Варианты бодрящей гимнастики
картотека

Чурбакова Елена Михайловна

Варианты бодрящей гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                   « Я не боюсь ещё и ещё раз  повторить               
                                         забота о здоровье – важнейший труд воспитателя»      
                                                                                     В.А.Сухомлинский.    
 

    Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Для этого необходимо провести после тихого часа бодрящую гимнастику. Бодрящая гимнастика - это разминка после сна с использованием различных упражнений, сюда включаются упражнения на формирование правильной осанки, на формирование свода стопы, на развитие мелкой моторики. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.

    Во время ее проведения целесообразно музыкальное сопровождение. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения выразительно, плавно. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песни или спокойную приятную музыку, тогда просыпаться они будут намного быстрее.

    Не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен видеть ребенок после сна -  улыбающееся лицо взрослого человека, будь то мама или воспитатель детского сада, а также слышать плавную, размеренную речь, любовные интонации, уменьшительно- ласкательные суффиксы. Сама фонетика этих звуков несет положительную окраску, независимо от того, каким голосом произносит их взрослый. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих. Взрослому необходимо быть внимательным к себе, следить за своей мимикой, за эмоциональным состоянием. Волнение, беспокойство, неуверенность взрослого дети сразу же впитывают как губка. Все переживания тут же отразятся на настроении детей.

    Бодрящую гимнастику следует проводить в любое время года или в хорошо проветренном помещении, в течение семи—пятнадцати минут в зависимости от возраста детей.

Варианты бодрящей гимнастики:

1.разминка в постели и самомассаж;

2.гимнастика игрового характера;

3.гимнастика с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

4.пробежки по массажным дорожкам;

5.самостоятельная гимнастика;

6.лечебно — восстановительная гимнастика;

7.музыкально — ритмическая гимнастика.

    В течение года желательно использовать разные варианты бодрящей гимнастики.

    Для детей младшего дошкольного возраста особенно интересна бодрящая гимнастика игрового характера. Такие комплексы имеют сюжет, в них присутствует знакомый детям персонаж, который является образцом для подражания. Заранее подготовленные костюмы, шапочки персонажей, красивые яркие игрушки радуют детей, увлекают их, заставляя двигаться, выполнять предложенное задание.

    Для детей старшего дошкольного возраста необходимо проводить комплексы бодрящей гимнастики с элементами точечного массажа и самомассажа. Сущность точечного массажа сводится к механическому раздражению биологически активных точек на теле, повышают иммунитет. Простота выполнения точечного массажа и его эффективность способствует широкому распространению этого метода.

    В комплексы бодрящих гимнастик нужно включить упражнения для профилактики плоскостопия, нарушений осанки, массаж рук и ног, пальчиковую и дыхательную гимнастику. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, а движения пальцев рук положительно влияют на функционирование речевых зон коры головного мозга. Пальчиковые игры помогают подготовить руку к письму, развить координацию, почувствовать ритм и одновременно с этим развить речь ребенка.

    У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабые, поэтому дыхательные упражнения им особенно полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний  дыхательной системы.

    В некоторые комплексы бодрящей гимнастики включаются игры и упражнения на снятие психо-эмоционального напряжения или игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, скороговорки и чисто говорки для заучивания, формирующие четкое произношение, развивающие память детей.

    После проведения бодрящей гимнастики выполняются различные движения: ходьба по кругу, на носках, на пятках, медленный бег и т.д. На полу раскладываются разные массажные коврики.

    Также желательно проводить водные закаливающие процедуры

(обливание ног, хождение босиком, обтирание всего тела влажной салфеткой или варежкой, топтание в тазу с водой). Все это способствует активному включению детского организма в рабочий ритм и дает возможность детям укрепить здоровье.

Комплекс упражнений «Пробуждение солнышка».

Упражнения выполняются лежа в постели, под спокойную музыку.    

1.  «Солнышко просыпается». 

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.

 Сначала открываем – закрываем глаза (3-5 раз).

 Затем массажируем лоб (от середины к вискам), щеки, уши.

2.  «Солнышко потягивается». 

И.п. – то же.

 Сначала поднимаем руки-лучики вверх за голову и потягиваемся.

Затем выполняем растяжку ножек-лучиков (пятки тянем вперед, носки на себя). Можно потянуться одновременно руками и ногами, растягивая позвоночник (3-4 раза).

3.  «Солнышко красит лучики».

И.п. – то же.

 Сначала ладошкой одной руки проглаживаем вторую руку от пальчиков к плечу – красим лучик.

То же выполняем другой рукой.

Затем подошвой одной ноги проглаживаем другую ногу от пальчиков как можно выше (кто как достанет).

 То же выполняем другой ногой.

4.  «Солнышко делает зарядку». 

И.п. – лежа на спине, руки подняты вверх за голову.

Поднимаем одновременно или поочередно руки и ноги вверх (4 раза).

5.  «Солнышко поднимается». 

 И.п. – сидя на коленях, руки на поясе.

Приподнимаемся на коленях вверх и одновременно поднимаем вверх руки (4 раза).

2.Хождение по « Дорожке здоровья».

Дети идут босиком по массажным коврикам, расположенным друг за другом: коврик с пупырышками, дорожка с поперечными цилиндрами, «змейка» с нашитыми пуговицами.

3Дидактическая игра «Копилка здоровья»

После проведения гимнастики – побудки дети берут «копилки здоровья» (каждый свою) и складывают туда фишки с выполненными в течение дня упражнениями и заданиями, способствующими сохранению здоровья и развитию физических качеств ( в конце недели подводится итог — кто больше сделал для своего здоровья)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бодрящая гимнастика после дневного сна ( младший, старший дошкольный возраст); Дыхательная гимнастика для детей с 4 - 6 лет;

Бодрящая гимнастика после дневного сна. Всем нам хорошо известно выражение «Встал не с той ноги». Знакомо и настроение, которое данные слова характеризуют -  приятным такое состояние не назовешь...

Бодрящая гимнастика или гимнастика после сна

После дневного сна нужно не только открыть глаза, но и "проснуться" - разбудить весь организм, подготовить его к дальнейшей физической нагрузке. И  лучшего средства, чем гимнастики после сна ...

утренняя гимнастика и бодрящая гимнастика

комплекс утренней и бодряжей гимнастики...

Картотека бодрящей гимнастики (гимнастика пробуждения) в подготовительной группе (6-7 лет)

Картотека бодрящей гимнастики (гимнастика пробуждения) в подготовительной группе (6-7 лет).Для правильного пробуждения после дневного сна существует базовый набор упражнений . Основная цель котор...

Консультация для родителей "Бодрящая гимнастика после сна" Консультация для родителей на тему: "Малыши и бодрящая гимнастика"

Дневной сон для детей, а тем более для малышей, жизненно необходим для их правильного физического и интеллектуального развития. Однако, малыши после дневного сна часто остаются в полусонном состоянии ...