«В здоровом теле – здоровый дух»
проект (старшая группа)
Цель проекта: Формирование у детей осознанно-правильного отношения к своему здоровью.
Задачи проекта:
- Расширять знания детей о здоровье и здоровом образе жизни;
- Учить использовать специальные упражнения для укрепления своих органов и систем.
- Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
- Формировать у детей элементарных представлений о человеческом организме;
- Создать благоприятные условия для физического развития детей;
- Привлечь родителей к совместной работе по воспитанию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_zdorovom_tele-_zdorovyy_duh_avtosohranennyy.docx | 113.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад «Сказка»
ПРОЕКТ
«В здоровом теле –
здоровый дух»
«Нужно поддерживать крепость тела,
Чтобы сохранить крепость духа»
Виктор Гюго.
Автор: Кобзева Ольга Александровна
инструктор по физической культуре
первой квалификационной категории
п. Магдагачи
2018г.
Вид проекта: физкультурно – оздоровительный, познавательный
Продолжительность: краткосрочный (ноябрь).
Участники проекта: дети старших группы, инструктор по физической культуре,
воспитатели, родители воспитанников.
Охватываемые образовательные области: «Физическая культура», «Здоровье»,
«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».
Актуальность темы: Народная мудрость гласит:
«Здоровье всему голова», «Здоровью цены нет».
На сегодняшний день основная проблема детей и подростков – малоподвижный образ жизни. Свободное время вместо прогулок на свежем воздухе и подвижных игр они тратят на просмотр телевизора и компьютерные игры. Это негативно сказывается на здоровье в целом. Для того чтобы ребёнок стал физически, психологически и социально здоровой личностью нужно объединить усилия как педагога и специалистов ДОУ, так и родителей. Помочь понять им, что здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.
.
Цель проекта: Формирование у детей осознанно-правильного отношения к своему здоровью.
Задачи проекта:
- Расширять знания детей о здоровье и здоровом образе жизни;
- Учить использовать специальные упражнения для укрепления своих органов и систем.
- Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
- Формировать у детей элементарных представлений о человеческом организме;
- Создать благоприятные условия для физического развития детей;
- Привлечь родителей к совместной работе по воспитанию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста
Содержание проекта
1.цикл открытых физкультурных занятий.
2.цикл режимных моментов: утренняя гимнастика с предметами,
закаливающие процедуры - дыхательная, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, массаж.
3. Цикл бесед с детьми, консультаций для родителей.
4.Физкультурное развлечение «Нам болезни не страшны».
Заключительные спортивные мероприятия с родителями «Здоровые дети в здоровой семье»; «А ну- ка мамы».
Предполагаемый результат: В процессе работы дети получают знания о своем организме, начинают понимать значимость соблюдения здорового образа жизни.
Получают первичные представления о некоторых внутренних органах и узнают их основную функцию
Различают понятия «Часть тела» и «Орган».
Знают несложные приёмы самооздоровления.
Родители вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»
Повысился интерес детей к физкультурным занятиям и спорту;
Продукт проектной деятельности:
1. Тематический план проекта «В здоровом теле – здоровый дух»
2. Анкета для родителей «Растём здоровыми» (приложение1 )
Опрос детей на тему «Что понимают они под словом - здоровье» (приложение2).
3. Рекомендации для родителей по профилактике плоскостопия, осанки, активный отдых зимой (приложение 3).
4.Фотовыставка из занятий и физкультурных развлечений.
5. Презентация «В здоровом теле - здоровый дух»
Системная паутинка проекта
Физическая культура
физкультурные занятия:
утренняя гимнастика;
физкультминутки на занятиях.
подвижные игры.
Художественно- Игровая деятельность
эстетическая деятельность игры, соревнования,
чтение стихотворения физкультминутки
«Мойдодыр»,
Фотовыставка .
Проект
«В здоровом теле – здоровый дух»
Речевая деятельность Взаимодействие с семьями
ознакомление с пословицами, воспитанников
поговорками, песнями о здоровом анкетирование, буклеты,
образе жизни, беседы. совместные мероприятия.
Продуктивная деятельность
физическое развитие,
фотовыставка,
презентация.
Структура проекта
Номер цикла. Образовательные области | Тема цикла | Содержание цикла |
1.«Физическое развитие», «Здоровье» | -открытые физкультурные занятия - физкультурные занятия -физкультурное развлечение - спортивные мероприятия с родителями -подвижные игры: -режимные моменты - закаливающие процедуры | «Путешествие в страну Здоровья» «Быть здоровыми хотим!» «Я и мое тело, «Путешествие в город витаминов», «Знакомство с внутренними органами» «Нам болезни не страшны» «Здоровые дети в здоровой семье»; «А ну - ка мамы» «Воевода», «Пустое место». -утренняя гимнастика с предметами (с мячами) , гимнастика после сна. -дыхательная гимнастика- «Ворона», «Хомячок». -пальчиковая гимнастика -«Маланья», «Удивительно», -физкультминутки на НОД - «Жук», «Зайка» -массаж «Черепаха», «Ежик», «Играем ушками» - Игры малой подвижности- «Как живешь», «Съедобное и несъедобное» |
2.«Социально-коммуникативное развитие» | -дидактические игры -консультации для родителей. - буклеты | «Назови вид спорта», «На зарядку становись», «Парочки», «Дуйбол», «Сложи и назови». «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия детей », «Активный отдых зимой»,"В здоровом теле- здоровый дух», «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей». «В здоровом теле – здоровый дух», «Наше здоровье - в наших руках». |
3. «Речевое развитие», | -беседы с детьми, - Игровая ситуация - Словесные игры - чтение -заучивание стихов, пословиц о здоровье, загадки, поговорки. - детские песни о спорте, чистоте, питании. | «Наши верные друзья», «Береги здоровье смолоду», «Зачем нужны витамины» «Как защититься от микробов». «Земля, воздух, вода, огонь», «Словесный волейбол». Стихотворение « Мойдодыр» |
Этапы работы над проектом
Этапы | Непосредственно – организованная образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Задачи | Срок реализации | Взаимодействие с родителями воспитанников. Самостоятельная деятельность детей | Место проведения |
I подготовительный | Анкетирование родителей. Опрос детей на тему "Что понимают они под словом "здоровье" | Заинтересовать родителей в совместной спортивно- оздоровительной работы с детьми Активизировать интерес детей к здоровью человека и своему собственному. | 1 неделя ноября | Участие в анкетировании Участие детей в разговоре о здоровье. | группа |
II практический | Работа с детьми 1. Проведение цикла тематических физкультурных занятий; режимных моментов (утренняя гимнастика с предметами (мячи), закаливающие процедуры (дыхательная, пальчиковая гимнастика, гимнастика после сна, проведение подвижных игр.) 2. Физкультурные занятия: «Я и мое тело», «Знакомство с внутренними органами» «Путешествие в страну Здоровья» «Быть здоровыми хотим!» «Путешествие в город витаминов», 3. беседы: «Наши верные друзья», «Береги здоровье с молоду», «Зачем нужны витамины». Чтение стихотворении К. Чуйковского «Мойдодыр». Пословицы, поговорки, загадки о здоровом образе жизни 4.Проведение подвижных игр под ритмичскую музыку. Работа с родителями 1. консультация по итогам анкетирования в виде папки – раскладки на тему о здоровом образе жизни « Профилактика нарушения осанки и плоскостопия детей », «Активный отдых зимой»,"В здоровом теле- здоровый дух»,»Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей» 2. буклет на тему «В здоровом теле – здоровый дух», «Наше здоровье- в наших руках». 3. день открытых дверей | Формировать у детей потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями Развивать речь, память, мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве, чувства ритма, активировать мышечный тонус Дать детям элементарные сведения о своем организме. Убедить в необходимости заботиться и беречь свои органы. Расширять знания дошкольников о правильном питании, его значении, о взаимосвязи здоровья и питания. Развивать диалогическую речь, формировать у детей умение давать развернутый ответ. Развивать положительные эмоции, чувства взаимопомощи, дружбы, сопереживания. формировать у родителей теоретические знания о здоровом образе жизни, о значении спорта для здоровья человека. | 2-3 недели | Дети следят за своим здоровьем, применяют несложные приёмы самооздоровления. Выполняют опыты: путешествие морковки, работа сердца (банка, шприц). Просмотр презентации о витаминах Рассматривание иллюстраций видов спорта, картинок. Чтение и обсуждение произведения. Знакомятся и заучивают. Посещение родителями занятий по физической культуре | Спортивный зал группы Группы Спортивный зал |
III заключительный. | 1.Физкультурное развлечение «Нам болезни не страшны» 2.Заключительное спортивное мероприятие с родителями « В здоровом теле – здоровый дух». 3. презентация проекта «В здоровом теле – здоровый дух» | Закрепить знания о необходимых культурно-гигиенических навыков и пользе здорового питания и витаминов. Вызвать у родителей интерес к физической культуре, и желание участвовать в совместном мероприятии. | 4неделя | Совместное продуктивное мероприятие, оформление фотовыставки из физкультурных занятий. | Спортивный зал |
План проекта по реализации проекта
Тема | Содержание | |
1неделя | ||
Анкетирование родителей Опросник для детей. | "Что понимают они под словом "здоровье" | |
2 неделя | ||
- режимные моменты: утренняя гимнастика с предметами ( с мячами) , гимнастика после сна. -закаливающие процедуры: Дыхательная гимнастика- «Ворона», «Хомячок». Пальчиковая гимнастика -«Маланья», «Удивительно», Физкультминутки на НОД - «Жук», «Зайка» Массаж- «Черепаха», «Ежик», «Играем ушками» Игры малой подвижности- «Как живешь», «Съедобное и несъедобное» «Наши верные друзья», «Береги здоровье смолоду», «Зачем нужны витамины» «Знакомство с внутренними органами» | правильно относиться к своему здоровью развитие мелкой моторики рук Массаж восстанавливает, регулирует, приводит в норму многие системы организма. Дать детям общие представления о внутренних органах человека | |
3неделя | ||
Дидактические игры: «Виды спорта», «На зарядку становись»,«Парочки», «Четвертый лишний» Стихотворение «Мойдодыр» Физкультурное развлечение «Нам болезни не страшны» | Закреплять знания детей о различных видах спорта Чтение произведения, развивать внимание, память, воображение. Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий о здоровье, спорте. Заучивание пословиц, поговорок о здоровье, отгадывание загадок о здоровом образе жизни. Развивать физические качества у детей; совершенствовать двигательные умения и навыки в беге, лазанье, прыжках; вызвать эмоциональный настрой в процессе развлечения. | |
4 неделя | ||
Спортивное мероприятие с родителями «В здоровом теле – здоровый дух Выставка Презентация проекта «В здоровом теле – здоровый дух» | Прививать любовь к спорту. Развивать у детей физические качества. Совместная работа детей с родителями Фотовыставка из занятий и физкультурных развлечений «Мы со спортом дружим». |
Методическое обеспечение проектной деятельности
• Соломенникова Н. М. «Организация спортивного досуга дошкольников 4-7 лет», 2015г.Волгоград.
•Микляева Н.В. «Физическое развитие дошкольников» ТЦ Сфера, 2015г.
•Подольская Е.И. «Оздоровительная гимнастика» 2012г
• Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2009г.
• Анисимова Т.Г., Ульянова С.А. «Формирование правильной осанки коррекция
пласкостопия у дошкольников» Волгоград 2009г.
• М.М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения» Мозаика –Синтез Москва 2016г.
• Журнал «Инструктор по физической культуре» №6, 2014г
Приложение 1
Анкета для родителей «Растём здоровыми»
Уважаемые родители!
Сейчас большое внимание уделяется в детских садах формированию здорового образа жизни. В анкете мы предлагаем вам ответить на вопросы, связанные с этой проблемой. На вопросы дается несколько вариантов ответов, нужно обозначить тот вариант, который больше всего соответствует действительности (по мнению родителей).
1. Что вы подразумеваете под «здоровым образом жизни»?________________________________.
2. Считаете ли вы свой образ жизни здоровым, почему?
- да____________
- нет____________
- не знаю
3. Что мешает вам вести здоровый образ жизни?
- недостаток времени;
- низкая зарплата:
- недостаток знаний:
- другие причины (указать)_____________________.
4. Закаляетесь ли вы или ваши члены семьи?
-да:
- нет:
- иногда.
5.Проводите ли вы совместный семейный активный досуг (турпоходы, прогулки и т.д.)
- да;
- нет;
- иногда.
6.Что, на ваш взгляд, является основной причиной заболеваний вашего ребенка?
- неудовлетворительное медицинское обслуживание;
- плохое материальное положение в семье;
- неблагоприятные экологические условия;
- недостаток знаний в вопросах сохранения здоровья;
- другие причины (указать)________________.
7. Ваши предложения для улучшения работы по формированию здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении _______________.
Приложение №2
Опросник для детей"Что понимают они под словом "здоровье"
1. Ребята, что такое «здоровье»?
2. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
3. Вы с родителями занимаетесь спортом?
4. Знаете ли вы виды спорта?
5. Какой вид спорта ваш любимый?
6. Если бы вы(ты) был(и) спортсменом (а)(и),каким видом спорта ты(вы) занимались?
7. Ты(вы) считаешь(ете) нужно заниматься спортом?
8. Быть здоровым – это хорошо? Почему?
Приложение №3.
1.Беседа о здоровье для дошкольников
Наши верные друзья.
Дорогие ребята! Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле — здоровый дух».
Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено и русским народом. Например, такие: «Здоровье дороже золота» или «Здоровье ни за какие деньги не купишь».
Задумывались ли вы о том, что у нашего здоровья немало добрых и верных друзей?*
Взрослый поддерживает обсуждение, поощряя творческую активность ребенка.
Давайте вместе подумаем, что помогает человеку быть здоровым.
Правильно! Прохладная чистая вода, которой мы умываемся, обливаемся или обтираемся по утрам. Она закаляет наш организм, прогоняет сон, очищает кожу, смывая с нее грязь, пот и болезнетворные микробы.
Второй наш друг — это утренняя зарядка.
Под звуки бодрой ритмичной музыки мы идем быстрым шагом, бежим, приседаем, делаем наклоны назад, вперед, вправо и влево, берем мяч, обруч или скакалку.
После утренней зарядки повышается настроение, появляется аппетит, ведь зарядка, регулируя работу всех органов, помогает включиться в дневной ритм.
Как вы думаете, что еще помогает нам быть здоровыми?
Верно! Теплые солнечные лучи и свежий воздух. Особенно полезный воздух в хвойных, сосновых и еловых борах. Этот воздух - настоящий целительный настой, благоухающий ароматами смолы и хвои.
И в лиственных лесах, и в борах в воздухе содержится много фитонцидов — особых летучих веществ, убивающих вредных микробов. Фитонциды - тоже паши друзья!
Представьте себе лентяя, который редко моет руки, не стрижет ногти. Дома у него ПЫЛЬНО и ГРЯЗНО, На кухне - горы немытой посуды, крошки и объедки. Вокруг них вьются мухи- грязнухи. Как вы считаете, заботится ли этот человек о своем здоровье?
Верно! Не заботится!
Ведь и немытые руки, и грязь под ногтями могут стать причиной многих опасных заразных болезней - желтухи или дизентерии: Эти болезни так и называют -«болезнями грязных рук».
А мух в старину не зря величали «вредными птичками». Летая по помойкам, свалкам, выгребным ямам, а потом залетая в дома, они переносят на своих лапках опасных микробов, которые могут вызывать болезни.
Надеюсь, вы поняли: чтобы быть здоровым, нужно следить за чистотой, умываться и мыть руки с мылом, чистить зубы и стричь ногти. Убирать свою комнату и мыть посуду. Ведь недаром говорится: «Чистота — залог здоровья».
Я знаю немало ребятишек, которые не любят соблюдать режим дня. До поздней ночи они сидят перед экраном телевизора или компьютера, а утром встают вялыми, бледными, невыспавшимися, забывая замечательное правило: «Рано в кровать, рано вставать — горя и хвори не будете знать!»
А ведь режим дня — прекрасный друг нашего здоровья! Если мы всегда в одно и то же время встаем с кровати, завтракаем, обедаем, ужинаем, ходим на прогулку, ложимся спать, то у нашего организма вырабатывается определенный биологический ритм, который помогает сохранять здоровье и бодрость.
Но мы с вами забыли еще об одном нашем преданном друге — о движении.
Давайте подумаем, может ли быть здоровым человек, который ведет неподвижный образ жизни и большую часть времени сидит в кресле или лежит на диване?
Верно! Не может!
А почему? Его мышцы, сердце не тренируются. Он не дышит свежим воздухом, ему не хватает солнечных лучей и кислорода.
Малая подвижность ослабляет здоровье!
А движение, особенно на свежем воздухе, делает нас сильными, ловкими, закаленными!
Велосипед, самокат, роликовые коньки. Как чудесно мчаться на них по дорожкам, вдоль цветов и густой травы.
Лето дарит нам не только тепло и солнечный свет, но и возможность купаться в речке или озере, играть в футбол, волейбол и другие подвижные веселые игры на улице.
А зимой, когда все белым-бело, деревья и кусты наряжаются в пушистые снежные тулупы, можно кататься на лыжах и санках, играть в хоккей или кружиться на коньках вокруг сияющей огнями ели.
Физические упражнения в детском саду, занятия физкультурой, посещения спортивных секций помогают нам укреплять здоровье, закаляют тело и волю, делают нас смелыми и сильными.
Я хочу здоровым быть —
Буду с лыжами дружить.
Подружусь с закалкой,
С обручем, скакалкой,
С теннисной ракеткой.
Буду сильным, крепким!
Ответь на вопросы:
1. Каких друзей нашего здоровья ты знаешь? Расскажи о них.
2. Какие водные процедуры ты делаешь по утрам?
3. Делаешь ли ты ежедневно утреннюю зарядку? Чем она полезна?
4. Почему грязнули и неряхи часто болеют?
2.Беседа «Зачем нужны витамины?»
-Ребята, вчера мне рассказали, что наши дети в детском саду стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Их дети очень любят. Витамины очень полезные.
- А вы, ребята, пробовали витамины?
-А для чего нужны витамины?
Конечно, витамины есть не только в таблетках, но и во многих продуктах.
- А в каких продуктах есть витамины?
Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д. В каких продуктах они содержатся и для чего нужны. Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения. Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца). Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды). Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).
Вы запомнили, а теперь скажите, где еще мы можем встретить витамины?
3.Беседа: «Береги здоровье смолоду»
Цель: Развивать у детей умение правильно относиться к своим жизненно- важным органам: ушам и глазам, учить заботиться о своем здоровье. Воспитывать уважение и терпимость к людям с ограниченными возможностями, вызвать желание помогать таким людям.
Материалы: мольберт, аудиозапись, маски, набор для конструирования.
Ход беседы:
Инструктор предлагает детям закрыть глаза (дети закрывают). Перед детьми ставится мольберт, на который выставляется картина с пейзажем.
Инструктор: Ребята, не открывая глаз, попробуйте рассказать, что вы видите на картине, которую я вам представила. (Дается детям возможность высказаться.)
Дети приходят к выводу, что без открытых глаз невозможно рассмотреть картину.
- Правильно, ребята без органов зрения очень сложно, а даже и невозможно рассмотреть картину.
подвести детей к тому, что зрение очень важно для человека, без него очень трудно справляться даже с самым простым заданием, затем предлагает это проверить на практике.
Задание: Ребята, перед вами набор кубиков. Нужно с закрытыми глазами построить дом. (Дети пытаются выстроить дом). На выполнение задания уходит очень много времени.
Вывод: Зрение играет огромную роль в жизни человека.
Инструктор: Ребята, а теперь мы послушаем знакомую вами любимую песенку, но для начала закроем плотно уши (дети плотно закрывают ладонями уши ). (Включается аудиозапись). Воспитатель подает сигнал, детям, что можно открыть уши.
-А теперь расскажите мне, пожалуйста, что за песню мы сейчас прослушали. Дети затрудняются с ответом.
Вывод: Слух, как и зрение — играет огромную роль в нашей жизни.
Инструктор: Ребята, а вы знаете, что существуют люди и они живут рядом с вами, которые ничего не видят и люди, которые ничего не слышат. Как вы думаете, легко им живется? (ответы детей).
Инструктор:: А мы как-то с вами можем им помочь? (ответы детей).
Ребята, в жизни может случиться так, что в транспорте или в любом другом месте они могут с вами столкнуться, нечаянно задеть вас. Станете ли вы сердиться на них? Почему? (ответы детей)
- Ребята я хочу вам пожелать, чтобы вы были внимательными к людям, у которых ограниченные возможности и по возможности им помогали.
- напомните мне, пожалуйста, правила, которые помогут нам сберечь зрение и слух.
3.Игровая ситуация «Как защититься от микробов?»
Ребята, а вы знаете, кто такие микробы? Представьте, в нашем саду поселился микроб. Что вы будете делать? ( ответы детей).
Микробы они очень маленькие и живые. Они попадают в организм и вызывают болезни. Они живут на грязных руках. Они боятся мыла.
Микроб - ужасно вредное животное, Коварное и главное щекотное. Такое вот животное и в живот залезет, и спокойно там живет. Залезет шалопай, где захочет. Гуляет по больному и щекочется. Он горд, что столько от него хлопот: И насморк, и чихание.
- Вы, ребята, моете руки перед едой? Ой, братец микроб хитер, если ты не помыл руки, ты станешь выглядеть через некоторое время больным и простужены. « Постой-ка, у тебя горячий лоб. Наверное, в тебе сидит микроб!»
Вместе с детьми можно рассмотреть ситуации защиты от микробов и сделать вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета.
-Что мы делаем, чтобы защитить себя от микробов? (есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды).
Приложение №4
Дидактическая игра «Полезные продукты»
- Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно! ». А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок, И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить. Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет: Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.
4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов. И Сереже и Ирине всем полезны витамины.
5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела. Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.
6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся, Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.
Ребята, вы молодцы, обязательно скажу вашим родителям, что вы умеете выбирать полезные продукты.
Приложение №5
1.Консультация для родителей «В здоровом теле, здоровый дух»
— крылатое латинское выражение.
Традиционное понимание: сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное здоровье.
Что надо сделать для того, чтобы долгие годы быть здоровым и активным?
правильно питатьсявести здоровый образ жизни расслабляться и полноценно отдыхать. Правильная физическая подготовка обеспечит своевременное овладение двигательными умениями, навыками необходимыми для повседневной практическойдеятельности, будет способствовать развитию у детей
ловкости, быстроты, силы, гибкости... Решение задач физического воспитания сочетается с формированием личности ребенка в целом, с его умственным развитием, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием. При совершенствовании детей физическом необходимо соблюдать — оздоровительную направленность, всестороннее развитие личности и связь физического воспитания с трудовой деятельностью. Оздоровительная направленность прежде всего выражается в соответствии средств и методов физического воспитания различных периодов детства.
Важное значение имеет поддержка со стороны родителей.
Утро начинать с зарядки.
Если день начать с зарядки,
Значит, будет всё в порядке.
Нам пилюли и микстуры
И весной, и в холода
Заменяют физкультура
И холодная вода!
Чтоб здоровым быть сполна
Физкультура всем нужна.
Для начала по порядку -
Утром сделаем зарядку!
Ежедневная утренняя гимнастика - обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам. Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветренном помещении (желательно босиком) или на свежем воздухе.
В детском саду, после пробуждения, так же используют зарядку, и это очень хорошо, ведь на детей очень влияет эмоциональный настрой, процессе
систематических занятий физическими упражнениями. Здесь не укрепляется
здоровье, но и улучшаются самочувствие и настроение, появляется чувство бодрости, жизнерадостности.
Это испытанное средство укрепления и повышения работоспособности.
Катание на коньках на свежем морозном воздухе улучшает работу сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем организма,оказывает большое закаливающее действие. Катание на коньках развивает и укрепляет мышцы и суставы всего тела, особенно мышцы ног, спины и живота; оно
является одним из средств укрепления голеностопного сустава, который у многих часто «подвертывается» при ходьбе.
Фигурное катание развивает легкость, изящество и координацию равновесия,
пространственную ориентацию и сочетает многогранную двигательную активность на открытом воздухе с элементами хореографии, танцев, музыкой.
Летом все дети радуются купанию в речке, и мы не исключение.
С детства все помнят запах воды, брызги, сверкающие на солнце и разлетающиеся во все стороны, восторг и радость от купания. Отдых на берегу моря или маленькой тихой речке несёт за собой столько счастья и спокойствия, что спустя многие годы эти моменты вспоминаются с огромным удовольствием.
Вода – это не только активный и весёлый отдых, но издоровье. Особенно важно сохранить и укрепить здоровье малышей, особенно нуждающихся в этом, поскольку именно в раннем возрасте формируется организм человека и его
физическое состояние в дальнейшем.
Родители, стремящиеся вырастить своих детей здоровыми людьми, с младенческого возраста приучают их к воде. Вода и купание в ней – закаливание организма, благодаря чему увеличивается его сопротивляемость к воздействию погоды, стабилизирует сон, перепадам атмосферного давления и скачкам температуры окружающей среды.
Плавание помогает исправить осанку, тонизирует все мышцы, улучшает аппетит и
кровообращение сосудов, в том числе и головного мозга. С помощью купания дети избавляются от запоров и кишечных колик. А если говорить с точки зрения закаливания , то вода является одним из его методов . Водные процедуры – это
обливание водой, обтирание мокрым полотенцем, контрастный душ, полоскание горла прохладной водой; но следует запомнить , все закаливающие процедуры
проводятся со здоровым ребёнком, от которых он получает удовольствие.
Так всё же как и вода, воздух является методом закаливания, солнечные ванны,
хождение босиком, это благотворно влияет на здоровье детей.
Вот примерная схема закаливания для нашего возраста, которой мы стараемся соответствовать:
Температура воздуха в помещении, где находится ребенок, +18, + 20градусов.
Воздушная ванна—10—15 минут. Ребенок двигается, бегает; одетый в трусики, майку с короткими рукавами, тапочки на босу ногу или короткие носочки. Часть
времени (6—7 минут) отводится на гимнастические упражнения из приведенного комплекса.
Умывание водой, температура которой с +28 градусов снижается к концу года закаливания летом до +18, зимой до +20. Дети старше двух лет моют лицо, шею,
руки до локтя, старше трех— верхнюю часть груди и руки выше локтя. Исходная температура воды для детей старше трех лет тоже +28, а минимальная летом +16,
зимой + 18 градусов.
Дневной сон летом на свежем воздухе, зимой—в хорошопроветренной комнате при температуре + 15 +16 градусов.
Прогулка два раза в день при температуре до -15градусов продолжительность от 1—1,5 часа до 2—3часов.
В летнее время солнечные ванны от 5—6 до 8—10 минут два-три раза в день; пребывание на свежем воздухе и в тени неограниченно.
Контрастное обливание ног— стоп и нижней трети голеней—водой, температура которой +38, затем +28 и снова +38 градусов (перед дневным сном). Летом можно
заменить эту процедуру обливанием ног после прогулки с постепенным (каждые 5—7 дней на 1 градус) снижением температуры воды с +28 до +18 градусов,
детям старше трех лет—до +16 градусов.
Полоскание рта (дети двух— четырех лет), горла (дети старше четырех лет) кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или
шалфея два раза в день—утром и вечером. На каждое полоскание используется около 1/3 стакана воды. Осторожность, постепенность, систематичность — три
принципа, которых надо неукоснительно придерживаться, закаливая ребёнка.
Чтоб с болезнями не знаться,
К докторам не обращаться,
Чтобы сильным стать и смелым,
Быстрым, ловким и умелым,
Надо с детства закаляться,
И зарядкой заниматься.
Физкультуру всем любить.
И со спортом в дружбе быть.
К 5-6 годам дети уже заметно выносливее. Они могут непрерывно идти пешком от 20 до 40 минут. Приучайте детей к ходьбе! Например, прогулка с родителями в лес
оставит у них радостные впечатления и будет очень полезной.
Добрые слова
Способствуют укреплению здоровья и добрые слова.
Действительно, на многих взрослых людей и детей, в особенности, отлично
влияют наши поддержка и сочувствие.
Давайте говорить
Друг другу комплименты.
Ведь это все любви
Счастливые моменты.
Надо гнать со своего лица сердитое выражение, чаще улыбаться.
Психологи доказали: улыбка не только признак хорошего настроения, но и способ его улучшить. Будьте же приветливы. Это поможет сохранить здоровье и вам, и тем, кто вас окружает.
В народе говорят: «Здоровому все здорово!» Об этой простой
и мудрой истине следует помнить всегда.
Только при тесном содружестве детского сада и семьи, можно решить жизненно важную задачу – воспитывать молодое поколение физически крепким, здоровым, с
гармоническим развитием духовных и физическихкачеств.
3.Консультация для родителей
«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия детей дошкольного возраста»
Вы задавали себе когда-нибудь вопрос: почему у наших детей часто наблюдается нарушение осанки?
К числу важнейших причин следует отнести сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища, важно, как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения.
Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушения осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.
Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.
В нашем детском саду созданы условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения.
Формировать в детях желание быть здоровыми мы начинаем с бесед об осанке. Воспитатель рассказывает, какая осанка считается правильной, какие бывают виды ее нарушений, как важно корригировать свою осанку для нормального функционирования внутренних органов и систем.
На первых занятиях нужно научить детей правильно принимать основные исходные положения лежа на спине и животе, сидя на гимнастической скамейке, стоя. В каждом последующем занятии вспоминаем все, что прошли на предыдущем. В игровой форме дети знакомятся со строением своего тела, назначением органов и систем, с тем, что полезно и что вредно для организма. Их учат элементарным навыкам ухода за собой и оказанию первой медицинской помощи. Частыми гостями на таких занятиях бывают медицинская сестра и врач-ортопед. Эти занятия имеют огромное значение для воспитания потребности в здоровом образе жизни. Полученные навыки дети закрепляют в сюжетно-ролевых играх, в самостоятельной деятельности.
Во второй половине дня проводятся игры для укрепления мышечной системы, навыков правильной осанки, профилактики плоскостопия. Важно знать плоскостопие необходимо лечить, его даже можно предупредить с помощью профилактических мероприятий.
Для профилактики плоскостопия применяется целый ряд методов. Дети на занятиях ле гимнастикой занимаются босиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие. Для укрепления мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы рекомендуются различные виды ходьбы: по гальке, песку, ребристым и ортопедическим дорожкам, массажным коврикам, по наклонной плоскости. Стопа при этом рефлекторно "подбирается", происходит активное формирование сводов. В результате уменьшаются и прекращаются боли в ногах, восстанавливается рессорная функция стопы, кроме того, повышается общий тонус организма, укрепляются ослабленные мышцы ног, тренируется координация движений, Советы по профилактики нарушения осанки и плоскостопия
"Зебра"
Дорожка выполнена из плотной ткани, сложенной вдвое (ткань подвергается санитарно-гигиенической обработке) и простроченной на несколько отделений. В каждое отделение вложены различные наполнители (горох, камешки, шишки и т.д.).
"Веселые пуговки"
На плотную ткань нашиваются различные предметы (пуговицы, пластмассовые цветы, косточки отсчет и т.д.).
"Змейка"
На полоску плотной ткани нашивается веревка с завязанными на ней узелками, которая располагается в виде змейки.
"Полоса препятствий"
Поролон делится на квадраты 50×50 см и обшивается плотной тканью. На каждый квадрат нашиваются различные раздражители для стоп (палочки, карандаши, пуговицы, пластмассовые крышки от бутылок, веревочки различной длины и толщины и т.д.). Квадраты соединены между собой различными способами: шнуровкой, замками "молниями", пуговицами, карабинами и т.д.
Данное оборудование помогает детям уверенно выполнять задание, при этом сохранять правильную осанку и положение головы в пространстве, служит профилактикой плоскостопия, формирует у детей навыки правильной осанки, силовую выносливость мышц стоп; воспитывает желание добиваться правильного выполнения упражнений.
4.Консультация для родителей
«Активный детский отдых зимой»
Зимой, как и в теплое время года, ребенку важно бывать на свежем воздухе.
Активный отдых - это важная составляющая переохлаждений и заболеваний – ребенку необходимо двигаться, для чего нужна удобная (не стесняющая движений)одежда и обувь.
Для зимних спортивных упражнений детям предоставляют лыжи, коньки, санки.
Лыжи предлагают малышу уже с 3-х лет. Высота лыж: малышу - до локтя поднятой вверх руки, более старшему ребенку - по поднятой вверх руке без учета кисти. Лыжные палки ниже уровня плеч на 3-5 см. Ботинки с широким носком и двойным языком, на 1-2 размера больше, чтобы можно было надеть две пары носков. Лыжи (если деревянные) не должны иметь сучков, трещин, шероховатостей на скользящей поверхности. Крепление у младших детей мягкое (сзади - резиновая петля). У старших дошкольников крепление полужесткое.
Младшие учатся ходить по ровной лыжне ступающим и скользящим шагом, дети старших групп ходят переменным двух шажным ходом с палками, поднимаются на горку «лесенкой», «елочкой», спускаются с горки, ходят по пересеченной местности.
Коньки с ботинками дают детям с 5-ти лет. В местностях с теплым климатом шире используются роликовые коньки.
Санки. Общеизвестное зимнее развлечение детей с самого младшего возраста. Ребенок может всю прогулку увлеченно заниматься только одними санками - не только кататься с горки, но и бегать с ними, толкать, возить кого-либо и др.
Детям полезно и доставляет удовольствие покататься на качелях, каталках, каруселях.
Старших дошкольников можно обучить играть в хоккей. Для хоккея нужны клюшки (длина 60-70 см) и шайбы пластмассовые, резиновые (диаметр 5-6 см, высота 2-2,5 см, масса 50-70 Г). Дети учатся передавать мяч (шайбу) друг другу в парах, забрасывать в ворота, ударяя по мячу (шайбе) с места и после ведения.
Можно организовать метание снежков в цель, лазание по лесенкам-стремянкам и горкам, лепку снеговиков и разные постройки из снега.
Подвижные игры для детей на свежем воздухе зимой.
Подвижные игры и развлечения зимой на открытом воздухе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Разнообразные подвижные игры для детей - катание на санках, игры со снегом и др. - обогащают содержание прогулок и очень увлекают детей. Играя в подвижные игры можно увеличить продолжительность прогулки, что особенно важно при низких температурах. Да и сами родители, играя с детьми, не заметят как пролетело время и не успеют замерзнуть, поскольку им не придется стоять и наблюдать за играющим в снегу ребенком.
Любимое зимнее развлечение малышей - санки. Но можете попробовать научить малыша спортивным играм, таким как катание на лыжах и на коньках. Используя простые игровые упражнения можно добиться многого!
Малыши также любят подвижные игры со снегом, и с удовольствием будут выполнять предложенные вами упражнения.
Зимой очень увлекательно сооружать разные постройки из снега, лепить различные фигуры. Обзаведитесь лопатками, совочками, ведерками и метелочками, они вам пригодятся на прогулках.
Для старших дошкольников используются более сложные игры. Играя и упражняясь на улице зимой, дети получают возможность проявить смелость, самостоятельность, ловкость и сноровку.
Выезжая на природу в зимнее время с вашим ребенком, или с компанией детей, обязательно продумайте в какие подвижные игры вы будете играть с детьми, в какие игры дети будут играть сами, и возьмите с собой все необходимое для игр.
Активный отдых зимой на свежем воздухе оставляет массу впечатлений и помимо этого укрепляет здоровье и дарит отличное самочувствие.
Различные подвижные игры на свежем воздухе (а это и катание на санках, игра в снежки, «ваяние» снеговиков и снежных фигур) вносят разнообразие в каждодневные прогулки и очень нравятся детишкам. Когда малыш на улице занят активными действиями, то продолжительность прогулки может быть увеличена. Это особенно важно при минусовых температурах суровыми российскими зимами.
Согласитесь, что и сами родители, играя вместе с ребенком в подвижные игры на свежем воздухе, не заметят, как быстро прошло время, да и не замерзнут, так как им не придется стоять на месте, наблюдая, как играет мама и папа. Предлагаем вам несколько простых идей подвижных игр на свежем воздухе, которые помогут вам приятно провести с детьми зимние месяцы.
Заморожу! Берегитесь!
Участники этого развлечения собираются на одной стороне игровой площадки. Когда взрослый произносит: «Берегитесь, убегайте, а то догоню и всех заморожу!», ребятишки начинают убегать на противоположную сторону площадки, чтобы спрятаться в «домике».
Ветер и снежинки
Заранее сообщите детям, что в этой игре они будут маленькими снежинками. Дети берутся за руки, образуя кружок. Со словами взрослого: «Ветер дует сильный-сильный! Разлетайтесь, снежинки!», ребятишки разбегаются в разные стороны, расправляют ручки в стороны, кружатся, покачиваются. Как только взрослый говорит: «Ветер утих! Собирайтесь снова в кружок, маленькие снежинки!», дети сбегаются и снова берутся за руки, образуя круг.
Снежинки – пушинки
Участвующие в игре ходят кругом возле снеговика, одновременно поворачиваясь вокруг себя. Через некоторый промежуток времени меняют направление движения в обратную сторону. Взрослый произносит: «Снежинки-пушинки, летая, притомились, кружиться перестали, присели отдохнуть». Участники данной забавы останавливаются и приседают. Немного отдохнув, продолжают игру.
Конечно, вы можете придумать и свои подвижные игры на свежем воздухе, достаточно только включить фантазию! Нескучной зимой!
Зимние игры на свежем воздухе
С приходом зимы у детей начинается настоящее раздолье – ведь активные игры на свежем воздухе полезны не только для физического здоровья малышей, но и для их эмоционального состояния. Катания на санках, лепка снеговика, метание друг в друга снежков и другие зимние игры на свежем воздухе заряжают малышей энергией, радостью и счастьем!
Поэтому зря многие родители боятся лишний раз выпускать ребенка на улицу, опасаясь, что он простудится или подхватит какой-нибудь вирус. На самом деле морозный воздух – лучшее лекарство от всяких хворей и прекрасное средство для укрепления всех систем организма. Достаточно лишь одеть малыша в теплую и удобную одежду, которая не стесняет его движений – и вперед, к новым свершениям!
Какие же зимние игры на свежем воздухе обрадуют Вашего малыша больше всего?
Зимние игры на свежем воздухе с санками
1. «Попрыгунчики»
Количество играющих в эту игру не ограничено. Можно играть вдвоем, втроем, вчетвером и более. Дети должны встать каждый возле своих санок и по команде взрослого начать подпрыгивать возле них на обеих ногах, постепенно продвигаясь от конца санок в их начало и наоборот.
2. «Поезд из санок»
Для этой игры нужно побольше играющих – около 7-8 человек. Суть ее в том, что между собой связываются 3-4 санок, на них садятся дети, а другие – ребята постарше или взрослые – везут этот «поезд», катая малышей. Кроме того, дети одного возраста могут катать друг друга или двое детей везти «поезд» из двух связанных между собой санок, в которых сидят другие двое. Возить друг друга нужно по очереди, попеременно меняясь местами. Эта зимняя игра на свежем воздухе очень хороша для больших групп детей.
3. «Оленьи упряжки»
Это забава с элементами сюжетно-ролевой игры. Для нее достаточно двух детей, один из которых будет оленем, а другой – пассажиром. Для ребенка, изображающего оленя, заранее изготавливаются картонные рога и прикрепляются к шапке. К санкам привязываются две веревки – одна для управления «оленем», другая – для закрепления на поясе «оленя», чтобы он вез санки.
4. «Тройка»
Для этой игры, в которой также прослеживаются сюжетноролевые элементы, нужно пятеро детей. Заранее нужно изготовить дугу с бубенцами из картона или веток, и вожжи из веревки. Трое детей «впрягаются» под дугу, а двое садятся в санки. Сидящий спереди держит вожжи и управляет «тройкой». Через некоторое время дети меняются местами.
5. «Эх, прокачу!»
В эту зимнюю игру на свежем воздухе можете играть со своим ребенком Вы или Ваш муж. Для нее понадобятся санки со спинкой, чтобы малыш не вывалился из них при быстрой езде. Когда ребенок сядет в санки, а Вы или муж возьмете в руки веревку, предупредите малыша, что сначала он поедет медленно, затем, ускоряясь, скажите, что теперь Вы едете чуть быстрее. И в конце концов скажите: «А сейчас я помчу тебя очень быстро!» и двигайтесь с максимальной скоростью.
В процессе катания Вы можете напевать ребенку веселую песенку про зиму. Тогда Ваш малыш будет в полном восторге!
Приложение №6
Конспект НОД
«Путешествие в город витаминов»
Цель:
— Сформировать у детей желание заботится о своём здоровье.
Задачи:
— Закрепить знания детей о пользе витаминов для здоровья человека. Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания.
— Сформировать понятия детей о пользе продуктов содержащих витамины.
-Формировать познавательный интерес, развивать внимание , активный и пассивный словарь.
Предварительная работа:
Беседы, иллюстрации: овощей, фруктов, ягод. Стихи и загадки о овощах, фруктах и ягодах.
Чтение рассказов и сказок о пользе овощей.
Материал:
Ноутбук, презентация « Путешествие в городок витаминов», книжка с иллюстрациями витаминосодержащих продуктов, мешочки с овощами и фруктами, кусочки овощей и фруктов для дегустации.
Ход занятия:
Ребята, на дворе зима и на улице холодно, и есть ребята, которые болеют.
А можем мы помочь им быстрее выздороветь?
Они плохо себя чувствуют и мало получают витаминов.
А вы знаете, что такое витамины?
А где мы можем узнать о витаминах? (из книг, из энциклопедии и компьютера).
Витамины – специальные вещества необходимые для нормальной жизнедеятельности организма человека.
Давайте сегодня отправимся в город витаминов. Закройте глаза и с помощью волшебной палочки:
«Раз, два, три» — вы попали в маленький городок. Город «Витамин».
Ребята, а вы знаете в чем живут витамины? (в продуктах, овощах, фруктах и ягодах) просмотр презентации о витаминах
Смотрите ребята, витамин А.
В каких продуктах содержится витамин А?
Для чего он нужен?
Этот витамин очень важен для зрения и роста. Содержится в морковке, дыне , красном перце, сливочном масле, тыкве, помидорах, яйцах, петрушке, в листьях салата и шпинате.
ВитаминВ
В каких продуктах содержится витамин В. И для чего он нужен?
Он помогает работе сердца, а содержится в молоке, рисе, изюме, твороге, сыре, в бананах мясе, хлебе, в овсяной и гречневой каше.
ВитаминД.
В каких продуктах содержится витамин Д, и чем полезен?
Он делает наши руки и ноги крепкими.
А содержится он в молоке, яйцах , в рыбьем жире, печени трески и в лучах солнца, поэтому нужно больше гулять.
ВитаминС.
Этот витамин, чуть ли не самый важный, он защищает от простуды.
Содержится он в апельсинах, лимонах, ягодах, редьке, репке, капусте, луке, картофеле.
Если витамина С не хватает или мало, то человек быстро устает и будет часто болеть.
-Ребята , мы теперь сможем помочь ребятам быстрее выздороветь./ответы/
Когда вернемся в нарисуем им полезные продукты, чтобы они их ели и быстрей выздоравливали.
Физминутка «Овощи».
Раз, два, три, четыре, (Ходьба на месте)
Дети овощи учили. (Прыжки на месте)
Лук, редиска, кабачок, (Наклоны вправо-влево)
Помидорка, чесночок. (Хлопки в ладоши)
Сегодня мы познакомились только с некоторыми витаминами, а их очень много. Мы еще будем с вами знакомиться и узнавать о пользе других витамин, а сейчас нам уже нужно возвращаться обратно в детский сад
Ой, смотрите нам кто — то прислал письмо!/слайд, доктор/
А это письмо от доктора Айболита. Прочитаем?
Правила:
1. Прежде чем сесть за стол нужно помыть руки, овощи и фрукты.
2. Нужно есть полезные продукты.
3. Надо есть медленно и не разговаривать. /чтоб не подавиться/.
4. Еду нужно хорошо пережёвывать . /тогда она лучше усвоиться/.
5. Полоскать рот после еды.
6. Обязательно соблюдайте режим, ешьте в одно и то же время. /организм привыкнет получать пищу в одно и тоже время и пища будет усваиваться быстрей/.
Хорошие правила прислал нам доктор, потом скажем ему спасибо.
Вы устали путешествовать, давайте поиграем в игру.
Игра «Полезно – вредно».
/Торт полезен? Кока-кола? Молоко? Чупа – чупс? Конфеты? Творог? Шоколад? Чипсы? И т.д.
Игра «Чудесный мешочек».
Нужно на ощупь отгадать, что это за овощ, фрукт и сказать, чем полезен.
Игра « Узнай на вкус».
Сейчас вы будете дегустаторами и определите, что ты съел?
Дети закрывают глаза и пробуют на вкус кусочки овощей и фруктов. /яблоки, огурцы, помидор, капуста, лук, лимон, банан, мандарин…/
- А сейчас давайте повторим:
— Что делает нашу еду полезной?
— Назовите полезные продукты.
— Что вы сегодня узнали?
— Назовите витамины.
— Какие правила нужно соблюдать?
Молодцы! Я думаю, что вы теперь будете стараться кушать только полезные продукты, принимать витамины, заниматься гимнастикой и вести здоровый образ жизни.
В конце стих:
Лишь полезная еда
На столе у нас всегда!
А раз полезная еда –
Будем мы здоровы? Да!
2.Конспект НОД
«Знакомство с внутренними органами человека и их значимость в жизни человека»
Цель: Познакомить детей с понятием «внутренние органы», их названием и расположением;
Задачи:
Дать представление детям о работе пищеварительного тракта;
Показать способность желудка растворять и впитывать разные вещества; Смоделировать работу здорового «сильного» тренированного и «слабого» нетренированного сердца: Воспитывать у детей стремление к здоровому образу жизни. Предварительная работа: Беседы о внутренних органах человека; рассматривание специализированной литературы. Материал и оборудование: плакаты, раздаточный материал- картинки, шприцы, капельницы, салфетки, блюдца, вещества для эксперимента.
Ход занятия
1часть занятия « Пищеварительная система – желудок и кишечник» Инструктор: Мы с вами уже знакомились с устройством человеческого тела, говорили о скелете, костях, мышцах. А сегодня мы, будем знакомиться с внутренними органами и как они работают. Всем живым существам: и людям, и животным, и растениям необходимо питаться, чтобы жить. Когда мы бегаем, ходим, читаем и даже спим, мы тратим много энергии. И чтобы оставаться здоровыми, бодрыми и сильными, мы должны эту энергию пополнять. У нас есть специальная система органов, в которой пища, что мы съели, превращается в вещества, необходимые нашему организму. И эта система называется- пищеварительной системой. Путь, по которому проходит еда, длинный.
Опыт «Путешествие морковки» Сначала пища попадает в рот, где зубы тщательно измельчают ее, язык поворачивает, а слюна смачивает пищу. Затем она попадает в горло, пищевод, где и перерабатывается. Опыт с банкой (желудком) -Представим, что банка – это желудок, вода – желудочный сок. (вызывается ребенок – он под руководством проводит действия опыта) -Опустим в емкость ложку соли, затем ложку сахара. Что произошло? (дети отвечают) - правильно! Они растворились. Теперь положите кусочек хлеба. Что произошло? Правильно он размяк. Вот тоже самое происходит в нашем желудке.
А сейчас мы посмотрим, как впитывают жидкость стенки желудка.
Опыт с кусочком поролона.
Положим на блюдце кусочек поролона, нальем воды сверху на кусочек. Что произошло? Жидкость впиталась. Вы теперь поняли, как впитывают стенки желудка растворенную пищу? (ответы детей)
А что же дальше происходит с веществами и с пищей? Они поступают в кишечник, где тоже переваривается, питательные вещества всасываются в кровь, а не переваренная пища выводится в виде кала через прямую кишку. Так наш желудок и кишечник опять готов к работе, то есть к следующему приему пищи.
Физкультурная пауза.
2 часть занятия «Сердце»
- Вы не раз, новерное, слышали, как в груди у вас бьется сердце:
Тук, тук, тук стучит сердечко,
Точно так же, как мотор,
Кровь разносит нам по телу,
Что оно? Насос? Мотор?
Наше сердце и мотор, и насос! Оно сжимается и разжимается, работает, как насос, перегоняя кровь. Когда мы устаем, нашему телу нужно больше крови и биение сердца ускоряется, а если мы спокойны- то поглощаем намного меньше энергии, сердце отдыхает и бьется медленнее. Давайте нащупаем с вами пульс. Мы узнаем, как оно работает в спокойном режиме. (дети нащупывают пульс, 2-3 ребенка проговаривают биение «тук, тук,…)
А мы с вами поиграем в подвижную игру
Подвижная игра-
Теперь давайте опять проверим биение пульса. Что изменилось? Как бьется ваш пульс? А сердце?
Чтобы сердце работало в правильном режиме его нужно тренировать: бегать, прыгать, заниматься физкультурой, плавать и вовремя отдыхать от перегрузок.
Опыт « Работа слабого - сильного сердца».
В два шприца набираем одинаковое количество раствора марганцовки и одновременно впрыскиваем в разные трубочки. Сравниваем, на какое расстояние продвинулась жидкость в каждой из них. Шприц большого объема, как и тренированное, здоровое сердце продвинул жидкость на более дальнее расстояние, чем второй маленького объема шприц - слабое нетренированное сердце.
Сегодня мы поговорили с вами на занятии о каких органах человека? (дети отвечают) Правильно о пищеварении - желудок и кишечник, а так же о сердце. И чтобы сохранить свое здоровье, человек должен правильно питаться, на ночь не есть, чтобы хорошо спать. А утром проснуться отдохнувшим, бодрым, веселым . Вы теперь поняли, что все органы у человека между собой связаны и зависят друг от друга. Поэтому с раннего детства вы должны заботиться о своем здоровом образе жизни. Правильно питаться, заниматься спортом и правильно отдыхать, больше гулять на свежем воздухе.
3.Конспект НОД Тема: «Я и мое тело». Цель: Формировать у детей умения использовать знания о здоровом образе жизни для своего оздоровления, вырабатывать собственный вариант здорового образа жизни. закрепить представление детей о строении собственного тела, Расширять знания дошкольников о правильном питании, его значении, о взаимосвязи здоровья и питания. Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми. Задачи: Физическое воспитание: Формировать и закреплять навыки здоровьесберегающих технологий, способствующих осознанному отношению к собственному здоровью. Формировать навыки здорового образа жизни. Развивать умение применять знания о здоровом образе жизни на практике. Социально - коммуникативное развитие: Воспитывать у детей осознанные чувства по отношению к своему здоровью; Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, умение работать в команде, инициировать общение и совместную деятельность, вежливо откликаться на предложение общения, совместные игры. Воспитывать положительное отношение к сохранению и укреплению собственного здоровья. Речевое развитие: Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме занятия. Ввести в активный словарь детей понятия: сердце, легкие, витамины. Развивать навыки связной речи; Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным ответом. Высказывать свое мнение, активно участвовать в обсуждении. Развивать умение высказывать оценочные суждения о фактах и явлениях, ухудшающих или улучшающих здоровье человека. Совершенствовать умение детей использовать в речи сложно сочиненные и сложноподчиненные предложения. Познавательное развитие: Продолжать знакомить детей с понятием «здоровый образ жизни». Обобщить элементарные знания детей о работе различных органов человека, их названия. Развивать умения обследовать образцы, схемы, устанавливать взаимосвязь с практическим назначением. Закрепить представление детей о строении собственного тела. Расширять знания дошкольников о правильном питании. Закрепить представление детей о строении собственного тела, дать знания о внутренних органах человека и их назначении. Расширять знания дошкольников о правильном питании, его значении, о взаимосвязи здоровья и питания. Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми. Оборудование и материалы: схема строения тела человека с внутренними органами, схема тела человека с лабиринтом на каждого ребёнка, картинки продуктов, содержащих витамины А,B,C,D. С детьми: - Рассматривание энциклопедий о строении человеческого тела; беседы о здоровом образе жизни и его атрибутах. Ход образовательной деятельности: Дети становятся в круг. Инструктор: Ребята, посмотрите друг на друга. Все вроде разные на вид. Есть у каждого руки и ноги, и рот. Два уха, два глаза и нос. Но какими бы не были разными, всё равно похожи своим телосложением. Давайте вспомним ещё раз из каких частей состоит наше тело. (Ребёнок говорит и показывает названную часть туловища) -Правильно, все верно, а если вот так: Игра «Закончи предложение»: Быть у каждого должна очень умной…(голова) Животик, спинка и грудь – их вместе…(туловищем) зовут. Съел еду я всю и вот мой наполнился…(живот) На прогулке не забудь закрывать от ветра…(грудь) (Руки)…. Чтоб ласкать, трудиться, воды из кружечки напиться. На руке сидят мальчики, очень дружные …(пальчики) Бегут по дорожке, резвые…(ножки) Спотыкнулся через Генку и ушиб себе…(коленку) Инструктор: Какие части туловища вы ещё не назвали? (плечи, таз, бёдра, стопа) -Молодцы! Хорошо вы знаете строение тела человека. А можете ли вы на ощупь найти нужную часть тела? Игра «Найди на ощупь названную часть тела». (Дети становятся парами, одному из пары закрывают глаза. И он должен найти названную часть тела, потом меняются местами) Инструктор: Хорошо, и с этим заданием вы справились. А теперь пройдите и тихонько сядьте на свои места. (дети садятся на коврик, следить за осанкой детей) Знать строение нашего тела, значит знать самих себя. Чем больше вы знаете о себе, тем лучше. Внутри человека находятся органы, которые помогают человеку, расти и развиваться. - Ребята, положите руку на грудную клетку с левой стороны. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что-то стучит? Что это такое? (Это сердце -очень важный орган) -Правильно. Увидеть его мы не можем, но можем услышать, если приложить руку к грудной клетке, как только что сделали. А кто может показать на схеме сердце? Посмотрите (Ребёнок показывает на схеме сердце). -Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок и мы увидим у кого какое сердце. Сердце работает и днём и ночью, никогда не останавливается. Оно как насос перегоняет кровь по всему организму. Это очень важный орган. А теперь замрите и прислушайтесь к своему организму. Что ещё вы чувствуете и слышите? (Мы слышим своё дыхание). Верно, у человека есть ещё один важный орган, который помогает нам дышать и как сердце работает без перерыва. Что это за орган? Это лёгкие. Их у человека два. (Показывает на схеме). Может ли человек прожить без дыхания? Давайте попробуем на несколько минут задержать дыхание. Не получается? Значит, человек не может жить без дыхания. Ребята, во время вдоха мы вдыхаем определённое количество воздуха. ( с помощью воздушного шарика проверяют объём лёгких). Расскажите нам, как зависит наш организм от работы сердца и легких. (составление рассказов детьми) -Чтобы организм хорошо работал, все должны хорошо питаться. Каждый день мы употребляем пищу. Из тарелки пища попадает в рот и начинается удивительное путешествие пищи. Кто может рассказать об этом путешествии? (ребёнок рассказывает, воспитатель показывает на схеме желудок). В желудке пища переваривается и превращается в питательные вещества. А сейчас мы с вами отдохнём. Физминутка. - Теперь вы видите. Что человеческий организм очень сложный. Кто знает, что нужно организму? Чтобы человек был здоров, рос и развивался? (человек должен употреблять полезные продукты, богатые витаминами) -Да, витамины очень важны для здоровья. Их очень много, но самые главные – это витамины A, B,C,D. Витамин A - мы обозначим зелёным цветом. Витамин B - красным, C - синим цветом, D-жёлтым цветом. Посмотрите на рисунок тела человека. Вокруг расположены кружки – это витамины. От каждого витамина идёт лабиринт к органу человека. Пройдите лабиринт и узнайте, какие витамины нужны тому или иному органу. (Делают вывод – витамин A помогает зрению, B – сердцу,C – лёгким, D – укрепляет наши кости. А теперь давайте посмотрим на плакат и расскажем, в каких продуктах содержится тот или иной витамин. Итог занятия: Сегодня мы с вами узнали много интересного. О чем мы вспомнили ( из каких частей состоит тело человека, узнали, какие внутренние органы есть у нас, что нужно делать, чтобы организм наш хорошо работал). Ребята, что вам сегодня понравилось больше всего? Что показалось самым легким (трудным)? О чем бы вы хотели узнать по- подробнее? |
Приложение №7.
Загадки про спорт и здоровый образ жизни
1.Любого ударишь –
Он злится и плачет.
А этого стукнешь –
От радости скачет!
То выше, то ниже,
То низом, то вскачь.
Кто он, догадался?
Резиновый ...(Мяч)
2.Он лежать совсем не хочет.
Если бросить, он подскочит.
Чуть ударишь, сразу вскачь,
Ну, конечно – это ... (Мяч)
3.Силачом я стать решил,
К силачу я поспешил:
- Расскажите вот о чем,
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
- Очень просто. Много лет,
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я ...(Гантели)
4.Есть лужайка в нашей школе,
А на ней козлы и кони.
Кувыркаемся мы тут
Ровно сорок пять минут.
В школе – кони и лужайка?!
Что за чудо, угадай-ка!(Спортзал)
5.Зеленый луг,
Сто скамеек вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На воротах этих
Рыбацкие сети.(Стадион)
6.На снегу две полосы,
Удивились две лисы.
Подошла одна поближе:
Здесь бежали чьи-то ... (Лыжи)
На белом просторе
7.Две ровные строчки,
А рядом бегут
Запятые да точки. (Лыжня)
8.Он на вид - одна доска,
Но зато названьем горд,
Он зовется…(Сноуборд)
9.Есть ребята у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих
Что за кони у меня? (Коньки)
10.Палка в виде запятой
Гонит шайбу пред собой. (Клюшка)
11.Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» -
Там идёт игра - ... (Хоккей)
12.Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед)
13.Эстафета нелегка.
Жду команду для рывка. (Старт)
14.На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.(Шахматы)
Пословицы и поговорки про спорт и здоровый образ жизни.
Закаляй свое тело с пользой для дела.
Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Кто спортом занимается, тот силы набирается.
Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
И смекалка нужна, и закалка важна.
В здоровом теле здоровый дух.
Паруса да снасти у спортсмена во власти.
Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.
Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.
Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.
Крепок телом - богат и делом.
Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь.
Пешком ходить — долго жить.
Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.
Приложение № 8
Дыхательная гимнастика
1. «Хомячок».Ребенок надувает щеки и так проходит несколько шагов. Затем оборачивается, хлопает себя по щекам, выпуская воздух.
2. «Роза и одуванчик».Ребенок стоит прямо. Глубокий вдох носом – «нюхает розу», выдох – максимально выпуская воздух, «дует на одуванчик».
3. «Ворона».Ребенок стоит, опустив руки и слегка расставив ноги. Вдох – руки широко разводятся в стороны (крылья), выдох – медленно опускаются руки, ребенок произносит: «Каррррр».
Пальчиковая гимнастика
«Удивительно»
Наши пальцы сжались тесно.
Удивительно интересно!(Дети сжимают левую руку в кулак.)
Видно, им прохладно стало,(Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.)
Их укроем одеялом.(Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка
трясут ими.)
«Маланья»
У Маланьи, у старушки(Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)
Жили в маленькой избушке(Сложить руки углом, показывая «избушку».)
Семь сыновей,(Показать семь пальцев.)
Все без бровей,(Очертить брови пальцами.)
Вот с такими ушами,(Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)
Вот с такими носами,(Показать длинный нос, поставив ладони с
растопыренными пальцами друг за другом.)
Вот с такой головой,(Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой бородой!(Показать руками большую бороду.)
Они не пили и не ели,(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой - «ложку».)
На Малинью все глядели(Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)
И все делали вот так…(Дети показывают загаданные действия только при
помощи пальцев.)
«Белка»
Сидит белка на тележке,(И. п. — кисти рук сжаты в кулак.)
Продает она орешки,(Круговые движения кистью вправо, влево.)
Лисичке-сестричке,(Разогнуть большой палец.)
Воробью,(Разогнуть указательный палец.)
Синичке,(Разогнуть средний палец.)
Мишке толстопятому,(Разогнуть безымянный палец.)
Заиньке усатому.(Разогнуть мизинец.)
Вот так!(Раскрыть кисть - пальцы в стороны и в И. п.)
Физкультминутки
Жук
На лужайке, по ромашкам
жук летел в цветной рубашке. (Бегают по залу)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, (Останавливаются, встают прямо).
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь, (Наклоны туловища вправо-влево),
Низко, низко наклоняюсь. (Наклоны вперед-вниз).
На цветке я посидел, (Приседают).
Отдохнул и полетел. (Бегают и садятся насвои места).
Зайка
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз. (Дети имитируют все движения, описанные в стихотворении).
Игры малой подвижности
Съедобное – несъедобное
Цель: развитие реакции и внимательности;
Для игры нужен простой мячик
Участники игры "Съедобное - несъедобное" встают в круг. Всередине круга стоит ведущий с мячом в руках.
Он называет разные предметы (например арбуз, ножницы, цветы, пицца, ложка и т. п.) и поочередно бросает мяч каждому игроку. Игроки в свою очередь должны отвечать «съедобное» или «несъедобное», на тот предмет, который называет ведущий и ловить мяч, если названный предмет съедобный и отбрасывать, если несъедобный.
Ведущий должен кинуть мяч в руки участника одновременно называя предмет.
Холодно,горячо, теплее.
Цель: продолжать формировать тактильное различение свойств предметов; закреплять умение различать температуры и значение слов «холодный», «теплый», «горячий» и «холодно», «тепло» и «горячо».
Ход игры: Один ребенок выходит из группы, воспитатель на глазах у остальных детей прячет какой-нибудь предмет (можно заранее договориться, какой именно, чтобы было известно, что искать).
Ребенок возвращается в класс и начинает искать эту вещь, ориентируясь по подсказкам других игроков: если он находится далеко от предмета, то ему говорят «холодно», если близко, то — «тепло», если рядом с предметом, то — «горячо».
Как живешь?
Цель: развивать внимание, память, быстроту, снять психоэмоциональное напряжение.
Ход игры: дети стоят (либо сидят на стульчиках) в кругу и повторяют движения и слова за педагогом:
Как живешь? – Вот так! (большие пальцы вверх)
Как идешь? – Вот так! (шагают на месте)
Как бежишь? – Вот так! (бегут на месте)
Как берешь? – Вот так! (прижимают ладонь к себе)
Как даешь? – Вот так! (выставляют ладонь вперед)
Как шалишь? – Вот так! (надувают щеки и аккуратно кулачком лопают)
Как грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком).
Массаж
Массаж тела «Черепаха»
Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха:
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
Никого я не боюсь!
Дети выполняют лёгкие пощипывания пальцами : рук, ног, груди.
«Ежик» (с мячом)
Ёжик выбился из сил-
Яблоки, грибы носил.
Мы потрем ему бока,
Надо их размять слегка.
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка.
Ёж по тропке убежал,
Нам «Спасибо!» пропищал.
Ребенок жалеет ѐжика, гладит, чешет, щекочет.
На слова «по тропке убежал» мячик катим по ногам.
Самомассаж ушных раковин «Играем ушками».
Ушки ты свои найди,
И скорее покажи. (Дети находят свои ушки, показывают их взрослому.)
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами. (Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами.)
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!(Ребёнок захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.)
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
Словесные игры
Земля, воздух, вода, огонь
Интересная словесная игра для детей на быстроту мышления. Участники игры образуют круг, в середину которого встает водящий. Он бросает по очереди мяч или воздушный шарик игрокам, называя одну из стихий: земля, воздух, вода или огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», то тому, кто поймал мяч, нужно быстро (пока водящий считает до пяти) назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы или водного животного; на слово «Воздух!» – названием птицы (летающего насекомого). При слове «Огонь!» все должны помахать руками. Тот, кто ошибается или не может назвать животное – выбывает. Повторять названия животных, рыб и птиц нельзя.
Словесный волейбол
В этой игре участники, встав в круг, бросают друг другу мячик или воздушный шарик. При этом тот игрок, кто бросает, называет любое имя существительное, а тому, кто ловит мяч, нужно назвать подходящий по смыслу глагол. Например: солнце – светит, собака – лает и т.д.. Если игрок называет неподходящий глагол, он выбывает из игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник День здоровья "В здоровом теле - здоровый дух"
Сценарий праздника "В эдоровом теле-здоровый дух", для детей старшего возраста детского сада. Показ кукольного спектакля о девочке Маше (для всех возрастов)....
День здоровья «В здоровом теле – здоровый дух»
Цель: укреплять здоровье детей, воспитывать у детей стремление быть здоровым, формировать двигательную активность. Задачи.1. Создавать праздничное настроение у детей.2. Развивать физи...
Сценарий спортивного семейного праздника, посвященного «Дню здоровья», « В здоровом теле – здоровый дух!»
в целях воспитания правильного отношения к здоровому образу у дошкольников, привлечения родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада; развития интереса к спортивно – массовым меропри...
Неделя здоровья «В здоровом теле, здоровый дух»
Комплексный план мероприятий, состоящий из разнообразных видов физкультурно оздоровительной работы, направленной на формирование личности в социально – психологическом, интеллектуальном, двигательном ...
День здоровья «В здоровом теле - здоровый дух»
День здоровья...
Тематический день здоровья "В здоровом теле - здоровый дух"
План проведения тематического дня здоровья, направленного на закрепление у детей знаний о здоровом образе жизни и содействие физическому развитию детей...
Месячник здоровья «В здоровом теле – здоровый дух»
Месячник здоровья...