Выступление «Музыкотерапия в детском саду»
консультация

Ученые активно ищут бладотворные методы воздействия на организм человека. И вот одним из таких перспективных методов и является музыкотерапия, в основу которой входит система воздействия музыкальных волн  на поверхность тела и внутренние органы человека. Как это организовать с дошкольниками Вы узнаете, прочитав данный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vokaloterapiya.docx20.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад

«Музыкотерапия в детском саду»

 Ритмы современной жизни, её технологизация и компьютеризация, наряду с огромным количеством положительных воздействий на организм, негативно влияют на психику детей. Использование всевозможных гаджетов (мобильных телефонов, приставок) ведёт к недостатку двигательной активности, в связи с этим, мы педагоги, ощущаем с каждым годом в детских садах всё больше и больше детей с ярко выраженной гиперактивностью и психосоматическими заболеваниями. Проблема восстановления психического здоровья и развития психоэмоциональной сферы детей является одной из основных проблем 21 века.

Учёные активно ищут благотворные методы воздействия на организм человека. И  вот одним из таких, очень перспективных методов по восстановлению и укреплению здоровья  человека является  музыкотерапия в основу, которой входит система воздействия музыкальных волн на поверхность тела и внутренние органы.  Следует отметить, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году.

Лидерами российской школы  являются психологи С.В. Шушарджан и В.И.Петрушин, которые интенсивно изучают влияние музыки на организм человека.  Как же происходит воздействие музыки на организм? В нашем теле любой орган имеет свою вибрацию, свой «голос». Звучание больных органов отличается от звучания здоровых. Это звучание можно скорректировать, научив человека правильно петь.  Хорошие оперные певцы  -  люди физически здоровые и, как правило, долгожители. Когда человек «звучит», то, по разным оценкам, от 65 до 85 % звуковых вибраций его голоса идёт на внутренние органы (поглощается ими) и только 15-40 % -во внешнюю среду.  

 Здоровьесберегающий фактор определяет время, виды, формы и регламент  деятельности. Так как дошкольники  не способны долго удерживать внимание, находиться в одном положении, концентрироваться на выполнении однообразных учебных действий, основные виды деятельности на музыкальном занятии следует  чередовать с гимнастикой, массажем и т.д.

Желательно использовать на занятии 4-7 видов работы, где самым протяженным является вокальное исполнительство, охватывающее с перерывами в общей сложности две трети занятия.

 Воздействие гласных звуков на организм различно, поскольку для каждой гласной характерна своя амплитуда колебания голосовых связок. Пропевание одних гласных подзаряжает энергией, других – успокаивает, расслабляет, снимает напряжение, что является прекрасной профилактикой против стресса. Кроме того, каждый звук воздействует на определенный орган. Например, «А» положительно влияет на работу сердца, толстого кишечника, стимулирует энергетику.

«О» стимулирует работу печени;

«У» помогает стабилизировать эмоции, воздействует на психику;

«Е» воздействует на клеточном уровне, стимулирует регенерацию клеток;

«Э» помогает преодолеть комплекс неполноценности;

«И» улучшает работу головного мозга;

«Я» активизирует внутренние силы организма, иммунную систему;

«Ю» звук молодости, обновления, оказывает благотворное влияние на почки, кожу.

        Наиболее важны звуки «А» и «О», это доноры, дающие организму энергию.

Использование полного дыхания способствует достижению желаемого оздоровительного эффекта (диафрагмального – животом, а не плечами)

Очень эффективны для оздоровления звуковые игры с согласными. Игры со звуком «В» полезно выполнять при начинающемся насморке. «Закройте глаза, раскиньте руки и звучите, как самолет, который находится далеко, затем он приближается (звук становится громче), затем звучит очень громко, затем самолет удаляется». Или звуковая игра «Ветер», когда звучит «В», имитируя завывание ветра. Также можно поиграть со звуком «Ж» («Жуки»), с помощью которого можно снять кашель, или со звуком «З» - если болит горло. Снять усталость помогут игры со звуками «Тр-тр-тр» («Заводим мотор»), «Ш», который расслабляет, снимает напряжение («Сдуваем шарик»). Игры можно сопровождать движениями, что очень нравится детям. Мы тоже для распевания  используем  некоторые упражнения  из системы Емельянова такие как «Весёлые пчелки»,  «Алабамские индейцы», «Футбол»  и др. После того как пропели все песни проводится массаж или  точнее физкультминутки по Е.Ю.Шаламоновой  «Дождь», «Кошка»

(Лапки кошка потянула

 спину мостиком  прогнула

Поцарапала дощечку

 И уселась на крылечко

Моет лапоньки свои  обнаглели воробьи) дети с удовольствием выполняют эти упражнения.

 Важным фактором в достижении душевного, а значит и физического здоровья и психологической устойчивости являются формулы музыкального самовнушения. Формула повышения самооценки и позитивного восприятия окружающих "Я - хороший, ты – хороший» (всё припевается-импровизируется).  Для повышения самооценки можно использовать такие упражнения как:

1) «Пропой своё имя»  или  «Кого ты любишь?»

2)Пропой своё настроение:  « Я грустный»,  «Мне весело»

3) игры - импровизации:  « Где твой носик?»- «Вот мой носик»

Когда мы слушаем  музыку, мы также получаем оздоровительный эффект. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание, а также используется для лечения депрессий, фобий. Важно знать, какую нужно слушать музыку, чтобы не болеть.  Это в основном классические произведения в исполнении симфонического оркестра: «Аве Мария» Шуберта, «Лунная соната» Бетховена, «Лебедь» Сен-Санса, снимают напряжение; «Вальс цветов» Чайковского способен излечению язвы желудка; творческий импульс стимулируют «Марш» Дунаевского из к/ф «Цирк», «Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна; для профилактики утомляемости необходимо слушать «Утро» Грига, «Времена года» Чайковского; полное расслабление можно получить после прослушивания «Вальса» Шостаковича из к/ф «Овод», «Метели» Свиридова; нормализует кровяное давление и сердечную деятельность «Свадебный марш» Мендельсона; снимает головную боль и невроз прослушивание «Полонеза» Огинского; нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Грига; «Соната № 7» Бетховена излечивает от гастрита, а музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей детей.

  Музыка может,  как и созидать,  так и разрушать. В Японии провели эксперимент, в котором участвовали 120 кормящих мам – одни слушали классику другие современные ритмы у последних количество молока уменьшилось наполовину, а у слушателей классических произведений увеличилось на 20%, этому есть объяснение - рок-музыка воздействует ультра- и инфразвуками, которые мы не слышим, но которые «слышат» все наши органы ,и способна разрушать мозг по принципу известного «25» кадра когда зритель смотрит фильм, в который вмонтирован невидимый глазу кадр с рекламным лозунгом.  Профессор Б. Раух утверждает, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых стресс - гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозгу.

Экспериментами установлено, что если бой барабанов превышает 100 децибелов, то слушатели впадают в обморочное состояние и наоборот звучание отдельных инструментов  (кларнет, виолончель, скрипка, флейта, фортепиано, орган и т.д.) в умеренном темпе и громкости звучания благотворно  влияет на разные органы и части тела. Кларнет активизирует работу системы кровообращения; скрипка и фортепиано успокаивают; флейта положительно воздействует на бронхи и легкие; виолончель – на мочеполовую систему; арфа гармонизирует работу сердца, снимает сердечные боли, избавляет от аритмии; орган приводит в состояние душевной гармонии; тромбон положительно воздействует на костную систему, снимает зажимы в позвоночнике; ударные прочищают энергетические каналы.

Упражнения и этюды из «Психогимнастики»  М. Чистяковой помогут создать спокойное настроение, расслабленное состояние мускулатуры, снимают напряжение - можно взять этюды на расслабление мышц «Старый гриб», «Сосулька», «Штанга» и этюды на выражение различных эмоций «Кислое и сладкое», «Лисичка подслушивает».

Важным фактором в достижении душевного, а значит и физического здоровья и психологической устойчивости являются  формулы музыкального самовнушения: повышения самооценки и позитивного восприятия окружающих "Я - хороший, ты - хороший"

Я. я, я хороший.

Я, я, я спокойный.

Я, я, я здоровый.

Я, я, я веселый.

Я, я очень умный.

Я, я очень добрый.

Я, я очень сильный.

 Я, я очень смелый.

Я, я, я люблю тебя.

 Я, я, я люблю тебя.

Я, я, я люблю тебя.

Я люблю тебя.

Ты, ты, ты самый умный.

Ты, ты, ты самый добрый. Ты, ты, ты самый нежный. Ты, ты, ты самый лучший.

Ты, ты, ты просто чудо. Ты, ты, ты просто диво. Ты, ты, ты просто ангел. Ты, ты, ты дар судьбы.

Итак, музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях, она снимает напряжение и отрицательные эмоции, успокаивает и расслабляет, активизирует скрытые возможности подсознания и мобилизует резервы организма.

Список используемой литературы:

1.Туманян А.Г. «Вокалотерапия и её применение в ДОУ».

2.М.Манапов. «Чудо вокалотерапии».

3. Л.А. Леушина «Музыкотерапия».

4. Емельянов «Вокалотерапия по системе Емельянова».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...