Комплекс артиикуляционной гимнастики
учебно-методический материал (старшая группа)

Комплекс артикуляционной гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Артикуляционная гимнастика31.67 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексы артикуляционной гимнастики.

Утро с котиком Рыжиком.

Котик Рыжик утром встал,

Чистить зубки побежал.

Вправо- влево, вправо-влево –

Чистим зубки мы умело.

Пополощем ротик,

Как чистюля Котик.

Рыжик наш расческу взял

И расчесываться стал.

Мы за ним не отстаем –

Все покажем язычком.

Дальше по порядку

Делаем зарядку!

Рыжик спинку выгибает,

Рыжик спинку прогибает.

А теперь язык наш – мяч.

Начинаем футбольный матч!

Гол забили мы! Ура!

Вот и завтракать пора:

Котик нам напек блины,

Со сметаною они.

Дети потягиваются.

В улыбке открыть рот и кончиком языка сильно “почистить” за нижними зубами вправо-влево 5-6 раз, затем за верхними зубами 5-6 раз.

Имитация полоскания рта.

В улыбке закусить язык зубами, “протаскивать” язык между зубами вперед-назад.

Улыбка, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, спинку языка выгнуть, удерживать под счет до восьми.

Открыть хорошо рот, поднять язык за верхние зубы.

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались “мячики”.

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на

Как сметану любит Котик?

Оближи скорее ротик.

А теперь чаек попьем,

Чай мы в чашечку нальем.

Рыжик сыт, Рыжик рад!

Рыжик любит всех ребят!

нижнюю губу и удерживать под счет до пяти.

Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, затем нижнюю губу.

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу, загибая боковые стороны язычка в виде чашечки.

Ритмично хлопать в ладоши.

Котик Рыжик в детском саду

Котик Рыжик стал скучать –

Не с кем дома поиграть.

Чтоб друзей себе найти,

Надо в детский сад пойти!

Рыжик лапки причесал,

Язычком их облизал,

Влево-вправо потянулся

И конечно улыбнулся.

Мяу! Мяу! Малыши!

Веселимся от души!

Мы достанем с верхней полки

Наш веселый, звонкий мяч. Покатаем мяч по полю,

А потом помчимся вскачь!

Круглый обруч мы возьмем

И крутить его начнем.

А теперь, мои ребятки,

Поиграем с вами в прятки!

Рыжик целый день играл,

Дети зевают.

Улыбаются.

“Протаскивают” язык между зубами вперед-назад.

Облизывают рот по часовой стрелке.

Сильно высовывают язык то вправо, то влево.

Улыбаются.

Хлопают в ладоши.

Тянут кончик языка вверх к носу.

Рот, закрыть, кончик языка с напряжением упирать о в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались “мячики”.

Быстрые движения кончиком языка вверх-вниз.

Округляют рот, словно произнося букву “о”.

Показывают язык, затем быстро прячут его за зубами несколько раз.

Только к вечеру устал.

Дома на кроватке

Спит котенок сладко.

Дети потягиваются.

Дети кладут руки на сложенные ладошки.

Котик Рыжик зимой

Раз – два – три – четыре – пять,

Будем с Рыжиком гулять!

Раз – два – три – четыре,

Рот откроем мы пошире.

Пожевали,

Постучали

И с котенком побежали.

Кот снежинки ртом ловил,

Влево, вправо он ходил.

Скучно Рыжику, ребятки!

Поиграем с ним мы в прятки.

Рыжик прятаться устал,

Рыжик – ух! – сердитым стал.

Мы погладим котика,

Все покажем ротиком.

Широко раскрыть рот, подержать раскрытым несколько секунд.

Жевательные движения с закрытым ртом.

Постучать зубами.

Движение языком вперед-назад.

Ловить ртом воображаемые снежинки.

Движение языком вправо-влево.

То втягивать губы внутрь рта, то высовывать вперед узкий напряженный язык.

Выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

Упражнение “Расчесочка”.

Пальчиковая сказка “Рукавичка”

Из-за леса, из-за гор

Топал дедушка Егор.

Очень он домой спешил –

Рукавичку обронил.

Мышка по полю бежала,

Рукавичку увидала.

– Кто, кто здесь живет?

Мышку здесь никто не ждет?

Стала жить-поживать,

Звонко песни распевать.

Зайка по полю бежал,

Рукавичку увидал.

– Кто, кто здесь живет?

Звонко песенку поет?

Мышка зайку пригласила,

Сладким чаем напоила.

Зайка прыг, зайка скок,

Вкусных пирогов напек.

Как по полю шла лисичка,

Увидала рукавичку.

Дети шлепают ладошками по коленям.

Показывают обратную сторону ладони с вытянутым вверх большим пальцем – жест “Рукавичка”.

“Бегают” пальчиками одной руки по другой руке.

Жест “Рукавичка”.

Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Грозят пальцем.

Хлопки.

Жест “Зайчик”.

Жест “Рукавичка”.

Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Хлопки.

Зовут, жестикулируя правой рукой.

Вытягивают вперед руки, ладошки складывают в виде чашечки.

“Пекут” пирожки.

Мягкие движения кистями рук.

Жест “Рукавичка”.

– Кто, кто здесь живет?

Звонко песенку поет?

И лисичку пригласили,

Пирожками угостили.

Стала жить там поживать,

Пол метелкой подметать.

Мишка поп полю гулял,

Рукавичку увидал.

– Кто, кто здесь живет?

Звонко песенку поет?

Звери испугались,

В страхе разбежались.

Стучат правым кулачком по левой ладошке

Хлопки.

Мягкие движения кистями рук.

“Пекут” пирожки.

Движения руками влево-вправо.

Стучат кулачками по коленям.

Жест “Рукавичка”.

Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Хлопки.

Сжать пальцы рук “в замок”.

Развести руки в стороны.

М у з ы к а л ь н ы й р у к о в о д и т е л ь. Грустно стало мишке. Он так хотел попробовать пирожки! Ребята, а с какой начинкой вы любите пирожки?

Комплексы игрового массажа с пением.

Птичка.

Упражнение начинается в тональности до мажор, каждый последующий куплет – на одну ступень выше. Дети легко массируют указанные точки указательным пальцем, пропевая текст.

  1. На березовую ветку

Птичка прилетела.

Села, посидела,

Песенку запела:

– Чив-чив! Тю-тю-тю!

Тирли-тирли! Лю-лю-лю!

Дети легко массируют точку зоны №1.

Машут “крылышками”.

Хлопают в ладоши.

  1. И на веточку повыше

Птичка прилетела.

Села, посидела,

Песенку запела:

– Чив-чив! Тю-тю-тю!

Тирли-тирли! Лю-лю-лю!

  1. Еще выше на березку

Птичка прилетела.

Села, посидела,

Песенку запела:

– Чив-чив! Тю-тю-тю!

Тирли-тирли! Лю-лю-лю!

  1. Вот на самую верхушку

Птичка прилетела.

Села, посидела,

Песенку запела:

– Чив-чив! Тю-тю-тю!

Тирли-тирли! Лю-лю-лю!

Массаж зоны №2.

Машут “крылышками”.

Хлопают в ладоши.

Массаж зоны №8.

Машут “крылышками”.

Хлопают в ладоши.

Массаж зоны №7.

Машут “крылышками”.

Хлопают в ладоши.

Гусенок Тимошка

Гусенок Тимоша пошел погулять,

Зеленой и сочной травы пощипать.

Гусенок: “Га-га!”

Веселый всегда,

Он травку пошел пощипать.

Гусенок Тимоша пошел на лужок,

Увидел красивый и вкусный цветок.

Шлепают ладошками по коленям.

Щиплют пальцами мочки ушей.

Показывают пальцами рук “клювики”.

Хлопают.

Щиплют пальцами мочки ушей.

Шлепают ладошками по животу.

Гладят шею сверху вниз.

Гусенок: “Га-га!”

Веселый всегда,

Уж очень был вкусный цветок!

Гусенок Тимоша на речку пошел,

В высокой осоке лягушку нашел.

Гусенок: “Га-га!”

Лягушка: “Ква-ква!”

Подружку себе он нашел.

Показывают пальцами рук “клювики”.

Хлопают.

Делают круговые движения по животу.

Шлепают ладошками по груди.

Щиплют щеки.

Показывают пальцами рук “клювики”.

Качают ладонями с растопыренными пальцами.

Хлопают.

Осень.

Ходит осень по тропинке,

Разукрасила осинки,

Огонечками зажгла

Стройные рябинки.

Осень не одна пришла –

Дождь с собою привела.

Он стучит по лужам звонко

И смеется как девчонка!

Рядом веет ветерок,

Непоседливый дружок:

То помчится всех быстрей,

То уснет среди ветвей.

Плавно ведут пальчиками по лицу.

“Рисуют” пальцами глаза, брови, нос.

То же самое, но легко барабаня пальцами.

“Отряхивают” лоб, виски, щеки.

Спиралевидные движения указательным пальцем по лицу.

Мягко гладят лицо.

Дождь

(французская песенка)

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам!

Гром! Гром! Как из пушек!

Нынче праздник у лягушек.

Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят,

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин.

“Бегают” пальчиками по лицу.

Барабанят пальчиками по лбу , щекам.

Хлопают в ладоши.

Изображают руками “крышу” над головой.

Гладят себя по лицу.

Проводят большими пальцами по крыльям носа.

Речевые игры со звучащими жестами

Солнышко

Солнышко, солнышко,

Выгляни в оконышко.

Твои детки плачут,

По камушкам стучат.

Ритмичные хлопки.

Притопы.

Легкие прыжки с хлопками.

Листопад

Осень, осень! Листопад!

Лес осенний конопат.

Листья рыжие шуршат

И летят, летят, летят!

Ритмичные хлопки.

Щелчки пальцами.

Трут ладошкой о ладошку.

Качают руками.

Дождь

Дождь, дождь, дождь с утра.

Веселиться детвора!

Шлеп по лужам,

Шлеп-Шлеп.

Хлоп в ладоши,

Хлоп-хлоп.

Дождик нас не поливай,

А скорее догоняй!

Хлопки чередуются со шлепками по коленям.

Легкие прыжки на месте.

Притопы.

Хлопки.

Грозят пальцем.

Убегают от “дождика”.

Фома

Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

Тимоша – на кошке

По кривой дорожке.

Фома песенки поет,

Тимка семечки грызет.

Ехали, ехали,

В темный лес заехали.

В лесу мишка сидит,

И на нас рычит:

– Р-р-р-р!

Притопы с хлопками.

Шлепки по бедрам.

Щелчки.

Показывают руками кривую дорожку.

“Пружинка с хлопками”

Кружатся дробным шагом.

Присаживаются на корточки.

Убегают от “Мишки”.

Снег

Как на горке – снег, снег,

Поднимают руки вверх, два хлопка.

И под горкой – снег, снег,

И на елке – снег, снег,

И под елкой – снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!

Приседают на корточки, два шлепка.

Поднимают руки вверх, два хлопка.

Приседают на корточки, два шлепка.

Притопы.

Произносят шепотом, указательный палец возле губ.

Пчелы водят хоровод

Водят пчелы хоровод –

Брум, брум.

В барабан ударил кот –

Трум, трум.

Стали мыши танцевать –

Тир-ля-ля.

Так что начала дрожать

Вся земля.

Дети топают на месте.

Хлопки “тарелочками”.

Имитируют пальцами игру на барабане.

Стучат кулачком о кулачок.

Выставляют ногу на пятку.

Кружатся дробным шагом.

Хлопают в ладоши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...

Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.

Закаливающие мероприятия   Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.   Закаливание - это активный процесс, предста...

Комплекс пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление...

Комплекс пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей старшей группы

Комплекспальчиковой гимнастики,артикуляционной гимнастики,дыхательной гимнастикидля детей старшей группы...

Артиикуляционная гимнастика в домашних условиях

Артиикуляционная гимнастика в домашних условиях...

Комплексы утренней гимнастики в средней группе (Л. И. Пензулаева ФГОС Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)

Комплексы утренней гимнастики в средней группе(Л. И. Пензулаева ФГОСОздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)...

Комплексы утренней гимнастики в средней группе (Л. И. Пензулаева ФГОС Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)

Комплексы утренней гимнастики в средней группе(Л. И. Пензулаева ФГОС Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)  СентябрьКомплек...