В помощь воспитателю: комплекс игр и упражнений с элементами релаксации
методическая разработка
В рамках здоровьесберегающих технологий в детском саду важно использовать игры с применением элементов релаксации для снятия мышечного напряжения и приведения психики дошкольников в уравновешенное состояние.С этой целью разработаны комплексы упражнений с учетом возрастных особенностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
relaksatsiya.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальный вопрос для каждого воспитателя: «Как успокоить ребёнка после активного общения и игр?» Маленькому человечку поможет снять возбуждение и сконцентрировать свое внимание расслабление ( релаксация).
Методика релаксации пришла к нам из-за рубежа. Её авторы, американский психиатр Э.Джекобсон и немецкий нервопатолог И.Шульц, доказали, что снятие психического напряжения возможно при снижении мышечного тонуса.
Система упражнений, разработанная на основе этой методики, активно используется в дошкольных учреждениях и является весьма полезной. Целью их проведения является снятие у детей внутреннего мышечного напряжения и приведение психики дошкольников в уравновешенное состояние.
Использование в работе с детьми релаксационных упражнений помогает решить следующие задачи:
- укрепление физического здоровья,
- формирование положительных эмоций и чувств.
Упражнения, помогающие сбрасывать мышечное напряжение, подразделяются на несколько групп:
- динамические упражнения (построенные на определенных движениях, таких как потягивание, качания из стороны в сторону, вперед-назад, трясение, махи руками или ногами, хлопанье в ладоши и др.) используются в работе со всеми возрастными группами;
- упражнения на непроизвольное расслабление (в них сначала максимально нагнетается возможное напряжение мышц, после чего тело просто “отпускается”; в итоге непроизвольно достигается максимальное расслабление) используются в работе со всеми возрастными группами ;
- упражнения на произвольное расслабление ( сознательная установка на расслабление) используются в работе с детьми, достигшими старшего дошкольного возраста).
Динамические упражнения:
«Деревья качаются» (качание из стороны в сторону)
Предложите ребенку встать в полный рост, расставив ноги в стороны на ширину плеч. Руки поднимаются над головой и мягко раскачиваются ,из стороны в сторону.
«Петрушка пляшет» (качание вниз-вверх)
Предложите ребенку поплясать, как Петрушка (под музыку народной плясовой, прыгая на двух ногах и расслабленно качая руками, головой). Присоединитесь к этой “пляске”, собственным примером задавая принцип расслабленного движения.
«Щенок отряхивается» (трясение)
Предложите ребенку показать как отряхивается щенок (например, после купания). Обратите его внимание на то, что щенок отряхивается всем телом – от носа до хвоста. Покажите это сами, пропуская волну трясения сверху донизу и обратно. Повторите упражнение вместе с ребенком.
Упражнения на непроизвольное расслабление.
Дети хорошо знают, как нужно сесть, встать, пробежаться, но, что значит расслабиться - им не совсем понятно. Поэтому, в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.
«Драка»
Цель: расслабление мышц нижней части лица и кистей рук, а также снятие эмоционального напряжения и выражения агрессии.
Помогите ребенку представить такую ситуацию. Они с другом поссорились. Он страшно разозлился. Сейчас ему очень хочется задать другу хорошую «трёпку». Поэтому его кулаки крепко сжимаются, даже косточки побелели (пусть ребенок изобразит это, с силой сжав кулаки). Челюсти сомкнуты, в них чувствуется напряжение (это напряжение должен почувствовать ребенок, сильно сжав зубы). От волнения перед дракой ребенок даже дыхание затаил (попросите малыша в этом состоянии задержать дыхание на несколько секунд). И тут посмотрел мальчик (девочка) на своего друга и вспомнил(а), как тот его однажды выручил. Может быть, не стоит драться? Выдохнул ребенок и расслабился (пусть ребенок сделает то же самое)
«Подарок под ёлкой»
Цель: расслабление мышц лица.
“Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь”.
«Дудочка»
Цель: расслабление мышц лица.
“Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!”.
«Любопытная Варвара»
Цель: расслабление мышц шеи.
Воспитатель показывает и объясняет: “Поверните голову влево, вправо, чтобы видеть как можно больше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, даже дышать трудно. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я:
« Любопытная Варвара
смотрит влево, смотрит вправо,
А потом вперед – тут немного отдохнет.
(Шея не напряжена и расслабленна)
А Варвара смотрит вверх – выше всех, выше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно.
(Шея не напряжена и расслабленна)
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращение обратно – расслабление приятно.
(Шея не напряжена и расслабленна)
«Лодка»
Цель: расслабление мышц всего тела.
Встать сбоку у ковриков – лодок, руки за спину. Воспитатель показывает и объясняет: “ Расслабтесь. Слушайте и делайте, как я:
«Стало лодочку качать – ногу к лодочке прижать!
Крепко ногу прижимаем, а другую расслабляем.
Сели - руки на колени, а теперь - немного лени.
Напряжение улетело и расслабленно все тело.
Наши мышцы не устали и еще послушней стали.
Дышим легко…ровно…глубоко…”
«Шарик»
Цель: расслабление мышц живота.
Сесть на коврик, ноги скрестить. Воспитатель показывает и объясняет: “Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух – будто шарик лопнул. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я:
«Вот так шарик надуваем и рукою проверяем.
Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем.
Дышится легко, ровно, глубоко”.
Упражнения на произвольное расслабление.
Эта группа упражнений предполагает использование способности детей к фантазированию.
«Порхание бабочки»
Воспитатель включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:
“Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую середину цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза”.
«Цветок»
Воспитатель включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:
“Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо-влево. А теперь расскажите, что вы почувствовали, когда были цветком”.
«Необычная радуга»
Воспитатель включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:
“Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.
Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.
Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость; он согревает нас, как солнышко; он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.
Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет почувствовать себя лучше.
Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день”.
«Полёт высоко в небо»
Воспитатель включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:
“Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущением парения в воздухе. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс игр, занятий и упражнений в помощь воспитателям и родителям юного патриота
«Благодаря программе «Мир в твоих руках», направленной на развитие нравственно - патриотического самосознания дошкольников, мои знания и опыт значительно обогатились не только систематизированны...
Памятка для воспитателей младшей, средней, старшей, подготовительной группы детского сада Артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения на дыхание, релаксаци
Упражнения на дыхание:«Надуть щеки». Закрыв рот, надуть одновременно обе щеки, приоткрыть губы, медленный выдох.«Ветер и листья». После вдоха задержать дыхание и на выдохе, раскачива...
Упражнения и техники релаксации для детей дошкольного возраста. Особенности мышечной и дыхательной техник релаксации.
Всего несколько минут интересных, простых и эффективных занятий обеспечат малышу хорошее настроение, поднимут уровень его интеллекта, снизят риск нервного срыва. Дети еще не способны самостоятельно сн...
В помощь воспитателям "Картотека дыхательных упражнений для дошкольников"
Методический материал в помощь воспитателям....
Изучение темы в старшей группе (с использованием элементов ТРИЗ) «Путешествие в страну эмоций» в помощь воспитателю
Изучение темы в старшей группе (с использованием элементов ТРИЗ)«Путешествие в страну эмоций» в помощь воспитателю...
Методическая разработка «Знакомство с Дымковской игрушкой, элементами росписи» (в помощь воспитателям)
Для познавательного развития дошкольников важное значение меет приобщение к истокам русской народной культуры, в частности, знакомство с русскими народными промыслами. Наиболее привлекательной и ...
Элементы релаксации и упражнения психологической саморегуляции, музыкотерапия, сказкотерапия.
Игры и упражнения в детском саду и дома...