, мяч внизу.
Выполнение упражнений: на счет 1-2 – положить мяч справа, на счет 3-4 – наклон вперёд, 5-6 – взять мяч, 7-8 – и.п.
То же в левую сторону.
Повторить по 4 раза в каждую сторону.
Очень круглый, очень вкусный,
Даже есть его мне грустно.
И.п. – сед ноги врозь, мяч внизу.
Выполнение упражнений: на счет 1-2 – подбросить мяч, на счет 3-4 – поймать мяч – повторить 10 раз.
Мышка серая бежала,
Колобочек увидала.
Ой, как пахнет колобочек,
Дайте мышке хоть кусочек.
И.п. – мяч на полу.
Выполнение упражнений: на счет 1-4- обежать 3 круга вокруг мяча, 5-8 ходьба на месте – повторить 4 раза.
- Основные движения.
С колобком забот немало,
Не лежится на боку,
Может в лес он укатиться.
Вдруг там съест его лисица?
Пролезание в обруч правым и левым боком, не задевая верхний обод и не опираясь руками об пол, - повторить 2 раза.
Колобочек побежал,
По мосточку поскакал.
С колобком забот немало,
Скачет, глупый, где попало.
Ходьба по гимнастической скамейке с прокатыванием мяча – повторить 2 раза.
Вот присел он на полянку –
Зайка ждет там спозаранку.
В барабан он громко бьёт.
В чехарду играть зовёт.
Прыжки на двух ногах через мячи (5-6 штук) –повторить 2 раза.
- Подвижная игра «Зайцы и волк»
На одной стороне зала – волк. На другой стороне – все дети. Дети проговаривают слова и выполняют действия в соответствии с текстом:
Скачут зайцы –
Скок-скок-скок-
На зелёный на лужок.
Дети прыгают на двух ногах с продвижением вперёд, травку щиплют, кушают (имитируют движения), осторожно слушают (встают и поднятыми руками «делают заячьи ушки, шевеля руками) – не идет ли волк? Волк старается дотронуться до кого-нибудь рукой. До кого дотронулся, тот отходит в сторону.
Игра повторяется 2-3 раза.
- Заключительная часть.
Всякой сказке бывает конец.
А кто участвовал в ней – молодец!
Спокойная ходьба по залу.
ЦВЕТЫ
( старшая группа)
Задачи: учить прыжкам через скакалку; упражнять в пролезании, прыжках, сохранении равновесия, воспитывать бережное отношение к природе, чувство товарищества.
Пособия: гимнастическая скамья (высота – 35 см), 2 дуги (высота 50 см), куб (высота – 30 см), скакалки по количеству детей.
Ход занятия
- Вводная часть.
Темным лесом, светлым лугом
Обычная ходьба.
Мы шагаем друг за другом.
Чтоб цветочки не помять,
Нужно ножки поднимать.
Ходьба с высоким подниманием колена. Ходьба друг за другом.
Меж деревьев мы шагали –
Ходьба «змейкой»
Вдруг мы поле увидали!
Если только вы бы знали –
Как мы быстро пошагали.
Ходьба в быстром темпе.
Ищем мы цветочки,
Чтоб сплести веночки.
Ходьба врассыпную с приседаниями.
Вот букет огромный вскоре мы набрали.
Ходьба друг за другом
И ковёр огромный на лугу соткали.
Построение в круг.
- Основная часть.
- Общеразвивающие упражнения
- «Цветы распускаются» - «Наши нежные цветы распускают лепестки»
И.п. – стойка на носках, руки вверх, руки соединены тыльными сторонам кистей.
Выполнение: на счет 1 – руки в стороны, на счет 2 – и.п.
Повторить 8 раз.
- «Цветы колышутся» - «Ветерок чуть дышит и цветы колышет».
И.п. – стоя на коленях.
Выполнение: на счет 1-2 – руки поднять вверх, на счет 3-6 – наклоны туловища и рук из стороны в сторону, на счет 7-8 – и.п.
Повторить 8 раз.
- «Цветы устали» - «Вот цветочки все устали, лепестки позакрывали»
И.п.– сед с прямыми ногами.
Выполнение: на счет 1-2 – руки –руки в стороны, на счет 3-4 – руки к носкам ног, на счет 5-6 – руки в стороны, на счет 7-8 – и.п.
- «Цветы заснули» - Тихо-тихо засыпают, стебелечки наклоняют»
И.п. – сед ноги врозь, руки вдоль туловища.
Выполнение: на счет 1-2 – лечь на спину, на счет 3-4 – и.п. 4 раза.
- «Одуванчик» - «Есть такой цветок – круглый как венок. На него подуть слегка – осталась ножка от цветка»
И.п. – сед с прямыми ногами, руки в упоре сзади.
Выполнение: на счет 1-2 – ноги согнуть в коленях, обхватить руками, голову наклонить, на счет 3-4 и.п. 8 раз
- «Чертополох» - «На лугу среди букашек поднялся переполох. Постоянно всем мешает великан-чертополох»
И.п. - лёжа на животе.
Выполнение: на счет 1-2 – поднять голову и плечи, руки в стороны, на счет 3-6 – круговые движения руками назад, на счет 7-8 – и.п. 6 раз
- «Налетел ветер» - «Вдруг подул ветерок, закачались цветки, зашумели лепестки, задрожали стебельки»
И.п. – о.с.
Выполнение: на счет 1-4- прыжки на двух ногах (руки вверх – в стороны), на счет 5-8 – ходьба на месте. 8 раз
- «Подуем на одуванчик» - упражнение на дыхание. 2 раза.
- Основные движения.
- «Ветер затихает, чуть цветы качает».
Ходьба по гимнастической скамейке (высота – 35 см), руки в стороны. 2 раза.
- «Вырос в поле василёк – ярко-синий огонёк»
Пролезание под двумя дугами в прямом направлении. 2 раза
- «На зелёной хрупкой ножке вырос шарик у дорожки».
Балансирование на кубе (высота- 30 см), руки в стороны. 2 раза.
- «На зелёненьких шнурочках
Висят белые звоночки».
Прыжки через скакалку на двух ногах на месте.
- Подвижная игра «Кто больше соберет цветов»
Условия игры. Под музыку дети бегают, прыгают, остановка музыки – сигнал для сбора цветов. Дети ходят по «полю» и приседают, «собирая цветы».
- Релаксация под музыку «На полянке».
На полянке у реки
Собрались в кружок цветы.
Желтые и синие,
Белые и красные,
До чего ж чудесные,
До чего прекрасные!
- Заключительная часть.
Шли мы лугом по тропинке,
Видим – шарик на травинке.
Ходьба друг за другом с выполнением упражнений для рук – руки вверх, кисть в «замок» - покружиться.
И совсем не горячи
Солнца яркие лучи.
Голова на ножке,
В голове горошки.
Ходьба друг за другом, руки в стороны, руки за голову.
ПОЛЁТ НА ЛУНУ.
(подготовительная группа)
Программное содержание: учить сохранять статическое равновесие, упражнять в прыжках, ходьбе по канату, метании; развивать глазомер; упражнять в лазании по гимнастической скамейке, не пропуская реек.
Пособия: куб (высота 30 см), 6 обручей, канат, мешочки с песком по количеству детей, гимнастическая стенка.
Ход занятия
Вводная часть.
Построение в три звена.
Все в колонну становись! Ходьба в колонне по одному.
Подготовка к полёту началась!
Ровным кругом друг за другом
Дружно, весело шагаем, Ходьба, высоко поднимаем колени.
Выше ноги поднимаем. Ходьба обычная.
Врассыпную мы пойдём. Ходьба врассыпную.
Ходьба обычная.
Змейкой, шагом и бегом. Ходьба змейкой, бег змейкой.
Приставным галопом, шагом. Ходьба приставным боковым шагом.
Бег приставным галопом.
Скрестно, с выпадами, рядом Ходьба скрестным шагом.
Ходьба с выпадами.
Ходьба обычная.
- Основная часть.
- Общеразвивающие упражнения
- «Проверим ремни». – «Раз- два- три, ремни прикрепи!»
И.п. – стоя на коленях, руки на поясе.
Выполнение: на счет 1-2- руки в стороны – назад, сед на пятках, на счет 3-4 – и.п. 10 раз
- «Подышим поглубже при вздохе». – «Ракета, ввысь лети! Космонавт, глубже дыши!»
И.п. – сед с прямыми ногами, руки на колени.
Выполнение: на счет 1-2- руки в стороны – назад, туловище слегка назад, на счет 3-4 – и.п. 10 раз
- «Посмотри в иллюминатор». – «Посмотри в иллюминатор, друг! Глянь, сколько звёзд сияет вокруг!»
И.п. – сед ноги врозь, руки вперёд.
Выполнение: на счет 1, 3 – поворот туловища вправо (влево), руки вправо (влево), на счет 2, 4 – и.п.
- «Состояние невесомости» - «В воздухе как ласточки, мы парим. Из отсека в отсек в корабле мы летим».
И.п. – лёжа на животе, руки в стороны.
Выполнение: на счет 1-2- приподнять голову, ноги, руки, на счет 3-4 – и.п.
- «Пытаемся сесть в кресло». «Садимся мы в кресло с огромным трудом. В 100 раз нам труднее держаться в нем».
И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища.
Выполнение: на счет 1-2- сед с прямыми ногами, руки внизу, на счёт 3-4 – и.п. 8 раз.
- «Разминка». – «Вот опускаемся. Уже на Луне. Размяться перед выходом нужно мне».
И.п. – ноги врозь, руки в стороны.
Выполнение: на счет 1-2- выпад вправо, коснуться правой рукой носка правой ноги, на счет 3-4 – и.п, на счет 5-6 выпад влево, коснуться левой рукой носка левой ноги, на счет 7-8- и.п. 8 раз
- «Радость прибытия». – «Радостью охвачена детвора: вот она под нами - Луна!»
И.п. – ноги вместе, руки на поясе.
Выполнение: на счет 1-4 прыжки на двух ногах на месте, на счет 5-8 ходьба на месте. 8 раз
- Основные движения
- Много неизведанного на пути! Прежде чем использовать – погляди!»
Статическое равновесие на кубе на одной ноге, другая нога – назад, руки вперёд. 2 раза
- «С камушка на камушек мчится вскачь, прыгнем повыше мы, словно мяч!»
Прыжки и обруча в обруч (5-6 штук) на двух ногах. 2 р.
- «Пропасти и рытвины на пути своём мы преодолеваем, через них пройдём»
Ходьба по канату боковым приставным шагом, носки на канате, пятки на полу. 2 раза
- «Нет ли опасности впереди? Надо проверить нам по пути».
Метание мешочков с песком вдаль правой и левой рукой. 2 раза
- «По лунным горам друг за другом ползём. Быть может мы новое что-то найдём».
Лазание по гимнастической стенке, переход по 4-ре рейке на другой пролёт, спуск. 2 раза
- Подвижная игра «Земляне и инопланетяне».
Условия игры. Дети делятся на две команды: землян и инопланетян (земляне – на одной половине зала в ракете, инопланетяне – на другой половине – в пещере). Музыка играет – дети бегают. Музыка замолкает – земляне ловят инопланетян, затем наоборот. Убегая, земляне должны успеть в ракету, а инопланетяне - спрятаться в пещере.
- Релаксация «Парим в космосе»
Мы друзей хороших на Луне нашли,
Приглашаем в космос их и летим.
Мы парим, как ласточки, в вышине,
Звёздами любуемся в тишине.
Ветерок-проказник прилетел,
Опустив на землю нас, нежно шелестел.
III. Заключительная часть.
И опять в ракету мы спешим,
На свою планету мы полетим.
Руки поднимая вверх-назад,
Вот по трапу вверх идет отряд.
Ходьба обычная с выполнением упражнений для рук: вверх, назад, вперёд, вниз.
Литература:
- Волина В. Учимся играя [Текст ] / В. Волина. – М.: Просвещение, 1994
- Глазырина, Л. Физическая культура дошкольникам [Текст ] / Л. Глазырина. – М.: ВЛАДОС, 2001.
- Подольская Е. И. Необычные физкультурные занятия для дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка?
Статья о значимости игры в жизни дошкольника. Выполнена на основе собственного опыта и с использованием некоторых источников....
Проект « Обычное может стать интересным».
Актуальность: В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкол...
« Обычное может стать интересным».
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте...
Конспект совместной деятельности по ОБЖ в подготовительной группе. Тема: "Внешность человека может быть обманчива быть обманчива. Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице".
Конспект совместной деятельности по ОБЖ в подготовительной группе....
Физкультура для малышей должна быть интересной.
Всем нам хорошо известно, что каждый родитель хочет видеть своего ребёнка счастливым и здоровым. Мы все прекрасно знаем и понимаем, как важна физкультура для укрепления здоровья каждого ребёнка начина...
Физкультура должна быть интересной! Играем в хоккей!
Все родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Каждому известно, как важны для укрепления здоровья ребенка занятия физкультурой и спортом. Поэтому зачастую при выборе детского сада для...
Физкультура должна быть интересной!
Консультация для родителей...