Программа по саморазвитию на тему: «Использование степ - аэробики для развития физических качеств детей дошкольного возраста»
рабочая программа (старшая группа)
Степ – платформа – это новое направление оздоровительной работы. Эффективность занятий на степах подтверждено опытом коррекционных медицинских центров Европы. Степ - платформа является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Светлячок».
Принята Утверждена
на педагогическом совете МБДОУ приказом заведующего МБДОУ
детский сад №1 «Светлячок» детский сад №1 «Светлячок
протокол от 30.08.2018 г. №1 31.08.2018 г.№66
Программа по саморазвитию на тему:
«Использование степ - аэробики для развития физических качеств детей дошкольного возраста»
Подготовила: Бобкова О.В.,
воспитатель высшей кв. категории
С. Дивеево, 2018 год.
Содержание.
1.Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………..3
2.Новизна………………………………………………………………………………………………………………………...3
3.Формы организации занятий……………………………………………………………………………………………….4
4. Цели и задачи………………………………………………………………………………………………………………...5
5. Возраст детей и срок реализации программы…………………………………………………………………………...6
6. Принципы……………………………………………………………......................................................................................6
7. Планируемые результаты…………………………………………………………………………………………………8
8. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы…………………...8
9.Список литературы………………………………………………………………………………………………………….9
11. Приложение………………………………………………………………………………………………………………...10
Пояснительная записка.
В последние годы наблюдается снижение двигательной активности детей. Чрезвычайно важно привлекать детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом в самом раннем возрасте. Практика работы в детском саду показывает, что основных занятий по физической культуре не достаточно для полноценного двигательного режима детей, и это не благоприятно сказывается на здоровье воспитанников. Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в стенах дошкольного учреждения всегда являлась и является приоритетной. Назрела проблема в поиске эффективных оздоровительных технологий для формирования навыков здорового образа жизни и организации оптимальной двигательной активности детей в условиях современного двигательного образования. «Степ – аэробика»- как одна из эффективных форм повышения двигательной активности, несомненно, ведет к укреплению здоровья детей. Это уже далеко не новый вид спорта, он известен более десяти лет, хотя в России о нем, к сожалению, узнали совсем недавно. А в дошкольных учреждениях – редкий вид физической деятельности.
Степ-аэробика - один из самых простых и эффективных стилей и направлений аэробики. В переводе с английского языка «степ» означает «шаг». Степ-аэробика – это ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ-платформе, высота, которой меняется в зависимости от уровня сложности упражнений.
Использование степ – платформ – это новое направление оздоровительной работы. Эффективность занятий на степах подтверждено опытом коррекционных медицинских центров Европы. Степ - платформа является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач.
Новизна.
В детском саду проводится системная работа по физическому воспитанию детей, которая включает в себя традиционные и нетрадиционные формы.
Одной из них является степ – аэробика, которую я буду апробировать в работе с детьми с 2019 учебного года. На 2018-2020 учебный год мною была разработана программа. Разработанная программа позволит добиться оптимального уровня развития физических качеств: быстроты, гибкости, равновесия, координационных способностей, а так же несет профилактический характер.
Под воздействием упражнений на степ – платформе улучшается функция сердечно – сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно – двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряд других физиологических процессов, таких как, профилактики плоскостопия и нарушений осанки.
Новизна данной программы заключается в том, что на ряду с традиционными формами упражнений, проводятся специальные упражнения по степ – аэробикие, а также логоритмические упражнения. Оптимальное сочетание которых в ходе занятий позволит решать не только задачи по физическому воспитанию но и развивать координацию движений и речь.
Формы организации занятий.
Занятия со степом способствуют:
Формированию осанки, костно-мышечного корсета;
Развитию координации движений;
Укреплению и развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
Формированию умения ритмически согласованно выполнять простые движения.
Область применения степа довольно широка: это и индивидуальная работа, и самостоятельная двигательная активность детей, и, что является основным, занятия по физической культуре.
Техника степ - аэробики предполагает постоянное поддержание правильной осанки. Поэтому очень важно напоминать детям о необходимости сохранения правильного положения тела во время всех движений. Нагрузка должна быть оптимальной. Чтобы избежать ошибок в обучении, необходимо проводить учебно-тренировочный процесс по определенной методике.
Занятия проводятся 1 раз в неделю согласно календарному планированию (Приложение 1). Структура таких занятий, как и по физической культуре состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Продолжительность от 30 до 35 минут в зависимости от возраста и физической подготовленности детей.
Вводная часть направлена на организацию занимающихся, сосредочение их внимания, формирование эмоционального и психологического настроя. Это достигается с помощью специальных упражнений: различные виды ходьбы, бега, прыжков, а также заранее разученных комплексов по аэробике, музыкально - ритмических композиций.
В основной части: это разнообразные упражнения на развитие силы, ловкости, выносливости, в т.ч. с различными атрибутами, упражнения на степ - платформе, подвижные игры и эстафеты. Цель третьей части - восстановление организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности.
Организуя степ-тренировку, нельзя забывать о технике безопасности и физической нагрузке для детей определённого возраста, её распределении с учётом состояния их здоровья, уровня физической подготовленности. Так, более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными.
Чтобы избежать ошибок в обучении, необходимо проводить учебно-тренировочный процесс по определенной методике.
1. Метод сходства. При подборе нескольких упражнений за основу берется какая-то одна тема, направление перемещений или стиль движений.
2. Метод усложнения. Определенная логическая последовательность обучения упражнениям, постепенное усложнение упражнений за счет новых деталей: изменение темпа движения, изменение ритма, ввод новых деталей, изменение техники выполнения движения, предварительное выполнение движения каждой частью тела отдельно, а затем их объединение в одном упражнении.
3. Метод повторений.
4. Метод музыкальной интерпретации. Конструирование упражнений с учетом основ музыкальной грамоты. Сильные и слабые доли могут отражаться движениями (хлопками, прыжками, притопами и т.п.)
5. Метод блоков. Объединение между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение.
6.«Калифорнийский стиль». Комплексное проявление требований к изложенным выше методам. Перед выполнением блоков, каждое упражнение разучивается постепенно (метод усложнения), и затем основные упражнения объединяются в блоки и выполняются с перемещением в разных направлениях
Цель и задачи программы.
Развитие физических качеств и практических навыков здорового образа жизни , осознанной потребности в систематических занятиях спортом средствами степ – аэробики.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и поиска информации в интернете.
- Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами ДОУ.
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
- Обогатить развивающую среду группы
- Развивать двигательные способности детей и физические качества.
- Формировать навыки правильной осанки развивать мышечную систему через упражнений на степ – платформах;
- Формировать умения ритмически согласованно выполнять простые
движения под музыку;
- Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый
интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности;
- Воспитывать чувство уверенности в себе;
- Создать условия для организации занятий по степ-аэробики с использованием здоровьесберегающих технологий;
Возраст детей и срок реализации программы.
Рабочая программа разработана на 2 года, с учетом методических рекомендаций по физическому воспитанию дошкольников от 5 -7 лет. Работа над опытом охватывает период с сентября 2018 года по май 2020года.
Этапы для достижения цели опыта:
1. Вводный (сентябрь 2018. – май 2019г.) Анализ научно методической литературы. Определение теоретической базы опыта. Изучение теории и методики физического воспитания.
2. Практический (сентябрь2019. – апрель 2020.) Разработка методики проведения степ-аэробики с детьми старшего дошкольного возраста с целью физического развития.
3. Обобщающий ( май 2020г.) Обобщение и анализ результатов, полученных в ходе опыта работы по выбранной теме.
Принципы.
В соответствии с ФГОС Программа опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
- дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип учитывая индивидуальные особенности развития ребенка.
- принцип последовательности и систематичности. Последовательность при обучении детей движениям, подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, распределение физической нагрузки на детский организм на протяжении всего занятия.
- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей. При организации двигательной активности детей следует учитывать их возрастные особенности. Развитие двигательной активности детей обязательно требует индивидуального похода. Педагог должен ориентироваться на состояние здоровья каждого ребёнка. В процессе выполнения упражнений необходимо наблюдать за самочувствием детей, варьировать содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Очень важно соблюдать баланс: так, более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными.
- принцип оздоровительной направленности, обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
- принцип- развивающий эффект. Этот принцип требует соблюдения повторяемости и постепенности педагогических воздействий (многократное выполнение нагрузки как в рамках одного занятия, так и системы занятий; постепенное наращивание развивающее -тренирующих воздействий – планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей.
Планируемые результаты.
Целенаправленная работа с использованием степ – платформ позволит достичь следующих результатов:
сформированность навыков правильной осанки ;
сформированность правильное речевого дыхания;
развитость двигательных способностей детей и физических качеств;
сформированность умений ритмически согласованно выполнять степ - шаги под музыку;
выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности;
воспитывать чувство уверенности в себе.
Таким образом, использование в практике работы занятий физической культурой на основе степ-аэробики, базирующихся на учете возрастных особенностей детей дошкольного возраста, позволит повысить эффективность процесса физического воспитания.
Целенаправленная самостоятельная работа позволила мне пополнить и конкретизировать свои знания в области физического развития. Я приобрела достаточно прочный запас знаний теоретических и профессиональных, стала увереннее и глубже анализировать свою работу. У меня развилась потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, улучшилась гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, развился творческий потенциал.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
освоения программы.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов.
В основу диагностики легли разработки кандидата педагогических наук, доцента кафедры методики физического воспитания Уральской государственной академии физической культуры Шармановой С. Б., кандидата педагогических наук, профессора кафедры методики дошкольного воспитания и обучения МПГУ Степаненкова Э. Я.( Приложение 2).
Список литературы.
1. Журнал «Инструктор по физкультуре», №4 2009 год.
2. Детский фитнес.Физкультурные занятия для детей 3-5 лет.Е.В.Сулим.
М.ТЦСфера,2014.-160с.
3. Журнал «Обруч», №5 2007 год.
4. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного
учреждения. Павлова М.А, Лысогорская М.В. Волгоград 2009
5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2004
6. Погадаев Г.И., “ Настольная книга учителя физической культуры” -М.:
Физкультура и спорт, 2000-496с.
7. Борисова М.М .Фитнес – технологии в системе здоровьесберегающего образования детей дошкольного возраста.//Инструктор по физкультуре. 2013.№5.
8.Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Конспекты занятий и развлечений. Игры и тренинги. Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. М., 2008.
I. Вводныйэтап
Сроки | Мероприятия | Практические выходы |
В течении года
| 1.Изучение учебно- и научно-методической литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию, изучение периодической печати, знакомство с работами других педагогов, посещение библиотеки, работа с интернет-ресурсами. 2.Дополнить «Центр физического развития» необходимыми атрибутами для игр 3. Разработка комплексов со степами. 4. Участие в вебинарах, конференциях. 5.Подбор музыкального сопровождения. 6.Создание картотеки на тему: «Подвижные игры со степами» 7.Разработка перспективных планов работы с детьми, родителями, педагогами. 7. Подбор диагностического инструментария и проведение диагностики детей на начало учебного года. | Наличие дополнительного материала по заданной тематике Наличие атрибутов Методические разработки Свидетельства Картотека Наличие перспективных планов Наличие диагностического инструментария, наличие результатов диагностики |
II.Практический этап.
Сроки | Мероприятия с детьми | Мероприятия с педагогами | Мероприятия с родителями |
Сентябрь | 1.Мониторинг 2.Познакомить со степ - платформой. 3. Развивать умение слышать музыку и двигаться в такт музыки. 4. Разучивание аэробных шагов без степов. 5. Развивать равновесие, выносливость. 6. Развивать ориентировку в пространстве. | Ознакомление с перспективным планом работы | Опрос родителей «Ваше мнение о физическом развитии ребенка в ДОУ и семье» |
Октябрь
| 1.Разучить Комплекс №1. -Учить сохранять равновесие и правильную осанку при выполнении упражнений на степ - платформе. -Совершенствовать функциональные возможности организма ребенка. -Воспитывать морально - волевые качества. |
| Папка – передвижка «Физическое развитие детей» |
Ноябрь
| Разучить Комплекс №2. -Учить согласовывать движение и дыхание при выполнении упражнений игрового стретчинга. -Тренировать в сохранении правильной осанки при выполнении упражнений на степ- платформе. - Воспитывать волю и терпение при выполнении упражнений. | Подготовка памятки для педагогов | |
Декабрь
| Разучить Комплекс №3. -Формировать умения и навыки правильного выполнения движений. - Учить построениям, соблюдению дистанции во время движения. -Упражнять детей в умении управлять своим телом, овладевать нетрадиционными способами оздоровления. -Создавать эмоционально положительную атмосферу во время занятий. Выступление на родительском собрании. |
| Мастер класс «Это уникальная степ-аэробика» |
Январь
| Разучить Комплекс №4. -Упражнять в освоении составных элементов движений, уделяя внимание согласованной работе всех частей тела. -Формировать навыки сохранения правильной осанки. -Учить соблюдать правила при выполнении физических упражнений и подвижных игр. | «Степ-аэробика для детей» практикум для педагогов
| |
Март
| Разучить Комплекс №5. -Развивать силу основных мышечных групп, способствовать растяжению и укреплению мышц и связок. -Совершенствовать функциональные возможности организма. -Учить соблюдать правила выполнения физических упражнений и подвижных игр. |
| Фотообзор |
Апрель
| Разучить Комплекс №6. -Учить ползать на низких четвереньках, толкая мяч перед собой. -Учить группироваться при выполнении кувырков. -Упражнять в умении отталкиваться при прыжках на двух ногах. -Формировать правильную осанку. -Воспитывать волю и терпение. | Рекомендации «Использование в работе с детьми технологии здоровьесбережения» |
III.Обобщающий этап
Сроки | Мероприятия с детьми | Мероприятия с педагогами | Мероприятия с родителями |
Май | Итоговый мониторинг. Открытый показ. Повторение комплексов. | Выступление на итоговом педагогическом совете по теме. | Презентация творческого отчета об итогах реализации работы на родительском собрании. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/07/picture-682147-1444234615.jpg)
«Развитие физических качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий»
Одной из форм развития двигательных умений и навыков у детей являются сюжетно-игровые занятия т.е театрализованная деятельность, которые с...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/17/picture-321765-1471385851.jpg)
Использование степ-аэробики для развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста (презентация)
Задачи:1. Способствовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата;2. Повышать работоспособность и двигательную активность;3. Содействовать развитию и функциональному совершенствовани...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/25/picture-1012282-1679754049.jpg)
Программа дополнительного образования по развитию физических качеств детей дошкольного возраста (программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования) (подвижные игры
Кружок "Непоседы"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/28/picture-745038-1453989924.jpg)
Педагогическая концепция «Использование степ – платформ, как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста».
Педагогическая концепция«Использование степ – платформ, как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста»....
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ ФИТНЕС АЭРОБИКИ
развитие физических качеств детей дошкольного возраста посредством внедрения программы фитнес аэробики....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/28/picture-1404394-1651162860.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТБОЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И НОРМАЛИЗАЦИЯ У ДЕТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТБОЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И НОРМАЛИЗАЦИЯ У ДЕТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ...