"ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР"
методическая разработка
Автором представлена консультация для родителей и педагогов по закаливанию детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravilnaya_organizatsiya_zakalivayushchih_protsedur.docx | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Недаром в народе говорят: "Здоровому - все здорово"! Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются "сбои" и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного. Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни.
Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом. Важную роль играет и закаливание. Закаливание в дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.
Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний важную роль играет охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т.п.). Цель закаливания — выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холод, тепло и т.п.) и постепенного повышения его дозировки. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим и здоровьем, и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.
Основные принципы закаливания.
1. Учет индивидуальных особенностей ребенка. Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. При проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях всех детей по состоянию их здоровья делят на 3 группы: 1) здоровые дети, ранее закаливаемые; 2) здоровые дети, впервые приступающие к закаливающим мероприятиям, и дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья; 3) дети с хроническими заболеваниями и вернувшиеся в дошкольное учреждение после длительных заболеваний. По мере закаливания, но не раньше, чем через 2 месяца, воспитанников переводят из одной группы в другую. Основанием для перевода должны быть следующие показатели: отсутствие в этот период острых заболеваний, положительная эмоциональная реакция ребенка на процедуру, отсутствие отрицательных внешних признаков на холодовый раздражитель (выраженная одышка, резкое учащение сердцебиения, появление «гусиной кожи»).
2. Постепенность увеличения дозировки раздражителя. Постепенность заключается, прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.
3. Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускают детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию.
4. Систематичность. Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые были уже выработаны в процессе закаливания, и тем самым чувствительность организма к внешнему раздражителю снова повышается.
5. Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они в повседневной жизни ребенка не сочетаются с мероприятиями, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т.д.), и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой.
6. Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам. Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию на организм. Важно продумать и организовать проведение процедур так, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции.
Виды закаливания.
1. Закаливание воздухом. Воздух — наиболее доступное средство закаливания в любое время года. В атмосфере движение воздуха совершается интенсивнее, чем в помещении, поэтому кожные покровы человека, находящегося вне помещения, подвергаются более сильным его влияниям, что вызывает непрерывную защитную работу сосудодвигательных механизмов (сужение или расширение кожных капилляров). Систематическое пребывание ребенка на воздухе помогает организму выработать способность быстро адаптироваться к новым температурным условиям. Закаливание воздухом начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети.
Чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием, которое создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Сквозное проветривание проводят кратковременно, 5-7 минут, в отсутствии детей. Перепад температуры может достигать 4°-5° C, т.е. опускаться до +14° - 16° C. Проводят его: 1) утром перед приходом детей, 2) перед занятиями, 3) перед возвращением детей с прогулки, 4) во время дневного сна, 5) после полдника. В спортивном зале я провожу проветривание: 1) утром перед приходом детей; 2) после каждого занятия до прихода новой группы.
Оздоровительный эффект проветривания тем больше, чем большая поверхность кожи подвергается влиянию воздуха, поэтому необходимо постепенно приучать детей ходить в облегченной одежде (в зимнее время в помещении, а в теплую погоду вне его). При нормальной температуре воздуха дети должны находиться в двухслойной одежде и гольфах или носках. Во время воздушной ванны на тело ребенка действуют температура, влажность и скорость движения воздуха, а в весенне-летний период — еще и отраженные, рассеянные солнечные лучи. Воздушные ванны хорошо сочетать с массажем, пассивной и активной гимнастикой (дети первого года жизни), подвижными играми, физкультурными занятиями. Во время движений в организме ребенка образуется тепло, которое предохраняет от переохлаждения и простудных заболеваний.
Хождение босиком — хорошее средство для закаливания, укрепления и формирования свода стопы. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время с 2 — 3 мин до 10 — 12 мин и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, 20° — 22 °С. Затем детей приучают ходить босиком и в помещении. С детьми 5 — 7 лет рекомендуется проводить утреннюю гимнастику и физкультурные занятия сначала в носках, а потом и босиком. Полы в зале должны быть паркетными или покрыты пластиком, ковром. При температурах выше или ниже указанных, наступает соответственно перегревание или переохлаждение, что может стать причиной заболевания.
2. Закаливание солнцем. Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней. Поэтому солнечные ванны надо проводить осторожно, с учетом возраста и состояния здоровья детей. В дошкольных учреждениях закаливание солнцем осуществляется на прогулке, особенно в весенне-летнее время, при обычной разнообразной деятельности детей. Начинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяют руки и ноги (на голове при этом должна быть светлая шапочка). Для проведения солнечных ванн игры детей организуют под прямыми лучами солнца на 5 — 6 мин, а затем ребят вновь уводят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, для этого воспитанников раздевают, оставляя их в трусах и майках.
3. Вода как фактор оздоровления и закаливания. Водные процедуры могут быть местными (умывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса) и общими (обтирание и обливание всего тела). Используют воду такой температуры, которая не вызывает большого напряжения терморегуляционных механизмов ребенка (28 — 36 °С), и проводят тогда, когда тело его не переохлаждено и не перегрето. Водные процедуры имеют перед воздушными и солнечными ваннами то преимущество, что их можно легко дозировать.
Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно (через каждые 2 — 3 дня) снижают на 1 градус и доводят ее для детей от 1 года до 2 лет с 28° до 20 °С, от 2 до 3 лет — до 16° С, для детей 3 лет и старше — до 14°С. Детям до 2 лет обычно моют лицо и кисти рук, 2 — 3 лет, кроме этого, шею и руки до локтя, от 3 лет и старше при умывании можно обмывать и верхнюю часть груди.
Обтирание можно начинать с раннего возраста. Мальчиков и девочек старше 3 лет обтирают отдельно. Рукавички из мягкой материи, которыми обтирают детей, кладут в большой таз с водой нужной температуры. В воду добавляют морскую или поваренную соль (2 столовые ложки на ведро). После обтирания хорошо смоченной рукавичкой тело ребенка сразу же растирают сухим банным полотенцем.
Ножные ванны являются хорошим средством закаливания. Как известно, переохлаждение ног нередко приводит к простудным заболеваниям, так как при сильном их охлаждении рефлекторно сужаются кровеносные сосуды носоглотки, вследствие чего питание слизистых оболочек носа и зева ухудшается, а жизнедеятельность микроорганизмов, всегда находящихся там, увеличивается. Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма. Кроме того, ежедневные ножные ванны снижают потливость ног, являются профилактикой плоскостопия.
Закаливающие факторы, применяемые на занятиях физкультурой:
1. Лёгкая физкультурная форма (закаливание воздухом): футболки, шорты, носки и спортивная обувь.
2. Физические нагрузки в соответствии с принципами закаливания (систематичность и постепенность усложнения).
3. Проведение физкультурных занятий на воздухе (закаливание солнцем и воздухом).
4. Соблюдение температурного режима в зале.
5. Ходьба по массажным коврикам.
6. Дыхательная гимнастика (логоритмические упражнения в структуре занятия).
7. Ритмическая гимнастика (высокая двигательная активность в соответствии с принципами систематичности и постепенности усложнения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей «Новые подходы к организации закаливающих процедур»
Для повышения сопротивляемости организма ребенка инфекционным заболеваниям применяется хорошо всем известный способ – закаливание. Закаливание – целенаправленное использование...
Буклет "Организация закаливающих процедур"
материал для родителей о правилах организации закаливания...
Консультация для воспитателей на тему: «Организация закаливающих процедур»
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность зн...
Методические рекомендации по организации закаливающих процедур с детьми дошкольного возраста в летний период.
Закаливание — испытанное средство укрепления здоровья. В основе закаливающих процедур лежит многократное воздействие тепла, охлаждения и солнечных лучей. В результате закаливания...
О правильной организации закаливающих процедур
Закаливание – это система мероприятий, направленная на тренировку терморегуляторных процессов у детей раннего возраста. Не многие детские дошкольные учреждения могут похвастаться возможнос...
Консультация для педагогов «Правильная организация закаливающих процедур»
Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы...
"Организация закаливающих процедур в условиях дошкольной образовательной организации"
Закаливание необходимо, чтобы повысить устойчивость организма ребёнка к неблагоприятным внешним воздествиям....