"Создание условий для двигательной активности дошкольников".
статья

Колдина Лариса Викторовна

Для каждого возрастного периода существует свой оптимальный уровень двигательной активности, но в дошкольном возрасте в связи с интенсивным обменом веществ и пластическими процессами роста потребность в движении особенно высока....

Скачать:


Предварительный просмотр:

Колдина Л.В. – воспитатель МБДОУ

«Детский сад компенсирующего вида N 137», г. Саратов.

Создание условий для двигательной активности дошкольников.

Дошкольный возраст является периодом наиболее быстрого развития и функций организма ребенка. Крепкий, полноценно физически развивающийся ребенок меньше подвержен заболеваниям, а, заболев, справляется с ними с меньшими отрицательными последствиями. Поэтому создание всех необходимых условий для укрепления здоровья и правильного развития организма детей дошкольного возраста – задача первостепенной важности.

Одним из условий нормального роста и развития ребенка, повышения сопротивляемости его организма, является достаточная двигательная активность. Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения детского организма оказывает воздействие на рост и развитие нервно – психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка.

Для каждого возрастного периода существует свой оптимальный уровень двигательной активности, но в дошкольном возрасте в связи с интенсивным обменом веществ и пластическими процессами роста потребность в движении особенно высока.

Недостаточный объем двигательной активности в дошкольном возрасте может привести к ранним отклонениям осанки, косоглазию, плохо сформированной стопе и другим заболеваниям.

Анализ практики работы в дошкольных учреждениях показывает, что последние годы отмечается уменьшение удельного веса движений в общем режиме дня. Это отрицательно сказывается на формировании всех систем и понижает защитные силы детского организма, поэтому так важен оптимальный двигательный режим, в котором бы удовлетворялась естественная и достаточная потребность ребенка в движении.

Педагогика рассматривает активность как деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества.

Выделяют несколько видов активности: надситуативная, познавательная, общественная, творческая и умственная. Уровнем предметной, социальной и двигательной активности психологи объясняют существенную часть индивидуальных различий детей дошкольного возраста.

Ведущей для детей дошкольного возраста является двигательная активность – одна из основных форм растущего организма и важнейшее условие его жизнедеятельности.

Известно, что двигательная активность организма представляет собой биологический показатель, обусловленный особенностями развития и состояния ребенка. Для живого организма характерна потребность в движении, необходимом для поддержания нормального уровня обмена веществ. В дошкольном возрасте потребность в движении особенно высока в связи с интенсивным обменом веществ и пластическими процессами роста.

По мнению некоторых авторов, двигательная активность является биологической потребностью ребенка, степень удовлетворения которой во многом определяет характер развития организма. В соответствии с концепцией «энергетического правила скелетных мышц» уровень обменных процессов и энергия формирования органов и систем в каждом возрастном периоде определяется объемом двигательной активности детей. Существует оптимальный уровень двигательной активности для каждого возрастного периода, поэтому уменьшение объема двигательной активности ведет к задержке роста и развития, а также к снижению рабочих и адаптационных возможностей развития организма.

Двигательная активность, как удовлетворенная потребность в движении, является важнейшим условием нормального развития ребенка, важнейшей формой жизнедеятельности растущего организма. Потребность в движении нельзя рассматривать как функцию возраста, обусловленную соответствующими изменениями организма. Двигательная активность сильно варьирует в зависимости от особенностей физического воспитания, уровня двигательной подготовленности, условий жизни. От двигательной активности зависит развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, настроение и долголетие.

Двигательная активность обусловлена многими факторами:

1. социальными (режим дошкольного учреждения, профессиональная подготовленность воспитателя, постановка физического воспитания)

2. природными (климат, сезоны года)

3. биологическими (состояние здоровья, возраст, половые различия, функциональные особенности центральной нервной системы и высшей нервной деятельности)

В дошкольном возрасте не установлено существенных различий в двигательной активности мальчиков и девочек. Также установлено, что весной и летом дети двигаются больше, чем осенью и зимой. И все-таки большая или меньшая двигательная активность детей определяется, главным образом, предложенным двигательным режимом. На повышение двигательной активности оказывают влияние достаточная площадь для игр, правильное размещение оборудования и игрушек, новизна игровых и физкультурных пособий.

Недостаточный объем двигательной активности изменяет соотношение мышечной и жировой ткани в пользу последней, и масса нарастает за счет увеличения жироотделения. А дефицит мышечной массы при отсутствии достаточного объема движений приведет в дошкольном возрасте к ранним (начальным) отклонениям осанки, нарушениям мелкой моторики, плохо сформированной стопе, ОНР, слабости брюшных мышц, косоглазию.

Установлено, что при достаточном объеме двигательной активности происходят значительные изменения в функционировании сердечно-сосудистой системы: увеличивается удельный объем сердца, уменьшается частота сердечных сокращений, увеличивается физическая работоспособность ребенка).

Двигательная активность эффективно влияет на все психические процессы. Установлено, что упражнения для пальцев рук являются мощным стимулом для своевременного возникновения речи и дальнейшего ее совершенствования.

В состоянии пониженной двигательной активности снижается обмен веществ и объем информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов. Это ухудшает обменные процессы в тканях мозга, что приводит к нарушениям его регулирующей функции.

Двигательная активность, являясь незаменимым фактором жизни человека, оказывает наиболее благоприятное воздействие на растущий организм только в пределах оптимальных величин. Как недостаток, так и избыток движений приводит к патологическим сдвигам в организме. Данная концепция служит научной предпосылкой для разработки норм двигательной активности.

Общая цель оптимизации – выполнение предписанной задачи в заданных условиях ограничений. Задача оптимизации двигательной активности – благоприятное воздействие на растущий организм, укрепление здоровья, повышение работоспособности подрастающего поколения.

Ведущими критериями оптимизации являются: удовлетворение биологической потребности в движениях, соответствие функциональных возможностей неравномерно развивающимся системам растущего организма, учет условий окружающей среды.

Анализ практики дошкольных учреждений показывает, что в последние годы отмечается уменьшение удельного веса движений в общем режиме дня, что отрицательно сказывается на формировании всех систем, и несомненно, понижает силы детского организма. Оптимизация двигательного режима становится, таким образом, одним из элементов неспецифической профилактики острых  респираторных заболеваний (ОРЗ), не говоря уже об ее ведущей роли в воспитании здорового ребенка.

Понятие «двигательный режим» включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности в течение суток.

Учитывая индивидуальные особенности двигательной активности малышей, избирательное отношение к отдельным движениям, каждый раз приходится искать и новые возможности для оптимизации двигательного режима.  Поэтому необходимо знать некоторые правила его разработки:

1. общая продолжительность двигательной активности занимает не менее 60% периода бодрствования;

2. содержанием двигательного режима является двигательная деятельность, разнообразная по составу движений, физическим упражнениям;

3. определенная часть двигательного режима, в которую входят как физические упражнения, специально подобранные для формирования систем и функций организма, так и коррекционная работа, которые проходят через индивидуальные и организационные формы работы;

4. периоды активности чередуются со «спокойными» видами деятельности;

5. каждому ребенку необходимо дать возможность двигаться самостоятельно.

Все формы организации физического воспитания в единстве представляют суммарную физическую нагрузку за день, которая должна отвечать индивидуальным возможностям детей.

Нагрузка распределяется в течение дня с учетом времени, наиболее естественного для той или иной деятельности, носит волнообразный характер.

Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки (с 10 до 12 часов). Однако в те дни, когда проводятся физкультурные занятия, для прогулки подбираются более спокойные виды деятельности.

Следует осторожно подходить к физическим нагрузкам после дневного сна. В то время нецелесообразны организованные физические упражнения. Лучше всего предоставить детям возможность двигаться самостоятельно, создав для этого условия.

Обязательна умеренная и целесообразная двигательная деятельность до завтрака и перед занятием, особенно если оно умственного характера.

У малоподвижных детей воспитывают интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделяется развитию двигательных умений и навыков. Малоподвижность следует рассматривать  как серьезный недостаток поведения ребенка. ЕЕ можно объяснить дефицитом условий для движений, слабыми двигательными возможностями.

Двигательный режим в детском саду складывается из организованной и самостоятельной двигательной деятельности. Самостоятельная деятельность составляет наибольшее время в режиме дня детей. Она является и наименее утомительной из всех форм двигательной активности.

При подборе игрушек-пособий учитываются не только возрастные особенности, но и конкретный двигательный опыт детей. Малыши каждодневно накапливают впечатления, а благодаря среде у них обогащается не только двигательный, но и сенсорный, исследовательский, игровой опыт.

Физкультурное оборудование должно включать элементы игрового материала. Это скорее физкультурно-игровое оборудование, дающее возможность ребенку свободного перехода от «чисто двигательной» деятельности к игровой и наоборот. Таким образом, создаются условия для наиболее полного самовыражения ребенка в его деятельности.

Подбирая оборудование для детей, следует придерживаться определенных правил: оно должно быть многофункциональным (служить для игр, движений, занятий), легко трансформируемым, прочным, безопасным. Хранится оборудование в доступном, удобном месте, так, чтобы его в любое время можно было внести в комнату или убрать.

Для активных действий ребенку нужны крупные игрушки, которые вовлекли бы в двигательный процесс весь его организм, ведь из литературы известно, что крупные двигательные процессы (макромоторные) преобладают над мелкими. Это обуславливается постепенностью развития детского костно-мышечного аппарата.

Значительный интерес в плане оптимизации двигательной активности детей через использование крупного игрового материала представляет набор «Мебель-игрушка». В чем его достоинства? Чтобы создать какую-либо постройку, ребенку необходимо наклоняться, поворачиваться, приседать, выпрямляться, передвигать детали и т.д. Следовательно, движения в играх не могут быть однообразными. Кроме того, игры с модулями дают возможность объединить в одну группу детей, различных по степени проявления двигательной активности. Предложенные воспитателем дополнительные атрибуты будут способствовать возникновению новых игр. Достаточно дать сидящему на кубе ребенку руль, и он уже становится летчиком или шофером. А новая игра – это всегда новое движение. Один из приемов повышения эффективности физкультурного оборудования – новизна, которая создается за счет смены переносного оборудования, размещения на стационарном и переносном оборудовании дополнительных деталей (навесных, приставных); объединения разных пособий в своеобразные комплексы (полосы препятствий, заборчики, домики).

Большие возможности для развития движений детей имеются на прогулке, особенно в весенне-летний период. Оборудуя участок, руководствуются максимумом двигательных возможностей детей. Помимо распространенных лестниц-стремянок необходимо иметь гимнастическую лестницу с закрепляющимися на разной высоте съемными и приставными скатами, досками, желобами разной длины и ширины. Дети выполняют на этих пособиях различные движения, входят, вбегают, скатываются, сбегают по наклонным доскам, прыгают по ним вверх и вниз, ползают, пролезают, перелезают, скатывают мячи. Можно придумать много вариантов размещения дополнительных деталей: сочетать пособия разной длины и ширины, размещать их в комплексе, на разной высоте, с разных сторон лестницы. Время от времени отдельные пособия (например, гимнастическую лестницу и горку, домик и стационарную гимнастическую скамейку) объединяют в один комплекс. Это создает впечатление постоянной новизны оборудования, вызывает у детей желание двигаться не по устоявшемуся трафарету. Здесь заложены огромные возможности для развития двигательных способностей детей.

Во время утреннего приема двигательная активность детей должна быть спокойной, поэтому пособия рассчитываются на умеренную, среднюю подвижность детей. Учитывается и еще одно обстоятельство: воспитатель занят приемом детей, он не может уделить  должного внимания организации двигательной деятельности воспитанников, поэтому преимущество отдается пособиям для простых, хорошо знакомых детям движений, не требующих страховки: шнур, скакалка, веревка, доска обычная, ребристая, наклонная, кубы, кегли, дуги и т.п.

В первой половине дня пособия даются детям перед занятиями и на прогулке. В этот период дети должны отдохнуть перед сидячими занятиями (в этом случае они лучше усвоят материал занятия), в значительной степени удовлетворить потребность в движении. У воспитателя есть возможность несколько больше, чем утром, уделить внимание организации двигательной деятельности. Движения детей в этот период предусматриваются более сложные, требующие специальной подготовки воспитателя.

Во второй половине дня двигательная активность детей организуется непосредственно после сна (в этом случае ее можно сочетать с воздушными ваннами), полдника, занятия, а также на прогулке. В этот период двигательная активность может быть подвижной, высокоэмоциональной, творческой. Хорошо предложить детям простые предметы, с которыми они могут много и по-разному двигаться. Многочисленные движения дети выполняют с мячами, обручами, разными по размерам, выполненными из разных материалов.

Все руководство занятиями строится на основе индивидуализации. Необходимо:

1. наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости оказывать помощь;

2. предусматривать каждому ребенку место для движений, чтобы никто не мешал, оберегать это пространство;

3. привлекать детей к размещению физкультурных пособий в группе, на участке, стимулируя этим желание выполнять те или иные движения;

4. снимать напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением; если ребенок затрудняется, выбрать пособие для движений, помочь вопросом, загадкой, советом;

5. пытаться без навязывания объединять в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, куклу, обруч, скакалку и т.п.) и показав варианты действий, если это необходимо;

6. при знакомстве с новой игрушкой показывать ее в первую очередь малоподвижным детям, сопровождая показ несложными активными движениями и перемещениями в пространстве, детям большой подвижности – движениями, требующими точности, сдержанности, осторожности (ходьба, бег, прокатывание мяча по ограниченной плоскости; все виды лазания и т.п.)

7. отдавать предпочтение пособиям и игрушкам, требующих активных действий; чаще менять их расположение, обеспечивать сменяемость не только в течение недели, но и дня;

8. никогда насильно не усаживать на место подвижного ребенка – необходимо с помощью сюжета внести в его бесцельную беготню целесообразность. («Мне кажется, ты едешь на машине? Но почему без руля? Твоей машине нужен настоящий руль, тогда ты будешь замечательным шофером, вот этот подойдет?»);

9. иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;

10. обыгрывать новые пособия и игрушки, показывая, как по-разному можно с ними действовать. Например, по доске ходить, бегать, прыгать, ползать, прокатывать машину, мяч; скакалку можно крутить вдвоем, делать из нее дорожку, круг, а затем выполнять разные движения, в том числе и с куклой; мяч – вращать на месте, прокатывать, подкидывать, бросать, отбивать, играть вдвоем и т.д.

Таким образом, особое, опосредованное руководство самостоятельной деятельностью может удовлетворить высокую потребность движений детей дошкольного возраста.

Используемая литература:

1. М.Ю.Картушина «Праздники здоровья для детей» Творческий центр     «Сфера». Москва.

2. В.М.Кузнецова «В поиске ради здоровья». Мурманск.

3. А.И.Буренина «Программа по ритмической пластике для детей» «Ритмическая мозаика» СПб.

4.О.Н.Козак  «Путешествие в страну игр» СПб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Создание условий для двигательной активности детей в детском саду"

Что такое двигательная активность. Виды двигательной активности. Планирование двигательной активности....

Создание условий для двигательной активности в детском саду. Консультация для воспитателей.

Материал призентации раскрывает понятие "двигательная активность", виды двигательной активности, представляет этапы планирования двигательной активности в течении дня; требования, предъявляе...

Опыт работы с родителями по созданию условий для двигательной активности детей на прогулочном участке.

опыт работы по физическому развитию на участке группы в различные сезоны....

Создание условий для двигательной активности детей среднего возраста

описание созданных в группе условий для двигательной активности...

"Создание условий для двигательной активности дошкольников с использованием подручного материала и нестандартного физкультурного оборудования"

Опыт работы по теме "Создание условий для двигательной активности дошкольников с использованием подручного материала и нестандартного физкультурного оборудования"...