Проект "Мы выбираем здоровье"
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №27 «Росинка» Ступинского муниципального района
Проект
«Мы выбираем здоровье»
Подготовили:
Филимошина В.Н.
Кондратьева Н.А.
воспитатели 2-ой группы раннего возраста №3
Ступино 2015
“Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы” .
В.А.Сухомлинский
Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению здоровья детей, к снижению их физического и умственного потенциала. Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических процессов и наличии тесной связи между показателями физических, психических и умственных качеств у дошкольников (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже; Г.А. Каданцева, 1993; А.С. Дворкин и Ю.К. Чернышенко, 1997).
Младший возраст – это период наиболее интенсивного развития организма ребенка, когда активно формируются разнообразные умения и навыки малыша. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека (И.А. Аршавский), вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Причины.
- В семьях наших воспитанников часто нарушается режим дня (в выходные и праздничные дни большинство детей не имеют дневного сна, сокращается ночной сон, в связи с просмотром телепередач), что создает предпосылки к перенапряжению нервной системы ребенка, а хроническое недосыпание отрицательно влияет на его физическое и нервно-психическое развитие.
- Родители одевают детей, не учитывая погодные условия, что также плохо сказывается на здоровье организма малышей.
- По результатам анкетирования родителей было выявлено, что 69% родителей не знают, как укреплять здоровье детей в домашних условиях.
Вышеперечисленные причины, показывают актуальность проблемы в укреплении здоровья детей в группе, а, также, активизации работы по взаимодействию с родителями в данном направлении.
Для решения выявленных проблем мы разработали долгосрочный проект “Мы выбираем здоровье”.
Участники: воспитатели, педагог-психолог, ст. медицинская сестра, инструктор по физ. воспитанию (плаванию), родители, дети первой младшей группы.
Цель: создание условий для полноценного сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей первой младшей группы в условиях ДОУ и семьи.
Задачи:
- создавать условия для психологического комфорта и сохранения здоровья детей в адаптационный период;
- создавать здоровьесберегающую среду (оборудование для двигательной активности детей, физического и психического развития, игровые развивающие зоны);
- дать первоначальные простейшие представления о здоровом образе жизни;
- формировать интерес к физической культуре и закаливанию;
- развивать жизненно необходимые двигательные умения и навыки каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями развития;
- формировать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей младшего возраста;
- воспитывать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.
Методы: наглядный, практический, игровой, словесный.
Приемы:
- игровой; игры-упражнения;
- показ действий (пример воспитателя);
- использование художественного слова;
- словесные указания (поручения);
- напоминание; поощрение.
Основные педагогические принципы: научности, последовательности, систематичности, принцип личностной ориентации и преемственности, наглядности, индивидуальности, гуманизации, позитивности.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный /15.10.15 – 31.10.15/
Виды деятельности:
- групповая консультация для родителей детей о целях и задачах внедряемого проекта;
- дидактическое и методическое оснащение проекта;
- создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.
2 этап - Практический (основной) /01.11.15. – 30.04.16/
Виды деятельности:
- использование здоровьесберегающих технологий;
- привлечение специалистов к работе по реализации проекта (педагога-психолога, ст. медицинской сестры, инструктора по физ. воспитанию и плаванию);
- мероприятия с родителями.
3 этап – Аналитический (заключительный) /май 2016/
Виды деятельности:
- анализ деятельности по результатам реализации проекта “Мы выбираем здоровье”;
- рекомендации родителям;
- трансляция данного педагогического опыта в СМИ и педагогических сообществах района, региона и РФ.
Риски:
- непостоянный состав детей, связанный с периодом адаптации;
- слабая заинтересованность детей и родителей.
Пути преодоления:
- индивидуальная работа с отсутствующими детьми;
- информирование родителей с помощью информационных стендов и индивидуальных консультаций;
- проведение мероприятий способствующих психологическому комфорту и сохранению здоровья детей.
Содержание работы по плану реализации проекта
Все формы работы с детьми проходят в игровой деятельности.
1. Адаптация к условиям ДОУ.
Формы работы:
- игры с детьми в адаптационный период;
- работа с родителями.
2. Формирование культурно-гигиенических навыков.
Формы работы:
- сюжетно-образные игры, игры - занятия на формирование культурно-гигиенических навыков;
- чтение детской литературы, стихотворений, потешек.
3. Организация физкультурно-оздоровительной работы.
Формы работы.
- Утренняя гимнастика.
- Физкультурные занятия и занятия с инструктором по плаванию.
- Подвижные игры.
- Прогулки.
- Физкультминутки.
- Пальчиковая гимнастика.
- Дыхательная гимнастика.
- Релаксация, элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты).
- Сон без маечек.
- Гимнастика после дневного сна.
- Строгое выполнение санитарно-гигиенического режима согласно требований и норм СанПиН 2.4.1.3049-13.
4. Совместная работа с педагогом-психологом.
Формы работы.
- Комплексные игровые упражнения.
- Упражнения на развитие психомоторики.
- Игры и упражнения в сенсорной комнате.
5. Совместная работа с медицинской сестрой.
Формы работы:
- контроль за развитием и здоровьем детей.
- отслеживание заболеваемости.
- витаминизация.
- профилактические прививки.
- назначение различных профилактических мероприятий и рекомендации.
- прохождение медосмотра детей ежегодно.
6. Работа с родителями
1 этап
Формы работы.
- Анкетирование родителей “Береги здоровье смолоду”.
- Родительское собрание “Давайте познакомимся”.
Один из вопросов на повестке - изучение запроса родителей по закаливанию детей в детском саду.
- Консультации ст. медицинской сестры:
«Как пойти в садик и не заболеть?»;
«Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад?»
- Консультации педагога-психолога:
«Меры облегчающие адаптацию»;
«Ребенок спокойно общается со взрослыми, но очень застенчив в обществе других детей. Как научить его не бояться?»;
«Как приучить ребенка спать днем».
2 этап
Формы работы.
- Консультация для родителей:
«Как одеть ребенка на прогулку».
«Приучение ребенка к опрятности»
- Папка-передвижка:
«Игры для профилактики плоскостопия».
«Закаливание детей».
- Мастер-класс “Пальчиковая гимнастика”.
Ожидаемые результаты:
1. У детей:
- снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;
- повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;
- сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни, полезных привычек.
2. У родителей:
- необходимый запас знаний, который поможет в вопросах – что, как, когда и почему надо делать с ребёнком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие;
- повышение активности родителей в использовании профилактических мероприятий, направленных на оздоровление детей.
Выводы.
В результате реализации проекта у детей наблюдается улучшение аппетита, качества сна, настроения, повысился познавательный интерес, появились зачатки осознанного отношения к физической культуре, повысилась самостоятельная двигательная активность (особенно в игровой деятельности), сформировались первоначальные культурно-гигиенические навыки, появилось стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Повысилась активность родителей в использовании профилактических мероприятий по оздоровлению детей.
Практическая значимость проекта очевидна – наблюдается снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей младшего возраста в условиях ДОУ и семьи. Учитывая положительные результаты, планируем продолжить данное направление педагогической деятельности.
Литература
1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просвещение, 2005.
2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка.- М.: Linkapress, 1993.
3. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.
4. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003. -№3.
5. Веракса Н.Е., Комарова Т.С, Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012.
6. Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет. Сфера. М., 2009.
7. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. — М.: АРКТИ, 2000.
8. Галанов А.С. Развивающие игры для малышей. – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА.
9. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам : мл. возраст / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2000.
10. Григорьева Г.Г., Кочеткова Н.П., Сергеева Д.В. Кроха. – М.: Просвещение, 2001.
11. Дорохина З. Охранять и укреплять здоровье детей – наша приоритетная задача. // Здоровье дошкольника. №4 – 2009.
12. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы. Программа социально-эмоционального развития детей. – М.: Дрофа, Дик, 1999.
13. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
14. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. - М.: Просвещение, 1978.
15. Сауко Т., Буренина А. Топ-хлоп, малыши. Россия, 2007.
16. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерикова С.Ю. Первые шаги. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2007.
17. Протченко Т.А., Семенов Ю.А. Примерная программа по плаванию для детей от 2 до 7 лет. Айрис-Пресс, 2003.
18. Фролова А.Н. Игры-занятия с малышами. - К.: Рад.шк, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Здоровый образ жизни" (В рамках проекта по приобщению детей старшего дошкольного возраста к ЗОЖ "Мы выбираем здоровье!")
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Им...
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни «Мы выбираем здоровье!»
. Выполняя проект, дети познакомятся с правилами организации здорового образа жизни, обеспечения безопасности жизнедеятельности, изучат организм человека. Кроме того, проект поможет детям сделат...
План – программа по приобщению семьи к здоровому образу жизни «Мы выбираем здоровье»
Проработав много лет в дошкольном учреждении и углубленно работая над темой "Здоровый образ жизни" ,я хотела бы поделиться с коллегами, в том числе с начиающими педагогами опытом своей работы. В данно...
Конспект занятия по программе "Азбука здоровья""Мы выбираем здоровье""
Задачи:- закрепить у детей знания особенностей своего организма;- формировать мотивацию здорового образа жизни;- помочь детям осознать личностную ценность здоровья....
Мы выбираем здоровье и здоровый образ жизни"
Здоровье - это состояние оптимальной работоспособности, эмоционального тонуса, творческой отдачи, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению зд...
Конспект занятия по формированию здорового образа жизни у детей подготовительной к школе группы №4 «Я выбираю здоровый образ жизни»
В данном конспекте представлены игровые ситуации с детьми старшего дошкольного возраста для понимания ЗОЖ в жизни каждого человека...