Развитие творческого потенциала ребёнка методом мозговой активности.
консультация

Пухтинова Светлана Владимировна

О гармоничной работе 2-х полушарий мозга, являющейся своеобразным ключиком, позволяющим открыть дверцу, за которой спрятаны огромные потенциальные возможности человека.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Развитие творческого потенциала ребёнка методом мозговой активности.
        

Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий: левого и правого, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность (например, болевую или тактильную - осязательную). При этом правое полушарие в основном "обслуживает" левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой руки, ноги и т.д. и передает команды соответственно левой руке, ноге, а левое полушарие обслуживает правую сторону.
Главное отличие левого полушария от правого в том, что только в нем расположены речевые центры и переработка всей поступающей в левое полушарие информации происходит с помощью словесно-знаковых систем. Левое как бы дробит картину мира на части, на детали и анализирует их, выстраивая причинно-следственные цепочки, классифицируя все объекты, выстраивая схемы, последовательно перебирая все то, что попадает в сферу его восприятия или извлекается из памяти. На это требуется время, левое полушарие действует сравнительно медленно. Правое же полушарие, в котором нет центров речи, схватывает картину мира целостно, одновременно включая в рассмотрение всю конкретную реальность, не дробя на части, а синтезируя целостный образ во всей совокупности его конкретных проявлений. Оно специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Правое полушарие действует быстро.
Таким образом, левое полушарие можно назвать аналитическим, классификационным,  абстрактным, алгоритмическим, последовательным, индуктивным. Можно сказать, что левому полушарию свойственно рационально-логическое, знаковое мышление.

Правому полушарию соответствуют такие характеристики:  как целостное, синтетическое, конкретное, эвристическое,  параллельное (одновременное, а не последовательное), дедуктивное мышление. Его называют еще эмоциональным. Ему свойственно наглядно-образное, интуитивное, творческое мышление.

Левое полушарие отвечает за наши способности к чтению и письму. Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.
Обычно какое-то из полушарий у человека является доминирующим, что отражается на индивидуальных свойствах личности. Например, левополушарных людей больше тянет в науку. Правополушарные больше стремятся заниматься искусством или сферами деятельности, требующими индивидуальных образных решений. Подавляющее большинство великих творцов – композиторов, писателей, поэтов, музыкантов, художников и т.п. – "правополушарные" люди.

Вся современная цивилизация преимущественно левополушарная. Все обучение в нашей культуре ориентировано на людей с доминирующим левым полушарием. Увы, люди в большинстве своем игнорируют неисчислимые возможности, таящиеся в правой половине мозга.

До сих пор еще существует недооценка значения интуиции и интуитивного познания.

Ребенок поначалу является ярко выраженным правополушарным существом, но постепенно начинает подключаться и левое полушарие мозга и примерно с возраста двух лет к нему переходят наиболее важные функции (в первую очередь речь).

В связи с этим несколько слов о раннем обучении детей, становящемся все более модным. Всегда ли оно обосновано? Может быть в данном случае нарушается столь важный принцип воспитания, как своевременность. Татьяна Везель в своей статье "Левша – это хорошо или плохо?" (журнал "Материнство") пишет: "В последнее время набирает силу мода на раннее обучение. Родители соперничают, демонстрируя умение малышей читать, писать и считать. Бурно поощряя раннюю активность левого полушария, они буквально насилуют детей, стимулируя его деятельность, даже если этой активности нет.

Если правое полушарие успевает до победы левого накопить необходимый багаж, то все в порядке. Если нет, то левополушарный крен может "заблокировать" правый мозг, оставив навсегда психику данного человека обедненной. Ему будет труднее стать самим собой, а значит уникальным, неповторимым созданием, каковыми изначально задуманы все люди".

Так что раннее развитие детей имеет не только плюсы, но и минусы. Но этих "минусов" можно избежать, если стремиться к тому, чтобы оба полушария мозга у ребенка работали гармонично. А для этого нужно именно гармоничное развитие, без узкой специализированной направленности, а значит необходимо заниматься не только развитием интеллекта ребенка, но и его эмоциональным и физическим развитием.

Преимущества гармоничной работы полушарий мозга огромны. Это своеобразный ключик, позволяющий открыть дверцу, за которой спрятаны огромные потенциальные возможности человека.
Существуют также специальные упражнения, направленные на развитие правого полушария, которые используются в индивидуальной работе с детьми. Но и мы с вами можем выполнить их сами.

 
1. Упражнения на визуализацию.

Сядьте удобно, расслабьтесь и давайте немного пофантазируем.

Закроем глаза и представим белый лист бумаги, на котором большими буквами написано  имя каждого из вас. Представьте, что буквы стали синими... А теперь - красными, а теперь - зелеными. Пусть будут зелеными, но лист бумаги вдруг стал розовым, а теперь - желтым.

А теперь прислушайтесь: кто-то зовет вас по имени. Угадайте, чей это голос, но никому не говорите, сидите тихо. Представьте, что ваше имя кто-то напевает, а вокруг играет музыка. Давайте послушаем!
А сейчас  потрогайте своё имя. Какое оно на ощупь? Мягкое? Шероховатое? Теплое? Пушистое? У всех имена разные.
Теперь мы будем пробовать имя на вкус. Оно сладкое? А может быть, с кислинкой? Холодное, как мороженое, или теплое?

Мы узнали, что наше имя может иметь цвет, вкус, запах и даже быть каким-то на ощупь.
А теперь откроем глаза. Но игра еще не окончена.
Каждый педагог немного рассказывает о своем имени, о том, что он видел, слышал и чувствовал.

А теперь, карандашами каждый рисует своё имя. Рисовать можно все, что захочется, главное, чтобы рисунок отражал образ имени. Можно украсить рисунок, используя как можно больше цветов. Важно закончить рисовать в строго определенное время.
Затем необходимо объяснить, что значат те или иные детали, что педагог пытался нарисовать.
Теперь игра окончена, можно отдохнуть.

Вы, наверное, догадались, в чем ее суть. Мы прошли по всем ощущениям: зрение, вкус, обоняние, заставили включиться в деятельность и воображение, и речь. Таким образом, все зоны мозга должны были принять участие в игре.

Теперь можете придумывать и другие игры, построенные на таком же принципе. Например: "Имя-цветок" - рисуем цветок, который мы могли бы назвать своим именем; "Я взрослый" - пробуем представить и нарисовать себя взрослым (как буду одет, как говорю, что делаю, как хожу и так далее); "Воображаемый подарок" - пусть ребёнок дарит воображаемые подарки своим друзьям, а вам рассказывает, как они выглядят, пахнут, какие на ощупь.

2. Упражнение на визуализацию "Стирание из памяти стрессовой информации".

Садитесь, расслабтесь и закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист, карандаши, ластик. Теперь мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Далее, опять же мысленно, возьмите ластик и начинайте последовательно стирать ситуацию. Стирать нужно до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. После этого открываем глаза и производим проверку: закрываем глаза и представляем тот же лист бумаги – если картинка не исчезла, нужно снова мысленно взять ластик и стирать картинку до полного исчезновения. Упражнение рекомендуется периодически повторять.


3. "Ухо-нос".

 Левой рукой беремся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и поменяйте положение рук так, чтобы уже правая держалась за кончик носа, а левая – за противоположное, т.е. правое ухо.

4. "Колечко". 

Поочередно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

5. "Зеркальное рисование". 

Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

         Когда вы что-то делаете обеими руками одновременно, например, играете на музыкальном инструменте или даже набираете текст на клавиатуре, работают оба полушария. Так что это тоже своеобразная тренировка. Еще полезно совершать привычные действия не ведущей рукой, а другой. Т.е. правши могут пожить жизнью левшей, а левши соответственно наоборот стать правшами. Например, если вы обычно чистите зубы, держа щетку в левой руке, то периодически перекладывайте ее в правую. Если пишете правой рукой, переложите ручку в левую. Это не только полезно, но и весело. А результаты таких тренировок не заставят себя долго ждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественный труд, как средство развития творческого потенциала ребёнка.

Дизайн-проект: Творческий отчёт воспитателя по теме "Художественный труд, как средство развития творческого потенциала ребёнка."...

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ, как основополагающую ступень к развитию творческого потенциала ребёнка. (самообразование)

ВВЕДЕНИЕ В 2002 году, я закончила Воркутинский  педагогический  колледж по специальности  Учитель  начальных  классов.  Специализация ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.По во...

«Развитие творческого потенциала и художественно-эстетической активности дошкольников средствами продуктивной деятельности»

Система работы по развитию познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей средствами продуктивной деятельности...

Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала ребёнка дошкольника.

Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала ребёнка дошкольника....

Развитие творческого потенциала ребёнка

На мой взгляд, певческая    деятельность – единственный в настоящее время общедоступный способ музицирования. Петь хочет и может практический каждый рёбенок. Для того чтобы дети захотел...

Семинар-практикум для воспитателей и родителей "Развитие творческого потенциала детей методом мозговой активности".

Преимущества гармоничного развития двух полушарий головного мозга очевидны. В этом семинаре предложены рекомендации и описание практических упражненй для активизации работы левого полушария....

«Технология ТРИЗ как фактор развития творческого потенциала личности» (Метод мозгового штурма) (Педагогический практикум)

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активност...