"Поучительная прогулка"
методическая разработка (старшая группа)

Шкарупова Ольга Владимировна

Формирование и заботливого отношения к природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pohod_osenyu.zip378.65 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая прогулка в осенний период

«Зимние кормушки для пернатых»

Цель: Развитие физических качеств и укрепление здоровья детей во время туристического похода. Формирование бережного, заботливого отношения к живой природе, чувства ответственности за слабых и незащищенных, гордости за свои поступки.

Задачи: 

  1. Приобщить дошкольников к основам здорового образа жизни.
  2. Развивать навыки двигательной активности, быстроту реакции,        выносливость, умение ориентироваться в пространстве.
  3. Систематизировать представления детей о природе родного края.
  4. Продолжать знакомить с осенними явлениями природы, состоянием природы осенью.
  5. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

Предварительная работа:

Разучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц».
Беседа о правилах поведения в природе, об одежде осеннее время, о поведении на дороге, о пользе физических упражнений и прогулок для детей и взрослых, о правилах поведения в общественном месте (парке).Разучить подвижные игры, дыхательные упражнения. Подготовить
 схему маршрута, на которой отмечены все остановки и природные ориентиры. Была проведена акция «Лучшая кормушка», в результате которой самые красивые и оригинальные кормушки, сделанные руками родителей и детей, взяли в поход для развешивания на деревьях городского парка.

Время года: осень

Место проведения: городской парк

Время проведения: первая половина дня.

Форма: спортивная по сезону.

Оборудование: карта-схема, рюкзаки, запас воды, аптечка, фотоаппарат, флажки, лупы, скакалки, тетрадь для записей и зарисовок, палатки.

Участники: Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители, зерно для кормления птиц.

 

  Организация похода.

Ответственный воспитатель (специалист) осуществляет действия в соответствии с алгоритмом организации похода.

Содержание культурно-познавательного похода.

Перед отправлением инструктор по физической культуре предлагает участникам похода сделать полезную гимнастику. 

Инструктор по ф/к: - Как всегда наше утро начинается с зарядки, так и наш поход начнём с весёлой разминки.

 (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

РАЗМИНКА  «Вместе весело шагать»

Чтобы нам не растеряться

Надо быстро посчитаться

Отряд! Становись в ряд!

По порядку рассчитайсь!

И так, нас …. человек.

Инструктор по ф/к: Молодцы! Начало положено хорошее, а теперь нам пора в дорогу.

(Участники изучают схему маршрута и отправляются в путь.)

Чтобы было веселей в пути

Надо пару себе найти.

Игра «Найди себе пару»

Дети строятся парами.

Отправляясь в путь, про друга не забудь, запомните свою пару, чтобы возвращаясь назад, мы никого не забыли.

Воспитатель:

- сообщает участникам цели похода;

- напоминает правила поведения на дороге, во время движения, в природе, общественных местах;

- проверяет одежду, обувь, головные уборы, наличие воды и провизии;

- распределяет групповой и спортивный инвентарь.

В процессе похода, инструктор по физической культуре указывал на то, что на пути может появиться наледь, поэтому проходить эти участки надо не спеша, ступая на всю стопу, не отвлекаясь по сторонам. А также, вел участников похода в парк, показывая различные виды ходьбы: обычная ходьба в умеренном темпе, ходьба на носках, ходьба на пятках, ходьба широким шагом.

Первая остановка «Канадский клен» (парковая зона)

На остановке «Канадский клен» воспитатель просит детей оглядеться вокруг и сказать, что изменилось, назвать приметы поздней осени, дополняет приметы, не названные детьми, используя при этом художественное слово.

Художественное слово.

Все быстрее облетают клены.

Все темнее низкий свод небес,

Все виднее, как пустеют кроны,

Все слышнее, как немеет лес,

И все чаще прячется во мгле

Солнце, охладевшее к земле.

                             И. Мазнин

Воспитатель предлагает участникам похода заняться исследовательской деятельностью.

Исследовательская деятельность «Найди почку».

 Воспитатель: Давайте вспомним, как называется это дерево?

 Дети: Канадский клен.

 Воспитатель: Какие по размеру и форме у него были листья ?

 Дети: Кудрявые, пышная крона, резной лист.

 Воспитатель: Давайте достанем лупы и понаблюдаем. Обратите внимание на веточки дерева в тех местах, где располагались листочки. (На месте облетевших листьев остаются почки, из которых весной разовьются новые листья. Почки «одеваются в шубу» - покрываются многочисленными чешуйками, чтобы легче пережить зиму). Сравните почки стоящих рядом деревьев: клена и березы  чем они отличаются друг от друга?

Дети: Цвет у листа клёна разный, необыкновенен в осеннее время года. Летом лист зеленого цвета, а осенью он меняет свой окрас во всевозможные цвета: красный, желтый, оранжевый. Лист березы - очерёдные, цельные, по краю зубчатые с широким клиновидным основанием или почти усечённые, гладкие. Молодые листья берёзы липкие.

Творческое задание «Красивые листочки»

Воспитатель: Ребята представьте, что мы с вами художники и нам дали задание нарисовать листья различных деревьев. Возьмите палочки и нарисуйте на земле листочки. А потом каждый назовет дерево, листья которого он нарисовал.

Вторая остановка «Развешивание кормушек»

Воспитатель начинает разговор о птицах и задаёт вопросы. 

Воспитатель:  Ребята, а скажите каких зимующих и перелетных птиц вы знаете?

 Детей: С нами остаются зимовать: голубь, воробей, клест, ворона, снегирь, синица, сойка, сорока, щеголь. А улетают в теплые кроя: черный стриж, серая цапля, ласточка, соловей, иволга, скворец, серый гусь, кляква и лебедь.

Воспитатель: Чем опасна зима для птиц?

Дети: Они могут умереть от голода и холода.

Воспитатель: Что приготовили дети и родители нашего детского сада, чтобы спасти пернатых друзей от голода?

Дети: Кормушки, корм.

Воспитатель: Где мы должны разместить наши кормушки?

Дети: На деревьях, как можно выше.

Подходят к деревьям, обследуют ствол, определяют название, вешают кормушку, насыпают корм.

Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке».

Воспитатель складывает в мешочек орехи, желуди и т.д. ребенок должен на ощупь определить, что у него в руке.

Воспитатель: Ой, смотрите, воробушек к нам подлетел! Давайте расскажем про него. Как выглядит воробей? Чем он питается? Как передвигается? Как поет?

Дети: Воробей — маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло — черные, а вот голова серая. Воробей — проворная птица, не боясь прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека. Поют воробьи «чик-чирик».

Воспитатель: Давайте мы насыплем ему корма, сначала он попробует сам, а потом, когда убедится, что это вкусно, непременно позовет других воробьев. Давайте посмотрим, когда воробьи пообедают, они сядут на дереве в стайку, распушат свои перышки и будут греться друг об друга. Ведь в холодную погоду они мало двигаются и стараются не чирикать. Издалека они будут похожи на большой пушистый комок. (Насыпают корм в кормушку для воробьев).

Воспитатель: Посмотрите ребята, какое красивое дерево! Оно высокое, стройное. У него тонкий  белый ствол, с черными полосками. Как вы думаете для чего они? Как это дерево называется?

Дети: Это береза! Через эти полоски дерево дышит.

Воспитатель: Гибкие тонкие веточки.  Ветер любит прилетать к березке  и играть с ее веточками. Веточки гнутся до самой земли, а потом опять выпрямляются. Посмотрите, какие красивые золотые листочки появились на березке. Они словно золотые монетки падают на темную землю. Быть зиме суровой, если в середине ноября на березе еще есть листья. Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным.

Воспитатель:  Ой, посмотрите, а что это за птичка к нам прилетела? 

Дети: Синица.

Воспитатель: Правильно, это синичка, и она прилетела в нашу столовую! Какая она красавица! Давайте расскажем и о ней! 

Дети: Синичка приносит людям пользу, она ест вредных жучков, гусениц, которые уничтожают урожай. Летом, весной, осенью у нее много кормов в поле, лесу. А вот зимой когда всю землю укрывает снег, синичке становится голодно и она прилетает поближе к человеческому жилью. Человек ее подкармливает.

Воспитатель: Ребята, пора накормить синичку! Скорее разместим здесь ее кормушку и дадим ей корм (размещают кормушку). Она очень любит семена подсолнечника, лебеды, полыни,конского щавеля. А еще она с удовольствием клюет овес и хлебные крошки. Но по-настоящему вкусным считает синичка, обычное несоленое сало и сырое мясо. А вот чем нельзя кормить эту птицу, так это черным хлебом. Он содержит большое количество дрожжей, которые вызывают процесс брожения в желудке маленькой помощницы. Если синица съест хоть маленький кусочек черного хлеба, она погибнет. (Насыпают корм для синицы).

Воспитатель: Ребята, а про какую городскую птицу мы забыли? Кто во дворе дома слетается к нам целыми стаями? Кто любит семечки и хлеб? Кто живет под крышами наших домов? 

Дети: Голуби

Воспитатель: Верно. Это голуби. Вы, наверное, очень удивитесь, но эти птицы, как и вороны, любят мусорные свалки, так как на них много, пищевых отходов, выброшенных человеком. Но, конечно, самым главным лакомством для них являются семена подсолнечника, дыни, тыквы, а также зерно. Давайте, разбросаем немного корма прямо на земле. Прилетят уставшие птицы сюда на ночевку, а здесь их ожидает вкусный ужин. 

(взрослые и дети насыпают корм для ворон и голубей).

Воспитатель: А теперь давайте пообещаем, что никогда не обидим живую природу, будем заботиться о ней и беречь! 

(Хором произносят слово «Обещаем!»). 

Четвертая остановка «Природа живая и неживая»

Инструктор по ф\ к. Предлагает поиграть в подвижную игру.

Подвижная игра «Природа живая не живая»

- участники похода делятся на две команды, по очереди называют предметы живой и неживой природы, добегают до своей команды и передают мяч. Если дети затрудняются ответить, им помогают родители.

                                            ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сегодня сделали доброе дело? В чем оно выразилось? А каким птицам мы сегодня помогли? Что интересного о них вы запомнили? 

Дети: Высказывания детей. 

Воспитанники довольные и радостные возвращались в детский сад. Поход принес детям много положительных эмоций.

А по возвращению в детский сад участники приняли решение отразить свои впечатления в продуктивной деятельности, и сделали по итогам экологического – похода альбом под названием «Зимующие птицы Белгородчины»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематической беседы по правилам дорожного движения в старшей группе. Поучительная сказка «Как у наших у ворот очень важный знак живёт».

Программное содержание:- закреплять правила дорожного движения; - учить применять свои знания на практике; - пропаганда правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста....

«Встреча в театре поучительных сказок» - куклотерапия и сказкотерапия как средство формирования привычки к здоровому образу жизни

В данном пособии представлены авторские сказки, с помощью которых формируется привычка к здоровому образу жизни и  к каждой сказке  изготовлены куклы.  Данное пособие будет по...

стихотворение по ПДД "Поучительная история."

стихотворение может быть использовано на занятиях с дошкольниками по ПДД...

Конспект занятия по самостоятельной речевой деятельности «Поучительные поступки» в старшей группе.

Конспект занятияпо самостоятельной речевой деятельности«Поучительные поступки» в старшей группе.    Воспитатель Т.Н. Юдина      Моск...

Методическая разработка для старшего дошкольного возраста«Поучительные сказки о здоровом образе жизни»

Материалы в форме сказки для популяризации здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Поучительная прогулка.

Как часто мы гуляем с детьми? Под словом мы, подразумеваются не только воспитатели детских садов, но и блиские ребенка. Да собственно каждый день!!!Как много интересного можно встретить на своем пути,...