Упражнения на формирование пространственных представлений
учебно-методический материал (средняя группа)
Работа над схемой тела
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_na_formirovanie_prostranstvennyh_predstavleniy.docx | 16.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения на формирование пространственных представлений
Работа над схемой тела
1. «Маланья» (стихотворение сопровождается показом).
У Маланьи, у старушки,
В маханькой избушке,
Жили пять сыновей.
Все без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими головами,
Вот с такими усами,
Вот с такими бородами, Вот с такими руками,
Вот с такими ногами,
Вот с такими плечами,
Вот с такими животами и т.д.
2. «Лавата» (в кругу).
Дружно танцуем мы – тра – та – та (2р.)
Танец веселый наш – это лавата.
-Ушки были?
-Нет. (Дети держатся за эту часть тела и танцуют в кругу).
И т.д.
3. «Катание мяча по частям тела».
«По голове покатился мяч ла-ла-ла, ла-ла-ла (ладонь у рта).
По плечам покатился мяч ла-ла-ла, ла-ла-ла и т.д.
4. «Каравай» (в кругу).
Как на « имя» именины,
Испекли мы каравай.
Вот такой высоты,
Вот такой нижины,
Вот такой ширины,
Вот такой ужины.
Каравай, каравай
Кого хочешь выбирай.
5. Игровые действия.
-Погладим ручку с обеих сторон;
-Нарисуем на пальчиках ниточки;
-Нарисуем на ладошке клубочек;
-Нарисуем бровки, губки;
-Погладим головку и т.д.
6. «Сделай аппликацию».
Детям предлагается лист бумаги, на котором изображен овал. Дети должны наклеить на него все части лица (брови, губы, глаза и т.д.)
7. «Чего не хватает?»
Детям предлагаются картинки, где не хватает частей лица, туловища. Дети должны определить чего не хватает и показать на себе.
8. «Отбей мяч».
Взрослый бросает мяч ребенку и просит его отбить рукой, ногой, головой и т.д.
9. Работа с предлогами «над, под, между».
9.1.Отгадай загадки.
а) На пригорке и под горкой,
Под березкой и под ёлкой
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
Какой предлог чаще встречался?
б) Надо мной и над тобой пролетел мешок с водой.
Наскочил на дальний лес, прохудился и исчез.
О чем загадка? Где летела туча?
- Вспомни сказку. («Гуси-лебеди»).
Взрослый напоминает сказку «Гуси-лебеди» и показывает картинку с изображением гусей, на одном из которых летит братец Иванушка. Взрослый рассказывает о том, что гуси несли Иванушку долго; внизу он видел много интересного. Взрослый предлагает детям назвать, над чем мог пролетать Иванушка, и составить правильные интересные предложения. В случае затруднений можно помочь ребенку такими репликами: «А если внизу была деревня? А если Иванушка увидел широкую реку с пароходами?» Давайте представим, что внизу, под Иванушкой оказался город. Над чем тогда он будет лететь?
9.3 Игра с мячом.
Взрослый просит детей составить предложение с предлогами над, под, между, бросая мяч детям по очереди, каждый раз произносит только название части тела.
10. Упражнения, направленные на формирование и закрепление представлений о цвете.
10.1.Узнай по цвету.
Детям предлагаются полоски разного цвета. Затем показываются контуры предметов (огурец, василек, листья, лимон, клубника и т.д.). Дети должны показать полоску соответствующего цвета.
10.2.Кто назовет больше предметов?
Нужно попросить ребенка перечислить:
а) что бывает красным?
б) что бывает зеленым?
в) что бывает желтым?
10.3. Какого цвета не стало?
Взрослый раскладывает перед ребенком кнопочки (из мозаики) разного цвета и просит его закрыть глаза. В это время взрослый заменяет 1-2 кнопочки или убирает какую-нибудь из них. Затем интересуется у ребенка, что изменилось, кнопочки какого цвета не стало.
11. Упражнения, направленные на формирование представлений о форме.
11.1 «Найди свою пару»
Оборудование: два одинаковых комплекта геометрических форм по числу детей.
Взрослый распределяет детей на две подгруппы и размещает их на противоположных сторонах комнаты. Детям каждой подгруппы раздают по одной форме из комплекта. По сигналу дети идут друг к другу и каждый ищет свою пару, т.е. берёт за руки того, у кого такая же форма. Свой выбор они проверяют путём наложения карточек друг на друга. Парами дети маршируют по комнате в определённом направлении.
11.2. «Подбери подходящий по форме»
Оборудование: карточки со знакомыми предметами (палатка, огурец, портфель, книга, арбуз, дыня, пуговица, лицо, вишня, пенал, колесо, тарелка, линейка-угольник, пирамида) и 4 трафарета геометрических фигур (прямоугольник, круг, треугольник, овал).
Перед ребёнком выкладываются трафареты фигур. Он должен к каждой фигуре подобрать картинку с предметом похожим по форме.
11.3. «Строители»
Для игры необходим строительный конструктор. Задача – сделать точную копию постройки. После работы каждая постройка анализируется (соответствует ли она образцу, если нет, то в чем заключена ошибка).
11.4. «Угадай и назови»
Оборудование: мешочек с предметами различной формы.
Ребёнок на ощупь должен узнать предмет, находящийся в мешочке, и назвать его форму.
11.5. «Выполни и назови».
Дети называют предметы, похожие на круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста
Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста...
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами дидактических игр и упражнений.
Консультация для родителей...
Игры и упражнения на формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР.
При общем недоразвитии речи (ОНР) формирование пространственных представлений имеет свои особеннности, связанные со спецификой развития детей с речевой патологией. В данном материале представлены игры...
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений
Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные пре...
Игры и упражнения на формирование пространственных представлений.
Игры и упражнения на формирование пространственных представлений....
Система упражнений по формированию пространственных представлений у детей с ОНР в средней, старшей группах "Весёлая прогулка"
Упражнения по формированию пространственных представлений у детей с ОНР в среденей, подготовителной группах...
Картотека игр и упражнений на формирование пространственных представлений посредством конструктора Лего
Карототека игр и упражнений на формирование пространственных представлений посредством конструктора Лего...