Бодрящая гимнастика или гимнастика после сна
консультация по физкультуре на тему
После дневного сна нужно не только открыть глаза, но и "проснуться" - разбудить весь организм, подготовить его к дальнейшей физической нагрузке. И лучшего средства, чем гимнастики после сна нет. Воспитанники с удовольствием выполняют игровые упражнения "Бодрящей гимнастики" в кроватке и получают положительный заряд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bodryashchaya_gimnastika.docx | 160.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудно переоценить роль дневного
сна в физическом и интеллектуальном
развитии ребёнка. Отдых в середине
дня ему просто необходим. Но как
помочь проснуться малышу в хорошем
настроении и активно продолжить
день?
Проведите после тихого часа бодрящую гимнастику, которая помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.
И не забывайте об улыбке. Первое, что должен видеть ребёнок после сна, - улыбающееся доброе лицо взрослого человека, будь то мама или воспитатель детского сада, а также слышать плавную, размерную речь, любовные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Сама фонетика этих звуков несёт положительную окраску, независимо от того, каким голосом их произносит взрослый. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих. Взрослому необходимо быть внимательным к себе, следить за своей мимикой, за эмоциональным состоянием. Волнение, беспокойство, раздражительность, неуверенность взрослого дети сразу же впитают как губка. Все переживания тут же отразятся на настроении детей.
Бодрящую гимнастику следует проводить в любое время года, при открытых фрамугах и форточках (или в хорошо проветренном помещении), в течение семи-пятнадцати минут в зависимости от возраста детей.
В течение года желательно использовать разные варианты бодрящей гимнастики.
Для детей младшего дошкольного возраста особенно интересна бодрящая гимнастика игрового характера. Такие комплексы имеют сюжет, в них присутствует знакомый детям персонаж, который является образцом для подражания. Заранее подготовленные костюмы, шапочки персонажей, красивые, яркие игрушки радуют детей, увлекают их, заставляют двигаться, выполнять предложенное задание.
Для детей старшего дошкольного возраста необходимо проводить комплексы бодрящей гимнастики с элементами точечного массажа и самомассажа. Сущность точечного массажа сводится к механическому раздражению биологически активных точек на теле, повышающих иммунитет. Простота выполнения точечного массажа и его эффективность способствуют широкому распространению этого метода.
Любимы детьми комплексы бодрящей гимнастики в форме музыкально-ритмических игр. Танцевальные движения мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение. Музыкально-ритмические игры доставят ребёнку не только радость, но и улучшат общее состояние организма.
В комплексы бодрящих гимнастик нужно включить упражнения для профилактики плоскостопия, нарушений осанки, массаж рук и ног, пальчиковую и дыхательную гимнастики.
После выполнения бодрящей гимнастики (если гимнастика проводилась непосредственно в постели) дети встают и выполняют различные движения: ходьбу по кругу, на косках и пятках, медленный бег и т.д. На полу можно разложить разные массажные коврики и предложить детям выполнить задания на них: пройти по ним, потоптаться на месте, перепрыгнуть через них и т.д. Такие коврики-дорожки могут сделать родители или воспитатели совместно с детьми, используя при этом пуговицы, деревянные палочки, крышки от пластиковых бутылок, горох, фасоль, мелкие камешки, песок.
Комплексы бодрящей гимнастики для детей младшего дошкольного возраста.
Прилетели воробьи
(с элементами дыхательной гимнастики)
Проводится в групповой комнате.
Воспитатель негромко стучит по окну.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, к нам
в гости прилетели весёлые воробьи.
Поскорее просыпайтесь,
веселее поднимайтесь.
Воспитатель предлагает посмотреть на птиц. Дети за окном видят настоящих воробьёв или вырезанных из бумаги и заранее вывешенных за окном.
Воспитатель. Давайте поиграем. Мы с вами сегодня - воробьи-воробышки, маленькие добрые птички.
Ходьба обычная друг за другом (10 с)
Ходьба на носочках (10 с)
Медленный бег (10 с)
Построение в круг.
Дыхательное упражнение «Ах!» И.п.- стоя, руки вниз. Вдох, задержать дыхание, выдыхая, произнести «а- ах- х- х». Повторить два раза.
«Воробышки машут крыльями». И.п .- ноги слегка расставлены, руки – за спину. Руки в стороны, помахать всей рукой и кистью. Спрятать руки за спину. Повторить пять раз; темп умеренный. Указание: сохранять устойчивое положение тела.
«Спрятались воробышки». И.п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть, опустить голову, обхватить голову руками. Вернуться в и.п. Повторить пять раз; темп умеренный. Указание: после приседания хорошо выпрямиться.
«Воробышки дышат». И.п. – ноги расставлены, руки опущены. Сделать вдох носом. На вдохе протяжно тянуть «ч-и-и-и-р-и-ик», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа. Повторить три раза; темп медленный. Указание: вдох короче выдоха.
«Воробышки греются на солнышке». И.п. – лёжа на спине, руки – вверх. Поворот на живот. Вернуться в и.п. Повторить пять раз; темп быстрый.
«Воробышки радуются». И.п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. Восемь – десять подпрыгиваний на месте, чередуя с ходьбой на месте. Повторить три раза.
Ходьба врассыпную в медленном темпе (20 с).
Дыхательное упражнение «Дуем на крылышки». Вдох – на 1, 2 счета; выдох – на 1, 2, 3, 4 счета (20 с).
Ходьба по ребристым дорожкам. Одевание.
Дрессированная собачка
(с элементами корригирующей гимнастики)
Проводится в групповой комнате.
Звучит запись лая собаки, сначала тихо,
затем громче.
Воспитатель. Ребята, к нам в гости
кто-то идет.
Отгадайте загадку –
и узнаете нашего гостя.
В будке спит,
Дом сторожит.
Кто к хозяину идет,
Она знать дает.
Дети. Собачка.
Воспитатель. Правильно, собачка. Но к нам в гости придет сегодня не простая, а цирковая, дрессированная собачка. Вставайте с кроваток (воспитатель надевает маску собачки).
Воспитатель. Собачка знает много упражнений, она с вами проведет бодрящую гимнастику. Запоминайте упражнения и выполняйте их правильно.
«Идем за собачкой»- ходьба обычная.
Ходьба «змейкой» -руки за спиной.
Ходьба на носочках.
Построение в круг.
«Собачка приветствует гостей». И.п.- стоя. ноги слегка расставлены, руки на плечах. Свести локти перед грудью. Вернуться в и.п. Отвести локти максимально назад. Вернуться в и.п. Повторить четыре раза; темп умеренный. Указание – спина прямая.
«Собачка рада детворе». И.п.- стоя, ноги на ширине плеч, руки на плечах. Свести локти перед грудью. Вернуться в и.п. отвести локти максимально назад. Вернуться в и.п. Повторить четыре раза; темп умеренный. Указание: спина прямая.
«Собачка веселит гостей». И.п.- сидя на полу, ноги врозь, руки за спиной . Наклониться вперед, коснуться руками носков ног, выпрямиться. Вернуться в и.п. Повторить четыре раза; темп умеренный.
«Собачка радует ребят». И.п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки в упор сзади. Повернуться на ягодицах на 360 сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить по три раза в каждую сторону; темп умеренный. Указание: при повороте помогать руками.
«Собачка тренируется». И.п.- лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять правую ногу. Опустить. Поднять левую ногу. Опустить. Повторить по три раза каждой ногой; темп умеренный. Указание: руки от пола не отрывать.
«Собачка устала». И.п. – лежа на спине, ноги вместе. Руки вдоль туловища. Поднять руки и ноги вверх. Хаотичные движения руками и ногами. Вернуться в и.п. Повторить четыре раза; темп быстрый.
Ходьба по кругу с одновременным проговариванием скороговорки: « Я несу суп, суп, суп. А кому? Псу, псу, псу». Повторить три раза, сначала медленно, затем быстро.
Указание; желательно отработать проговаривание скороговорки с каждым из детей заранее.
Дети благодарят собачку за гимнастику и идут одеваться.
В гостях у солнышка
(с использованием методов снятия
психоэмоциального напряжения и самомассажа)
Проводится сначала в постели, затем в групповой комнате.
Играет спокойная музыка. В окна заглядывает солнышко.
Воспитатель подходит к каждому ребёнку, гладит его по голове.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, как светло и тепло у нас в спальне.
А знаете ли вы, почему? К нам в гости заглянуло солнышко.
Воспитатель. Солнечный зайчик заглянул вам в глазки, закройте их. Он побежал дальше по лицу, вы нежно погладьте зайчика ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть. Теперь погладьте его по голове, шее, затем животике, руках, ногах. Он забрался за шиворот - погладьте его и там. Он не озорник - он просто любит ласкать вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.
Вставайте, и давайте поиграем с солнечным зайчиком.
Дети встают с кроватей и переходят в групповую комнату.
«Улыбнитесь солнышку». И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки на плечах. Правую ногу и правую руку вперед, ладошка вверх, улыбнуться. Вернуться в и.п. Тоже самое выполнить другой рукой и ногой. вернуться в и.п. повторить три раза: темп умеренный. Указание: быть внимательным, четко выполнять задание: одновременно действовать правой рукой и ногой.
«Играем с солнышком». И.п. – сидя, ноги согнуты в коленях, колени обхвачены руками. Поворот на ягодицах, переступая ногами на 360 градусов. Вернуться в и.п. Повторить пять раз; темп умеренный. Указание: при повороте руками не помогать.
«Играем с солнечными лучами». И.п. – сидя, ноги вместе, руки опущены. Ноги развести в стороны, ладошками хлопнуть по коленям. вернуться в и.п. Повторить шесть раз: темп быстрый. Указание: ноги в коленях не сгибать.
«Отдыхаем на солнышке». И.п.- спине, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди. Перекатиться на правый бок. Вернуться в и.п. Перекатиться на левый бок. Вернуться в и.п. Выполнить по три раза в каждую сторону: темп умеренный.
Воспитатель. А вы знаете игру про солнышко?
Проводится подвижная игра «Солнышко и дождик».
По команде «солнышко» дети бегут по залу, по команде «дождик» приседают. Игра проводится два раза. Дети прощаются с солнышком.
Ходьба по залу в медленном темпе (15с.).
Жучки-паучки
(с элементами корригирующей гимнастики)
Проводится в постели.
Звучит спокойная музыка.
Воспитатель. Наступила весна, теплое время года.
Просыпается все- природа, насекомые. Давайте представим, что мы с вами -жучки-паучки. Нам хорошо от теплого солнца.
«Потянулись жучки». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Хорошо потянуться – руки в стороны. Повторить три раза: темп медленный.
«Проснулись глазки». И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища. Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно (10с); темп умеренный.
«Проснулись ушки». И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища. Растирать ушки снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла (10с); темп умеренный.
«Проснулись лапки». И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять перед собой вытянутые вперед руки и потрясти ими. Затем поднять ноги и тоже потрясти ими (10с); темп быстрый.
«Жучки греются на солнышке». И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища. 1- поворот на живот, 2- поворот на спину. Повторить пять раз; темп умеренный.
«Жучки готовятся к прогулке». И.п.- лежа на спине, руки за головой. Поднять правую ногу, согнутую в колене. Опустить. Поднять левую ногу, согнутую в колене. Опустить. Повторить четыре раза; темп умеренный.
«Веселые жучки». И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-3 хлопки руками перед собой, 4 – вернуться в и.п. Повторить пять раз; темп быстрый.
Воспитатель. А сейчас жучки-паучки побегут по дорожкам.
(Воспитатель раскладывает ребристые дорожки- коврики из палочек. Дети идут по коврикам сначала медленно, затем быстрее (2мин).
Воспитатель. Жучки-паучки устали,
пора им и подкрепиться.
(Дети одеваются).
Комплексы бодрящей гимнастики для детей старшего дошкольного возраста
Забавные художники
(с элементами самомассажа)
Проводится в постели.
Воспитатель. Дети, я знаю, что вы все очень
любите рисовать, и на бумаге, и на асфальте.
Сегодня мы тоже будем рисовать. Мы нарисуем
воздушные шары. Но только не на бумаге или асфальте, а в воздухе. Рисовать мы будем не руками, а различными частями нашего тела.
«Готовимся рисовать». И.п.- лежа на спине. Зажмуримся, затем открыть глаза и посмотреть на потолок. Повторить пять раз.
«Рисуем головой». И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговое движение головой в правую сторону, затем в левую. Повторить пять раз. Каждый ребенок работает индивидуальном темпе. Указание: не делать резких движений головой.
«Рисуем глазами». И.П.- лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговое движение глазами. Сначала в правую сторону, затем в левую. Повторить пять раз; каждый ребенок работает в индивидуальном темпе.
«Рисуем руками». И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговое движение правой рукой, затем левой. Повторить по пять раз каждой рукой. Каждый ребенок работает в индивидуальном темпе.
«Устали руки». И.П.- лежа на спине, руки прямые перед грудью. Опустить обе руки, встряхнуть ими. Вернуться в и.п. Повторить четыре раза; темп умеренный.
«Рисуем локтями». И.п.- лежа на спине, руки к плечам. 1-4 – круговые движения локтями вперед. 5-8- круговые движения локтями назад. Повторить по пять раз в каждую сторону; темп умеренный.
«Рисуем ногами». И.П- лежа на спине, руки на поясе. Поднять правую ногу, согнутую в колене. Нарисовать пять воображаемых воздушных шариков. То же выполнить левой ногой. Темп медленный, затем умеренный. Указание: тянуть носочки.
«Художники отдыхают». И.П.- лежа на спине, руки вдоль туловища. Поворот туловища направо. Вернуться в и.п. Поворот туловища налево. Вернуться в и.п. Повторить по три раза в каждую сторону; темп умеренный.
«Художники закончили работу». И.П. Несколько раз закрыть и закрыть глаза. Потереть ладошки, приложить к глазам (четыре раза).
Воспитатель. Вот мы и закончили работу с красками. Мы хорошо потрудились, но испачкались. Нам необходимо вымыть руки и ноги.
(Дети встают с кроватей. Проводятся закаливающие процедуры).
Времена года
(с элементами корригирующей гимнастики)
Проводится в постели.
Звучит спокойная музыка.
Воспитатель. Доброго дня, ребята! Совсем недавно мы говорили с вами о временах года. Помните, сколько времен года? (Ответы детей). Я вам сейчас прочитаю русскую народную загадку о временах года.
Ежегодно приходит к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет. (Ответы детей.)
Мы сегодня с вами сможем показать времена года в наших упражнениях. Лягте поверх одеял и послушайте следующую загадку:
Всех наградила, все погубила. (Дети. Это осень.)
Воспитатель. Правильно, выполним упражнения.
«Осенняя туча» .И.П. – лежа на спине. Дети нахмуриваются, как осенняя туча, при этом мышцы лица сначала напрягаются, затем расслабляются. Повторить пять раз.
«Листья падают».И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки перед грудью, отвести в стороны, опустить. Поднять, соединить перед грудью,
опустить вдоль туловища. Повторить шесть раз; темп умеренный.
Воспитатель. О каком времени года следующая загадка?
Снег на поля,
Лед на водах,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Дети. Зимой.)
Воспитатель. Конечно, это зимушка-зима. Теперь выполним упражнения.
«Тепло-холодно». И.П.- лежа на спине, руки в стороны. На слово воспитателя «холодно» дети поднимают ноги, согнутые в коленях, и обхватывают их обеими руками. На слово «тепло» возвращаются в и.п. Повторить шесть раз; темп умеренный.
«Замерзли». И.П.- лежа на правом боку, правая рука поднята вверх, левая – вдоль туловища. Поднять одновременно левую ногу и левую руку. Вернуться в и.п. То же задание выполнить правой ногой и рукой. Повторить пять раз; темп умеренный.
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной)
Воспитатель. За зимой следует весна, и мы выполним весеннее упражнение.
«Весеннее солнышко». И.п.- сидя на кровати, ноги согнуты в коленях. Улыбнуться, как солнышко. Повторить пять раз.
«Проснулись». И.П.- сидя на кровати, ноги врозь, руки на поясе. 1-3- пружинящие наклоны вперед, 4- вернуться в и.п. Повторить шесть раз; темп умеренный. Указание: ноги в коленях не сгибать.
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Летом)
Воспитатель. Правильно, это бывает летом. Лето следует за весной и предшествует осени. Это самая радостная пора. Выполним упражнения на летнюю тему
«Плывем». И.П.- лежа на животе, руки вперед, ноги вместе. 1-3 – одновременно поднять ноги и руки и имитировать плавание. 4- вернуться в и.п. Повторить шесть раз; темп умеренный.
«Радуемся лету». И.П.- лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять ноги и руки вверх. Совершать хаотичные движения ими, вернуться в и.п. Повторить шесть раз.
Воспитатель. Молодцы! Вы не только красиво и правильно выполняете все упражнения, но и знаете времена года.
Теперь я хочу предложить вам игру на внимание. Если я скажу «зима», вы выполняете бег (лежа в кровати, «бегут» только ноги), если «осень»- ходьбу, если «весна», то хлопаете в ладоши перед грудью, если «лето»- отдыхаете. (Повторить четыре раза).
Дыхательное упражнение «Ах» Вдох. Продолжительный выдох. При выдохе произнести слово «ах». Повторить пять раз.
Идем в поход
(с элементами дыхательной
и корригирующей гимнастики)
Проводится в постели.
Воспитатель. Ребята, совсем скоро мы
с вами пойдем в поход в лес.
Отгадайте загадки и покажите отгадки в упражнениях. Будьте внимательны.
Снизу подковка,
Наверху веревка.
Куда шагают-
И сами не знают. (Ботинки)
«Надеваем обувь». И.п.- сидя, руки опущены. 1- наклон к правой ноге (имитация надевания обуви). 2- вернуться в и.п. 3- наклон к левой ноге. 4- вернуться в и.п.
Повторить четыре раза; темп умеренный.
Он с тобою и со мной
Шел лесными стежками-
Друг походный за спиной
На ремнях с застежками. (Рюкзак)
«Собираем рюкзак». И.п.- сидя на кровати, ноги вместе, руки опущены. 1- поворот направо, обеими руками дотронуться до кровати справа. 2- вернуться в и.п. 3- поворот налево, обеими руками дотронуться до кровати слева. 4- вернуться в и.п. Повторить четыре раза; темп умеренный.
На привале нам поможет:
Суп варить, картошку печь.
Для похода он хорош.
Да с собой не понесешь. (Костер)
«Раздуваем костер». И.п.- сидя, руки опущены. Вдох, задержать дыхание, продолжительный выдох. Повторить три раза; темп медленный. Указание: выдох длиннее вдоха.
Плывут туристы по реке,
Или идут пешком,
У них всегда есть в рюкзаках
Складной красивый дом. (Палатка)
«Устанавливаем палатку». И.п,- сидя, ноги вместе, руки опущены. 1- наклон вперед как можно ниже, выпрямить руки, ударить ладошками по кровати («забили» колышки для палатки). 2- вернуться в и.п. Повторить пять раз; темп умеренный.
Воспитатель. На природе можно поиграть в любые подвижные игры. О какой игре идет речь в следующей загадке?
Отбил ракеткой я волан,
Противника разрушил план. (Бадминтон)
«Играем в бадминтон». И.П.- сидя, ноги слегка раздвинуты, руки опущены. 1- поднять правую руку вверх, отвести назад, замахнуться вперед (имитация удара ракетки по волану). 2- вернуться в и.п. 3- тоже выполнить левой рукой. 4- вернуться в и.п. Повторить четыре раза; темп умеренный.
Воспитатель. В походе приходится много ходить. Поэтому ноги должны быть сильными, походка естественной, красивой. Выполним следующие упражнение.
«Тренируем ноги». И.П.- лежа на спине, руки за головой. 1-3 – поднять ноги вертикально вверх, образуя прямой угол, передвигать ногами так, как будто едут на велосипеде. 4- вернуться в и.п. Повторить шесть раз; темп умеренный.
Воспитатель. Что необходимо сделать костром, когда придет время уходить из леса? (Ответы детей)
Воспитатель. Верно, потушить его. Выполним упражнение.
«Тушим костер». И.п.- сидя, руки опущены. Вдох, задержать дыхание, продолжительный выдох. Повторить три раза. Указание: выдох длиннее вдоха.
Воспитатель. Немного отдохнем, вспомним правила поведения в лесу.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать,
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин - дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Н.Рыжкова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения бодрящей гимнастики для детей после дневного сна в детском саду
Консультация для воспитателей инструктора по физической культуре высшей категории ГБДОУ детский сад №19 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга, по методике проведения бодрящей гимнас...
Комплексы «бодрящей» гимнастики. Комплексы упражнений после дневного сна.
Комплексы «бодрящей» гимнастики. Комплексы упражнений после дневного сна....
Комплексы «бодрящей» гимнастики. Комплексы упражнений после дневного сна
Комплексы «бодрящей» гимнастики.Комплексы упражнений после дневного сна...
Комплексы «бодрящей» гимнастики. Комплексы упражнений после дневного сна
Комплексы «бодрящей» гимнастики. Комплексы упражнений после дневного сна...
Бодрящая гимнастика (комплексы упражнений после сна)
Комплекс №1Косплекс №2...
Комплексы бодрящей и корригирующей гимнастики после дневного сна
Целью бодрящей и корригирующей гимнастики является поднятие эмоционального и мышечного тонуса у каждою ребенка, профилактика нарушений осанки и свода стопы, оздоровление и закаливание детей....
Статья "Бодрящая гимнастика или гимнастика пробуждения после дневного сна"
Это комплекс мероприятий, облегчающих переход детей от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.В комплекс бодряще...