Опыт работы по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа)

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируют-ся уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является осно-вополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников, хотя бы элементарных пред-ставлений о здоровом образе жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

…С ним ничего не страшно, никакие испытания. Его потерять – значит по-терять все,  без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом  окружающих людей и обстановки; оно – высшее и необходимое благо,  а между тем удержать его так трудно. 

В. Вересаев.

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируют-ся уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является осно-вополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников, хотя бы элементарных пред-ставлений о здоровом образе жизни.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллек-туально, нравственно. Есть поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Но не ошибётся тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоро-вое тело.

Сегодня вашему вниманию хотела бы представить свой опыт работы по формированию у детей основ здорового образа жизни через использование специально организованных форм обучения и реализацию инновационных методик, программ и технологий: технологии проектной деятельности, тех-нологии театральной деятельности, технологии взаимодействия с родителями  в рамках программы «Совместная деятельность детского сада  и семьи по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни», а также здоровьесберегающих технологий.

 В ходе работы решались следующие задачи: 

1. Формирование представлений дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохране-нию.

2. Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.

3. Развитие осознанного отношения к своему здоровью, навыков личной гигиены и самоконтроля за их выполнением.

4. Повышение компетентности родителей по проблеме формирования у воспитанников предпосылок к здоровому образу жизни, организации оздоровительной и профилактической работы с детьми.

5. Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям 

6. Формирование у детей навыков эффективной социальной адаптации (умение общаться со сверстниками и старшими, преодолевать негатив-ные эмоциональные состояния и т.д.)

Основные направления моей работы:

1. Формирование и поддержание личностного (социального) здоровья де-тей с помощью технологии театральной деятельности.

Личностное (социальное) здоровье – это определенный уровень разви-тия,  сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия человека с обществом (приспособление, уравновешивание, регуляция), спо-собность общаться без конфликтов.

Я считаю, что одним из самых эффективных средств формирования и поддержания личностного здоровья  ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, так как игра – ведущий вид деятельности де-тей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступ-ных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные пробле-мы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием во-ображения, фантазии, инициативности. 

“Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…” (Б. М. Теплов)

Возможности театрализованной деятельности широки. В процессе своей работы я поставила следующую цель: создать условия для развития эмоцио-нального, социального, интеллектуального потенциала каждого ребенка, формирование его позитивных личностных качеств. И решала следующие задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализо-ванной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать

способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, по-буждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).

2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством теат-ра, театральными жанрами, с разными видами театров).

3. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родите-лей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).

4. Развивать навыки общения, умения взаимодействовать и сотрудничать

5. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благопри-ятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

6. Обучать детей моделированию навыков социального поведения в задан-ных условиях.

7. Формировать у детей сферы чувств, умений сопереживать и сочувство-вать персонажам. 

8. Обучать навыкам общения и коллективного творчества.

С целью повышения своих теоретических знаний в этой области я по-знакомилась с некоторыми программами по организации театральной дея-тельности дошкольников: “Арт-фантазия” Э.Г.Чуриловой, “Театр – творче-ство – дети: играем в кукольный театр” Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович, “Театрализованные занятия в детском саду” М.Д.Маханевой. 

На основании изученного материала был разработан курс факультатив-ных занятий «Играем в театр» для детей от 4 до 7 лет.

Работа по данному факультативу включает в себя следующие формы ра-боты:

1. Беседы: например, средняя группа “Мы играем в театр”; подготовительная группа “Что такое театр”?; 

2. Постановки-драматизации: например,  младшая группа: “Лесной тере-мок”, “Коза-Дереза”, “Что такое хорошо...”, “Концерт”,  этюд “Курочка-Ряба”, “Концерт для кукол”, “Изобрази диких животных”, “Гуси-Лебеди”, средняя группа: “Дед, баба и курочка-Ряба”, “Репка”; старшая группа: “Три поросёнка”, стихотворение “Айболит”, “Федорино горе”, “Теремок на новый лад”; подготовительная группа: “Волк и семеро козлят”, “Живот –животок”

3. Ситуации общения: например, подготовительная группа “Придумать сказку о зайце”, младшая группа “Рассказывание сказок по моделям”.

4. Рассматривание иллюстраций

5. Чтение художественной литературы: например, “Волк и семеро козлят”, “Заяц-хвастун”, “Маша и медведь”, “Теремок”, “Курочка-Ряба”, “Три поро-сёнка”, “Красная Шапочка”, “Репка”, “Заюшкина избушка”, “Колобок” Сти-хи А. Барто, В. Маяковский “Что такое хорошо и что такое плохо”, “Коза-Дереза”

6. Продуктивная деятельность: Рисование любимых сказок. Изготовление атрибутов для театра. 

7. Использование средств ТСО: прослушивание диска со сказками.

В процессе работы проводится и работа с родителями: 

1. Оформлены консультации и папка - передвижка “Театр в жизни ребён-ка”, “Игралочка”, “Тук-тук, кто там. Заходите в гости к нам”, “Я-артист”,“Значение театрализованного воспитания для детей дошколь-ного возраста”, “Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений”, “Домашний театр, как средство до-машнего развития и воспитания дошкольников”,“Театрализованные игры дошкольников”, консультация “Я-артист”.

2. Родители привлекаются к изготовлению различных видов театров и ат-рибутов к театрализованной деятельности и являются зрителями дет-ских театральных постановок.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

* Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

* Задания для развития речевой интонационной выразительности;

* Игры-превращения, образные упражнения;

* Упражнения на развитие детской пластики;

* Ритмические минутки;

* Пальчиковый игротренинг;

* Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантоми-мы;

* Театральные этюды;

* Коррекционно-развивающие игры;

* Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;

* Просмотр кукольных спектаклей;

* Изготовление и подбор атрибутов.

Как показала практика, в процессе создания театрального действа дети учат-ся в художественной форме выражать чувства и мысли, развиваются навыки общения, умения взаимодействовать и сотрудничать, что является непре-менным условием личностного здоровья каждого человека, а тем более ре-бенка.

2. Формирование и поддержание интеллектуального здоровья

Под интеллектуальным аспектом здоровья понимается разностороннее развитие и использование всего интеллектуального потенциала человека. Т.е. как мы получаем информацию, знание того, где можно её получить и как ис-пользовать, умение извлечения знаний из самых разнообразных источников.

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я за-помню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. 

С целью формирования и развития интеллектуального здоровья детей использую в своей работе технологию проектной деятельности. 

Например, на протяжении 2013 года осуществляю долгосрочный позна-вательно-исследовательский проект «Я и мое тело»,  направленный на фор-мирование у детей привычки к здоровому образу жизни. 

В ходе реализации данного проекта решаются следующие задачи: 

* Формирование у детей осознанное отношение к своему здоровью, потребность к здоровому образу жизни и обеспечивать максимальную активность детей в самостоятельном процессе познания мира.

* Расширение и углубление представления детей о правилах лич-ной гигиены, путях охраны своего здоровья и способах безопасного по-ведения в различных ситуациях;

* Формирование у детей ценностное отношение к своему здоровью и понимание собственной ответственности за поддержание своего орга-низма в естественном, здоровом состоянии;

* Обеспечение психологического благополучия и развития детей;

* Развитие познавательных способностей;

* Развитие творческого воображения;

* Развитие творческого мышления;

* Развитие коммуникативных навыков.

Участники проекта:

* воспитатели;

* дети;

* родители;

* мед. сестра.

Сроки реализации: 1 год

Выполнение проекта:

Игровая деятельность:

* с/р игра «Больница»;

* с/р игра «Салон красоты»;

* с/р игра «Стоматология»;

* д/и: «Кто что делает?»

«Почему у нас два глаза?»

«Покажи части тела»

«Назови ласково»

«Кому что нужно для работы»

«Зачем человеку руки?»

«Как органы человека помогают друг другу?»

Познавательное развитие:

Экскурсия в кабинет мед.сестры.

Организованная образовательная деятельность:

*  «Познакомимся с нашими друзьями»

* «Скелет человека»

* «Как сохранить свою кожу здоровой?» 

* «Для чего нужен язык?»

*  «Автопортрет»;

* «Оденем кукол красиво»;

* «Мы все похожи и мы все разные».

Домашнее задание - составление кроссвордов с участием детей и роди-телей на темы:

* «Как называются наши органы?»

* «Назовем предметы гигиены».

Тематические выставки:

* «Книги о девочках и для девочек»;

* «Книги о мальчиках и для мальчиков».

Фотовыставка:

* «Как мы отдыхали семьей»;

* «Наша спортивная семья».

Папка – передвижка для родителей:

* «Психологические особенности мальчиков и девочек»;

Уголок книги:

* энциклопедии для мальчиков и девочек;

* детские энциклопедии по анатомии;

* макеты.

Ожидаемые результаты:

1. Дети больше узнают о себе, о своих частях тела и их функциях.

2. Дети станут увереннее в себе.

3. У детей появится чувство уважения к себе и сверстникам.

4. Они станут больше обращать внимание на свой внешний вид.

5. Появится заинтересованность родителей о ведении здорового об-раза жизни.

6. Повысится  интерес родителей к вопросам воспитания детей.

Кроме того, в группе создана и широко применяется опытно-экспериментальная мини-среда, которая стимулирует исследовательскую  и познавательную деятельность, удовлетворяет потребности ребёнка в освое-нии окружающего мира, познании себя, как человека. Она включает в себя: ростомеры для измерения роста детей, сантиметровые линейки для измере-ния окружности головы, грудной клетки,  модели термометров, градусники для тела, воды, весы, лупы, песочные часы, микроскоп, природный материал, красители, пипетки, колбы, вату, зеркала, и т.д. Существует также подборка энциклопедической литературы, картинок, иллюстраций и плакатов, а ещё – журнал исследований для фиксации детьми результатов опытов.

В процессе проведения экспериментальной детской деятельности  я придерживаюсь структуры, которая включает: постановку проблемы, отбор способов её решения, проверку гипотез предложенных детьми, формулиров-ку выводов, фиксацию результатов. Такой алгоритм работы позволяет акти-визировать мыслительную деятельность дошкольников, побуждает их к са-мостоятельным исследованиям. 

Работу по формированию привычки к здоровому образу жизни на осно-ве исследовательской деятельности, я начинаю со своими воспитанниками со средней группы. Провожу  простейшие опыты и наблюдения, в игровой фор-ме   учу детей различать и называть части тела, уточняю,  для чего нужны те или иные органы. Постепенно подвожу детей к выводу: все органы и части тела человека выполняют какую-то важную функцию, ненужных органов нет, поэтому свой организм надо беречь.

Для исследовательской деятельности важен метод самообследования, так, при ознакомлении с опорно-двигательным аппаратом человека дети,   выяснили, сколько костей входит в состав отдельных частей скелета, а при ярком свете настольной лампы внимательно рассматривали кисти рук, срав-нивая их с предложенными картинками строения конечностей человека и животного. Исследовательские действия помогли им понять, что скелет – это основа человека, он поддерживает и защищает все органы. Дети не только усвоили важность его для здоровья, но и придумали свой комплекс упражне-ний для разных частей тела,  изобразили его в рисунках и теперь мы исполь-зуем его в качестве физминутки на занятиях.

При изучении внешнего вида и строения кожи, дети с интересом прово-дили опыты, рассматривали кожу в лупу, изучали пальцевые рисунки, прове-

ряли кожную чувствительность, фиксируя результаты исследований в днев-нике наблюдений. В процессе работы ребята поняли важность гигиенических процедур для своего здоровья и разработали памятку по уходу за кожей, ко-торой придерживаются дома и в детском саду.

На занятии “Для чего нужен язык?” путём исследовательской деятель-ности мы с детьми  выяснили, что этот орган выполняет много разных функ-ций: воспринимает вкусы, участвует в пережёвывании пищи и в образовании речи. Они попробовали все эти действия проделать без  его помощи, и при-шли к выводу о важности языка  для организма человека,  а также закрепили   правила ухода за ротовой полостью, которые выполняют сами и рекоменду-ют сверстникам и взрослым.

Помимо занятий мои воспитанники с удовольствием принимают участие в играх-конкурсах с элементами исследования: “Сколькими способами мож-но напиться?”, “Какими способами можно очистить свою кожу?”

А как вы думаете, что делать, если испачкались руки, а воды рядом нет.

Предполагаемые ответы:

А сколькими способами можно напиться?

Таким образом, в ходе осуществления познавательно-исследовательской деятельности, дети получают информацию и знание того, где можно её полу-чить и как использовать; учатся извлекать знания из самых разнообразных источников.

3. Укрепление и сохранение физического здоровья детей.

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обуслов-ленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хо-рошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому важным направлением в дошкольном воспитании, сего-дня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навы-ков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регу-лярных занятиях физическими упражнениями.

Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. В систему

работы с детьми по данному направлению входит активное использование технологии обучения здоровому образу жизни.

Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физиче-скими упражнениями в нашей  группе оборудован физкультурный уголок: в нем есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкуль-турное оборудование для гимнастики после сна. Обучение идет через все ви-ды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учрежде-нии и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: ор-ганизованная образовательная деятельность, игры, игровые ситуации, бесе-ды. Ежемесячно проходят занятия по здоровому образу жизни на которых детям даются представления о индивидуальности человеческого организма, знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подводят к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека. 

Инструктор по плаванию организует занятия с детьми в бассейне. Эти занятия решают не только образовательные и воспитательные задачи, такие как - научить детей плавать, и воспитывать умение вести себя в воде, но и оздоровительные - закаливание организма. 

Большое значение уделяю организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей использую различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха провожу гимнастику после сна в сочетании с профилактическими процеду-рами и массажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. По-этому больше включаю мероприятя на расслабление: минутки шалости, ра-дости, минутки музыко- и смехотеропии, сказкотерапии.

Для повышения результативности образовательной программы, в целях сформированности основ здорового образа жизни у дошкольников исполь-зую следующие здоровьесберегающие технологии:

* Игровой точечный массаж для профилактики и лечения насморка. А.А.Уманская, М.Ю. Картушина

* Пальчиковые гимнастики. С.Е. Большакова, А. Бейлина, О.И. Крупен-чук, Е. Синицина, Л. Савина

* М.И.Чистякова «Психогимнастика»

* В.Ф.Базарный «Гимнастика для глаз»

* А.А. Сметанкин Дыхательная гимнастика

* Артикуляционные гимнастики. Е. Колесникова.

Использование указанных оздоровительных технологий проходит в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго. 

Успешность применения здоровьесберегающих технологий подтверждается высокими результатами ежегодного мониторинга знаний, умений и навыков детей, низкой заболеваемостью (15-25 %), высокой посещаемостью (в сред-нем 75-85 %).

4. Организация работы с семьей

Здоровье, как я уже говорила, - это состояние полного физического, ду-ховного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и фи-зических дефектов. Поэтому, организуя взаимодействие с родителями, ста-раемся способствовать сплочению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов. Родителям нужно помочь понять, какую роль они играют в эмоционально-личностном развитии своего ребенка. Тепло, защищенность, психологический комфорт – вот то, что ребенок должен чувствовать в семье. Именно любовь способству-ет внутренней личностной свободе, развивает творческие способности, ко-гнитивные и эмоциональные составляющие социального поведения. 

Учитывая вышесказанное, использую в своей работе программу Н.Т. Чумаковой « Совместная деятельность детского сада  и семьи по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни».

Данная программа направлена на формирование у дошкольников потребности к здоровому образу жизни в совместной работе с семьей и основывается на физиологических, психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста.

Программа предполагает следующие формы и виды работы с семьей:

** Интерактивная: 

* анкетирование;

* интервьюирование;

* консультации специалистов.

** Традиционная

* родительские собрания «Мы за здоровый образ жизни», «День открытых дверей»;

* семейные спортивные соревнования;

* акция «Здоровый образ жизни»;

* вечера развлечений «В гостях у доктора Айболита».

** Просветительская

* использование СМИ для освещения деятельности ДОУ по формированию ЗОЖ у детей;

* выпуск информационных листков;

* стенд «Здоровье с детства»;

* уголок в группах.

Родители знакомятся с возможными формами работы с детьми  по формиро-ванию здорового образа жизни непосредственно в семье:

1. Беседы отца и матери:

•  «Вкусные посиделки»;

•  чистота тела;

•  организация сна;

•  мои чистые игрушки;

•  я люблю комнатные растения.

2. Оздоровительные традиции в семье:

•  посещение сауны;

• посещение бассейна;

•  походы на лыжах;

3. Оздоровительные игры в семье:

• профилактика осанки;

•  зрения;

•  плоскостопия;

•  игры для предупреждения гиподинамии.

4. Чтение художественной литературы.

5. Посещение городских мероприятий:

•  футбольные матчи;

•  все видов соревнований, проходящих в городе

6. Организация игр во время совместных походов:

•  этюды на выражение удовольствия и радости;

•  «Замри», «Кто позвал», «Слушай звуки», «Петушиный бой».

7. Совместная творческая и продуктивная деятельность

•  непосредственное участие в выпуске плакатов, газет (подкреп-ление фотографиями из семейного архива);

•  анкетирование;

Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, посто-янство и длительность общения детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, все это оказывает сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника.

Подводя итог вышесказанному, хочу сказать, что  организуя свою работу таким образом, я верю, что полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельно-сти позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретен-ные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» ( Обобщение опыта работы)

Выступление на педсовете. Воспитатель первой кв. категории МДОБУ "Азановский детский сад "Колосок", Медведевского района, Республики Марий Эл. В материале обобщается опыт работы по формировапнию основ...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Я хочу здоровым быть!»

Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, пос...

Опыт работы по теме: «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Опыт работы по теме:«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Здоровый дошкольник»

Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранени...

Выступление из опыта работы: "Использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на этапе реализации ФГОС ДО"

В центре работы по воспитанию здорового ребенка и приобщению его к здоровому образу жизни должны быть семья и детский сад- основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребенка. В связи...

Система работы по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

В статье рассматривается комплексный подход к формированию здорового образа жизни дошкольников в различных видах детской деятельности. Материал включает в себя описание форм, средств и методов формиро...