Программа ЗОЖ
рабочая программа
Здоровье, столь мало уважаемое в юных летах, делается в летах зрелости истинным благом…
Н.М. Карамзин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_programma_zozh_fgos_oo_uo_in.docx | 64.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье, столь мало уважаемое в юных летах, делается в летах зрелости истинным благом…
Н.М. Карамзин
Пояснительная записка
Концептуальные основы Программы
В соответствии с требованиями ФГОС ОО УО (ИН) формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся является приоритетом деятельности образовательного учреждения, [1] поэтому более продуктивным является представление этого направления в формате специальной программы. Предлагаемый документ представляет собой комплексную программу формирования знаний, ценностных установок, личностных ориентиров и норм поведения подростков, реализация который позволит сохранить и укрепить физическое, психологическое здоровье учащихся 5-12 классов. А состояние здоровья подрастающего поколения является важнейшим показателем эффективности государства, благополучия общества.
Предлагаемая Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся 5-12 классов разработана с учетом комплекса факторов, определяющих состояние здоровья подростков, включая:
- неблагоприятные социальны - экономические, экологические, демографические условия;
- факторы риска, связанные с перегрузкой учащихся в общеобразовательных учреждениях, что приводит к ослаблению здоровья школьников
- отсутствие в нашей стране культуры здоровья, отсутствие традиций воспроизводства безопасного образа жизни;
- несформированность у многих школьников понимания сущности здорового образа жизни, позитивного отношения к здоровью, здоровому образу жизни.
В результате названных факторов каждый пятый школьник в нашей стране имеет хронические заболевания, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения в состоянии здоровья.
Цель программы - создание педагогических условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся ; формирования, укрепления и сохранения здоровья подростков на основе укрепления материально-технической базы образовательного учреждения и рациональной организации образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами.
Речь идет о создании условий для формирования психологически, физически, духовно и социально здоровой личности подростка, владеющего умениями, навыками сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья окружающих.
Задачи программы
На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели формирования, укрепления и сохранения здоровья подростков; формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся должны быть решены следующие задачи:
- формирование, развитие у школьников знаний о психологических, физических особенностях организма; основах здорового образа жизни; позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций;
- сформировать, развить представление о негативных факторах риска здоровью подростков (инфекционные заболевания, переутомление и др.); о существовании и причинах возникновения зависимости от табака, курения, наркотиков, других психоактивных веществ, их негативном влиянии на здоровье;
- формирование, развитие знаний об основных компонентах культуры здоровья, здорового образа жизни;
- формирование, развитие у школьников ценностного отношения, мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
- формирование, развитие знаний о полноценном (здоровом) питании, его режиме, полезности продуктов питания;
- формирование, развитие знаний о рациональной организации режима дня, включая продолжительность учебной деятельности и отдыха, необходимость двигательной активности, полезность занятий физической культурой, спортом;
- развитие у подростков навыков эмоциональной разгрузки;
- профилактика вредных привычек (табакокурения, употребления алкоголя и наркотических веществ).
Данная программа формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни учащихся основной школы разработана на основе «Конвенции о правах ребенка», Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Типового положения об общеобразовательном учреждении», Устава образовательного учреждения, СанПиНов и других документов.
Теоретико-методологической основой программы являются следующие теоретические положения, понятия, принципы:
- Определение понятия здоровья не только как отсутствие заболеваний и дефектов, но состояние полного физического, душевного и социального благополучия (определение экспертов Всемирной организации здравоохранения). Здоровье – это ресурс преодоления неблагоприятных воздействий окружающей среды (природной, социальной), адаптации к изменяющимся условиям и сил для изменения этих условий в желательном для себя направлении. Состояние полного здоровья – это сочетание оптимальных адаптационных возможностей и высокого функционального резерва организма.
- Принцип природосообразности (А.Я. Коменский), согласно которому построение образовательного процесса должно осуществляться на основе знания природы ребенка, в современном понимании – на основе закономерностей развития ребенка.
- Принцип культуросообразности, согласно которому здоровье рассматривается не только как природный феномен, но и как явление культуры.
- Принцип комплексного, междисциплинарного подхода, который заключается в единстве действий педагогов, школьного психолога, врачей в рамках укрепления и сохранения здоровья школьников.
- Стратегия здоровьесберегающей педагогики, в соответствии с которой значимой целью педагогического коллектива является формирование в образовательном учреждении здоровьесберегающего образовательного пространства. Сущность которого – исключение или минимизация вредных для учащихся воздействий образовательного процесса и постепенное наращивание условий, способствующих построению здоровьесберегающего, здоровьеукрепляющего образовательного пространства школы.[2]
- Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям школьников определенного возраста, в соответствии с которым объем учебной нагрузки и уровень сложности изучаемого материала должны соответствовать индивидуальным возможностям учащихся.
Содержание программы.
Основное содержание программы формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени основного общего образования структурировано по разделам. Каждый раздел программы отражает конкретное направление воспитательной работы.
Раздел 1.
Здоровьесберегающая инфраструктура
Цель раздела:
Совершенствование здоровьесберегающей инфраструктуры как объективного условия для охраны здоровья, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников.
Задачи раздела программы
Совершенствование организационных (материально-технических, санитарно-гигиенических и других) условий для охраны здоровья, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников.
Содержание организаторской деятельности:
- благоустройство и специальное оборудование школьной территории (гигиенически рациональное зонирование и озеленение школьного участка);
- защита территории школьного участка и школьного здания от попадания экологически вредных отходов, загрязняющих веществ, бытового мусора;
- создание на школьном участке и в здании школы всех требуемых зон активного и пассивного (тихого) отдыха;
- регулярная проверка соответствия состояния и содержания школьного здания, помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся; требованиям внешней безопасности и несанкционированного проникновения в школьное здание посторонних лиц;
- наличие в школьном здании физкультурно-оздоровительного (физкультурного) зала, отвечающего санитарно-гигиеническим требованиям, наличие спортивных площадок, других помещений, предназначенных для активного занятия школьников физической культурой;
- использование бассейна ФОКа города на договорных условиях;
- материально-техническое оснащение школы игровым и спортивным оборудованием (в спортивном зале, в других, предназначенных для этого помещениях школы), отвечающего требованиям обеспечения безопасности;
- комплектация образовательного учреждения учебной мебелью, соответствующей требованиям;
- обеспечение учебных помещений системой кондиционирования, которая позволяет выдерживать необходимые параметры температуры и влажности воздуха);
- обеспечение необходимого освещения в соответствии с гигиеническими требованиями;
- наличие медицинского кабинета, отвечающего требованиям, наличие помещений для медицинского персонала;
- наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для приготовления пищи;
- организация работы школьной столовой в соответствии с требованиями и нормативами;
- эстетическое оформление образовательного пространства;
- обеспеченность кадрами квалифицированных специалистов (по нормативам в расчете на количество обучающихся), обеспечивающих оздоровительную работу в школе (учителя физической культуры, логопеды, психологи, медицинские работники);
- сотрудничество школы с местными муниципальными и общественными организациями, представителями общественности, заинтересованными лицами по сохранению здоровья школьников;
- организация управления и контроля за реализацией названных выше мер, уточнение обязанностей среди представителей администрации образовательного учреждения.
Раздел 2.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся
Цель раздела:
Совершенствование организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся как педагогическое условие для охраны здоровья, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников.
Задачи раздела программы
Создание педагогических условий для охраны здоровья, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников путем снижения чрезмерного функционального напряжения и утомления, создания условий для снятия перегрузки.
Содержание организаторской деятельности:
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации, объему учебной и внеучебной нагрузки;
- чередование труда и отдыха школьников;
- использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся;
- введение педагогических инноваций только при условии гарантии их безопасности для психологического и физического здоровья школьников, что обеспечивается соответствующими экспертными процедурами;
- индивидуализация обучения, учет индивидуальных особенностей развития школьника;
- введение систематической работы со школьниками с ослабленным здоровьем, с ограниченными возможностями под строгим контролем медицинских работников.
Раздел 3.
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы обучающихся
Цель раздела:
Создание педагогических условий для эффективной организация физкультурно-оздоровительной работы обучающихся.
Задачи раздела программы
Совершенствование организации физкультурно-оздоровительной работы обучающихся, включая обеспечение рациональной организации режима обучающихся, нормального физического развития, повышения адаптивных возможностей организма как педагогическое условие для охраны здоровья, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников.
Содержание педагогической, организаторской деятельности:
- поиск эффективных форм и методов здоровьесберагающей деятельности для всех обучающимися с учетом их состояния здоровья (уроки физической культуры с дифференцированным уровнем физической нагрузки, занятия в секциях и др.);
- организация занятий по ПФТ;
- организация физкультминуток на уроках;
- организация работы спортивных секций;
- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий;
- (соревнований, дней здоровья, походов и др.).
- формирование, развитие мотивации школьников к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
- формирование у школьников понимания факторов окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления.
Раздел 4.
Реализация дополнительных образовательных программ
Цель раздела:
Создание педагогических условий для эффективной реализации дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Задачи раздела программы
Оптимизация внедрения в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ (образовательных модулей, компонентов), направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни как ресурс для совершенствования здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
Содержание педагогической, организаторской деятельности:
- поиск, отбор на основе экспертизы перспективных педагогических средств (дополнительных образовательных программ, образовательных модулей, компонентов), направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
- определение педагогических условий для внедрения дополнительных образовательных программ, образовательных модулей, компонентов в систему работы образовательного учреждения, в содержание урочной, внеурочной деятельности, в систему дополнительного образования;
- проведение конкурсов, праздников по тематике охраны здоровья;
- создания общественного совета по охране здоровья школьников;
- разработка и реализация плана работы, направленного на формирование ценностей здоровья, здорового образа жизни.
Раздел 5.
Просветительская работа с родителями (законными представителями)
Цель раздела:
Создание педагогических условий для построения и реализации эффективной системы просветительской работа с родителями (законными представителями).
Задачи раздела программы
Построение и реализация эффективной системы просветительской работа с родителями (законными представителями) как педагогическое условие совершенствования системы охраны здоровья, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников
Содержание педагогической, организаторской деятельности:
- организация лектория для родителей (законных представителей) по вопросам охраны здоровья, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников;
- приобретение и распространение среди родителей (законных представителей) необходимой литературы по вопросам охраны здоровья, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников;
- организация совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению профилактических мероприятий в области охраны здоровья, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников.
Технология реализации программы
Планируемые результаты реализации
Программы формирования культуры здорового
и безопасного образа жизни обучающихся с УО (ИН)
В результате реализации настоящей программы у учащихся основной школы должны быть сформированы следующие ценности, знания, умения, психологические установки, компетенции:
- понимание ценности здоровья как ресурса жизнедеятельности;
- компетентность в вопросах охраны здоровья, формирования культуры здорового образа жизни;
- понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;
-осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека:
1) физического (сила, ловкость, выносливость);
2) физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям);
3) психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие);
4) социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми);
5) духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;
- установка, мотивация к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях;
- понимание факторов окружающей природно-социальной среды, которые негативно влияют здоровье человека; знания способов их компенсации, избегания, преодоления;
- способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;
- знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;
- устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом;
- опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме;
- негативное отношения к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);
- отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.
При реализации программы школьники должны усвоить следующие теоретические и практические понятия:
- культура здорового и безопасного образа жизни;
- представления о здоровье и здоровом образе жизни;
- единство и взаимовлияние различных видов здоровья человека (духовного, физического, физиологического, психического и др.), их зависимость от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;
- факторы окружающей природно-социальной среды, позитивно и негативно влияющие на здоровье человека, преодоление влияния негативных факторов;
- последствия деятельности человека в природе, влияния природных и антропогенных факторов на здоровье человека;
- основы законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды;
- правила личной и общественной гигиены и санитарии;
- негативное влияние курения, употребления алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ) на здоровье человека
При реализации программы у школьников должны быть сформированы следующие ценностные установки:
- осознанное отношение к собственному здоровью,
- личные убеждения, качества и привычки, способствующие снижению риска здоровью в повседневной жизни;
- положительное отношение к правила личной и общественной гигиены и санитарии;
- мотивация к двигательной активности, занятиям физической культурой и спортом;
- негативная установка по отношению к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ).
Организация деятельности образовательного учреждения по формированию здорового и безопасного образа жизни
Реализация программы предполагает комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, включая следующие направления:
- создание соответствующей инфраструктуры профилактики здоровья;
- формирование благоприятного психологического климата;
- рациональную организацию образовательного процесса, включая эффективную физкультурно-оздоровительную работу, организацию питания в соответствии с требованиями и нормативами;
- просветительскую работу с родителями (законными представителями) обучающихся;
- привлечение родителей к разработке программы формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников и участию в ее реализации.
Программа деятельности по формированию у школьников осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формированию личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни, включает несколько образовательных (организационных и содержательных) модулей, которые должны стать основой построения соответствующей образовательной деятельности.
МОДУЛЬ 1 — комплекс образовательных мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
- способность составлять рациональный режим дня и отдыха; следовать рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о динамике работоспособности, утомляемости, напряженности разных видов деятельности; выбирать оптимальный режим дня с учетом учебных и внеучебных нагрузок;
- умение планировать и рационально распределять учебные нагрузки и отдых в период подготовки к экзаменам; знание и умение эффективного использования индивидуальных особенностей работоспособности;
- знание основ профилактики переутомления и перенапряжения.
МОДУЛЬ 2 — комплекс образовательных мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
- представление о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания, выбор соответствующих возрасту физических нагрузок и их видов;
- представление о рисках для здоровья неадекватных нагрузок и использования биостимуляторов;
- потребность в двигательной активности и ежедневных занятиях физической культурой;
- умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности, включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные занятия спортом.
Для реализации этого модуля необходима интеграция с курсом физической культуры.
МОДУЛЬ 3 — комплекс образовательных мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
- навыки оценки собственного функционального состояния (напряжения, утомления, переутомления) по субъективным показателям (пульс, дыхание, состояние кожных покровов) с учетом собственных индивидуальных особенностей;
- навыки работы в условиях стрессовых ситуаций;
- владение элементами саморегуляции для снятия эмоционального и физического напряжения;
- навыки самоконтроля за собственным состоянием, чувствами в стрессовых ситуациях;
- представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, факторах, их вызывающих, и условиях снижения риска негативных влияний;
- навыки эмоциональной разгрузки и их использование в повседневной жизни;
- навыки управления своим эмоциональным состоянием и поведением.
В результате реализации данного образовательного модуля обучающиеся должны иметь четкие представления о возможностях управления своим физическим и психологическим состоянием без использования медикаментозных и тонизирующих средств.
МОДУЛЬ 4 — комплекс образовательных мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
- представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания;
- знание правил этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;
- интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа; чувство уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов.
В результате реализации данного образовательного модуля обучающиеся должны самостоятельно оценивать и контролировать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни (учебной и внеучебной нагрузке).
МОДУЛЬ 5 — комплекс образовательных мероприятий, позволяющих провести профилактику разного рода зависимостей:
- развитие представлений подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
- формирование адекватной самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния; формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
- формирование представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья, о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха;
- включение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности;
- ознакомление подростков с разнообразными формами проведения досуга; формирование умений рационально проводить свободное время (время отдыха) на основе анализа своего режима;
- развитие способности контролировать время, проведённое за компьютером.
МОДУЛЬ 6 — комплекс образовательных мероприятий, позволяющих овладеть основами позитивного коммуникативного общения:
- развитие коммуникативных навыков подростков, умений эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни в разных ситуациях;
- развитие умения бесконфликтного решения спорных вопросов;
- формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение), а также поступки и поведение других людей.
План работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни
Организационный блок | |||||
1. | Обновление картотеки по вопросам формирования ЗОЖ | сентябрь-ноябрь 2019 | ЗД по ВР, библиотекарь | ||
2. | Составление программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с ФГОС ОО УО (ИН) | Август - сентябрь 2019 | ЗД по ВР | ||
3. | Обновление странички «Здоровье» на сайте образовательного учреждения | 1 раз в 2 недели | Учитель информатики | ||
4. | Пополнение методической копилки по формированию ЗОЖ | в течение года | ЗД по ВР | ||
5. | Создание электронного банка фикультминуток для уроков на второй ступени обучения. | февраль | Руководители МО 2 ступени обучения | ||
6. | Утверждение программ летней оздоровительной компании с учётом здоровьесбережения | апрель | Нач. лагеря, Руководитель ЦЗ | ||
7. | Анализ результатов деятельности | май | Руководитель ЦЗ | ||
8. | Обновление банка видео материалов по формированию ЗОЖ | в течение года | Руководитель ЦЗ | ||
9. | Организация спортивных секций, кружков и факультативов, направленных на профилактику ЗОЖ | сентябрь | Зам. директора по воспитательной работе | ||
Педагогический блок | |||||
1. | Работа по заполнению автоматизированной программы профилактических осмотров школьников | 2019 год | Мед. Сестра Кл. руководитель 5 класса Учитель физ-ры | ||
2. | Круглый стол. Обмен опытом. | март | Руководитель ЦЗ | ||
3. | Изучение удовлетворённости родителей качеством медицинской и педагогической помощи учащимся второй ступени обучения | февраль | Руководитель ЦЗ | ||
4. | Мониторинг физической подготовленности обучающихся | в течении года | Учитель физкультуры | ||
Физкультурно-оздоровительный блок | |||||
1. | Организация секции «Баскетбол» (5-9 классы) | в теч. всего года | Учитель физкультуры | ||
2. | Организация секции «Волейбол» (5-9 классы) | в теч. всего года | Учитель физкультуры | ||
3. | Организация секции «Теннис» (5-9 классы) | в теч. всего года | Учитель физкультуры | ||
4. | Организация секции «Аэробика» (5-7 классы) | в теч. всего года | ЗД по ВР | ||
5.. | Цикл бесед по ТБ (5-12 классы) | два раза в месяц | Кл. рук | ||
6. | День здоровья (5-12 классы) | раз в месяц | уч. Физкультуры ЗД по ВР | ||
7. | Акция «Внимание, дети!» (5-12 класс) | сентябрь май | ЗД по ВР | ||
8. | Семейная физкультурно-оздоровительная акция «Здорово быть здоровым» | сентябрь | Руководитель центра здоровья | ||
9. | Акция «Спорт вместо наркотиков» (5-12 классы) | ноябрь | ЗД ВР | ||
10. | Соревнования по теннису, шахматам (5-12 классы) | октябрь | уч. физкультуры | ||
11. | Соревнования по плаванию (9 класс) | ноябрь | уч. физкультуры | ||
12. | Акция «Будем жить» (8-12 классы) | ноябрь | ЗДВР | ||
13. | Соревнования по волейболу (8-12 классы) | март | уч. физкультуры | ||
14. | Тренировка и учение по действиям учащихся при возникновении различных ситуаций: пожар (5-12 классы) | раз в месяц | администрация | ||
15. | Соревнования по баскетболу (8-12 классы) | декабрь | уч. физкультуры | ||
16. | Конкурс рисунков «Добрая дорога детства» (5-8 классы) | январь | учитель ИЗО | ||
17. | «Зимние забавы» (катание с горы, на лыжах, коньках) (5-12 классы) | январь | кл. рук. | ||
18. | Акция «Школа – территория свободная от никотина» (5-12 классы) | январь | ЗДВР | ||
19. | Соревнования по лыжному спорту (8-12 классы) | январь | уч. физкультуры | ||
20. | Игровая программа к 23 февраля (5-12 классы) | февраль | ст. вожатая | ||
21. | Конкурс рисунков и плакатов на противопожарную тематику (5-12 классы) | февраль | уч. ИЗО | ||
22. | соревнования по пулевой стрельбе (12 класс) | январь | уч. физкультуры | ||
23. | Тематические классные часы «Разговор о правильном питании» (5-12 классы) | февраль | Кл. руководители | ||
24. | Конкурс фигур из снега (5-12 классы) | февраль | ЗДВР | ||
25. | Конкурс аэробики «Грация» (5 - 12 классы ) | март | ЗДВР | ||
26. | Неделя Здоровья (5-12 классы) | апрель | руководитель ЦЗ, учитель биологии, химии | ||
27. | Соревнования по лёгкой атлетике (8-12 классы) | сентябрь, май | уч. физкультуры | ||
28. | Конкурс агитбригад (5-12 классы) | апрель | ст. вожатая | ||
29. | |||||
30. | Турслёт (5-12 классы) | май | уч. физкультуры | ||
Походы (5-12 классы) | май | кл. руководители | |||
32. | Физкультминутки и динамопаузы во время уроков | Ежедневно | учителя-предметники | ||
Социальный блок | |||||
1. | Составление социального паспорта на класс. | Сентябрь. | Социальный педагог. | ||
2. | Составление социального паспорта школы. | Сентябрь. | Социальный педагог. | ||
3. | Выявление «трудных» подростков, и детей «группы риска». | В течении года | Классные руководители Социальный педагог | ||
4. | Утверждение совместных планов с инспектором по делам несовершеннолетних. | Октябрь | Социальный педагог, Инспектор ПДН. | ||
5. | Осуществление контроля за посещением уроков учащимися, состоящими на ВШК, контроль за поведением данных учащихся на уроках. | В течение года | Социальный педагог | ||
8. | Результативность работы классных руководителей по профилактике правонарушений и вредных привычек | Март | Социальный педагог | ||
Работа с учащимися | |||||
10. | Пропаганда юридических знаний, о правах, обязанностях и уголовной ответственности учащихся (5-12 классы) | В течение года. | Социальный педагог, инспектор ПДН | ||
11 | Декада правовых знаний (5-12 классы) | 2 четверть | Социальный педагог ЗД по ВР | ||
12. | Внутришкольный учет детей, злостно уклоняющихся от учебы и склонных к нарушениям общественного порядка. | Ежемесячно | Социальный педагог. | ||
13. | Контроль за занятостью учащихся во внеклассных мероприятиях, кружках и секциях. | Отчет в ноябре | Социальный педагог | ||
14. | Проведение бесед с учащимися 7-9 классов: «Агрессивные формы поведения. Виды. Ответственность». | Декабрь | Социальный педагог | ||
15. | Изучение Конвенции ООН о правах ребенка и четкое соблюдение этих прав(5-12 классы) | Февраль | Классные руководители Социальный педагог. | ||
16. | Систематическая работа со списком и картотекой учащихся «группы риска» | В течение года | Социальный педагог | ||
17. | Профилактические беседы инспектора по делам несовершеннолетних с учащимися 5-12 классов на тему: «Ответственность за уголовные и административные правонарушения» | Март | Социальный педагог | ||
18. | На базе школьной библиотеки организовать книжные выставки: «Дети и дорога», «Ответственность молодежи перед законом», «Три ступени, ведущие вниз» | В течение года | Заведующая библиотекой Социальный педагог. | ||
19. | Профилактические беседы о предупреждении травматизма в каникулярный период (5-12 класс) | 1 раз в четверть | Кл. руководители | ||
20. | Организация летнего отдыха для детей (5-12 класс) | Май | Социальный педагог Классные руководители | ||
21. | Контроль за занятостью учащихся 5-12 классов в период каникул. | Май – август. | Социальный педагог | ||
Медицинский блок | |||||
1. | Профилактический углублённый осмотр учащихся ( 10 лет, 12 лет) | октябрь- ноябрь | Мед. работник | ||
2. | Проф. Прививки против гриппа (5-12 класс) | октябрь- ноябрь | Мед. работник | ||
3. | Проф. прививки против инфекционных заболеваний (5-12 класс) | ежемесячно | Мед. работник | ||
4. | Оформление санбюллетеня | раз в четверть | Мед. работник | ||
5. | Мониторинг здоровья учащихся в рамках областного проекта «Межведомственная система оздоровления школьников» (5 классы) | до февраля | Мед. Работник классный руководитель пятого класса | ||
6. | Осмотр учащихся 5-12 классов на педикулёз и кожные заболевания | 1 раз в четверть | Мед. работник | ||
Диспансеризация обучающихся 5-9 классов | |||||
7. | Цикл бесед «Острые вирусные инфекции и ГРИПП» (5-12 класс) | Первое полугодие | Мед. работник | ||
8. | Контроль за организацией питания в школьной столовой | ежедневно | Мед. работник | ||
9. | Контроль за соблюдением нагрузки на учащихся на уроках физкультуры | раз в полугодие | Мед. работник | ||
10. | Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием классов и школьных помещений | ежедневно | Мед. работник | ||
11. | Осмотр учащихся по плану мед. работника (5-12 класс) | ежемесячно выборочно, 1 неделя после каникул | Мед. работник | ||
12. | Санитарно просветительская работа. Беседы, лекции (5-12 класс) | ежемесячно | Мед. Работник |
Мониторинг
эффективности реализации образовательным учреждением программы формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни
№ | Аспект изучения | Инструментарий | Класс Сроки |
1 | Изучение ценностного отношения обучающихся к ЗОЖ | Опросник | 3 четверть 4 класс |
2 | Состояние здоровья | Метод анализа статистической информации: - распределение по физкультурным и медицинским группам - отклонения в состоянии здоровья учащихся - общая заболеваемость учащихся программа «Межведомственная система автоматизированного мониторинга состояния здоровья учащихся» | 1-4 класс Декабрь
|
3 | Оценка своего образа жизни
| Опросник
| 3-4 класс |
Способы получения информации | |||
Понимание ЗОЖ | |||
4 | Результативность участия в соревнованиях и спортивных состязаниях
| Метод анализа статистической информации Метод анализа продуктов деятельности (творческих работ, выступлений) | 1-4 класс Раз в квартал 1-4 класс |
5 | Охват учащихся горячим питанием | Метод анализа статистической информации | 1-4 класс 1 раз в месяц |
6 | Количество учащихся, занятых двигательной активностью (секции, танцевальные кружки и т.п.) в системе дополнительного образования и внеурочной деятельностью | Метод анализа статистической информации Опрос | 1-4 класс 2 раза в год |
7 | Количество пропусков уроков по болезни | Метод анализа статистической информации | 1-4 класс 2 раза в год |
Критерии эффективности реализации учебным учреждением программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Критериями эффективности реализации учебным учреждением программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:
1. Динамика развития экологической и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Критерии, по которым изучается динамика процесса формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольным этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки РФ. – М., 2011. С. 26.
[2] Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. – М.: АРКТИ, 2008. С. 40.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...